дидактическое пособие "Звуковозик"
методическая разработка
Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. В ходе занятий дети учатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. Данное пособие рекомендовано педагогам коррекционных и общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskoeposobiedlyadetey_3.docx | 312.83 КБ |
posobie_zvukovozik.zip | 127.59 КБ |
pamyatka_po_izucheniyu_zvukov3.docx | 283.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие для детей 5-7 лет на развитие фонетико-фонематических представлений «Звуковозик»
Автор: Федотова Наталья Владимировна, учитель-логопед ОАНО Начальная школа - детский сад «Радуга» г. Москва
Пояснительная записка
Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. В ходе занятий дети учатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. Данное пособие рекомендовано педагогам коррекционных и общеобразовательных учреждений.
Цель данного пособия: подготовка старших дошкольников к обучению грамоте, формирование у дошкольников фонематического слуха и фонематического восприятия, развитие умения составлять характеристику звука.
Задачи: учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять гласные звуки, различать твердые/мягкие согласные звуки; глухие/звонкие звуки, активизировать интерес детей к звукам; воспитывать любовь к русской речи.
Описание.
Пособие изготовлено из дерева в виде паровозика с тремя вагонами разного цвета: красного, синего и зелёного. В каждом вагончике «живут» клубочки аналогичного цвета. В красном музыкальном вагончике живут гласные звуки ( красные клубочки - фишки красного цвета, на которых изображены символы гласных в виде геометрических фигур( раскрытие рта)( по Т.А. Ткаченко). У красного клубочка ниточка длинная, тянется, потому что нет преграды для воздушной струи, звук можно пропеть, протянуть.
В синем вагончике живут твердые согласные звуки ( синие клубочки - фишки синего цвета, на которых изображены предметы - символы твердых согласных звуков (взяты из картотек разных авторов М. Ф.Фомичева, Т.А.Ткаченко, З.Е. Агранович , некоторые придуманы автором пособия), а в зелёном вагончике - мягкие согласные звуки (зелёные клубочки - фишки, на которых изображены предметы - символы мягких согласных звуков. Ниточка у синего и у зелёного клубочка рвётся, потому что согласные звуки нельзя пропеть, для воздушной струи есть преграда. А также в синем и зелёном вагончиках живет дедушка Ау, он старенький, поэтому уже плохо слышит, он глухой и дружит с глухими звуками и Звонкий колокольчик, который дружит со звонкими звуками. Звуковозик едет из невидимой страны Звуков в страну Азбуку, где живут буквы, за которые прячутся клубочки-звуки. По мере знакомства со звуками русского языка дети выполняют задания по произнесению звуков по картинкам-символам( клубочкам).
Варианты работы с данным пособием:
- Произнесение гласных звуков
Например, [а], [у], [o], [и], [э], [ы] ( фишки гласных)
, , , , ,
- Произнесение звукослияний ( из гласных звуков)
Например, [ау], [ои], [ыэ]
- При знакомстве с согласными, дети начинаю прочитывать слоги, отгадывая ребусы
Например, АП.., ПА.
- Прочитывание слов из пройденных звуков, отгадывая ребусы.
Например, «вата», «винт»
- Затем идут задания на планшете, когда дети разноцветными маркерами начинают печатать слова, отгадывая данные ребусы, соотносят звук с буквой, которая обозначает данный звук ( за которую он прячется).
Например, «тумба», «Бим»
Примечание. Обязательно берутся те слова, которые как произносятся, так и пишутся.
- Разгадывание ребусов и печатание предложений ( планшеты и разноцветные маркеры)
Например, У Вани танк.
.
Постепенно, в игровой форме, отгадывая ребусы, дети легко обучаются чтению, сначала слогов, затем слов, а потом и целых предложений.
Обратная сторона фишек без картинок - символов. Она предназначена для выполнение заданий на звуковой анализ слов.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
(для детей, а также их родителей)
Данная методика помогает детям в игровой форме понять, что мы произносим и слышим, а что печатаем. И почему за одну букву может спрятаться два звука (обозначение твердости и мягкости), а за какие-то согласные буквы прячется только один звук (твердый или мягкий). Печатая слова, словосочетания и предложения, отгадывая «ребусы» и обращая внимание на цвет фишки, дети обучаются слышать звуки в конкретном слове, т.е делать звуковой анализ слов. В дальнейшем, это фонетический разбор, который будет сопровождать детей не только в начальной школе, но и в средней, старшей. Символы звуков у разных авторов могут отличаться, например, у кого-то звук /ч/ - это звук поезда, а у кого-то – кузнечик. На фишках (клубочках), обозначающих согласные звуки, изображены предметы, которые звучат похоже на определенный звук. Например, стучим по синему барабану – барабан звучит/б-б-б../, стучим по зеленому маленькому барабанчику – барабанчик звучит /б’-б’-б’../. Авторы, у которых вы можете увидеть элементы данного обучения (М.Ф. Фомичева, Т.А. Ткаченко, З.Е. Агранович и др.). Со своей стороны хочу сказать, что использую у некоторых звуков свою символику. Это не имеет значение. Главное, что за много лет работы дети, которые обучаются не механическому чтению, а осознанному, с понимание «Что такое звук? Что такое буква? Для чего? И в чем связь?», никогда не испытывают трудности с усвоением русского языка.
Гласные звуки
звук /а/ Аа звук /у/ Уу
звук /о/ Оо звук /ы/ ы
звук /э/ Ээ звук /и/ Ии
Согласные звуки
Звуки /м/ Мм /м’/Мм
Звуки /п/Пп /п’/Пп
Звуки /т/Тт /т’/Тт
Звуки /к/ Кк /к’/Кк
Звуки /н/Нн /н’/Нн
Звуки /в/Вв /в’/Вв
Звуки /ф/Фф /ф’/Фф
Звуки / х/Хх /х’/Хх
Звуки /г /Гг /г’/Гг
Звуки /д/Дд /д’/Дд
Звук /й/Йй
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста
В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...
Дидактическая игра по экономики предприятия и отрасли "Увлекательный мир экономики"
разработка дидактической игры по экономике между двумя учебными группами....
Дидактические игры как средство мобилизации познавательной деятельности студентов
В данной работе рассмотрены :1) методические подходы к игровой деятельности студентов ;2) варианты применения дидактических игр на разных этапах проведения учебного занятия ;3) игры по общественным и ...
Дидактические материалы по стилистике и культуре речи.
Дидактические материалы по стилистике и культуре речи предназначены для студентов и старших школьников, также могут использоваться для проведения занятий в предметных кружках....
дидактический материал по английскому языку для 2 класса
Данный архив содержит полезную информацию для урока английского языка во 2 классе. он содержит (музыкальные физ.минутки, ЗАДАНИЯ НА УСВОЕНИЕ АЛФАВИТА, песни на английском)...
Дидактические материалы
В данном разделе размещены дидактические материалы по различным дисциплинам основной и дополнительной подготовки, сборники упражнений, тестов и других материалов для использования на уроке и СРС...
дидактические тесты по немецкому языку
Дидактические тесты по немецкому языку разработаны для обучающихся средних специальных учебных заведений всех специальностей....