Сенсорное развитие детей с ТМНР.
статья

Трофимова Ирина Юрьевна

В современном мире дети с ТМНР при условии целенапраленного обучения способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_s_tmnr.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире дети с ТМНР при условии целенаправленного процесса воспитания и образования способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности. Развитие особенных детей должно представлять собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Важность сенсорного развития и воспитания детей определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на чувственном познании. В исследованиях доказана важность и необходимость полноценного чувственного опыта для умственного развития детей с нарушением интеллекта. Важнейшим направлением воспитания детей с ТМНР является развитие их восприятия, которое включает в себя как восприятие окружающей действительности, так и восприятие речи. Взрослые обязаны предоставить детям полноценную сенсорную среду для формирования чувственных впечатлений, с одной стороны. А с другой научить детей понимать речь окружающих и, насколько это возможно, самостоятельно пользоваться речью как вербальной, так и не вербальной. Следующим этапом в работе является развитие общей моторики, которая обуславливается работой крупных мышц тела и позволяет ребёнку самостоятельно сидеть, ползать, ходить и т. д. На основе навыков общения и развития крупной моторики можно приступать к работе по развитию и формированию навыков мелкой моторики. Постепенно вырабатывается скоординированность мелких мышц рук и глаз. Это позволяет ребёнку на первых этапах отрабатывать рефлекс захвата, а в конечном итоге учиться рисовать, лепить и т. д. Всё что дети смогут увидеть, услышать, тактильно и эмоционально ощутить, является для них необходимой информацией о мире.  Воспитанники данной категории с которыми я работаю обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, но вследствие инертности психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы — сформировать целостное восприятие предметов и явлений окружающей среды достаточно проблематично и является очень продолжительным процессом. Коррекционная работа по сенсорному развитию проблемных детей проводится во всех видах детской деятельности: в быту, в жизненных ситуациях, при самообслуживании, в играх, в предметно-практической деятельности, рисовании, лепке, ручному труду и т. д. Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать разнообразные виды игр: дидактические, предметные, подвижные, строительно- конструктивные, пальчиковые игры, театр . В процессе игровой деятельности педагогами ставятся такие задачи, как: – переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка; – возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка; – получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире; – внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях. Развитие мелкой моторики помогает не просто укрепить руки детей, сделать их более гибкими и умелыми, что благотворно влияет на общее развитие ребёнка, но помогает стать более уверенными и самостоятельными, а это помогает им адаптироваться в ближайшем для них окружении.  Основной целью овладения навыками мелкой моторики является формирование бытовых навыков и прежде всего навыков самообслуживания, что особенно актуально для детей с ТМНР. Основным принципом работы педагога с детьми с ТМНР является принцип дифференцированной и индивидуальной коррекционной помощи, которую необходимо осуществлять в повседневной  формирование работе. Необходимо  опираясь уделять внимание  большие каждому ребенку  особенно и, обязательно, эмоционально  психомоторный фиксировать малейшее  связано достижение воспитанника. Для  трудности данных детей  имеет обучение и воспитание — это  умение слитный, неразделимый  советую процесс. Особенно  способствует актуальны предметно-практические  начинает занятия, благодаря  протяжении которым у детей  передают формируются санитарно — гигиенические  знакомстве навыки, развивается  грубой моторика и игровая  ведет деятельность, что  фактуры способствует интеллектуальному  сенсорную развитию каждого ребёнка. Все  жизни занятия педагог  уникальной сопровождает живой  можем эмоциональной речью  особенно и всемерно побуждает  мониторинг детей посильно  нашей использовать речь  также по ходу деятельности. Стимулирование  гудения и организация двигательной  предъявляю активности каждого  всегда ребенка также  когда является непременным  собственную условием при  видов проведении занятий. Идея  учеников педагогического оптимизма  светоощущение является основной  майоран для организации  нарушено занятий с детьми. Только  новой при постоянном  ближайшем и целенаправленном взаимодействии  образования со взрослыми воспитанники  усиления могут знакомиться  запаха с окружающим миром  введения и овладевать пусть  введения минимальными, но так  тактильные необходимыми жизненными  зеленым навыками общения  зависимости и познания, благодаря  человека которым они  помогать могут быть,  восприятие насколько это  распознавать возможно, более  собственную самостоятельными. Необходимо  ловкость создание на занятиях  видов конкретных ситуаций,  шляпок благодаря которым  детей решаются следующие  дети задачи: Развитие  распознавать аккуратности в процессе  желанию деятельности. Развитие  образования положительного эмоционального  развития фона и позитивного  формы отношения к различным  развития видам творческой деятельности. – Проявление  речь принятой в обществе  осязанию эмоциональной реакции  необходимо на происходящее, – Проявление  степени интереса к предложенной  определяют деятельности, – Участие  узнавание в коллективном праздновании,  переживание желание играть  случаях вместе с детьми .Воспитание  облучаться чувства радости  должен от участия в коллективной  новой продуктивной деятельности – Эмоциональная  моторика реакция на успехи  напоминающие товарищей, – Появление  заткну у ребенка доверия  усиления и желания взаимодействовать  эффективность с взрослыми и другими  нередко детьми, – Проявление  овладеть интереса к творческой  коробки деятельности и получение  учатся удовольствия от сделанного.  закрепление

Состав  съедаем учащихся с ТМНР,  непрерывно обучающихся в классах  взаимодействие коррекционно- развивающего  наклеенные обучения и реабилитации  разгрузки весьма разнороден. Тяжелая  наступает форма интеллектуальной  новой недостаточности может  очень сочетаться с различной  случайным неврологической симптоматикой,  используется нарушениями зрения,  происходит слуха, опорно- двигательного  свое аппарата, соматическими  тмнр нарушениями. Наряду  переживание с недоразвитием всех  развития психических процессов (ограниченный,  этом не соответствующий возрасту  другие ребенка запас  этим знаний и представлений  сенсорика об окружающем мире,  неразделимый низкая познавательная  возникновение активность, несформированность  более функций внимания  делают и памяти, недостаточная  различают регуляция поведения) отмечается  осязанию системное недоразвитие  ароматерапия речи, а иногда  посредством и полное ее отсутствие. Многие  органа проблемы обучения  ощупь и поведения детей  обоняние с ТМНР являются  узнавание результатом  этом искажения процесса  четверти сенсорного развития. Сенсорное  познавательным развитие — это  активности развитие восприятия  колючий и формирование представлений  определенном о внешних свойствах  положительного предмета.  Цель  опираясь процесса сенсорного  случайным развития состоит  внеурочное в том, чтобы  обследования научить ребенка  неоднократно воспринимать окружающий  нередко мир во всем  сенсорика богатстве его  облучение красок, запахов,  начинает звуков, помочь  заткну ему овладеть  свое множеством практических  слуха действий, которые  ориентировке пригодятся в повседневной  звуки жизни. Но для  процессе учащихся с ТМНР характерна  формы неспособность интегрировать  умение сенсорную информацию,  реализовать поступающую от различных  подходы органов чувств, для  мебель того, чтобы получить  является точную картину  чтобы реального окружения  реализовать Учащиеся с ТМНР  восприятии чаще выделяют из  замедленного широкого спектра  фактуры сенсорных сигналов  мониторинг отдельные, аффективно  физический значимые для  связано них раздражители (звуки,  происходит запахи, цвет, форму и  родитель пр.), поэтому  размещении окружающий мир  замедленного выступает для  размещения них как  физический хаотичный и раздробленный.

     Этапы сенсорного  формирование развития. Всем  запоминают известно, что  работе глаза – орган  развития зрения, уши – орган  методические чувств, кожа – орган  неразделимый осязания (тактильное  формирование восприятие), нос - орган  запоминают обоняния, язык – орган  разгрузки вкуса. Человек  всегда обладает еще  ароматерапия одним органом  более чувств: мышечно - суставным  тмнр аппаратом, который  после отвечает за проприоцептивное восприятие,  тмнр то есть способность  маленьких определять положение  опираясь тела в пространстве  процесс с закрытыми глазами. Развитие  мышц некоторых чувств  усиления начинается еще  идея до появления ребенка  зависимости на свет. Эти  классе чувства иногда  облучение называют базовыми,  формируются и их стимуляция в течение  потребность первого года  распознавания жизни ребенка  процесса оказывает решающее  светоощущение влияние на развитие  степени его мозга. Зрительное  занятия восприятие специалисты  когда не относят к базовым  более чувствам. Согласно  основе результатам экспериментов,  процессов младенец начинает  физический различать свет  усвоение и тьму за несколько  протяжении недель до своего  слабослышащими рождения. Но,  дают появившись на свет,  расстоянии малыш должен еще  объектом научиться смотреть  можно и видеть. Для развития  необходимыми зрительного восприятия  более очень важна  поэтому стимуляция. Обоняние,  внешним по всей вероятности,  возможность развивается с момента  получение рождения. Вкусовое  наличие восприятие развивается  основе благодаря стимуляции,  комплект которую обеспечивает  формирование еда и питье. В  дают нашей жизни  контурные обоняние и вкус  собственную уже не играют  течение такой большой  детей роли, как  более в жизни наших  менее предков, однако  детей для самопознания  восприятие и эмоциональной стороны  температуры жизни человека  способствует значение этих  проведение чувств достаточно  глава велико.

    Важно  фактуры то, что  активно посредством движений  помогать ребенок исследует  восприятии отношения, в которых  дети находится его  мебель тело и пространство,  активно начинает постигать  происходит отношения. Обычные  чувства дети получают  детей стимуляцию всех  грубой указанных чувств  сформировать от окружающей среды. Однако  убирать даже практически  кроме здоровые дети,  неоднократно живущие в интернатах,  коррекцию лишены многих  своего стимулов, и поэтому  всегда для обеспечения  способствует их нормального развития  момента необходимо проводить  первый дополнительные занятия. Дети  данная с ТМНР не могут  отмечается сами получить  уроки весь полезный  работе многообразный опыт  планомерное так, как  способности обычные дети,  цветом у них всегда  наклеенные бывают сенсорные  применять нарушения. В таких  планомерное случаях мозг  особенно не может реализовать  коррекция все свои  момента возможности из-за  греки недостаточной сенсорной  необходимыми стимуляции. Иногда  оценить для того,  получить чтобы ослабленные  тактильная органы чувств  орган могли прореагировать  основе на стимуляцию или чтобы, мозг  хромотерапии сумел справиться  призваны с тем или  глава иным специфическим  запаха стимулом, требуется  тактильные более сильная,  который чаще повторяющаяся  учеников стимуляция, производимая  знакомстве в отсутствии других  используются воздействий. Интенсивная  стимулирует стимуляция чувственного  сочетания восприятия детей  родитель с особыми потребностями,  коррекцию если ее проводить  знакомиться с шестимесячного возраста,  которая плюс ранняя  глава помощь дают  насколько результаты даже  дают в случаях очень  учащихся тяжелых нарушений.

В  зуда процессе коррекционного  имеет обучения крайне  получить необходимо организовать  можно познание своих  хромотерапии потребностей, умение  интеграции выбирать раздражители,  замедленного вырабатывать привязанности,  элементарные воздействовать на восприятие — «Я  снятие знаю, чего  облучение я хочу и чего  когда мне не хочется»; «Если  глаза будет шумно,  который то я заткну себе  непрерывно уши, приглушу  посредством музыку, радио,  следить телевизор и т. п.»; «Если  только будет темно,  маленьких я могу зажечь  хромотерапии свет»; «Если  классе будет холодно,  задания надену свитер» и  предметов т. д.

Коррекция  провожу зрительного восприятия. У  различают органа зрения  стимуляция большие познавательные  дремлющие возможности: выделение  слухо в предмете формы,  акустическому цвета, величины,  советую материала, фактуры,  этом конструкции, степени  колючий привлекательности и др. Происходит  применять это через  также усвоение сенсорных  после эталонов, которые  движений в зрительном восприятии  более для цвета  слабослышащими представляют  красок  телефон спектра и их оттенки  всегда по светлоте (близость  процесс к белому) и насыщенности (степень  проводится чистоты); для  комплект формы — геометрические  запоминают фигуры: круг,  благотворно квадрат, овал,  развитие прямоугольник, треугольник;  протяжении для величины — метрическая  помогать система мер. В  поэтому работе с детьми  нарушено с ТМНР ставятся  предметов такие основные  многие задачи по развитию  зрительного и коррекции зрительного  знакомстве восприятия:  формирование  важную умения всматриваться;  распознавание  развития и называние цвета,  маленьких формы и т. д.;  сравнение  применять и группировка по внешним  тмнр признакам;  развитие  реализовать визуального выборочного  глава восприятия (интерпретация  новой того, что  плоские мы видим, в том  окружающего числе посредством  влияет понимания таких  одетых элементов, как  ткани сходство — различие,  целью изображение — фон,  данная способность к визуальному  восприятия дополнению части  способствует до целого). В качестве  зеленым учебно-тренировочного материала  развития используются образцы  обоняния цветной бумаги,  также пластика, ткани,  дают цветные дощечки,  методические геометрический комод (набор  результатам плоскостных и объемных  геометрических геометрических фигур),  состав мозаику, цветной  обоняние конструктор и прочее. Для  уникальной коррекции зрительного  целью восприятия применяются и  месяце разрезные картинки,  фактуры картинки предметов  учителя с ошибками в размерах,  зуда предъявляются предметы  запоминают в перевернутом виде,  много предлагается узнать  дремлющие целое по фрагменту. Для  познавательным развития зрительного  коробки восприятия и элементов  влияния логического мышления  также используют комплект  интереса геометрических фигур.В  лишены процессе предметно-практической  процесс деятельности дети  предметов с ТМНР на доступном  трудности им уровне знакомятся  определяются с хроматическими (цветные) цветами  освежители и ахроматическими (не  также цветные: черный,  хромотерапии белый, серый) и  заткну их оттенками, учатся  основе выделять теплые  необходимо и холодные краски, адекватно  цветной раскрашивать предметы,  дают распознавать и получать  плоские на бумаге мягкие  призваны пастельные и резкие  случайным контрастные сочетания  интенсивная цветов, представлять цветонасыщенность и цветоконтрастность. У  наличие детей с ТМНР  окружающий формирование ряда  желанию качеств восприятия (обобщенность, категориальность,  расстоянии апперцепция, антиципация) нарушено  пищеварение существенным образом. Формирование  если и опознание зрительных  мозг образов осуществляются  дети на основе активной  слуха ориентации в наглядном  стимулирует материале, определенных  особенно мыслительных операций  узнавание и способности к предвосхищению  процесс перцептивного результата.

Слух  трудности играет очень  речь важную роль  основным в развитии человека. Ребенок,  расстоянии лишенный слуха,  внешним не имеет возможности  может воспринимать те звуковые  этом сигналы, которые  учащихся столь важны  мышц для познания  развития окружающего мира,  зеленым для создания  напоминающие полных и всесторонних  развиваются представлений о многих  сформировать предметах и явлениях  дремлющие действительности (шум  имеет водопада и журчание  окружающего ручья, завывание  окружающий вьюги и шелест  фиксировать листвы, пение  происходит птиц и звучание  радости оркестра), не может  цветом обеспечить себе  обследования безопасность (не  разгрузки слышит шум  уникальной машин на дороге,  орган звуки падающих  просто предметов и др.). При  знакомятся тяжелых нарушениях  распознавать слуха человек  цветом не может пользоваться  формы многими источниками  подходы информации, рассчитанными  выражает на слышащего человека (радиопередачи,  уверенными лекции, телефон  умение и пр.), полноценно  которые воспринимать содержание  важную телепередач, кинофильмов,  внешним театральных спектаклей. Особенно  сочетания важна роль  речь слуха в овладении  процесс человеком речью. При  геометрических отсутствии слуха  благодаря или его  глаза значительном снижении  посильно ребенок не может  лишены самостоятельно без  эффективность специального обучения  проводить овладеть устной  детей речью, так  способствует как лишен  обоняние возможности воспринимать  используется речь окружающих  одинакового в качестве образца  развития для подражания,  замедленного а также контролировать  чувства свое собственное  впечатления произношение. В силу  осязанию этого резко  благодаря ограничиваются возможности  получить общения с другими  звуковысотный людьми, а следовательно,  свое и познания. Отсутствие  используется или недоразвитие  можно речи ведет  облучаться в свою очередь  мозг к нарушениям в развитии  уверенными других познавательных  дремлющие процессов и, главным  диагностики образом, словесно-логического  сформировать мышления. В работе  необходимо с детьми с ТМНР  процесса ставятся следующие  усвоение задачи по развитию  течение и коррекции слухового  потребность восприятия:  формирование  сенсорика умения вслушиваться; - узнавание  колючий знакомых звуков  методические и голосов;  различение  основе шумов, звуков  уменьшение и голосов по громкости,  возможности высоте, звонкости,  своей протяжности;

Коррекция  овладеть осязания. Осязание имеет  окружающий следующие познавательные  года возможности: характеристика  геометрических формы, величины,  основе фактуры материала,  усваиваются качества поверхности,  результат определение температуры,  окружающего веса тактильным  греки способом. Первые  тактильная впечатления ребенок  жизни получает через  нашей ощущения от прикосновений,  виде которые сообщают  слухо ему о том,  советую что происходит  после вокруг. Тактильную  зрительные информацию об окружающем  начинает мире малыш  поэтому воспринимает через  поэтому физический контакт,  проведение например, когда  опираются его пеленают,  используются баюкают, поглаживают,  более целуют. Он выражает  только свое удовлетворение (или  определенном неудовлетворение) физическим  вязание действием. Идет  прямоугольника процесс познания,  другими который рождает  развития сознание. Ощущения  обоняние от прикосновений дополняются  майоран визуальными и слуховыми  также впечатлениями. К осязанию  мозг относятся тактильные,  различной температурные, барические,  ароматерапия болевые ощущения,  знания т. е. те, что  обоняние воспринимаются кожей,  телефон площадь которой  более у человека в среднем 2 кв. м. (некоторые  таких к осязанию относят  трудности также вибрационные  расстройства ощущения, чувство «препятствия» у  получить незрячих). Природная  детей потребность в тактильных  дидактические ощущениях велика,  окружающего а в работе с детьми  составляются с ТМНР просто  майоран незаменима. Незаменимы  усвоение в работе и следующие  базилик коррекционные приемы  четверти и методические указания:  усваиваются переходить от мягкого  числе к твёрдому, используя  усиления контрасты между  поэтому грубой структурой  шляпок материала и гладкой. Осязанием,  уроки как средством самокомпенсации,  формирование активно пользуются  цветом не только люди  движений с нарушением зрения,  предметах но и слуха, речи,  тмнр интеллекта. Поэтому  предъявляю познавательные движения  года руки следует  следует целенаправленно использовать  грубой в лепке, рисовании,  мозг конструировании, при  цвета знакомстве с новыми  убирать предметами, сравнении  наступает различных объектов. Особо  расстоянии важное значение  мышечно имеет организация  тмнр осязательной деятельности  тактильная при восприятии  протяжении и изучении формы  внешним предмета, букв,  сформировать цифр, геометрических  наличие фигур, которые в целом  анализаторной ряде случаев  которая легче усваиваются  греки посредством ощупывания,  узнавание чем зрительно.

Коррекция обоняния  величины и вкуса. К познавательным  контурные возможностям органов  стимуляция обоняния и вкуса  способствует относятся:  узнавание  особенно предмета по запаху  диагностики и вкусу;  установление  тмнр степени приятности  восприятии пищи;  степени  всех свежести (испорченности) продукта,  классе зрелости плодов;  определение  подходы качества запаха  мозг и вкуса, температуры  необходимо и качества поверхности  детей съедаемого.  дифференцирование предметов  вощеные на съедобные и несъедобные;  использование  объектом запаха при  насколько ориентировке в пространстве,  чтобы в качестве сигнала  облучаться о происходящих событиях  потребность и др. В работе  распознавания с детьми с ТМНР  снятие по коррекции обоняния  наряду используются элементы  знакомиться ароматерапии для  хромотерапии проведения релаксации  учащихся и переключения с одного  температуры вида деятельности  расстройства на другой. Советую  развития родителям учащихся  свое использовать не вызывающие  можно аллергию запахи  необходимо дома.. Считается,  успехи что ароматерапия  восприятие на фоне музыки  которая снимает спастику у детей  момента с ДЦП.    

Обоняние  нашей и вкус, несмотря  запаха на незначительный процент  трудности воспринимаемой информации  передают извне, дают  свое широкие, эмоционально  специального насыщенные возможности  этим для совершенствования  поэтому и коррекции психофизического  необходимо развития человека,  ведет чаще нравятся  мышц детям с ТМНР  тмнр и позволяют использование  способствует для усиления  таких мотивации во время  такую познавательной деятельности

Для каждого ученика  ловкость составляются индивидуальные  размещении коррекционно-развивающие программы  светоощущение обучения, одним  интеграции из разделов которых  психомоторный является «сенсорное  овладеть развитие». Программы  определенных составляются в тесном  чего контакте с родителями  расстройства учеников и обязательно  тмнр согласовываются на медико-педагогических  неоднократно консилиумах, приводящихся в начале  который каждого учебного  дает года. Родители  который по желанию в любое  восприятии время года  способствует и обязательно в конце  материала каждой четверти  благодаря получают информацию  потребность о результатах работы  интенсивная по этой программе  овладеть в классе и рассказывают  определенных о её выполнении дома. До  усвоение сведения родителей  расстройства учеников доводится,  проводить что обогащение  нашей сенсорного опыта  уверенными должно происходить  развиваются постепенно и непрерывно,  мышц а не случайным образом. Чтобы  процесса развитие сенсомоторной  снятие сферы проходило  планомерное полноценно, необходимо  конкретные целенаправленное обучение. Ребенка  случайным следует научить  благотворно рассматриванию, ощупыванию,  органа выслушиванию и т. п.,  неразделимый т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. И очень важно закреплять полученные знания и умения дома. Мы помним, что сенсорное развитие – процесс не одного дня, месяца и года. Оно длится на протяжении всего периода нахождения ребенка в учебном заведении и ведется непрерывно и поэтапно на всех классных и внеклассных занятиях, во внеурочное время педагогами школы и далее эта работа продолжается в семье. Поэтому так важна роль совместной работы педагогов и родителей в этом направлении, а также необходимы единые требования и разумный подход в этом вопросе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственное учебно-методическое пособие "Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте"

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой...

Конспект НОД по сенсорному развитию детей группы раннего возраста «В гости к нам пришла лисичка»

Дидактические игры с детьми раннего возраста по определению цвета и размера....

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕНИЮ детей с ТМНР

Статья на тему "РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕНИЮ детей с ТМНР" будет актуальна и полезна для специалистов, педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития в услов...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возрастаКонспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста«Мишки в детском саду».Образовательные технологии: игровая, комм...

"Особенности сенсорного развития и сенсорная терапия для детей с аутизмом"

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвова...

Сенсорное развитие детей

это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе....