Методическая разработка по философии Античной эпохи.
методическая разработка
Открытый урок по предмету ОГСЭ.01 "Основы философии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по философии Античной эпохи. | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРНОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж)
РАССМОТРЕН: на заседании ЦМК общих гуманитарных и социально экономических дисциплин Рекомендован к утверждению Председатель ЦМК ___________/ С.В.Иванова | Утверждаю: Зам. директора по УМ и НР _________________С.В.Рыленко «_______»__________________ Старший методист _________________Н.Н.Карцева «_______»__________________ |
Открытое занятие
по теме «Философия Античного мира»
для обучающихся специальности 130404 Открытые горные работы ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж.
Разработал преподаватель основы философии и обществознания
Корсаков А.Е.
Новокузнецк, 2016
Введение
Открытое занятие по теме «Философия Античного мира» разработано для обучающихся III курса специальности 130404 Открытые горные работы ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж.
Методическая цель открытого урока: методика проведения урока изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления обучающихся и с использованием мультимедиа.
Тип урока: урок изучения нового, включающий в себя следующие части: организация начала урока, постановка цели урока, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов.
Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Для отбора содержания определяющими являются требования рабочей программы к уровню подготовки обучающихся.
Обучающийся должен уметь: ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Обучающийся должен знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества, основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; об условиях формирования личности, свободе.
Выбор методики изложения определяется поставленными целями, структурой и объёмом содержания, логикой её построения, использования наглядных и технических средств обучения.
Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.
Методами обучения на данном уроке являются: метод мотивационного учения; объяснительно-иллюстративный метод (предъявление готового знания, интонационное выделение логически важных моментов изложения, инструктаж по заполнению таблицы, мультимедийное обеспечение); проблемно-поисковый (заполнить таблицу, анализируя и группируя информацию); метод самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа по заполнению таблицы); метод контроля (проверить правильность заполнения таблицы).
Методические приемы: работа в группах с источниками, выступление лидеров, сравнительный анализ информации, выступление студентов с сообщениями, работа с нормативным документом, беседа.
Ожидаемый результат:
- студенты самостоятельно работают и анализируют нормативный документ, заполняя таблицу; готовят краткие информативные справки.
- у студентов формируются умения аналитико-синтезирующего характера: выделять существенные признаки; анализировать и группировать информацию; объяснять смысл обществоведческих понятий; формулировать собственную позицию; уметь слушать других и грамотно вести дискуссию.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Основы философии
Занятие №10 «Философия Античного мира»
Курс:_3_ группа: ОГР-13пу
Цель занятия: рассмотреть основные идеи и основоположников ранней греческой философии, раскрыть основные принципы философских школ Античности.
Задачи занятия:
Обучающая | Формирование у студентов целостного представления о мире; Обращение к проблемам смысла человеческого существования; Овладение основными методами философского и научного познания. |
Развивающая | Развивать мышление и уметь анализировать тексты |
Воспитывающая | Формирование гражданской позиции и ответственности.
|
Примечания
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Методика обучения: развивающее обучение.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оформление доски: Тема урока, план изучения новой темы, задачи для обучающихся, основные понятия, домашнее задание.
Основные понятия: античное время, софисты, древнегреческие школы.
Время: 90мин.
Ход урока:
1) Организационный момент (5 минуты).
Подготовка обучающихся к работе на занятии: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой обучающихся на работу.
2) Актуализация знаний (15 мин).
На прошлом занятии мы рассматривали тему «Основные понятия и предмет философии». Давайте вспомним(Обучающиеся отвечают на заданные вопросы):
- Что такое Философия? Когда возникла философия?
- Что является целью изучения философии? Какие разделы изучает философия? Какие три течения появились в онтологии?
- Что такое миф?
- Назовите отличительные признаки философии от мифа? Какие мифы вы знаете Древней Греции?
Так как философия появляется в Античную эпоху, мы сегодня изучим новую тему:
Тема урока: Античная философия.
3) Первичное усвоение новых знаний (60 мин).
Устно…
Обратите свое внимание, что определения «Милетский», «Спартанский», добавляемые к именам мудрецов, говорят о стране или городе, где они жили. Семерым мудрецам приписывали и другие уроки жизненной мудрости.
А сейчас давайте попробуем раскрыть основные принципы и идеи философских школ и их основоположников. Сейчас мы поговорим о тех философах, которые считаются учителями человечества. О тех, чьи философские идеи оказали решающее воздействие на наше представление о мире, на воспитание людей, на развитие человеческих начал в человеке.
План занятия :
1. Античная философия досократовского периода.
2. Классический период античной философии. Софисты. Сократ.
3. Объективный идеализм Платона.
4. Философские идеи Аристотеля.
4) Закрепление полученных знаний (10 мин)
Вопросы для закрепления материала.
1.
2.
Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже V111-V1 вв. до н.э. Испытав период блестящего расцвета в V1-V вв. до н.э. и продолжала развиваться в эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала III в. н.э.
Периоды античной философии:
1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала бытия)
2) гуманистический или классический (софисты, Сократ) – пытались определить сущность и человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали.
3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытие идеального бытия, формулировка основных философских проблем, построение первых крупных метафизических систем.
4) эллинистические школы эпохи завоеваний Александра Македонсткого и до конца языческой эры.
Преподаватель на доске чертит сравнительную таблицу «Древнегреческие школы Античной философии».
Обучающиеся делятся на 4 малые группы(3-4 человека) и каждая группа берет себе одну из древнегреческих школ, каждая группа делает задание у себя в тетрадях, а потом каждая группы записывает в общую таблицу на
доске.
10 мин.
Древнегреческие философские школы | дата | Представители школы | Происхождение мира | Свобода | Человек |
Обучающиеся делают вывод по сравнительной таблице.
2.Классический период античной философии. Софисты. Этический рационализм Сократа. Обучающиеся смотрят фильм про Сократа(20 мин).
Поскольку Сократ сам ничего не писал, то все, что мы о нем знаем, дошло до нас в основном, благодаря произведениям его ученика Платона. Во всех платоновских диалогах главный герой Сократ
Сценка: Добро и зло (2 студента)
1 студент: -Слышал я, друг мой, что ты очень умный!
2 студент:- Да уж, дураком себя не считаю,Сократ
1 студент: -А знаешь ли ты, что такое добро и зло?
2 студент: конечно знаю, клянусь собакой Сократ, кто этого не знает?
1 студент: тогда скажи, обман это зло?
2 студент: несомненно…
1 студент: - А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он выпил – это зло?
2 студент:- Да вроде нет…
1 студент: - А убийство конечно зло?
2 студент:- еще бы…
1 студент: А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью- это зло?
2 студент, - клянусь собакой, не знаю Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно, что есть добро и зло. А теперь я сомневаюсь.
1 студент: - Ничего ты не думал раньше, ты просто верил бездумно тому, что тебе говорили другие, тому, что ты где- то прочитал и увидел. А сам ты, только сейчас начнешь задумываться.
Главная идея самой античной философии в том, что есть вещи, которыми и должна заниматься философия- некие общие понятия, красота вообще, зло вообще, добро, мудрость, совесть, честь. Эти понятия помогают нам разобраться в хаосе повседневной жизни, обнаружить в ней устойчивые закономерности.
Физ.минутка.-5 мин.
Обучающиеся смотрят фильм про Платона и Аристотеля (20 мин) На основе просмотра и фильма и использования учебника, обучающиеся в тех же группах обучающиеся составляют сравнительную таблицу «Древнегреческие философы»
Сократ | Платон | Аристотель | |
Годы жизни | |||
Основные философские идеи | |||
Душа | |||
Государство | |||
Человек | |||
Свобода |
Вывод.
Закрепление материала!!!
Контрольные задания и вопросы:
1. Какие периоды выделяются в античной философии?
2. Что понимал под атомом Демокрит?
3. Чем онтология Платона отличается от онтологии Аристотеля?
4. Какое ключевое понятие в этике Аристотеля?
Рефлеския!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"
В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ ПЕТР I НАЗВАН ВЕЛИКИМ»...
Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» Тема « Эпоха дворцовых переворотов»
Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Да...
Методическая разработка интеллектуального турнира "Прекрасный мир Эпохи Возрождения"
Интеллектуальный турнир "Прекрасный мир Эпохи Возрождения" проводился как зачетное занятие по Мировой художественной культуре. Состязание двух групп в поединке на лучшее знание Эпохи,творчества Велики...
Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01Основы философии (для преподавателя) "Введение в философию"
Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии (для преподавателя) "Введение в философию" содержит:- Конспект лекции по теме «Природа философского знания».- Конспект...
Методическая разработка открытого урока преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "Основы философии на тему "Античная философия"
Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по философии, а также уроках МХК....
Методическая разработка урок-квиз Эпоха Петра
Урок-квиз по теме «Эпоха Петра» предназначен для организации обобщения знаний, необходимых для усвоения и обобщения знаний в рамках учебной дисциплины История. Ссылка на разрабо...
Методическая разработка урока: "Эпоха Павла Первого"
Методическая разработка урока "Эпоха Павла Первого" для студентов первого курса СПО включает в себя методические рекомендации, план и конспект урока, рассчитанного на 2 академических часа....