План-конспект открытого занятия "Введение в предмет сольфеджио"
план-конспект занятия
Открытое занятие проводилось в рамках очного этапа областного конкурса педагогов дополнительного образования Московской области «Сердце отдаю детям»
24.10.2017 г. Реутов.
Тема занятия:
«Знакомство с предметом Сольфеджио. Введение в предмет».
Цель занятия: знакомство с предметом сольфеджио.
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами звуков, понятиями мажор- минор, нотами до и ре.
- Развивать образное мышление, фантазию.
- Воспитывать позитивное отношение к музыкальным занятиям.
Методы работы:
Объяснительно- иллюстративный
Игровой
Метод образного видения
Педагогические технологии:
- Технология формирования мотивации к музыкальной деятельности. Автор: А. Маслоу.
- Технология игрового обучения. Авторы: Е.В. Калмыков, О.А. Степанова, Л.Н. Алексеева.
Занятие проводилось на основе авторской сказки "Музыкальная страна". Стихи и музыкальный материал авторские (автор Величко Т. М.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие "Введение в предмет сольфеджио" | 215.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия «Введение в предмет сольфеджио»
в рамках очного этапа областного конкурса педагогов дополнительного образования Московской области «Сердце отдаю детям»
24.10.2017 г. Реутов
Проводит:
педагог дополнительного образования Величко Татьяна Михайловна
Контингент:
учащиеся(10-12чел.) 7-8 лет
Тема занятия:
«Знакомство с предметом Сольфеджио. Введение в предмет».
Цель занятия: знакомство с предметом сольфеджио.
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами звуков, понятиями мажор- минор, нотами до и ре.
- Развивать образное мышление, фантазию.
- Воспитывать позитивное отношение к музыкальным занятиям.
Методы работы:
Объяснительно- иллюстративный
Игровой
Метод образного видения
Педагогические технологии:
- Технология формирования мотивации к музыкальной деятельности. Автор: А. Маслоу.
- Технология игрового обучения. Авторы: Е.В. Калмыков, О.А. Степанова, Л.Н. Алексеева.
Оборудование:
Музыкальный инструмент (фортепиано), доска, стенды.
Наглядные пособия:
Скрипичный ключ, ребусы, нотный стан, ладовые карточки (двусторонние сине-красные для определения мажора-минора), плоскостные домики, листы с нарисованным нотным станом.
Уровень подготовки детей, их заинтересованность в работе:
Дети без подготовки, педагог и группа встречаются первый раз.
Стихи и музыкальный материал данной сказки авторские (автор- Величко Т.М.).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Михайловна. Я хочу вас познакомить с предметом сольфеджио, который очень необходим всем музыкантам.
Сегодня у нас не простое занятие, сегодня мы попадем в волшебную музыкальную страну, в сказочный мир звуков и нот. В этой стране все так же, как и у людей, только все вещи называются другими именами. Главная в этой стране- фея Музыка.
Это старые дела…
В мире Музыка жила,
Голоса всем раздавала,
Пела, звуки издавала…
Педагог: - Ребята! А что такое звуки?
Дети: - Это то, что мы слышим.
Педагог: - Мы можем их потрогать, увидеть, попробовать?
Дети: - Нет, только услышать.
Педагог: - Но даже так мы можем много про них узнать. Приведите мне примеры звуков!
Дети отвечают: - Шум ветра, звук машины, лай собаки…
Педагог: - Мы можем их спеть?
Дети: - Нет.
Педагог: - Звуки, которые мы не можем спеть, называются шумовые.
Все ребята точно знают –
Звуки разные бывают:
Ветер листьями шуршит,
Ручеек в лесу журчит,
Пищат мышки полевые -
Это звуки шумовые.
Ну, а есть еще другие,
Не удары, звоны, стуки –
Музыкальные есть звуки!
Музыкальные звуки мы можем спеть и сыграть на музыкальных инструментах. А подумайте, какие музыкальные инструменты издают шумовые звуки?
Дети: - Барабан, ложки, …..
Педагог: - Правильно. Все звуки мы разделили на две части. Но их еще можно поделить! Бывают звуки как птички поют(играет). Это высокие звуки.
А если идет Медведь косолапый (играет), то это будут
Дети: - Низкие!
Педагог: - А вот зайки прыгают! (играет). Между высокими и низкими есть звуки…
Дети: - Средние!
Сыграем в игру «Угадай звуки».
Педагог играет звуки в разных регистрах. Дети руками показывают высоту звуков: высокие - руки вверху, низкие - руки внизу, средние - руки на уровне груди или на столе. Если одновременно играются звуки в разных регистрах, дети должны сообразить, как их показать.
Педагог: - А еще звуки бывают длинные и короткие. Мы их можем отхлопывать.
Споем песенку «Две собачки».
Звучит песенка «Две собачки» (муз. и сл. И. Конвенан).
Две собачки на углу
Покупали конуру.
Гав-гав-гав! Вот так так!
Будет домик у собак!
Педагог: - Вы услышали, что там есть длинные и короткие звуки? Давайте споем песенку и попробуем ее прохлопать.
Звучит песенка «Две собачки» (муз. и сл. И. Конвенан). Пение с отхлопыванием ритма.
Педагог: - Молодцы! А еще звуки бывают громкие и тихие.
Дали Музыке тетрадь,
Чтобы звуки записать.
Если звуки записать,
Как их будем называть?
Дети. – Ноты.
Звуков много, ясно всем!
Ну, а нот всего лишь…
Дети. – Семь!
Педагог. – Правильно! Назовите их!
Дети. – До, ре, ми,….
Педагог. – Давайте их споем!
Пение нот с аккомпанементом.
Мы построим нотам дом,
И его мы назовем НОТОНОСЕЦ.
Дом волшебный, не простой.
Воткнут ключ в двери витой.
Педагог. – Кто знает, как этот ключ называется?
Дети. – Скрипичный.
Этажи все в нем –линейки.
Рядом цветники, скамейки.
Педагог: - В нотоносце тоже есть этажи, как и в наших домах. Сколько в нем этажей- линеек?
Дети. –Пять.
Когда домики давали
Нотки все в лесу гуляли.
Кто-то с пташками свистал,
Кто-то с ручейком журчал,
Кто-то прыгал и смеялся.
Этот пел, другой катался…
Тут пчела летит, жужжит:
- Разбирайте этажи!
Там построили вам дом,
Заселяйтесь скорей в нем!
Нотки кинулись гурьбой:
- Мы бежим к себе домой!
Ведь у нас теперь есть дом,
В нем мы дружно заживем!
Соль всех раньше прибежала,
Ключ из двери доставала:
- Буду с ключиком я жить,
Буду я его хранить!
Педагог: - Поэтому скрипичный ключ имеет второе название ключ Соль.
Но не все так торопились,
Были те, кто поленились
Быстро к домику бежать,
Место в доме занимать!
На качелях целый день
Нота ДО качалась.
Так случилось, что она
Без домика осталась.
Песенка про ноту ДО (муз. Величко, сл. Френкеля)
Педагог: - Вы запомнили, где живет нота ДО? Возьмите кружок и положите его на дополнительную линейку рядом с нотоносцем. Запомните нотку ДО!
Нота РЕ так веселилась!
И с веселья притомилась,
Растянулась под кустом
И уснула сладким сном….
Ноту РЕ все долго звали.
Эх! Живет теперь в подвале!
Песенка про ноту РЕ (муз. Величко, сл. Френкеля)
Педагог: - Вы запомнили, где живет нота РЕ? Возьмите кружок и положите его на место под нотоносцем. Запомните нотку РЕ!
Нотки приготовили для вас ребусы. Давайте отгадаем!
Слова- ребусы с нотой ДО и РЕ (дидактический материал)
Педагог: - Когда нотки собираются вместе и начинают беседовать, у них получается музыка. Она бывает разная. Иногда грустная, но чаще веселая. Если слово «весело» перевести на наш музыкальный язык, получится МАЖОР. А если «грустно» - МИНОР. У вас лежат цветные карточки. Синий цвет будет обозначать – минор, а красный- …
Дети: - Мажор!
Игра «Угадай музыкальный лад».
Звучат различные песенки. Дети отгадывают лад (мажор- минор) и поднимают соответствующую карточку.
Педагог: - А сейчас мелодия грустная? Послушайте песню со словами.
Звучит песня «Чепуха» (автор слов и музыки неизвестен).
Педагог: - Видите, не всегда минор бывает грустным!
Педагог: – Вот сколько много нового и интересного мы с вами узнали на занятии по сольфеджио. Мы узнали, какие бывают звуки, что такое мажор и минор, как называется в музыкальной стране пятиэтажный дом, каким ключом он открывается. Познакомились с нотой ДО, узнали, где она живет, отгадали ее загадки.
А сейчас веселая игра- физкультминутка!
Песенка «Две собачки» (муз. и сл. И. Конвенан) с веселыми движениями.
Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие в сказочную страну? Музыкальные занятия всегда проходят интересно, если подключить свою фантазию. Сказка и веселые музыкальные игры помогут вам разобраться со всеми трудностями предмета сольфеджио.
Открытое занятие завершается. Дети уходят, гости задают интересующие их вопросы.
План-конспект открытого занятия «Введение в предмет сольфеджио»
в рамках очного этапа областного конкурса педагогов дополнительного образования Московской области «Сердце отдаю детям»
24.10.2017 г.Реутов
Проводит:
педагог дополнительного образования Величко Татьяна Михайловна
Контингент:
учащиеся(10-12чел.) 7-8 лет
Цель занятия: знакомство с предметом сольфеджио.
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами звуков, понятиями «мажор- минор», нотами ДО и РЕ.
- Развивать образное мышление, фантазию.
- Воспитывать позитивное отношение к музыкальным занятиям.
Методы работы:
Объяснительно- иллюстративный
Игровой
Метод образного видения
Педагогические технологии:
- Технология формирования мотивации к музыкальной деятельности. Автор: А. Маслоу.
- Технология игрового обучения. Авторы: Е.В. Калмыков, О.А. Степанова, Л.Н. Алексеева.
Оборудование:
Музыкальный инструмент (фортепиано), доска.
Наглядные пособия:
Скрипичный ключ, нотный стан, ладовые карточки (двусторонние сине-красные для определения мажора-минора), листы с нарисованным нотным станом, кружочки- ноты.
Дидактический материал:
ребусы
Уровень подготовки детей, их заинтересованность в работе:
Дети без подготовки, педагог и группа встречаются первый раз.
Ход занятия:
- Приветствие, тема и цель занятия. 2 мин
- Виды звуков 10 мин.
- Музыкальные и шумовые; (1 мин.)
- Звуки высокие, низкие, средние(3 мин.)
- Игра «Угадай звуки»
Педагог играет звуки в разных регистрах. Дети руками показывают высоту звуков: высокие - руки вверху, низкие - руки внизу, средние - руки на уровне груди или на столе. Если одновременно играются звуки в разных регистрах, дети должны сообразить, как их показать.
- Звуки короткие и длинные (5 мин.)
Песенка «Две собачки». Пение с отхлопыванием ритма.
- Звуки громкие и тихие (1 мин)
- Знакомство с нотами, нотоносцем, скрипичным ключом. 7 мин.
Пение нот с аккомпанементом.
Слова- ребусы с нотой ДО.
Слава-ребусы с нотой РЕ.
- Минор, мажор. 5 мин.
Игра «Угадай музыкальный лад».
Звучат различные песенки. Дети отгадывают лад (мажор- минор) и поднимают соответствующую карточку.
песня «Чепуха»
5. Рефлексия, подведение итогов. 7 мин.
Вот сколько много нового и интересного мы с вами узнали на занятии по сольфеджио.
Какие бывают звуки?
Как называется в музыкальной стране пятиэтажный дом?
Каким ключом он открывается?
Где «живет» нота До?
Игра-физкультминутка «Две собачки». Дети показывают на длинный звук различные движения (нога вперед, руки на голову, палец на нос). Последнее исполнение – все движения собираются вместе в быстром темпе.
- Заключение 1 мин.
Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие в сказочную страну? А как называется предмет, с которым мы познакомились? Музыкальные занятия всегда проходят интересно, если подключить свою фантазию. А сказка и веселые музыкальные игры помогут вам разобраться со всеми трудностями предмета сольфеджио.
Приложение 1
Отрывок из сказки по сольфеджио «Музыкальная страна»
(автор- Величко Т.М.).
Это старые дела…
В мире Музыка жила,
Голоса всем раздавала,
Пела, звуки издавала…
Все ребята точно знают –
Звуки разные бывают:
Ветер листьями шуршит,
Ручеек в лесу журчит,
Пищат мышки полевые -
Это звуки шумовые.
Ну, а есть еще другие,
Не удары, звоны, стуки –
Музыкальные есть звуки!
Дали Музыке тетрадь,
Чтобы звуки записать.
Если звуки записать,
Как их будем называть?
Звуков много, ясно всем!
Ну, а нот всего лишь …семь!
Мы построим нотам дом,
И его мы назовем НОТОНОСЕЦ.
Дом волшебный, не простой.
Воткнут ключ в двери витой.
Этажи в нем все–линейки.
Рядом цветники, скамейки.
Когда домики давали
Нотки все в лесу гуляли.
Кто-то с пташками свистал,
Кто-то с ручейком журчал,
Кто-то прыгал и смеялся.
Этот пел, другой катался…
Тут пчела летит, жужжит:
- Разбирайте этажи!
Там построили вам дом,
Заселяйтесь скорей в нем!
Нотки кинулись гурьбой:
- Мы бежим к себе домой!
Ведь у нас теперь есть дом,
В нем мы дружно заживем!
Соль всех раньше прибежала,
Ключ из двери доставала:
- Буду с ключиком я жить,
Буду я его хранить!
Но не все так торопились,
Были те, кто поленились
Быстро к домику бежать,
Место в доме занимать!
На качелях целый день
Нота ДО качалась.
Так случилось, что она
Без домика осталась.
Нота РЕ так веселилась!
И с веселья притомилась,
Растянулась под кустом
И уснула сладким сном….
Ноту РЕ все долго звали.
Эх! Живет теперь в подвале!
«Про ноты»
сл. Н. Френкеля
Есть у каждой ноты дом.
Где живешь ты, нота ДО?
-А живу я на скамейке,
Дополнительной линейке.
Где ты, нота РЕ, живешь?
Где ты песенки поешь?
-Отгадать сумей- ка,
Под первою линейкой!
Приложение 2
Музыкальный материал к открытому занятию
Песенка «Две собачки» (слова и музыка И. Конвенан)
Песенка «Чепуха» (автор слов и музыки неизвестен)
Песенка «Про ноту ДО» (сл. Н. Френкеля, муз. Т. Величко)
Есть у каждой ноты дом.
Где живешь, нота ДО?
-А живу я на скамейке,
Дополнительной линейке!
Песенка «Про ноту РЕ» (сл. Н. Френкеля, муз. Т. Величко)
Где ты, нота РЕ, живешь?
Где ты песенки поешь?
-Отгадать сумей-ка!
Под первою линейкой!
Приложение 3
Слова-ребусы
Нота ДО
уДОд
ДОждь
ДОктор
ДОм
корДОн
биДОн
Доброта
стаДО
ДОмино
Нота РЕ
РЕзеда
пеРЕход
беРЕг
беРЕт
вРЕмя
бРЕвно
веРЕтено
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект открытого урока по теме: "Рождественские открытки, как предмет эстетически - нравственного воспитания учащихся".
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА: Преподаватель: Плотникова Ирина НиколаевнаНаименование творческого объединения: МОУ ДОД "Волосовская Де...
Открытый урок по предмету "Сольфеджио" для учащихся 5 класса ДМШ.
В данной методической разработке показан нетрадиционный подход работы на уроках сольфеджио с традиционными составляющими урока....
План – конспект урока N 15 по предмету «Физическая культура», раздел «Гимнастика». Учебная группа – 11 л.
План-конпект урока....
План конспект открытого урока по предмету: «ансамблевое исполнительство»
Особенности ансамблевого мастерства в классе ансамблевого исполнительства на примере сонаты А.Вивальди для альта и фортепиано G-dur....
План-конспект открытого урока по предмету "Музыка и движение"
Ежегодно в нашей школе проходят открытые уроки для родителей учащихся подготовительной группы "Непоседы". Этот год не стал исключением. Родители наших воспитанников познакомились со всеми предметами, ...
План-конспект к открытому занятию «Создание Web-страницы с внутренними ссылками»
· План-конспект открытого занятия «Создание структуры навигации с внутренними ссылками на web-странице».Занятие явля...
План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"
План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...