Формирование универасльных учебных действий на уроках в начальной школе.
учебно-методический материал по теме

Чередниченко Татьяна Ивановна

В презентации представлены: понятие УУД, функции, виды, критерии сформированности УУД, связь с содержанием учебных предметов, условия, список технологий, преемственность и планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_v_nachalnoy_shkole.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

                   «Универсальные учебные действия на уроках

                                    в начальной школе»

                                      Выполнила: учитель начальных  классов

                                      МБОУ «СОШ № 92»

                                      Чередниченко Татьяна Ивановна

                                        Г.Кемерово

          Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность учащегося самостоятельно, успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию всего процесса.  В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений.   

       Очень важно на ступени предшкольного образования выявить у детей предпосылки для формирования универсальных учебных действий прежде всего в личностной готовности к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы по специальным методикам. Эту же работу необходимо провести и по окончанию детьми начальной школы. 

  Функции универсальных учебных действий:         

         обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

         создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

         УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий.

(на экране)

Личностные УУД  (самоопределение, самообразование, нравственно=этическая ориентация)

Регулятивные УУД     (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные УУД (общеучебные, логические, знаково-символические - моделирование)

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, постановка и решение проблем)

       Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности.

Критерии сформированности основных видов УУД.

- показательность конкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровня развития класса;
-
учет системного характера видов универсальных учебных действий;
-
учет возрастной специфики видов универсальных  учебных действий;
-
возможности объективирования свойств универсальных учебных действий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.

       Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.                  

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом,  который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-

психологических особенностей обучающихся.

3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам

освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной

деятельности.

5. Педагогическое сопровождение этого процесса можно осуществлять с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

6. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются

ориентиром при организации мониторинга их достижения.

         Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности  организации своей деятельности? 

Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.

Второе - включение в учебную деятельность.

Третье - создание условий для личностного самоопределения и  самореализации ребенка.

Четвертое – диагностика.

Как сформировать Универсальные учебные действия?

Список технологий формирования УУД на экране.        

1.Технология Даны Толлингеровой "Таксономия учебных задач".

2.Проблемно-диалогическая технология.

3.Организация учебного сотрудничества.

4.Работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности.

5.Проектно-исследовательская деятельность.

6. Технология оценки образовательных достижений.

7. Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.

8. Технологии развивающего обучения.

      Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

- принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования,  в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться;

- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД  в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.);

      Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы  становится  ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.

Педагогические ориентиры: Развитие личности.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников

будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и

оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Педагогические ориентиры: Исследовательская культура

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Педагогические ориентиры: Культура общения

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Получается вот такой  «Портрет выпускника начальной школы». На экране

Формирование УУД в конкретных предметных областях  в таблице на столах.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Список литературы.

Литература. 

 1. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии  «полного усвоения».-М.:

   Дрофа,2004.

2.Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2011.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011 г.

5. Планируемые результаты начального общего образования /Л.А. Алексеева, С. В. Анащенкова , М. З. Биболетова и др./; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М., 2011

6.Проектные задачи в начальной школе./ Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.

7. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред.    А.А.Леонтьева М.,2006.

8. Селевко Г.К. Энциклопедия  образовательных технологий. М., 2006.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2011г.

Интернет ресурсы:

1.ProШколу.ru http://www.proshkolu.ru

2.http://www.proshkolu.ru/krawvenko50

3. Сеть Творческих учителей

4.Социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные  изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся  в ходе  овлад...

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...

Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...

Методическая работа на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (из опыта работы)

Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.Формирование универсальных учебных действий на уроках ...

Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»

В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс  ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...

Учебное пособие «Современный урок в начальной школе»

Учебное пособие «Современный урок в начальной школе» разработано в соответствии с требованиями ФГОС и предназначено для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.Уч...

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"....