Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики.
статья
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики.
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья студентов.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья. Следовательно, главным для учителя становится поиск новых технологий обучения предмету, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными формами и методами работы.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий в образовании:
- медико-профuлактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Медико-профuлактические технологии - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья студентов и разработков рекомендаций по оптимизации здоровья;
-организация и контроль питания, физического развития ,закаливания;
-организация профилактических мероприятий в СПО «Коломенский аграрный колледж»;
-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
-организация здоровьесберегающей среды.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии,направленные на физическое развитие и укрепление здоровья студентов: развитие физических качеств, двигательной, закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры , воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами педагогического взаимодействия взрослого с подростком.
Здоровьесберегающие образовательные технологии –технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья студентов. Цель этих технологий - становление осознанного отношения подростка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей учащемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье подростка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия студента в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч со студентами, учителя и воспитатели.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Один из важнейших факторов здоровья на уроках физики и информатики - это организация учебной деятельности:
1. строгая дозировка учебной нагрузки
2. построение урока с учетом особенностей студентов
3. проведение физкультминуток
4. соблюдение гигиенических требований
5. благоприятный эмоциональный настрой
Важно во время урока проводить физкультминутки и профилактические упражнения для глаз.
Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Студенты мысленно раскрашивают воображаемый экран поочерёдно любым цветом. Игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
При появлении признаков утомления у студентов преподаватель изменяет интонацию и громкость речи;
-использование работы в парах;
-подведение итогов урока на последних 4 -5 минутах,
- рефлексия,
-организация двигательной активности,
- разминки в начале урока (10 - 15 секунд),
- для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи,
- для речевого аппарата - произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой,
-для кистей пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах,
- для зрения - поисковые движения для глаз, различение цвета, размера,
-физкультминутки на 15 - 25-ой минутах урока на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук; зрительного утомления, минуты релаксации, чередование поз, дыхательная гимнастика, массаж активных точек.
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Источники и литература:
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- http://www.prodlenka.org/doklady/ispolzovanie-zdorovesberegaiushchikh-tekhnologii-v-uchebno-vospitatelnom-protcesse-v-shkole-8-vida.html
- http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/09/22/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh-fiziki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-434109-1396971914.jpg)
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики в техникуме
Здоровьесбережение на занятиях в техникуме - важное звено в процессе обучения....
Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)
Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на у...
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-786068-1465289718.jpg)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему н...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/05/picture-872502-1483614888.jpg)
Доклад Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Анализ применения здоровьесбеоегающих технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/05/picture-872502-1483614888.jpg)
Доклад Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Анализ здоровьсберегающих технодогий на уроках физики...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/11/picture-677554-1452533626.jpg)
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики".
25.10.2023 год.Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики"....