Методическая разработка открытого практического занятия по химии "Получение и свойства карбоновых кислот"
методическая разработка
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ Профессиональный лицей № 4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого практического занятия по химии
на тему: «Получение и свойства карбоновых кислот»
Автор:
Цамалаидзе Ирина Викторовна
преподаватель химии ГБПОУ ПЛ № 4
Владикавказ
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы.
Технологическая карта урока
Тема урока | Практическая работа «Получение и свойства карбоновых кислот» | |||
Цели урока | Получить уксусную карбоновую кислоту и изучить её свойства | |||
Задачи | Образовательные: - изучить лабораторные способы получения карбоновых кислот. - провести опыты, характеризующие химические свойства карбоновых кислот. Развивающие: - развивать умения применять знания на практике; -развивать умения анализировать, сравнивать, -развивать познавательный интерес, внимание и логическое мышление -продолжить формирование умений самостоятельной работы учащихся. Воспитательные: - воспитание мотивов обучения, положительного отношения к знаниям; - бережного отношения к лабораторному оборудованию | |||
Тип урока | Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Урок – практическое занятие | |||
Форма организации работы | Фронтальная. Индивидуальная, групповая | |||
Методы и приёмы проведения урока | Метод проблемного изложения материала, метод поисковой беседы, исследовательский метод в сопровождении лабороторного эксперимента. | |||
Планируемые результаты | Предметные: знать лабораторный способ получения уксусной кислоты и её химические свойства Личностные: - развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формировать уважительное отношение к чужому мнению; - осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке. Метапредметные: - уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения; - использовать различные способы поиска в соответствии с задачами урока; - уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |||
Межпредметные связи | биологией | |||
Образовательные ресурсы | Источники информации: -учебник О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, «Химия» 10 класс, Москва 2015, Дрофа - интернет- ресурсы - компьютер, проектор, экран, презентация; -реактивы: СН3СООNа, СН3СООН, Н2S04, NаОН, Мg, Zп, СаСО3 универсальная индикаторная бумага, фенолфталеин -оборудование: штатив, спиртовка, пробирки. пробка с газоотводной трубкой | |||
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | Организационный момент (1 мин) | -приветствует обучающихся; -проверяет отсутствующих; -проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. | Определение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности (2 мин) | Включение в деловой ритм. Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме. | Отвечают на вопросы преподавателя по теме, высказывают своё мнение по проблеме. Формулируют тему и задачи урока, определив границы знания и незнания. | Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового. Познавательные: Анализ объектов с целью выяснения их признаков и свойств. Коммуникативные: построение речевого высказывания |
3. | Актуализация знаний (10 мин) | Презентация по теме «Уксусная кислота» | Актуализация проводится с применением слайд-презентации об уксусной кислоте. | Личностные: смыслообразование Познавательные: Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: оценивание результатов деятельности. Коммуникативные: построение речевого высказывания |
4. | Выполнение практической работы (29 мин) | Учитель предлагает обучающимся, используя «Инструктивную карту» выполнить практическую работу. Повторяет технику безопасности | -обучающиеся изучают материалы «Инструктивной карты». Записывают схему отчёта в тетрадь. Вспоминают технику безопасности, расписываются в журнале по ТБ | Познавательные: Установление причинно-следственных связей, структурирование знаний. Регулятивные: Составление плана и последовательности деятельности. Коммуникативные: Умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме, построение речевого высказывания |
5. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) | Задаёт вопросы о задачах урока. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Личностные: Самооценка своей учебной деятельности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха. Регулятивные: Соотношение цели и результата. |
6. | Домашнее задание (1 мин) | Закончить оформление отчёта в тетради |
КОНСПЕКТ УРОКА
- Краткие теоретические сведения
- Строение карбоновых кислот.
Карбоновые кислоты - это органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп (-СООН), соединенных с углеводородным радикалом или водородным атомом. Карбоновые кислоты классифицируют:
а) в зависимости от числа карбоксильных групп в молекуле на одноосновные, двухосновные и многоосновные;
б) в зависимости от природы радикала на предельные, непредельные и ароматические.
- Получение
В лаборатории карбоновые кислоты можно получить из их солей, действуя на них серной кислотой при нагревании:
2СН3СООNа + Н2S04 t→ Nа2S04 + 2СН3СООН
ацетат натрия уксусная кислота
- Физические свойства
Низшие карбоновые кислоты - жидкости с острым запахом, хорошо растворимые в воде. С повышением относительной молекулярной массы растворимость кислот в воде уменьшается, а температура кипения повышается. Высшие кислоты - твердые вещества, без запаха, нерастворимые в воде.
- Химические свойства
1. Молекулы кислот в водном растворе диссоциируют
НСООН ↔ H+ + НСОО-
- Реагируют с металлами
2СН3СООН +Мg → (СН3СОО)2 Мg+Н2↑
ацетат магния
- Кислоты реагируют с основными и амфотерными оксидами и гидроксидами
2НСООН + Мg0 → (НСОО)2 Мg + H2O
формиат магния
СН3СООН + NаОН → СН3СООNа + Н20
- Кислоты реагируют с солями более слабых и летучих солей
H2O
2СН3СООН + СаС03 → (СН3СОО)2Са + Н2С03
ацетат кальция CO2
- Кислоты реагируют со спиртами
СН3СООН + С2H5ОH H2SO4 t СН3СООС2Н5 + Н20
- Муравьиная кислота подобно альдегидам легко окисляется (реакция «серебряного зеркала»)
НСООН + Аg2О NH4OH НОСООН + 2Аg↓
НОСООН ↔H2O+CO2
- При нагревании с концентрированной серной кислотой
муравьиная кислота отщепляет воду и образуется оксид углерода (׀׀)
НСООН H2SO4к H2O+CO↑
2.5. Применение.
- получение лекарств, солей, ацетатного шелка;
- уксусная кислота используется в пищевой промышленности;
- получение растворителей для лаков;
- средство для борьбы с насекомыми и болезнями растений, стимуляторы роста растений;
- красителей для тканей;
- кинопленки.
3. Реактивы, используемые для выполнения практической работы.
- ацетат натрия СН3СООNа
- раствор серной кислоты Н2S04
- раствор NаОН
- металл Мg (порошок), Zп (гран.)
- мел СаСО3
- раствор уксусной кислоты СН3СООН
- универсальная индикаторная бумага
- Оборудование, используемое для выполнения практической работы
- штатив,
- спиртовка,
- пробирки.
- пробка с газоотводной трубкой.
- Меры безопасности при выполнении практической работы
При выполнении работы имеют место следующие опасные факторы:
- возможность ожога пламенем спиртовки,
- пожароопасность,
- возможность ожога реактивами, особенно щелочами или кислотами.
- Первая помощь при ожогах
- При термических ожогах немедленно делают обильные примочки этиловым спиртом или раствором перманганата калия.
- При ожогах кислотами необходимо сразу же промыть пораженное место большим количеством воды, а затем 3% раствором гидрокарбоната натрия и опять водой.
- При ожогах едкими щелочами хорошо и обильно промыть пораженное место проточной водой, затем разбавленным раствором уксусной кислоты, после этого опять большим количеством воды.
- Порядок выполнения работы
- Подробно ознакомиться с соответствующими главами учебника и хорошо понять химизм процессов, которые предстоит изучить на практике.
- Внимательно прочитать инструкцию к выполнению данного опыта и продумать последовательность операций.
- Тщательно проверить, имеется ли все необходимое для проведения данной работы.
- Выполнить опыт, соблюдая все меры предосторожности, последовательность операций, количественные соотношения веществ, проводя нужные наблюдения.
- В процессе проведения опыта и особенно после его выполнения ответить на поставленные вопросы, сделать выводы.
- Записать протокол опыта в тетрадь.
8. ОПЫТ №1.
«Получение уксусной кислоты»
Поместите в пробирку 2-3 г ацетата натрия и к нему добавьте 1,5-2 мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которого опустите в другую пробирку. Смесь нагревайте на пламени до тех пор, пока в пробирке-приемнике соберется 1,0-1,5 мл жидкости.
Задание для самостоятельных выводов.
- Какое вещество образовалось в пробирке-приемнике?
- Какие признаки это подтверждают?
- Составьте уравнение соответствующей реакции.
ОПЫТ №2.
«Взаимодействие уксусной кислоты с некоторыми металлами»
В две пробирки налейте по 1 мл раствора уксусной кислоты. В одну пробирку всыпьте немного стружек магния, а во вторую несколько гранул цинка. В первой пробирке происходит бурная реакция, а во второй реакция протекает спокойно (иногда она начинается только при нагревании).
Задание для самостоятельного вывода.
- Как уксусная кислота реагирует с магнием и цинком?
- Сравните скорость этих реакций и напишите уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
ОПЫТ № 3.
«Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями»
Влейте в пробирку 1-1,5 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. При добавлении уксусной кислоты происходит обесцвечивание.
ОПЫТ №4.
«Взаимодействие уксусной кислоты со спиртами»
В две пробирки влейте по 2 мл раствора уксусной кислоты. В одну из них прилейте 2 мл этанола, а в другую - 2 мл изопентилового спирта. Затем в обе пробирки осторожно добавьте по 1 мл концентрированной серной кислоты. Пробирки закройте пробками с длинными стеклянными трубками- холодильниками.
Смесь осторожно подогрейте. Жидкости из каждой пробирки налейте в два сосуда с насыщенным раствором хлорида натрия.
Задание для самостоятельного вывода.
1. Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами минеральных кислот?
- Какие вещества образуются при взаимодействии уксусной кислоты с основаниями? При помощи каких опытов это можно доказать?
- Какие вещества образуются при взаимодействии уксусной кислоты со спиртами? Напишите уравнения соответствующих реакций.
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Тема: «Получение и свойства карбоновых кислот».
Отчет ведется кратко, но в нем должны быть отмечены:
- Цель работы.
- Реактивы.
- Оборудование.
- Ход работы.
- Наблюдаемые изменения - появление новой окраски, образование или
исчезновение осадка, появление запаха, изменение температуры и другие
признаки реакции. - Выводы.
Форма отчета:
Тема
Цель работы...
Реактивы
Оборудование….
Ход работы
Выводы
Название опыта и цель | Исходные вещества | Оборудование, посуда, чертёж прибора. Условия протекания реакции | Наблюдаемые явления и объяснение. Уравнения реакций | Выводы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого практического занятия в учебно-производственном магазине ТД «Закарпатье» на тему: «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ» для специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Методическая разработка открытого урока по теме: "Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей" для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...
Методическая разработка открытого практического занятия по дисциплине «Электротехника и электроника» с применением компьютерных технологий
Методическая разработка открытого практического занятияпо дисциплине «Электротехника и электроника» с применением компьютерных технологий для специальности 140407 «Электрич...
Методическая разработка открытого практического занятия
Методическая разработка открытого практического занятия на тему:«Управление проектом программы. Создание программы инсталляции информационной системы»по МДК 02.01 «Информационные тех...
Методическая разработка открытого практического занятия «ПМП при механических повреждениях, травматическом шоке, синдроме длительного сдавления». «Лабораторная диагностика заболеваний ССС,пищеварительной и выделительной систем"
Методическая разработка одобрена и рекомендована для преподавателей IV курса по специальности «Лабораторная диагностика» дисциплин «Безопасность жизнедеятельности&r...
Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)
Методическая разработка открытого практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...
Методическая разработка открытого практического занятия «Передача мяча в парах сверху»
Данная методическая разработка предлагается для преподавателей профессиональных образовательных учреждений. Занятие разработано на основе рабочей программы по физической культуре для ...
Методическая разработка открытого практического занятия по теме: «Осуществление сестринской помощи в трансфузиологии»
Методическая разработка открытого занятия по изучению темы «Осуществление сестринской помощи в трансфузиологии» разработано для проведения бинарного практического занятия по МДК 02.01. Сес...