Этапы и уровни развития детского коллектива
план-конспект урока

Вознесенская Татьяна Борисовна

Этапы и уровни развития детского коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lichnosti_v_kollektive.pptx2.28 МБ
Файл otkrytyy_urok_kollektiv.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Этапы и уровни развития детского коллектива

Слайд 2

2 «Коллектив начинается с меня!»

Слайд 3

План урока Основы развития личности в коллективе. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. Роль детского коллектива в развитии личности. Структура, сущность и типы детского коллектива. Этапы и уровни развития коллектива. Условия развития коллектива. 3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

Понятия « Детский коллектив» - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. 6

Слайд 7

« Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (А.С.Макаренко) «Коллектив» – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (общий философ.смысл ) 7

Слайд 8

Воспитательный коллектив Это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения ( А.С.Макаренко ) Это жизнь и деятельность воспитанников на основе целей и задач, а также формирование межличностных отношений в работе органов самоуправления, которые характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху и богатством духовных устремлений и интересов ( В.Ф.Харламов ) 8

Слайд 9

9

Слайд 10

Признаки коллектива Общественно значимые цели; Разнообразная социальная деятельность воспитанников; Организация совместной деятельности; Систематическая практическая связь детского коллектива с обществом; Положительные традиции и увлекательные перспективы; Атмосфера взаимопонимания, доверия и требовательности; Развитые критика и самокритика; Сознательная дисциплина; Отношения ответственной зависимости; Правильное общественное мнение; Наличие органов детского самоуправления 10

Слайд 11

Функции коллектива 11

Слайд 12

12

Слайд 13

13 По содержанию деятельности коллективы делятся на учебные трудовые научные общественно-политические художественно-творческие клубные спортивные и др.

Слайд 14

Стадии (этапы) развития коллектива (по характеру предъявляемых педагогом требований и позиции педагога) 14

Слайд 15

1 стадия Субъект воспитания - педагог Педагог – организует жизнь и деятельность группы, объясняет цели и смысл деятельности, предъявляет прямые, ясные, решительные требования. Актив (группа, которая поддерживает требования и ценности воспитания) – только выявляется, уровень самостоятельности очень низкий, заканчивается 1 этап развития коллектива. Межличностные отношения – развивающиеся, очень подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами – складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов 15

Слайд 16

2 стадия Педагог – предъявляет требования, требования становятся опосредованными, способствует укреплению позиций актива, расширение состава актива, вовлекает всех детей в совместную деятельность, конкретизирует задачи к отдельным группам учащихся и к каждому члену, коммуникативная функция, организация и налаживание отношений внутри коллектива. Актив – поддерживает требования педагога, предъявляет их товарищам, организаторская функция педагога переходит к постоянным и временным органам коллектива (активу), актив – опора педагога, самосовершенствуется, авторитет для других членов коллектива, вырабатывает свои требования, расширяется самостоятельность актива 16

Слайд 17

3 стадия Субъект воспитания - коллектив Педагог – поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам. Актив – работает, расширяется, отчитывается. Группа – большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и к себе и помогает педагогу корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. Меняются отношения детей к целям и деятельности, друг к другу, вырабатываются общие ценности. Сильны традиции. Благоприятный социально-психологический климат. Эмоциональный комфорт, защищенность личности. Межличностные связи – высокий уровень развития (т .к. есть общественное мнение), группа превращается в коллектив. Мотивационные и гуманистические отношения между отдельными группами и членами коллектива. Связи – систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне его. 17

Слайд 18

19.12.2019 18

Слайд 19

Формирование коллектива Процесс формирования коллектива – не плавный процесс, неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Между этапами нет четких границ, последний этап добавляется к предыдущему. Коллектив не должен останавливаться в своем развитии, даже если достиг высокого уровня. Движение вперед- закон жизни детского коллектива, остановка – смерть (А.С. Макаренко ) 19

Слайд 20

20

Слайд 21

Законы коллектива 21

Слайд 22

22 Закон правды Закон добра Закон заботы Закон любви Закон милосердия Закон памяти Закон уважения Закон старости Закон свободы Закон смелости Закон чести



Предварительный просмотр:

ТЕМА:  ЭТАПЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

МДК/Дисциплина

ОП.05. Педагогика

Группа

921, 922

Тема занятия

Этапы и уровни развития детского коллектива

Вид занятия

изучения нового материала

Цель занятия

Дать учащимся представление о характеристике воспитания в коллективе, указать особенности воспитания личности в коллективе, познакомить со структурой и динамикой развития коллектива, проанализировать условия развития детского коллектива..

Задачи занятия

Обучающие: систематизировать знания студентов о характеристике воспитания в коллективе, указать особенности воспитания личности в коллективе; познакомить со структурой и динамикой развития коллектива; учить работать в парах по решению задач урока. 

Развивающие: способствовать развитию общих и специальных компетенций, развивать навыки работы с информацией посредством организации разных форм работы с текстом.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, интерактивная доска.

Средства обучения

Печатные: раздаточный материал с кейс задачами, методическая литература (Сластенин В.А. Педагогика. М. : ИЦ Академия, 2015.)  мультимедийные (презентация).

Методы и приемы

лекция; беседа; рассказ; демонстрация; упражнения

Используемые педагогические технологии

методы проблемного, интерактивного и развивающего обучения.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Планируемый результат

ОК 1.         Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.         Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.         Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.         Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.         Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.


Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Результат

1. Организационный (5 мин.)

Организовать группу

Подвести к самостоятельному определению темы урока.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих.

Обсуждение эпиграфа к уроку

Определяют тему урока

ОК 2

ОК 1

2. Постановка цели и определение задач по её достижению (3 мин.)

Психологический настрой на активную работу

Объявляет:
- тему занятия;
- цели занятия;

-план урока;
- определяет значение полученных знаний в практической деятельности.

Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия, знакомятся с инструкцией организации занятия.

ОК 2

ОК 1

ОК 5

3. Изучение нового материала (22 мин.)

Изучить запланированный учебный материал по теме «Этапы и уровни развития детского коллектива»

Презентация «Этапы и уровни развития детского коллектива»

Выдает учебный материал.

Смотрят презентацию:
- слушают;
- ведут краткий конспект;
- отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы друг друга;

ОК 2

ОК 4.

ОК 5

4. Обобщение материала, закрепление и систематизация (10 мин.)

"Мозговой штурм" - продуктивный способ выдвижения новых идей.

Знакомит с правилами «мозгового штурма»

Предлагает сформулировать правила и законы общения в коллективе

Делятся на 2 команды

Выполняют  командное практическое задание по  – написанию правил.

ОК 6.

ОК 4

ОК 3.

5. Подведение итогов обучения и определение домашнего задания и

Рефлексия

(5 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует  ответы выступающих, активно работающих студентов.

Презентуют выполненные работы.

ОК 6

ОК 4

ОК 1

Всего:45 минут

 

 

 

1. Организационный (5 мин.)

 (Слайд № 1)

-Добрый день, уважаемые, студенты!

-Какое у вас настроение?

-Желаю, чтобы в ходе нашего урока настроение не ухудшилось, а у кого-то, может быть, улучшилось.

Эпиграфом нашего урока будут слова «Коллектив начинается с меня!»

Согласны ли вы с этим высказыванием?  (высказывают суждения о своем настроении,

рассуждают на тему высказывания )

(Слайд №  2,3)

2. Постановка цели и определение задач по её достижению (3 мин.)

2. Изучение нового материала

Основы развития личности в коллективе.

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций - в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность.

Между тем есть +:

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

 Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

2. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. (Слайд №  4,5)

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание коллектива школьников. Необходимость развития коллективизма у учащихся пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели..

Станислав Теофилович Шацкий. Руководил первыми школами-коммунами. доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания. (Слайд №  4)

А. С. Макаренко. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива. Педагогические принципы организации детского коллектива: система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. (Слайд №  5)

Разработка теории коллектива на современном этапе. С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической. С начала 60-х гг. интерес к коллективу проявляют: Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется закономерностями взаимоотношениями коллектива и личности структурой и становлением системы деловых и личных. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и в отношении к обществу. Юриспруденция и криминалистика рассматривают коллектив как среду, формирующую мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности.

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую отношения, которые ему присущи, атмосферу, систему человеческих ценностей, которая в нем принята.
          В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

3.Роль детского коллектива в развитии личности. 

1. Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. (Слайд №  6)

2. Коллектив - арена для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. (Слайд №  7)

3. Воспитательный коллектив - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков. (Слайд №  8)

Роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

(На слайде физкультминутка для глаз для глаз) (Слайд № 9)

4. Сущность, структура и типы детских коллективов.

А. С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Основные характерные признаки коллектива: (Слайд №  10)

  • Общественно значимые цели;
  • Разнообразная социальная деятельность воспитанников;
  • Организация совместной деятельности;
  • Систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;
  • Положительные традиции и увлекательные перспективы;
  • Атмосфера взаимопонимания, доверия и требовательности;
  • Развитые критика и самокритика;
  • Сознательная дисциплина;
  • Отношения ответственной зависимости;
  • Правильное общественное мнение;
  • Наличие органов детского самоуправления

Выделяют следующие функции функции детского коллектива: (Слайд №  11)

организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Структура и основные типы детских коллективов: (Слайд №  12, 13)

Общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 учащихся. влияния на каждую личность осуществляется через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

Сочетание различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными.

Наличие в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста.

Сплачивающим ядром коллектива - актив. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники, педагог изучает деловые и личностные качества.

Воспитательная работа с активом складывается из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказание повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организация обмена опытом работы ("летучки", совещания);

контроль за исполнением поручений и привлечение внимания актива к качеству выполненной работы.

5. Этапы и уровни развития детского коллектива

Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Обоснованы А. С. Макаренко: он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. (Слайд №  14)

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся", категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. (Слайд №  15)

На втором этапе развития коллектива требования к личности предъявляет актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на актив. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. (Слайд №  16)

Третий этап. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

(Слайд №  17)

В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

6. Основные условия развития детского коллектива

- Учет настроения воспитанников и общественное мнение коллектива. Требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния поможет актив, поэтому так важно его воспитание.

- Общественное мнение в коллективе - это совокупность обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Проявляется в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п.

- Организация перспективных устремлений воспитанников, вскрытый А. С. Макаренко закон движения коллектива. он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка ведет к его ослаблению и распаду. условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

- Организация самоуправления. Оно естественно должно вырастать "снизу", с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление должно подчиняться шагам: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование микрогрупп соответственно частям и объемам; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица. Органы самоуправления в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент.  

- Накопление и укрепление традиций. Традиции - это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение.

Для закрепления пройденного материала предлагаю вам разделиться на две группы и придумать  как можно больше законов, необходимых для существования коллектива. Напоминаю вам правила проведения мозгового штурма. (Слайд 20). Озвучивание законов и формулирование их на доске.

4. Обобщение материала, закрепление и систематизация 

Мы хорошо поработали.

Постарайтесь отметить, что полезного вы смогли почерпнуть из содержания нашего урока?

Оцените деятельность своей микрогруппы.

Как вы оцениваете собственную деятельность на уроке?

Мне было приятно с вами работать! Большое спасибо за внимание!

5. Подведение итога урока. Выставление оценок.

6. Д/з: записи в тетради. «Педагогика» Сластенин В.А. с325-330


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сплочению детского коллектива "Планета моей группы"

Тема «Планета моей группы»Цель: создание дружественной атмосферы, доброжелательного и открытого общения друг с другом.Оборудование:набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой план...

Сплочение детского коллектива в гастрольной поездке.

Санкт-Петербург30 января 2014 года       В настоящее время любой творческий коллектив имеет возможностьпринять участие в фестивалях или конкурсах, проводимых в родном гор...

Использование воспитательных технологий для формирования в детском коллективе мотивации на успех и победу в спорте (Телевных Е. А.)

Использование  воспитательных технологий   для формирования  в детском коллективе мотивации на успех и победу в спорте (Телевных Е. А.)...

Презентация "Дедовщина в детском коллективе или детский буллинг"

О насилии в детских коллективах было известно уже давно. Начиная с 1905 года, в печати стали появляться первые работы, посвященные этой проблеме, пик которых пришелся на конец сороковых годов прошлого...

Сценарий к концерту, посвящённому 25-летию со дня основания образцового показательного детского коллектива- оркестра русских народных инструментов Новоаганской детской школы искусств "Югорская фантазия"

Юбилейный концерт был проведен 18.05.2018 года. Это мероприятие - творческий отчет о деятельности оркестра, о его репертуаре, о составе и солистах. В сценарии озвучены достижения оркестра и ансамбля р...