Личностное становление учителя
статья на тему

В статье рассматривваются личностные качества педагога, необходимые для профессионального становления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностное становление учителя

                  Преподаватель ГПОУ ТО ТПК Артемова И.Б.

Каждый ли может стать хорошим учителем, если захочет? Только ли наличие знаний, умений определяет профессиональную подготовку учителя? Бесспорно, что для освоения любой профессии необходимы соответствующие способности. В профессиограммее учителя специальных педагогических способностей довольно много, мы не будем их здесь все перечислять, отметим, только то, что все они проявляются в деятельности. Часто деятельность любого субъекта, какого бы характера она не была, оценивается по двум признакам успешная - неуспешная, т.е. в зависимости от достижения результата. Если деятельность неуспешная, то какие причины лежат в ее основе? Психологи объясняют это так, все зависит от сознания личности, которое включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Следовательно, в процессе обучения будущих учителей, необходимо оказывать помощь студентам в осознании себя, как профессионала.

Проведенная диагностика самоотношения по методике В.В. Столина, СР.

Пантелеева   на   старших   курсах   колледжа показала   наличие проблемных зон в самосознании будущих педагогов (см.Таблицу 1).

Таблица 1

Результаты диагностики студентов по методике «Самоотношение» В.В. Столина, СР. Пантелеева

уровень

Интегральная

Самоуважение

аутосимпатия

Ожидание положительного отношения от

самоинтерес

самоуверенность

самопринятие

самору ко вод ство

самообвинение

самопонимание

высокий

20

28

16

8

29

9

14

10

10

6

средний

22

8

18

13

9

10

24

23

16

27

низкий

8

14

16

29

12

31

12

17

24

17

Первая шкала методики показывает интегральную самооценку личности, которая является аффективным образованием, результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения.

Студенты, которые дают себе низкую оценку по интегральной шкале (8 студентов) невротичны, тревожны, неуверенны в себе. Они живут во многих случаях несамостоятельно, по примеру других. В ориентировке на нормальное поведение у них личное подавляется, слабеет или проявляется в извращенной форме.

По шкале самоуважение низкие показатели имеют 14 студентов, что означает склонность к самообману, боязни правды, доминирование мотивации самоутверждения. Чем более человек не уважает себя, тем больше он не ценит и опасается других, стремится самоутвердиться, принижая своих партнеров. Низкое самоуважение проявляется как чувство малоценности и может скрываться за самоуверенностью и бравадой, выливаться в постоянное занижение своих возможностей, самоуничижение.

По шкале аутосимпатия 16 студентов с низкими показателями, что означает эмоциональное неприятие себя, видение в себе по преимуществу недостатков, низкая самооценка, готовность к самообвинению.

По аспекту самоотношения, как "ожидаемое отношение к самому себе" 16 студентов имеют низкие показатели, специфика этого измерения в том, что антипатия в собственный адрес приписывается другим людям вообще. У них складывается большая внутренняя дистанция с другими людьми. Часто они испытывают увлечения и страсть, которые быстро сменяются страхами, беспокойством, подозрительностью, непременной боязнью потерять любимого человека, ревностью.

По шкале самопонимание низкие показатели имеют 17 студентов, что означает наличие трудностей в самовыражении, понимании собственных побудительных мотивов деятельности и поступков, они плохо осознают убеждения и установки, разрушающие гармонию их отношений с самим собой и миром. Кроме того они не уверенны в себе, не верят в свои силы, не самостоятельны,   низко оценивают свои возможности.

10 студентов склонны к повышенному самообвинении, которое является хорошим способом защиты от необходимости принимать решения и защищать свои права.

17 студентов по шкале «саморуководство, самопоследовательность» показывают низкие оценки, что означает отсутствие последовательности в мыслях и поступках, 23 студента в привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, могут проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности "Я" у них ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.

Самое неблагополучное составляющее самоотношения студентов это неуверенность в своих силах (31 студент). Многие ученые указывают на то, что переживание неудачи чаще всего активизирует усилия человека по достижению поставленных перед собой целей, реализации жизненно важных ценностей, является одним из важнейших источников самосовершенствования. Вместе с тем, возможны случаи, когда неудачи в деятельности или общении перерастают в устойчивое чувства самоуничижения, которое преследует человека во всех его жизненных начинаниях.

Выявленные проблемы зоны самоотношения в процессе диагностики однозначно требуют корректировки, однако следует отметить, что кардинальное изменение представлений о собственном «Я» осуществляется с огромным трудом. Ведь изменить себя - это одновременно изменить себе, «предав» того себя, кем ты был совсем недавно, буквально только что. Информация, побуждающая человека пересматривать свое представление о себе, часто вызывает тревогу. Для сохранения самотождественности существуют специальные способы психологической защиты личности от тревожащей информации. Психологическая защита выступает как последовательное искажение когнитивной и эмоциональной составляющих образа реальной конфликтной ситуации с целью уменьшения эмоциональной напряженности, угрожающей индивиду в случае полного и адекватного отражения реальности. По методике «Индекс жизненного стиля» были выявлены следующие психологические защиты у студентов (см. Таблицу 2).


Таблица 2

Результаты диагностики по методике «Индекс жизненного стиля»

-I        1

Отрицание

Подавление

Регрессия

Компенсация

Проекция

Замещение

интеллектуализа ция

Реактивное образование

в

8

2

22

18

24

16

9

8

с

21

20

13

20

20

23

27

21

н

21

28

12

12

7

11

14

21

Из восьми представленных в методике «Самоотношение» психологических защит лидирующее место занимает психологическая защита «проекция», которая развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне. Проекция позволяет человеку считать собственные неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи чужими, и как следствие, не чувствовать за них ответственность.

Негативным        следствием        такой        защиты        является

желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств. Внешний объект, между тем, может не иметь ничего общего с тем, что на него спроецировано.

На втором месте, находится психологическая защита манипулятивного характера «регрессия», которая заключается в возвращении в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения. Регрессия развивается для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.


На третьем месте психологическая защита компенсация, она проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

На четвертом месте находится психологическая защита «замещение». Замещение — это та защита, которую все люди (и взрослые, и дети) обязательно используют в повседневной жизни. Замещение — это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.

Данная защита развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя. Замещение поэтому имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.

Таким образом, осознание собственных психологических защит, позволяет сознательно управлять своими психическими состояниями. Внутренний локус контроль позволяет значительно эффективнее справиться с проблемами, совладать с переживаниями фрустраций и конфликтов, решать жизненные задачи, развиваясь как личность, интегрируясь в социум, приобщаясь к духовным ценностям человечества, что является очень важным в профессии учителя, основного наставника подрастающего поколения.



Предварительный просмотр:

Оптимизация учебного процесса в колледже

Обсуждая традиционное образование с коллегами, мы пришли к выводу, что оно является хорошим для одних, но не для других. Почему? Потому, что некоторые занимаются не очень хорошо утром, но показывают хорошие результаты днем. Некоторые хорошо занимаются в шумных условиях с хорошим освещением, другие выполняют работу наилучшим образом в спокойном месте со смягченным освещением. Некоторые отличаются в условиях применения высокоструктурированных, директивных методов обучения; другие учатся намного лучше в неформальной, неструктурированной обстановке. Некоторым необходимо, и они хотят, чтобы им говорили что, когда и как нужно делать; другие демонстрируют самые высокие результаты, работая по собственной инициативе. Короче говоря, каждому присущ личный уникальный стиль научения. Некоторые из этих стилей проявляются в четко различающихся предпочтениях относительно таких переменных, как подходы к изучению материала, способы преподавания и личностные характеристики.

Для оптимизации учебного процесса необходимо знать профиль стиля научения каждого студента, (см. приложение 1) чтобы подстроить свои педагогические приемы под особенности воздействия на учащегося таких распространенных форм обучения как лекции, имитации, обсуждения, проекты, игры, упражнения, опросы, взаимное обучение, независимое изучение и программированное обучение.

Наиболее типичный прием учета индивидуальных стилей научения при изложении нового материала- это подход который называют кругами знаний, предполагающий широкое участие, кооперацию и малые группы. Этот подход ориентирован на взаимодействие лицом к лицу, помощь сверстников и на вознаграждение за совместную, групповую деятельность.

Определяя    структуру    урока,    у    педагога    есть       три    базовые альтернативы, чтобы студенты:

  1. участвовали в борьбе за победу, чтобы определить кто самый лучший (соревновательное научение);
  2. работали независимо над собственными целями научения в собственном темпе и в собственном пространстве, чтобы достичь заранее установленного критерия совершенства

(индивидуалистическое научение);

  1. работали совместно в малых группах, с гарантией, что все члены
    группы овладеют заданным материалом (научение в сотрудничестве).

Рассмотрим общие особенности сотруднического научения.

  • сотрудническое научение требует взаимодействия лицом к лицу между членами группы, обычно состоящей из четырех - шести учеников.
  • отношения между членами группы можно описать как отношения позитивной взаимозависимости, т.е. члены должны сотрудничать в распределении ресурсов и ролей, разделении труда для достижения своих целей.


  • сотрудническое научение устанавливает индивидуальную ответственность за взаимообмен, кооперацию и научение. Используются различные приемы для обебспечения того, чтобы цели и вознаграждения зависели от результатов работы и вкладов всех членов группы.
  • сотрудническое научение предполагает использование навыков межличностного общения и работы в малых группах, которые включают в себя обмен ролями, оказание помощи и т.д.

Приемы организации совместного научения:

  1. «Составная картинка загадка» (авт. Ароне 1972) - изучаемы материал разделяют на независимые блоки. Затем членам группы дают независимые, разные части целого для изучения, и они должны обучить тому, что изучили сами, других членов группы. Ни одному из членов не предоставляется достаточно информации для решения требуемой задачи, но когда вся информация складывается вместе - задача решена, т.е. картинка собрана.
  2. Групповое исследование (авт. Шаран 1992) - это техника сотрудничества, которая сочетает в себе академическую работу и изыскания с принципами кооперации. В соответствии с этой техникой выбирается область исследования, проблему, которая доступна исследованию. Затем учебный материал разбивается на части, далее формируются небольшие исследовательские группы по интересам ~ к той или иной теме. После этого группы составляют план своего исследования, и распределяют свою ответственность. Завершив свои изыскания, члены группы обобщают информацию, подготавливают сообщение и представляют их в виде выступления.
  3. Разграничение достижений команд участников- малые группы представляют собой команды, которые соревнуются друг с другом. Реализация этой техники предполагает пять шагов:

  • изложение нового материала традиционным способом.
  • групповая работа, выполнение заданий.
  • контрольная работа выполняется индивидуально
  • оценка индивидуального прогресса
  • награждение команды.

4.        Командно - игровые турниры проводятся, так же как и
разграничение достижений команд участников за исключением
третьего шага, вместо контрольной работы проводится игровой
турнир, который вращается вокруг вопросов, соответствующих
содержанию.

Насколько       эффективны       эти       кооперативные       приемы? Многочисленные исследования психологов показали, что члены


кооперативных команд, как правило,   превосходят по результатам тех, кто занимается в соревновательных ситуациях.

Продолжая мысль об учете индивидуальных особенностей в процессе обучения, рассмотрим несколько подходов. В каждом из которых, содержится фундаментальная мысль: есть люди, которые учатся достаточно быстро, а есть те, которые учатся медленно. Это несколько контрастирует с мыслью, что есть студенты одаренные, а есть менее одаренные (хорошие и плохие студенты). Данное предположение говорит о том, что способность - это функция скорости восприятия        информации,  формирования понятий и навыков. Если всех обучают по одной программе, то корреляция между способностями и результатом будет достаточно велика. При такой форме обучения, быстро обучающиеся студенты будут показывать высокие результаты и медленно обучающиеся низкие. Если же программа обучения составляется индивидуально под каждого ученика, показатель корреляции способностей и результата резко падает, так как все достигают примерно одинакового уровня развития. Другими словами, если применять оптимальный индивидуализированный подход к обучению все студенты овладеют мастерством решения задач.

Кэрролл создатель персонализированной теории обучения подчеркивает важность предоставления высококачественного образования и времени на обучение.

уровень обучения =   потраченное время

                                   требуемое время

Исследователи рассмотрели множество индивидуальных характеристик и попытались определить наиболее подходящие для каждого определенного сочетания метода обучения (лекции, работа в малой группе, программы, компьютерное обучение, наглядное обучение). Несмотря на некоторые трудности в интерпретации результатов, ученые все же сделали предварительные выводы. Первым является связь между тревожностью и степенью структурированности метода и активности участия самого ученика. Наиболее тревожные студенты лучше работают в рамках тех подходов, которые требуют от них минимум активного участия и предполагают, что центральной фигурой в процессе обучения является учитель. Также была выявлена связь между общими способностями и структурой. Не очень способные студенты лучше работают в рамках высококультурного подхода (таких как программное обучение), при котором они движутся к намеченной цели маленькими шагами в четко определенной последовательности. Это объясняется тем, что при использовании структурированного подхода снижаются требования применительно к использованию когнитивных стратегий и методам обработки информации.


Приложение 1 Профили стиля научения студентов для оптимизации учебного процесса.

тип

студента

характеристики

предпочтения

педагогические подходы

активисты

порывисты, импульсивны, восприимчивы гибки

многообразие, возбуждение, участие, активность

групповые процессы научения,

основанные           на активности

рефлексивные мыслители

осторожны, внимательны, вдумчивы, рассудительны

факты, время на размышление  и рефлексию, возможность подумать

уединенные занятия, домашние     задания на                   чтение, саморегулируемое научение

теоретики

логичны                   и

рациональны,

дисциплинированны,

пытливы,

объективны

рациональность,

связность,

подробное

объяснение,

модели             и

теории

компьютезированное обучение, концептуальные модели.        научные подходы

прагматики

практичны               и приземлены

готовность

пробовать

новые   идеи   и

методы,

практические

решения           и

применения

направляемый опыт, практический   опыт, персональное наставничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные качества учителя Физической культуры

1. Определение и понятие личностных качеств в современном учителе физической культуры 2. Учитель физкультуры: его характеристика 3. Умения учителя физической культуры 4. Стиль деятельности учителя...

РАБОТА КУРАТОРА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

 Аннотация: куратор - профессиональная роль,  функции куратора, накопленный опыт работы куратора....

Работа куратора в совершенствовании воспитательного процесса, как фактор профессионального и личностного становления молодежи

Куратор - профессиональная роль,  функции куратора, накопленный опыт работы куратора....

Индивидуальная траектория профессионального становления учителя математики

Описание и план индивидуальной траектирии становления преподавателя...

Нестандартные педагогические действия, влияющие на личностное становление обучающихся

В презентации собран мастериал по нестандартным педагогическим действиям, вдияющим на личностное становление обучающихся....

Нестандартные педагогические действия, влияющие на личностное становление обучающихся

В выступлении говорится о нестандартных педагогических действиях, влияющих на личностное становление обучающихся...