программа "Патриотическое воспитание"
рабочая программа
данная программа расчитана для подростков на три года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_moya.docx | 89.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
ГАПОУ РБ «ТС и ГХ»
Программа
«Патриотического воспитания
студентов»
Воспитатель: Цыдыпова Л.Д.
Улан-Удэ
2016
«Историческое значение каждого человека
измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство – силою его
патриотизма». Н.Г. Чернышевский
События последнего времени подтвердили, что стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов в настоящее время приобретает все более актуальное значение. Представители различных слоев российского общества все чаще выдвигают проблему нравственного и патриотического воспитания личности как наиболее важную для дальнейшего развития нашего государства. Действительно в сфере воспитания накопилось немало проблем, которые носят уже системный характер.
Проблема гражданско-патриотического воспитания в сегодняшних условиях является одним из приоритетов государственной политики в области образования. Президент России Владимир Путин в ходе заседания Совета по межнациональным отношениям 03.07.2014г. сказал: «Важно, чтобы молодёжь понимала всю значимость национальной политики, национального и культурного многообразия. В нём, в этом многообразии, безусловно, сила, преимущество нашей страны, которая веками впитывала разные традиции, культуры, разные этносы… Нужно чётко сформулировать приоритеты государственной молодёжной политики».
С целью формирования у молодежи духовно-нравственных ценностей, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, в колледже проводится работа по патриотическому и гражданскому воспитанию студентов.
«Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь», - писал Н.А. Некрасов.
Воспитание гражданина и патриота государства – одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая такую важную проблему, прежде всего, сосредотачиваем свои усилия на формировании у студентов ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель: способствовать формированию гармонично развивающейся личности посредством воспитания гражданственности, патриотизма и любви к родному колледжу, городу, республике и России.
Задачи:
- формирование в период обучения в техникуме активной жизненной позиции; гражданского самосознания, проявляющегося в ценностном отношении к личности, обществу и государству; воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края, города, техникума;
- удовлетворение потребностей в творческом самовыражении, свободном общении;
- расширение кругозора и стимулирование желание узнавать новое.
- формирование потребности в здоровом образе жизни
- развитие творческих возможностей и способностей студентов;
- эстетика и экология среды жизнедеятельности студента.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предлагаемые занятия создадут благоприятные условия для формирования патриотического сознания у студентов, научат их коммуникативной культуре, будут способствовать воспитанию таких душевных качеств, как дружелюбие, общительность, толерантность, почтение к родной истории и уважение к окружающим людям.
Программа направлена на формирование мира ценностей человека, которые содействуют эффективному развитию социальных навыков или отдельных их элементов.
Вместе с тем повышение уровня гражданственности, социальной адаптированности воспитанников, их обучение способам успешной социализации посредством патриотического воспитания, позволили бы избежать многих проблем девиантного поведения.
Реализация Программы рассчитана на 3 года.
I этап: проектный – 2016-2017 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу.
Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
II этап: практический – 2017-2018 учебный год.
Цель: реализация программы патриотического воспитания
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Развивать студенческое самоуправление, волонтерское движение.
4. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения техникума с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными учреждениями района.
6. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический –2018-2019 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы общежития.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
Программа включает в себя следующие направления:
Связь поколений.
Цель: Осознание студентами как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Изучать историю родного края.
4. Воспитывать у студентов духовно-нравственные ценности.
5. Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, уроки мужества, устный журнал, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины.
Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать студенческое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у воспитанников систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России, Бурятии.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, День Героев, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Здоровая нация.
Цель: Воспитание у студентов любви к спорту, формирование основ ЗОЖ.
Задачи:
1. Приобщать студентов к спорту и ЗОЖ.
2. Воспитывать у студентов осознанное отношение к своему здоровью и необходимости физического развития.
3. Формировать здоровьесберегающее поведение.
Формы: спартакиады и соревнования, Дни здоровья, выпуск стенгазет, конкурсы, игры, марафоны, викторины, тематические беседы, устный журнал.
Я и моя семья.
Цель: осознание студентами семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.
Схема
Программа «Воспитание гражданина России и патриота Родины»
направления деятельности
План мероприятий по реализации программы
2016-2019 гг.
1 направление: Связь поколений
№ п/п | Мероприятия | Сроки | |
Трудовое воспитание | |||
1 | Трудовые акции, субботники | 1 и 4 четверть | |
2 | Тематические беседы:
| В течение года | |
3 | Благоустройство (озеленение) комнат и территории при общежитии | В течение года | |
4 | Работа творческих мастерских | В течение года | |
5 | Оформление уголков по профориентации | Сентябрь | |
6 | Генеральные уборки комнат | Раз в четверть | |
Духовно-нравственное воспитание | |||
7 | Традиционные мероприятия:
|
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Март Май
| |
8 | Беседы, тренинги по духовно-нравственному воспитанию (приглашаем психолога, библиотекаря, студентов ВСГАКИ) | В течение года
| |
9 | Информационно-просветительская работа (стенды, плакаты, презентации) | В течение года | |
10 | Проектная деятельность:
| Сентябрь-ноябрь | |
11 | Акции:
| В течение года | |
Эколого-краеведческое воспитание | |||
12 | Курсы по выбору экологической направленности | 1 и 4 четверть | |
13 | Экологические акции:
| 1 и 4 четверть | |
14 | Информационно-просветительская работа (стенды, учебные презентации, практические работы на территории общежития техникума | В течение года | |
15 | Летняя трудовая бригада | Июнь | |
16 | Участие в мероприятиях техникума и общежития:
| 2 и 4 четверть | |
17 | Экскурсии в природу, в Этнографический музей народов Забайкалья | В течение года | |
18 | Оформление комнаты национального быта | 1 четверть | |
2 направление: Растим патриота и гражданина России
№ | Мероприятия | Сроки | |
1 | Исторические даты и события (по плану) | В течение года | |
2 | Традиционные мероприятия:
| Ноябрь Декабрь Февраль Май | |
3 | Патриотическая работа Героям – афганцам посвящается! Шефство над обелиском воинам – афганцам «Черный тюльпан», встречи с воинами – интернационалистами. Уборка территории вокруг Обелиска. Оформление материала об истории создания Обелиска. | В течение года | |
4 | Информационно-просветительская работа (оформление тематического стенда, выпуск тематических праздничных газет) | В течение года | |
Тематические беседы «Мой край родной» «Моя малая Родина» «Я патриот и гражданин» «ВОВ в жизни моей семьи» | |||
5 | Акции:
|
Май
| |
6 | Серия тематических интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» |
Раз в четверть
| |
7 | Проведение цикла уроков - мужества на темы: | ||
7 | Просмотр документальных фильмов по изучению истории России | В течение года | |
3 направление: Здоровая нация
№ | Мероприятия | Сроки | |
Здоровьесбережение и приобщение к спорту | |||
1 | Борьба с гиподинамией: -физкультминутки; -организация спортивных игр | В течение года | |
2 | Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек | Ежемесячно | |
3 | Пропаганда ЗОЖ: оформление газет, плакатов, рисунков, просмотр видеофильмов | В течение года | |
4 | Школа здоровья: · Дни здоровья; · спортивные мероприятия; Турнир по настольному теннису среди студентов колледжа · спортплощадки; · спортивные игры | В течение года | |
5 | Индивидуальная работа: · диагностика; · коррекционная работа; · помощь, консультирование студентов | В течение года
| |
6 | Нормативное инструктирование студентов по охране труда, здоровья и жизни | В течение года
| |
7 | Устные и наглядные средства информации, просвещения и пропаганды знаний по ЗОЖ (беседы, дискуссии и т.п.) | В течение года | |
Формирование ЗОЖ и профилактике асоциальных явлений | |||
8 | Беседы со студентами о здоровом образе жизни | В течение года | |
9 | Проведение рейдов в вечернее время с целью занятости студентов | На каникулах | |
10 | Просмотр видеофильмов по данной теме с последующим обсуждением | В течение года | |
11 | Подбор материала из периодической печати по вопросам ЗОЖ, оформление стендов | В течение года | |
12 | Составление картотеки и ведение личных дел студентов, состоящих на различных видах учета | По необходимости | |
13 | Организация работы внеучебной деятельности (контроль за занятостью студентов) | В течение сентября | |
14 | Индивидуальные беседы с студентами, состоящими на учете. | в течение учебного года | |
15 | Рейды в семьи, состоящие на различных видах учета | В течение учебного года | |
16 | Контроль за посещаемостью занятий учащимися | В течение учебного года | |
17 | Организация и проведение бесед работниками полиции со студентами общежития | В течение учебного года | |
4 направление: Я и моя семья
№ | Мероприятия | Сроки |
2 | Индивидуальные беседы с родителями студентов (о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах) | В течение года |
3 | Консультации родителей | В течение года |
4 | Совместные встречи студентов и родителей, организация вечеров отдыха, праздников:
| По плану
|
5 | Приобщение родителей к помощи в благоустройстве и озеленении территории общежития техникума (трудовой десант) | В летний период |
6 | Тематические беседы:
| 1 раз в четверть |
- Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003г.
- Л.А. Сетрукова, А.А. Востриков. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии. Новокузнецк, 1998г.
- Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л. Г. Батраковой. Творческая образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научно-исследовательская работа обучающихся. Новокузнецк МАОУ ДПО «ИПК», 2011г.
- Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
- Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический
словарь педагога), 2000 г.
- Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред. Т.В. Черниковой.-М.:Глобус, 2006.-224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)
В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов. Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...
«Основы системы раннего музыкального воспитания" СНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
В данной методической работе рассмативаются вопросы музыкального и эстетического воспитания детей раннего возраста, дана подробная характеристика структуре и видам музыкальной деятельности , пре...
Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности
Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....
Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности
Статья посвящена проблеме правового воспитания студентов. В статье даны определение понятия, цели, задачи правового воспитания, предложены формы, методы и средства правового воспитания подростков....
Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц
Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...
взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся
Мы уверены, что родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...
Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания
Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...