Нормативно-правовой дайджест для школьного психолога
учебно-методический материал
Документация (+ссылки) для школьного психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
daydzhest_zhdanova_oa.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовой дайджест для школьного психолога (подготовлен Ждановой О.А.)
Название документа | Издатель, Дата утверждения | Содержание |
Конвенция о правах ребенка | Генеральная Ассамблея ООН 20.11.89 г ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90 г. | http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml Международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. |
Об образовании в Российской федерации | закон РФ от 29.12.12 №273 ФЗ | http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html Статья 27. Структура образовательной организации 2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (… интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения). Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации… 2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. 3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). 4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность… 5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии… 6. Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Статья 64. Дошкольное образование 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. |
Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере» | Минюст, приказ от 18 ноября 2013 г. N 682н | http://www.rg.ru/pril/90/94/65/Standart.pdf Предоставление психологических услуг в социальной сфере. |
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва | 15. Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. |
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва | http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166951/ 29. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога. 32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. |
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования | Приказ от 6 октября 2009 г. № 373; Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357(ФГОС 1 – 4 кл.); Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897(ФГОС 5 – 9 кл.); Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413(ФГОС 10 – 11 кл.) | 21. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды: … -гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся… http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf 28. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать… (6 пунктов) http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html 18.3. В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением (например, "Искусство", "Психология"…) в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения. 25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать (6 пунктов) |
Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации | Приказ Министерство образования РФ от 22.10.99 № 636 | http://dogm.mos.ru/upload/iblock/e9d/pr_mo_636_22_10_1999_r99.pdf Настоящее Положение определяет организационно – методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования РФ: - цели и задачи службы; -организация деятельности службы; -основные направления деятельности службы; -обеспечение деятельности службы. |
О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования | письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 | http://ps.1september.ru/article.php?ID=200307215 Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление: - помощь в проектировании образовательных программ; - психолого-педагогическое сопровождение на разных уровнях образования; - интеграция детей с ОВЗ; - поддержка одаренных детей. |
Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений | Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. №69 | http://poisk-zakona.ru/90112.html 8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом: - выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; - подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. |
Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" | с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-281 | http://www.garant.ru/PRODUCTS/IPO/PRIME/DOC/70314724/ 1.10. Количество и соотношение возрастных групп в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида, осуществляющей квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, определяется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. |
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, постановление от от 29 декабря 2010 г. N 189 | http://www.referent.ru/1/174463 4.24. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, в общеобразовательных организациях предусматриваются отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда. 6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда должна составлять 18 - 24 °C ; 10.16. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий. |
О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников | приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. №2075 | http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110582 1. Продолжительность рабочего времени: 36 часов в неделю: - педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду… |
О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию | Закон РФ от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ, вступает в силу с 1 сентября 2012 года | http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html 7. В качестве эксперта, экспертов для проведения экспертизы информационной продукции привлекаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии… |
Положение о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы | Приказ ДО г. Москвы от 14.05.2003 г. №553 | http://www.referent.ru/3/34466 -Цели и задачи службы; -Основные направления деятельности службы; -Права и ответственность педагога-психолога. |
О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы | Инструктивное письмо ДО г.Москвы от 09.09.2003 № 2-30-20 | В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, вводятся следующие формы документации. |
Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве | Закон г. Москвы от 28.04.2010 г. №16 | http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/874305/ Статья 10. Пункт 2. Государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей здоровья обучающихся, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций. Статья 11. Психолого-медико-педагогические комиссии Статья 12. Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь |
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России | Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26.03.2003 г. | Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России. |
Об утверждении единого квалифицированного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» | Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 26 августа 2010 г. N 761н | Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. -должностные обязанности; -требования к квалификации. |
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации | Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) | Глава 2. Статья 7. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления. |
О психологической помощи населению в городе Москве | Закон г. Москвы от 07.10.2009 N 43 (ред. от 30.04.2014) | http://docs.cntd.ru/document/3714384 Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовая документация по дисциплине "Информатика и ИКТ"
Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в учреждениях начального, реализующих образовательную программу среднего...
Источники права. Нормативно-правовой акт (дисциплина "Право", презентация)
Может использоваться на уроках права и обществознания...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда»
методическая разработка урока по дисциплине «Охрана труда» для специальности 051001 «Профессиональное обучение»...
Нормативно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога и социального педагога
О нормативно-правовых основах деятельности учителя-дефектолога и социального педагога...
Презентации лекций по дисциплине "Организация и нормативно-правовые основы архивного дела"
Презентации - опорные конспекты лекций по дисциплине МДК 02.01 "Организация и нормативно-правовые основы архивного дела" профессионального модуля ПМ 02 "Организация архивной и справочно...
Нормативно - правовая база
Нормативно - правовая база...
курс МДК. 02.01. Организация и нормативно-правовые основы архивного дела.
Курс организация и нормативно-правовые основы архивного дела изучает действую.щее архивное законодателдьство начиная с федерального уровня до уровня субъектов федерации м муеиципальных архивов....