Формирование универасльных учебных действий на уроках в начальной школе.
учебно-методический материал по теме
В презентации представлены: понятие УУД, функции, виды, критерии сформированности УУД, связь с содержанием учебных предметов, условия, список технологий, преемственность и планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_v_nachalnoy_shkole.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Универсальные учебные действия на уроках
в начальной школе»
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 92»
Чередниченко Татьяна Ивановна
Г.Кемерово
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность учащегося самостоятельно, успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию всего процесса. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений.
Очень важно на ступени предшкольного образования выявить у детей предпосылки для формирования универсальных учебных действий прежде всего в личностной готовности к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы по специальным методикам. Эту же работу необходимо провести и по окончанию детьми начальной школы.
Функции универсальных учебных действий:
‒ обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
‒ создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.
(на экране)
Личностные УУД (самоопределение, самообразование, нравственно=этическая ориентация)
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные УУД (общеучебные, логические, знаково-символические - моделирование)
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, постановка и решение проблем)
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности.
Критерии сформированности основных видов УУД.
- показательность конкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровня развития класса;
- учет системного характера видов универсальных учебных действий;
- учет возрастной специфики видов универсальных учебных действий;
- возможности объективирования свойств универсальных учебных действий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.
Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:
1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-
психологических особенностей обучающихся.
3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам
освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной
деятельности.
5. Педагогическое сопровождение этого процесса можно осуществлять с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
6. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются
ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?
Первое условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.
Второе - включение в учебную деятельность.
Третье - создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка.
Четвертое – диагностика.
Как сформировать Универсальные учебные действия?
Список технологий формирования УУД на экране.
1.Технология Даны Толлингеровой "Таксономия учебных задач".
2.Проблемно-диалогическая технология.
3.Организация учебного сотрудничества.
4.Работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности.
5.Проектно-исследовательская деятельность.
6. Технология оценки образовательных достижений.
7. Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.
8. Технологии развивающего обучения.
Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:
- принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться;
- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;
- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.);
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников
будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Получается вот такой «Портрет выпускника начальной школы». На экране
Формирование УУД в конкретных предметных областях в таблице на столах.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Список литературы.
Литература.
1. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения».-М.:
Дрофа,2004.
2.Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2011.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011 г.
5. Планируемые результаты начального общего образования /Л.А. Алексеева, С. В. Анащенкова , М. З. Биболетова и др./; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М., 2011
6.Проектные задачи в начальной школе./ Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.
7. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М.,2006.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2011г.
Интернет ресурсы:
1.ProШколу.ru http://www.proshkolu.ru
2.http://www.proshkolu.ru/krawvenko50
3. Сеть Творческих учителей
4.Социальная сеть работников образования nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овлад...
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...
Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...
Методическая работа на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (из опыта работы)
Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.Формирование универсальных учебных действий на уроках ...
Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»
В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...
Учебное пособие «Современный урок в начальной школе»
Учебное пособие «Современный урок в начальной школе» разработано в соответствии с требованиями ФГОС и предназначено для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.Уч...
Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"
Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"....