Нестандартные педагогические действия, влияющие на личностное становление обучающихся
статья

В выступлении говорится о нестандартных педагогических действиях, влияющих на личностное становление обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление в рамках Школы руководителей учебных групп 05.02.2018

Нестандартные педагогические действия, влияющие  на личностное становление обучающихся

Киселева О.С., мастер производственного обучения

Когда возникает нестандартная педагогическая ситуация (группа сбежала с урока или исчез журнал учета успеваемости и посещаемости), у педагога часто возникает соблазн применения силового решения возникшей проблемы. Давайте попробуем сказать «стоп!» диктатору в себе и поискать альтернативные способы. На примере конкретного случая. Группа сбежала с урока? Рассмотрим возможный алгоритм действий классного руководителя или мастера производственного обучения по оптимальному разрешению нестандартных педагогических ситуаций.

 

Алгоритм действий педагога в нестандартной ситуации

Шаг 1 Стабилизация психологического состояния

В первую очередь, до принятия каких-либо действий, педагогу, который столкнулся со сложной, неоднозначной педагогической ситуацией, необходимо нормализовать свое эмоциональное состояние, сформировать философское отношение к возникшей проблеме. Здесь помогут широко известные психотерапевтические приемы (сделать 10 вдохов – 10 выдохов, досчитать до 10 и т.п.), основанные на взаимосвязи физиологических механизмов человека и психических процессов: в частности, нормализация дыхания помогает восстановить сбалансированное состояние.

Также можно волевым усилием развернуть свои чувства на 180° – и вместо давящего чувства досады, неподконтрольности ситуации попробовать ощутить радость от того, что с вашими подопечными ничего не случилось: все живы и здоровы.

После того как вы нормализовали свое эмоциональное состояние, можно переходить к следующей операции алгоритма.

Шаг 2 Педагогический анализ

Не спешите сразу выяснять истинную причину произошедшего инцидента – у вас есть хорошая возможность потренировать свою педагогическую интуицию, развить навыки эмпатии, способности к сопереживанию. Поставьте себя на место своих подопечных, проиграйте ситуацию с их позиции. Попытайтесь идентифицировать себя с конкретными воспитанниками, прежде всего наиболее яркими личностями, которые пользуются в группе авторитетом (именно они в наибольшей степени могут влиять на тот или иной ход событий в группе). Сыграйте роли формального или неформального лидера: подражайте манере речи, поведения, проиграйте возможные размышления, представьте семейную ситуацию того или иного обучающегося. Попробуйте догадаться, почему произошла проблемная ситуация.

В случае побега с урока причин может оказаться великое множество… Это может быть спонтанный, импульсивный поступок. Это может быть осознанный, взвешенный выбор – предпочтение более заманчивой альтернативы привычному уроку. И, наконец, самый непростой вариант – это может быть протест, осознанный или неосознанный, против нелюбимого предмета и соответственно учителя, который не смог заинтересовать обучающихся своим предметом; против конкретных действий определенного педагога. Самый-самый непростой вариант, если протест направлен против вас как профессионала и/или как личности, против ваших действий… Прислушайтесь к своей интуиции, попробуйте догадаться!

Параллельно с этим (но не ранее) можно подключить педагогическое мышление и проанализировать детали произошедшей ситуации, а также наметить стратегию, выработать примерный (жизнь обязательно внесет коррективы) план дальнейших действий.

Шаг 3 Выяснение истинной причины

В случае если вы не уверены в правильности своих догадок, можно побеседовать со всей группой или с его лидерами, чтобы прояснить ситуацию. Во время разговора важно действовать открыто, прямо, с позиции мы – равные субъекты образовательного процесса и в полной мере несем ответственность за результаты своего выбора. Проводить беседу лучше в нетрадиционной обстановке – либо в непривычной для обучающихся аудитории (например, в кабинете психологической разгрузки), либо в привычном кабинете с иначе выстроенным интерьером (столы, расположенные полукругом или кругом; другое освещение и т.д.). Это нужно для того, чтобы создать особый психологический климат, способствующий откровенности и большему раскрепощению ваших воспитанников.

Шаг 4 Нормализация ситуации

Ваши действия на данном этапе будут вытекать из понимания истинных причин произошедшей ситуации. Так, в случае ситуации побега с урока, если поступок был на самом деле импульсивным, группа вполне заслуживает наказания путем, например, лишения привилегий (какой из привилегий лишиться – похода на природу, проведения чаепития и т.д., – группа может выбрать сама).

Можно порассуждать о месте учебы в системе жизненных приоритетов воспитанников; об ответственности и выборе – о том, что каждый выбор влечет за собой определенные последствия, о которых необходимо задумываться. Лучше провести данный разговор в форме дискуссии, чтобы в максимальной степени получить обратную связь от своих воспитанников, дать им возможность высказаться.

Для обострения дискуссии рекомендуется использовать следующие приемы:

1) Сомнение. Это прием внесения сомнений относительно высказанных идей. Он позволяет отсеивать слабые, непродуманные высказывания, снимать попытки демагогических выступлений. Возможные фразы педагога: «Так ли это?», «Это все?», «Вы уверены?», «Звучит как-то слабо, бездоказательно».

2) Проблематизация. Этот прием состоит в требовании объяснения, обоснования, доказательства высказанных утверждений. Проблематизация обычно повышает продуктивность, основательность высказываний. Возможные фразы ведущего: «Обоснуйте ваш тезис», «Что это все-таки значит?», «Почему это так? Объясните все-таки нам».

3) Альтернатива. Ведущий выдвигает и обосновывает тезис, утверждение, противоположное высказанному участниками обсуждения, акцентируя внимание на возможности иной точки зрения, противоположного подхода, иного взгляда. Этот прием тренирует умение разностороннего анализа проблемы.

4) Доведение до абсурда. Используя этот прием, ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы. В данной ситуации классный руководитель легко может изменить ее: «А что, если учителя начнут «сбегать» с урока? Представьте себе, что все учителя школы покинули разом занятия ради своих, более интересных личных дел».

Если побег с урока являлся протестом против нелюбимого предмета (и соответственно педагога), против конкретных действий определенного педагога, классному руководителю необходимы осторожные продуманные действия по урегулированию проблемной ситуации. В данном случае он выступает в роли посредника, налаживающего отношения между группой и конкретным педагогом. Работа должна вестись сразу по двум направлениям: выяснение позиций со стороны обучающихся и со стороны педагога, против которого направлен протест. Далее необходимо организовать совместное обсуждение проблемы, целью которого будет нахождение компромиссного решения возникшей проблемы, достижение консенсуса. В случае если протест относится к вам как к педагогу или личности, к каким-то вашим действиям, необходимо максимально отстраниться от ситуации: самолюбие неизбежно будет вмешиваться и всячески мешать объективному анализу ситуации. Далее с позиции отстраненного наблюдателя произвести максимально беспристрастный анализ возникшей проблемы, понять, в чем вы действительно правы, а что стоит принять в сведению и изменить – в себе как в личности, в своей профессиональной деятельности, во взаимоотношениях с вашими воспитанниками. Только после проведенного самоанализа вы будете готовы к открытому разговору с группой и выработке совместного оптимального решения возникшей проблемной ситуации.

Вывод: Рассмотренный алгоритм применим и к другим нестандартным педагогическим ситуациям. Напомним лишь об отличии педагогического алгоритма от математического: если в математике алгоритм дает стопроцентную гарантию результата, то в педагогике не все так однозначно. Осваивая любой педагогический алгоритм, педагог должен прежде всего пропустить его через себя и применять его по-своему, творчески, каждый раз обращаясь к своей интуиции и задавая себе вопрос: «Уместно ли использовать это здесь и сейчас?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся

Педагогическая мастерская на уроках литературы как фактор личностного развития обучающихся...

РАБОТА КУРАТОРА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

 Аннотация: куратор - профессиональная роль,  функции куратора, накопленный опыт работы куратора....

Личностное становление учителя

В статье рассматривваются личностные качества педагога, необходимые для профессионального становления....

Работа куратора в совершенствовании воспитательного процесса, как фактор профессионального и личностного становления молодежи

Куратор - профессиональная роль,  функции куратора, накопленный опыт работы куратора....

Нестандартные педагогические действия, влияющие на личностное становление обучающихся

В презентации собран мастериал по нестандартным педагогическим действиям, вдияющим на личностное становление обучающихся....

Формирование психолого-педагогических условий для достижения личностных результатов обучающихся

           В  данной работе представлены результаты исследования в СПб ГБУ "Профессионально-реабилитационный центр" по выявлению педагогических усло...