План-конспект открытого занятия "Введение в предмет сольфеджио"
план-конспект занятия

Величко Татьяна Михайловна

Открытое занятие проводилось в рамках очного этапа областного конкурса педагогов дополнительного образования Московской области «Сердце отдаю детям»

24.10.2017 г. Реутов.

Тема занятия:

«Знакомство с предметом Сольфеджио. Введение в предмет».

Цель занятия: знакомство с предметом сольфеджио.

Задачи:

  • Познакомить детей с различными видами звуков, понятиями мажор- минор, нотами до и ре.
  • Развивать образное мышление, фантазию.
  • Воспитывать позитивное отношение к музыкальным занятиям.

Методы работы:

Объяснительно- иллюстративный

Игровой

Метод образного видения

Педагогические технологии:

  1. Технология формирования мотивации к музыкальной   деятельности. Автор: А. Маслоу.
  2. Технология игрового обучения. Авторы: Е.В. Калмыков, О.А. Степанова, Л.Н. Алексеева.

Занятие проводилось на основе авторской сказки "Музыкальная страна". Стихи и музыкальный материал авторские (автор Величко Т. М.) 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия «Введение в предмет сольфеджио»

в рамках очного этапа областного конкурса педагогов дополнительного образования Московской области «Сердце отдаю детям»

24.10.2017 г. Реутов

Проводит:

педагог дополнительного образования Величко Татьяна Михайловна

Контингент:

учащиеся(10-12чел.) 7-8 лет

Тема занятия:

«Знакомство с предметом Сольфеджио. Введение в предмет».

Цель занятия: знакомство с предметом сольфеджио.

Задачи:

  • Познакомить детей с различными видами звуков, понятиями мажор- минор, нотами до и ре.
  • Развивать образное мышление, фантазию.
  • Воспитывать позитивное отношение к музыкальным занятиям.

Методы работы:

Объяснительно- иллюстративный

Игровой

Метод образного видения

Педагогические технологии:

  1. Технология формирования мотивации к музыкальной   деятельности. Автор: А. Маслоу.
  2. Технология игрового обучения. Авторы: Е.В. Калмыков, О.А. Степанова, Л.Н. Алексеева.

Оборудование:

Музыкальный инструмент (фортепиано), доска, стенды.

Наглядные пособия:

Скрипичный ключ, ребусы, нотный стан, ладовые карточки (двусторонние сине-красные для определения мажора-минора), плоскостные домики, листы с нарисованным нотным станом.

Уровень подготовки детей, их заинтересованность в работе:

Дети без подготовки, педагог и группа встречаются первый раз.

Стихи и музыкальный материал данной сказки авторские (автор- Величко Т.М.).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Михайловна. Я хочу вас познакомить с предметом сольфеджио, который очень необходим всем музыкантам.

Сегодня у нас не простое занятие, сегодня мы попадем в волшебную музыкальную страну, в сказочный мир звуков и нот. В этой стране все так же, как и у людей, только все вещи называются другими именами. Главная в этой стране- фея Музыка.  

Это старые дела…

В мире Музыка жила,

Голоса всем раздавала,

Пела, звуки издавала…

Педагог: - Ребята! А что такое звуки?

Дети: - Это то, что мы слышим.

Педагог: - Мы можем их потрогать, увидеть, попробовать?

Дети: - Нет, только услышать.

Педагог: - Но даже так мы можем много про них узнать. Приведите мне примеры звуков!

Дети отвечают: - Шум ветра, звук машины, лай собаки…

Педагог: - Мы можем их спеть?

Дети: - Нет.

Педагог: - Звуки, которые мы не можем спеть, называются шумовые.

Все ребята точно знают –

Звуки разные бывают:

Ветер листьями шуршит,

Ручеек в лесу журчит,

Пищат мышки полевые -

Это звуки шумовые.

Ну, а есть еще другие,

Не удары, звоны, стуки –

Музыкальные есть звуки!

Музыкальные звуки мы можем спеть и сыграть на музыкальных инструментах. А подумайте, какие музыкальные инструменты издают шумовые звуки?

Дети: - Барабан, ложки, …..

Педагог: - Правильно. Все звуки мы разделили на две части. Но их еще можно поделить! Бывают звуки как птички поют(играет). Это высокие звуки.

А если идет Медведь косолапый (играет), то это будут

Дети: - Низкие!

Педагог: - А вот зайки прыгают! (играет). Между высокими и низкими есть звуки…

Дети: - Средние!

Сыграем в игру  «Угадай звуки».

Педагог играет звуки в разных регистрах. Дети руками показывают высоту звуков: высокие - руки вверху, низкие - руки внизу, средние - руки на уровне груди или на столе. Если одновременно играются звуки в разных регистрах, дети должны сообразить, как их показать.

Педагог: - А еще звуки бывают длинные и короткие. Мы их можем отхлопывать.

Споем песенку «Две собачки».

Звучит песенка «Две собачки» (муз. и сл. И. Конвенан).

Две собачки на углу

Покупали конуру.

Гав-гав-гав! Вот так так!

Будет домик у собак!

Педагог: - Вы услышали, что там есть длинные и короткие звуки? Давайте споем песенку и попробуем ее прохлопать.

Звучит песенка «Две собачки» (муз. и сл. И. Конвенан). Пение с отхлопыванием ритма.

Педагог: - Молодцы! А еще звуки бывают громкие и тихие.

Дали Музыке тетрадь,

Чтобы звуки записать.

Если звуки записать,

Как их будем называть?

Дети.  – Ноты.

Звуков много, ясно всем!

Ну, а нот всего лишь…

Дети.  – Семь!

Педагог.   – Правильно! Назовите их!

Дети.  – До, ре, ми,….

Педагог.  – Давайте их споем!

Пение нот с аккомпанементом.

Мы построим нотам дом,

И его мы назовем НОТОНОСЕЦ.

Дом волшебный, не простой.

Воткнут ключ в двери витой.

Педагог.  – Кто знает, как этот ключ называется?

Дети.  – Скрипичный.

Этажи все в нем –линейки.

Рядом цветники, скамейки.

 Педагог: - В нотоносце тоже есть этажи, как и в наших домах. Сколько в нем этажей- линеек?

Дети.  –Пять.

Когда домики давали

Нотки все в лесу гуляли.

Кто-то с пташками свистал,

Кто-то с ручейком журчал,

Кто-то прыгал и смеялся.

Этот пел, другой катался…

Тут пчела летит, жужжит:

-  Разбирайте этажи!

Там построили вам дом,

Заселяйтесь скорей в нем!

Нотки кинулись гурьбой:

- Мы бежим к себе домой!

Ведь у нас теперь есть дом,

В нем мы дружно заживем!

Соль всех раньше прибежала,

Ключ из двери доставала:

- Буду с ключиком я жить,

Буду я его хранить!

Педагог: - Поэтому скрипичный ключ имеет второе название ключ Соль.

Но не все так торопились,

Были те, кто поленились

Быстро к домику бежать,

Место в доме занимать!

На качелях целый день

Нота ДО качалась.

Так случилось, что она

 Без домика осталась.

Песенка про ноту ДО (муз. Величко, сл. Френкеля)

Педагог: - Вы запомнили, где живет нота ДО? Возьмите кружок и положите его на дополнительную линейку рядом с нотоносцем. Запомните нотку ДО!

Нота РЕ так веселилась!

И с веселья притомилась,

Растянулась под кустом

И уснула сладким сном….

Ноту РЕ все долго звали.

Эх! Живет теперь в подвале!

Песенка про ноту РЕ (муз. Величко, сл. Френкеля)

Педагог: - Вы запомнили, где живет нота РЕ? Возьмите кружок и положите его на место под нотоносцем. Запомните нотку РЕ!

Нотки приготовили для вас ребусы. Давайте отгадаем!

Слова- ребусы с нотой ДО и РЕ (дидактический материал)

Педагог: - Когда нотки собираются вместе и начинают беседовать, у них получается музыка. Она бывает разная. Иногда грустная, но чаще веселая. Если слово «весело» перевести на наш музыкальный язык, получится МАЖОР. А если «грустно» - МИНОР. У вас лежат цветные карточки. Синий цвет будет обозначать – минор, а красный- …

Дети: - Мажор!

Игра «Угадай музыкальный лад».

Звучат различные песенки. Дети отгадывают лад (мажор- минор) и поднимают соответствующую карточку.

Педагог: - А сейчас мелодия грустная? Послушайте песню со словами.

Звучит песня «Чепуха» (автор слов и музыки неизвестен).

Педагог: - Видите, не всегда минор бывает грустным!

Педагог: – Вот сколько много нового и интересного мы с вами узнали на занятии по сольфеджио. Мы узнали, какие бывают звуки, что такое мажор и минор, как называется в музыкальной стране пятиэтажный дом, каким ключом он открывается. Познакомились с нотой ДО, узнали, где она живет, отгадали ее загадки.

А сейчас веселая игра- физкультминутка!

 Песенка «Две собачки» (муз. и сл. И. Конвенан) с веселыми движениями.

Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие в сказочную страну?  Музыкальные занятия всегда проходят интересно, если подключить свою фантазию. Сказка и веселые музыкальные игры помогут вам разобраться со всеми трудностями предмета сольфеджио.

Открытое занятие завершается. Дети уходят, гости задают интересующие их вопросы.

План-конспект открытого занятия «Введение в предмет сольфеджио»

в рамках очного этапа областного конкурса педагогов дополнительного образования Московской области «Сердце отдаю детям»

24.10.2017 г.Реутов

Проводит:

педагог дополнительного образования Величко Татьяна Михайловна

Контингент:

учащиеся(10-12чел.) 7-8 лет

Цель занятия: знакомство с предметом сольфеджио.

Задачи:

  • Познакомить детей с различными видами звуков, понятиями «мажор- минор», нотами ДО и РЕ.
  • Развивать образное мышление, фантазию.
  • Воспитывать позитивное отношение к музыкальным занятиям.

Методы работы:

Объяснительно- иллюстративный

Игровой

Метод образного видения

Педагогические технологии:

  1. Технология формирования мотивации к музыкальной   деятельности. Автор: А. Маслоу.
  2. Технология игрового обучения. Авторы: Е.В. Калмыков, О.А. Степанова, Л.Н. Алексеева.

Оборудование:

Музыкальный инструмент (фортепиано), доска.

Наглядные пособия:

Скрипичный ключ, нотный стан, ладовые карточки (двусторонние сине-красные для определения мажора-минора), листы с нарисованным нотным станом, кружочки- ноты.

Дидактический материал:

ребусы

Уровень подготовки детей, их заинтересованность в работе:

Дети без подготовки, педагог и группа встречаются первый раз.

Ход занятия:

  1. Приветствие, тема и цель занятия. 2 мин
  2. Виды звуков 10 мин.
  • Музыкальные и шумовые; (1 мин.)
  • Звуки высокие, низкие, средние(3 мин.)
  • Игра «Угадай звуки»

Педагог играет звуки в разных регистрах. Дети руками показывают высоту звуков: высокие - руки вверху, низкие - руки внизу, средние - руки на уровне груди или на столе. Если одновременно играются звуки в разных регистрах, дети должны сообразить, как их показать.

  • Звуки короткие и длинные (5  мин.)

Песенка «Две собачки». Пение с отхлопыванием ритма.

  • Звуки громкие и тихие (1 мин)

  1. Знакомство с нотами, нотоносцем, скрипичным ключом. 7 мин.

Пение нот с аккомпанементом.

Слова- ребусы с нотой ДО.

Слава-ребусы с нотой РЕ.

  1. Минор, мажор. 5 мин.

Игра «Угадай музыкальный лад».

Звучат различные песенки. Дети отгадывают лад (мажор- минор) и поднимают соответствующую карточку.

песня «Чепуха»

     5. Рефлексия, подведение итогов. 7 мин.

Вот сколько много нового и интересного мы с вами узнали на занятии по сольфеджио.

Какие бывают звуки?

Как называется в музыкальной стране пятиэтажный дом?

Каким ключом он открывается?

Где «живет» нота До?

Игра-физкультминутка «Две собачки». Дети показывают на длинный звук различные движения (нога вперед, руки на голову, палец на нос). Последнее исполнение – все движения собираются вместе в быстром темпе.

  1. Заключение 1 мин.

Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие в сказочную страну? А как называется предмет, с которым мы познакомились? Музыкальные занятия всегда проходят интересно, если подключить свою фантазию. А сказка и веселые музыкальные игры помогут вам разобраться со всеми трудностями предмета сольфеджио.

                                                                                                         Приложение 1

Отрывок из сказки по сольфеджио «Музыкальная страна»

(автор- Величко Т.М.).

Это старые дела…

В мире Музыка жила,

Голоса всем раздавала,

Пела, звуки издавала…

Все ребята точно знают –

Звуки разные бывают:

Ветер листьями шуршит,

Ручеек в лесу журчит,

Пищат мышки полевые -

Это звуки шумовые.

Ну, а есть еще другие,

Не удары, звоны, стуки –

Музыкальные есть звуки!

Дали Музыке тетрадь,

Чтобы звуки записать.

Если звуки записать,

Как их будем называть?

Звуков много, ясно всем!

Ну, а нот всего лишь …семь!

Мы построим нотам дом,

И его мы назовем НОТОНОСЕЦ.

Дом волшебный, не простой.

Воткнут ключ в двери витой.

Этажи в нем все–линейки.

Рядом цветники, скамейки.

Когда домики давали

Нотки все в лесу гуляли.

Кто-то с пташками свистал,

Кто-то с ручейком журчал,

Кто-то прыгал и смеялся.

Этот пел, другой катался…

Тут пчела летит, жужжит:

-  Разбирайте этажи!

Там построили вам дом,

Заселяйтесь скорей в нем!

Нотки кинулись гурьбой:

- Мы бежим к себе домой!

Ведь у нас теперь есть дом,

В нем мы дружно заживем!

Соль всех раньше прибежала,

Ключ из двери доставала:

- Буду с ключиком я жить,

Буду я его хранить!

Но не все так торопились,

Были те, кто поленились

Быстро к домику бежать,

Место в доме занимать!

На качелях целый день

Нота ДО качалась.

Так случилось, что она

 Без домика осталась.

Нота РЕ так веселилась!

И с веселья притомилась,

Растянулась под кустом

И уснула сладким сном….

Ноту РЕ все долго звали.

Эх! Живет теперь в подвале!

«Про ноты»

сл. Н. Френкеля

Есть у каждой ноты дом.

Где живешь ты, нота ДО?

-А живу я на скамейке,

Дополнительной линейке.

Где ты, нота РЕ, живешь?

Где ты песенки поешь?

-Отгадать сумей- ка,

Под первою линейкой!

Приложение 2

Музыкальный материал к открытому занятию

Песенка «Две собачки» (слова и музыка И. Конвенан)

Песенка «Чепуха» (автор слов и музыки неизвестен)

Песенка «Про ноту ДО» (сл. Н. Френкеля, муз. Т. Величко)

Есть у каждой ноты дом.

Где живешь, нота ДО?

-А живу я на скамейке,

Дополнительной линейке!

Песенка «Про ноту РЕ» (сл. Н. Френкеля, муз. Т. Величко)

Где ты, нота РЕ, живешь?

Где ты песенки поешь?

-Отгадать сумей-ка!

Под первою линейкой!

Приложение 3

Слова-ребусы

Нота ДО

уДОд

ДОждь

ДОктор

ДОм

корДОн

биДОн

Доброта

стаДО

ДОмино

Нота РЕ

РЕзеда

пеРЕход

беРЕг

беРЕт

вРЕмя

бРЕвно

веРЕтено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по теме: "Рождественские открытки, как предмет эстетически - нравственного воспитания учащихся".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    -    ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА: Преподаватель: Плотникова Ирина НиколаевнаНаименование творческого объединения: МОУ ДОД "Волосовская Де...

Открытый урок по предмету "Сольфеджио" для учащихся 5 класса ДМШ.

В данной методической разработке показан нетрадиционный подход работы на уроках сольфеджио с традиционными составляющими урока....

План конспект открытого урока по предмету: «ансамблевое исполнительство»

Особенности ансамблевого мастерства в классе ансамблевого исполнительства на примере сонаты А.Вивальди для альта и фортепиано G-dur....

План-конспект открытого урока по предмету "Музыка и движение"

Ежегодно в нашей школе проходят открытые уроки для родителей учащихся подготовительной группы "Непоседы". Этот год не стал исключением. Родители наших воспитанников познакомились со всеми предметами, ...

План-конспект к открытому занятию «Создание Web-страницы с внутренними ссылками»

·                         План-конспект открытого занятия «Создание структуры навигации с внутренними ссылками на web-странице».Занятие явля...

План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"

План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...