Тренинг "Дружная группа"
учебно-методический материал

КОЛЬЦОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

В тренинге используются упражнения на сплочение, которые помогают обучающимся стать слаженной командой и быстрее адаптироваться в группе, они поднимают тонус группы, повышают ее включенность и нацеленность на результат. Упражнения на сплочение в короткие сроки превращают разрозненную группу в целостный, единый, слаженный, четко работающий  механизм. Рекомендуется проводить в группах в период адаптации и тогда, когда по какой-либо причине в группе произошел "раскол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_druzhnaya_gruppa.docx302.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Мы – дружная группа»

Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование групповой сплоченности
  • Развитие творческих способностей
  • Обучение принятию групповых решений

Время занятия: 1 час 30 минут.

План тренинга

  1. Знакомство участников с целями и задачами тренинга (2 мин)
  2. Упражнение «Настроение» (2 мин)
  3. Упражнение «Приветствие» (2 мин)
  4. Групповые нормы (4 мин)
  5. Упражнение “Возьми листочек” (10 мин)
  6. Упражнение “Ассоциации” (10 мин)
  7. Упражнение “Интуиция” (15 мин)
  8. Упражнение “Горячий стул” (10 мин)
  9. Упражнение “Собери коттедж” (20 мин)
  10. Упражнение “Ливень” (10 мин)
  11. Рефлексия (3 мин)
  12. Упражнение «Настроение» (2 мин)

Ход занятия

  1. Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга 

Время: 2 мин.

  1. Упражнение «Настроение»

Время: 2 мин.

Входящие рисуют настроение на ватмане.

  1. Упражнение «Приветствие»

Время: 2 мин.

Назовите свое имя и покажите какой-нибудь жест.

  1. Принятие групповых норм

Время: 4 мин.

  • Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе , не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
  • Говорить максимально искренне.
  • Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
  • В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним, называя по имени.

5. Упражнение “Возьми листочек”

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Время: 10 мин.

Оборудование: пачка листочков.

Тренер передает по кругу пачку бумажных листочков со словами: “Возьмите себе листочков, сколько захочется, в пределах разумного”.

После того как все участники взяли листочки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько листочков он взял.

  1. Упражнение «Ассоциации»

Цель: поможет каждому участнику прояснить, что такое группа.

Время: 10 мин.

Инструкция: Наш тренинг называется «Мы - группа». Предлагаю каждому для себя прояснить, что такое группа. Упражнение, которое мы с вами проведем, вроде простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды ваших одногруппников на многие вопросы.

Возьмите ручку и бумагу.

Ваша задача – услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

1) Если команда - это постройка, то она…

2) Если команда - это цвет, то она…

3) Если команда – это музыка, то она…

4) Если команда – это геометрическая фигура, то она…

5) Если команда – это название фильма, то она…

6) Если команда – это настроение, то она…

Назовем ответы по кругу, друг за другом по часовой стрелке.

Рефлексия:

- Что вам понравилось в этом упражнении?

- Какие ответы были для вас самыми интересными?

- Какие ответы удивили вас?

- О чем нам говорит это упражнение?

7. Упражнение “Интуиция” (15 мин.)

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.

  1. Упражнение «Горячий стул» 

Время: 10 мин.

  1. Упражнение «Собери коттедж»

Цель: Это упражнение на сплочение показывает группе преимущество открытого общения и командной работы.

Время: 20минут

Ресурсы: Предварительно готовим 4 конверта с «пазлами» из больших фотографий дома. Фотографии абсолютно одинаковые. При подготовке конвертов нужно так перемешать «пазлы», чтобы в каждом конверте оказалась часть деталей от других «пазлов» (приложение 1).

Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст нам возможность и почву для обсуждения темы командной работы. Для его выполнения нам нужно поделиться на четыре команды. Каждая команда, теперь возьмите конверт. Внутри конверта «пазл». Ваша задача, используя командные ресурсы как можно скорее собрать «пазлы».

На работу у вас максимум 15 минут.

Рефлексия:

     - Как вы себя чувствуете?

- Что сейчас происходило?

- Чем вы можете гордиться?

- Что не получилось?

- Как это упражнение связано с работой?

10. Упражнение “Ливень”

Время: 10 мин.

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
  • Щелчки пальцев одной руки;
  • Щелчки пальцев двух рук;
  • Хлопки в ладоши;
  • Хлопки по груди;
  • Хлопки по одному колену;
  • Хлопки по двум коленям;
  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

Правила:

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

  1.  Рефлексия

Время: 2 мин.

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

  1. Упражнение «Настроение»

Время: 2 мин.

Входящие рисуют настроение на ватмане.

Литература

  1. Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ.: Речь, 2010. – 174 с.
  2. Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе )
  3. http://www.trepsy.net/

                                                                                                   Приложение 1.

https://www.poselkiinfo.ru/images/photos/pavlovo-2-taun-hausyi_96/1000x1000/1450369122.jpeg

http://i79.beon.ru/4/60/2136004/26/84882826/3927824_17493_9_640_480_____.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект социализации обучающихся коррекционных групп (из группы международных проектов)

Главная цель реализации международных проектов в образовательном учреждении: воспитание обучающихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге. Международны...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02. История Специальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1. Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной  основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 060301  Фармация, 060101 Леч...

Календарно-тематический план Дисциплина ОГСЭ.02 История Специальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1. Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3

Календарно-тематический план Дисциплина ОГСЭ.02 ИсторияСпециальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1.Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3...

Дети " группы риска". Работа с детьми "группы риска" и их семьями.

Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными ...

КОС по ПМ 03 МДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, МДК. 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖСМДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в т...

Работа куратора учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в группе

В данной статье описывается методика работы куратора (классного руководителя) учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в учебной группе....

« D - ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ МАРГАНЦА». «D-ЭЛЕМЕНТЫ. ПОБОЧНАЯ ПОДГРУППА VIII ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА»

Лекция по учебной дисципдине "Общая и неорганическая химия" для студентов фармацевтических колледжей...