«Техника метода контраргументации на уроках литературы» (на примере произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
статья
Техника психологического метода контраргументации на уроке литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrargumentatsiya.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Басова Кристина Александровна, преподаватель (учитель)
русского языка и литературы, истории
СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»
«Техника метода контраргументации на уроках литературы»
(на примере произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Самое главное, что необходимо учесть при контраргументации, – это то, что любое возражение преодолимо. Как говорится: «Даже из пасти льва всегда есть минимум два выхода...»
Цели:
- научиться использовать и применять методы психологической технологии контраргументации на уроках литературы;
- развитие у учащегося навыка рассуждения, построения логических связей в своих доказательных суждениях;
- развития навыка вести диалог, научиться аргументировать, доказывать и убеждать оппонента в дискуссии.
Задачи :
- сформирование навык умения общения и слушания собеседника;
- совершенствование форм решения проблемного вопроса;
- научиться использовать в собственной речи меткие слова и выражения;
- развивать навыки культуры речи;
- задача доказывающего сводится к подбору достаточных аргументов и выведению из них с логической необходимостью данного тезиса.
Аргументирование выдвигаемых положений - основной этап деловой беседы. Именно здесь формируется предварительное мнение; занимается определенная позиция с обеих сторон. В этом этапе выделяются две основные конструкции:
- аргументация (вы хотите что - либо доказать)
- контраргументация (вы опровергаете утверждение партнера).
Давайте рассмотрим такой этап, как контраргументация.
Благодаря специально созданным условиям, у учащегося возникает потребность в решении проблемы, желание убедить оппонента. Такое обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
Контраргументация - это система высказываний и доводов, построенных на основе анализа и поиска противоречий в аргументах собеседника с целью формирования или изменения его отношения к обсуждаемой проблеме.
Такое начало помогает партнёру почувствовать, что в принципе вы готовы и согласиться с ним. Выражение сомнения помогает партнёру почувствовать, что вы готовы обдуманно и честно взвешивать все аргументы.
Контраргументация -нейтрализация замечаний, опровержение доводов собеседника.
Методы контраргументации:
- опровержение тезиса оппонента фактами;
- критика доводов оппонента, т.е. доказательство того, что аргументы собеседника не обоснованы;
- «бумеранг» - обратный удар - реплика, аргумент собеседника возвращается к тому, кто его высказал, оборачиваясь против него;
- удар по системе демонстрации оппонента;
- доведение тезиса оппонента до абсурда;
- апелляция к публике;
- «довод к человеку» - вместо доказательства фактами или логикой собеседник обращается к личности человека, выдвинувшего аргумент;
- «поддержка» или метод «Да, но...» заключается в следующем: после того, как собеседник все изложил, вы добавляете ему еще несколько доводов, а затем продолжаете: «Но все это не может доказать, что...». Такой прием создает иллюзию, что использующий его проблему знает лучше.
И наконец метод, который мы рассмотрим подробнее - метод разделения аргументов.
Разделение аргументов инициатора на верные, сомнительные и ошибочные и обсуждение их по формуле:
- «Я согласен с вами в том, что…» (далее воспроизводится соответствующий аргумент);
- «Правда, я уже менее уверен, что...» или «Не могу избавиться от некоторого сомнения в том, что...» или «Хотелось бы, чтобы это было так, однако мой опыт говорит, что не всегда...» (далее воспроизводится сомнительный аргумент). Такое начало помогает партнеру почувствовать, что в принципе вы готовы и согласиться с ним. Выражение сомнения помогает партнеру почувствовать, что вы готовы трезво и честно взвешивать все аргументы.
- Работа, проведенная на этапах 1 и 2, помогает партнеру эмоционально смириться с вашим несогласием на этапе 3 и рационально оценить ваши встречные аргументы и доказательства.
Учитель утверждает тезис, а учащиеся должны по предложенной отработать метод контраргументации.
Давайте рассмотрим метод контраргументации на примере произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Учащийся должен убеждать по схеме:
1. Я согласен с тем, что …..
2. Я не уверен, («я сомневаюсь», «вряд ли», «едва ли»)
3. К сожалению, я не могу согласиться с тем,
Пример контраргументации к высказываниям:
1 "...Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными."
"Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…»
Я согласен с тем, что некоторые люди могут быть обыкновенные , а некоторые- иметь «дар, талант сказать в среде своей новое слово. " - необыкновенные.
Я не уверен, («я сомневаюсь», «вряд ли», «едва ли»), что люди, относящиеся к первому разряду , являются неким материалом, орудием для «необыкновенных», потому что все люди равны с момента своего рождения.
К сожалению, я не могу согласиться с тем, что «второй разряд людей» может себе позволить бесчинствовать и творить безнаказанно преступления.
2. Если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имeел бы право, и даже был бы обязан… устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству.
Я согласен с тем, что чтобы сделать открытия, ученый может пойти на какие-то жертвы.
Я не уверен, что чтобы сделать открытия для человечества, нужно жертвовать.
Я не согласен с тем ,что сотни человеческих душ можно загубить для того, чтобы человечество приобрело очередное открытие. Приходит на ум закономерный вопрос : «А нужно нам в таком случае такое открытие? Может быть, оно принесет больше вреда, чем пользы».
3. С одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. ..С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!
Я согласен с тем, что старушка вредная и что не сегодня – завтра умрет.
Едва ли можно согласиться с тем, что сотни людей можно спасти за «старухины» деньги.
Я не согласен с тем, что такое преступление, как убийство старухи, загладится тысячами добрых, так как всеобщую проблему нищеты и разложения общества это не решит.
Урок прошел в виде беседы, обсуждался проблемный вопрос. Использование психологической техники контраргументации на уроке способствует развитию у учащихся способности убеждать собеседника, овладению и усвоению знаний, развитию мышления, потому как ученик творчески и с интересом относится к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преступление Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой» в идеологическом романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
ПЛАНурока теоретического обученияпо предмету «Литература» Преподаватель: Вознюк О.Л. Место проведения: кабинет литературы № 9 Тема урока: «Преступление Раскольникова и «правда» Со...
Разработка урока "Критика вокруг романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»"
Урок литературы...
Ф.М. Достоевский.. «Преступление и наказание".
На этих уроках мы рассмотрим Петербург Достоевского, историю создания романа, Теорию Раскольникова, значение образа Сонечки Мармеладовой в романе и любовь, которая соединила Раскольн...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по литературе на тему «Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ на тему «Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»...
рабочая тетрадь для работы над содержанием романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
СПБ ГБПОУ «Колледж « Красносельский» Замысел автора……&helli...
методическая разработка учебного занятия «Борьба добра и зла в сердце человеческом…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
методическая разработка учебного занятия по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...