доклад "О работе Совета Общежития, проблемы и пути решения"
статья
доклад на педагогический совет по теме " Оработе Совета Общежития, проблемы и пути решения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГАПОУ РБ
«Техникум Строительства и Городского Хозяйства»
Доклад
« О работе Совета Общежития, проблемы и пути решения»
Автор: воспитатель общежития №1
Цыбикова М.В.
г.Улан-Удэ
2016
Студенческое самоуправление (Совет Общежития)— форма целенаправленной общественной деятельности студентов, обеспечивающая решение вопросов жизнедеятельности молодёжи, развитие её социальной активности, формирование всесторонне развитой, творческой личности, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных и профессионально мобильных на рынке труда в изменчивых условиях социально-культурной и политико-экономической сферах жизни.
Таким образом, актуальность темы обусловлена:
• во-первых, необходимостью решения проблем самоуправления как способа замены асоциальных видов деятельности (агрессивность, конформизм, асоциальное поведение, наркомания, алкоголизм, табакокурение, пропаганда субкультур) подрастающего поколения другими - социально полезными;
• во-вторых, выдвижением новых требований к самоуправлению студентов (толерантность умениям самообучаться и самоуправляться и др.) в контексте развития модернизационных и интеграционных процессов в России;
• в третьих, недостаточной эффективностью студенческого самоуправления; наличием ряда нерешенных проблем, связанных с формами самоуправления.
Воспитательное пространство студенческого общежития.
Для создания комфортных условий проживания большое значение имеет культура быта, четкая и твердая упорядоченность всех его элементов. Быт непосредственно влияет на здоровье, результаты учебы, настроение и отношения между проживающими. Именно поэтому организация быта является одной из основных обязанностей воспитателя, при активном участии самих студентов.
Однако надо помнить и о том, что насильно заставить молодёжь заниматься тем или иным делом в свободное время, значит оттолкнуть её от этого дела. Поэтому так важно уметь находить правильные подходы к каждому, учитывать его потребности и интересы, увидеть за пассивностью некоторой части молодёжи истинные устремления, предложить сферу применения сил, заставить поверить в себя, научить жить более интересно.
В то же время, правильно используя свои педагогические возможности, современное студенческое общежитие способно влиять на воспитание молодых людей, помочь им хорошо учиться, участвовать в общественно полезной работе, заботиться о здоровье, культурно отдыхать.
Воспитательная работа в общежитии должна быть направлена на формирование нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, ответственности, иными словами, на формирование социальной компетентности. Эта работа должна проводится с учётом психолого-возрастных особенностей, и прежде всего с учётом того, что у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.
- степень стабильности и чёткости работы всех звеньев системы воспитательной работы в общежитии.
- массовость участия студентов в различного рода мероприятиях, проводимых в общежитии.
- качество участия, результативность участников конкурсов, фестивалей, соревнований.
- присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы.
- уровень притязаний студентов к качеству проведения культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий.
- отсутствие правонарушений среди студентов, проживающих в общежитии.
Одной из важнейших задач педагогически воспитывающей среды общежития является формирование у студентов чувства ответственности. Воспитание данного чувства особенно актуально сегодня, когда имеет место ухудшение экономического положения, удорожание процесса обучения молодёжи, возрастание стоимости материального оборудования, коммунальных услуг, используемых колледжем. Внимание к данному свойству особенно актуально в условиях проживания студента в общежитии, где он ежедневно эксплуатирует оборудование: сантехническое, кухонное, электрическое, мебель и т. д.
Таким образом, задача воспитателя, Совета Общежития в реальной деятельности учитывать данную ситуацию, более активно прилагать усилия для улучшения работы по закреплению и воспитанию у студентов чувства ответственности за все происходящее в общежитии.
Итак, главной целью воспитательной работы в общежитии является создание педагогически воспитывающей среды, которая способствует формированию активного отношения студента к избранной профессии, включая не только отношение к учебным дисциплинам, учебному времени, но и к свободному от занятий времени как к важному общественно-культурному акту, созидающему личность молодого человека.
Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии.
Организация воспитывающего познавательного досуга молодёжи в общежитии - досуга, который будет ей интересен, - возможна, если воспитатель знает проживающих здесь юношей их запросы, знает и то, чего им не хватает. Ведь в своей жизни молодые люди руководствуются определёнными потребностями и интересами. В одних случаях эти потребности и интересы носят общественно осознанный, в других - индивидуально-эгоистический характер.
Потребности молодёжи довольно многообразны. Они зависят от возраста человека, его общего развития. В общежитии проживает молодёжь в возрасте 15-20 лет, и на каждом возрастном этапе у неё проявляются доминирующие потребности.
У молодёжи 15-18 лет преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях. Отсюда их стремление к таким формам досуга, как развлекательные вечера отдыха. В то же время ориентироваться только на данные потребности нельзя, так как это приведёт к односторонности в развитии той или иной группы молодёжи. Следует организовать досуг в общежитии таким образом, чтобы постепенно расширить сферу доминирующих потребностей проживающих.
Опора на групповые и индивидуальные досуговые запросы молодёжи делает воспитательную работу в общежитии целенаправленной и активизирует участие в ней самих проживающих.
Приобщение человека к культурным ценностям по принципу от простого к сложному - главный путь развития личности.
Методика подготовки и проведения каждого мероприятия имеет свою специфику, обусловленную конкретной целью, содержанием и методами данной работы. Однако существуют и общие закономерности, учёт которых способствует успешной реализации поставленной задачи.
Неизменное твёрдое требование к любому воспитательному мероприятию - его высокий познавательный уровень, глубокий нравственный смысл, красочное, эмоциональное художественное исполнение.
Основные положения, которыми следует руководствоваться при организации коллективной деятельности:
- организация деятельности с подростками основывается на доверии, взаимном уважении, доброжелательности;
- позиция воспитателя - рядом и вместе;
- воспитатель выступает не только организатором процесса, но и носителем духовных ценностей;
- взаимодействие подростков и воспитателя имеет характер диалога;
- содержание деятельности должно стимулировать интеллектуальную деятельность, способствовать эмоциональной насыщенности.
Основными формами досуга в студенческом общежитии стали индивидуальный или коллективный просмотр видеофильмов и телевизионных передач.
При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям:
- учёт возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек;
- проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану;
- привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.
Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы - педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
Студенческое самоуправление — форма целенаправленной общественной деятельности студентов, обеспечивающая решение вопросов жизнедеятельности молодёжи, развитие её социальной активности, формирование всесторонне развитой, творческой личности, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных и профессионально мобильных на рынке труда в изменчивых условиях социально-культурной и политико-экономической сферах жизни.
Основными положениями организации самоуправления в общежитии являются следующие:
- смысл самоуправления заключается не только в том, чтобы студенты включились в существующую пирамиду «руководство- исполнение», а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений;
- это не только специальная деятельность по управлению, но и режим протекания совместной и самостоятельной жизнедеятельности, обеспечивающий необходимую динамику событийных отношений;
- самоуправление позволяет создать оптимальные условия для самореализации студентов (личностно - ориентированное содержание образования, развитие способов деятельности: целеполагание, рефлексия, проектирование). Общежитие сближает людей – это давно известный факт. Здесь учатся определенным правилам жизни, учатся дружбе и доброте, учатся ценить друг друга и выручать в трудных ситуациях. И в общежитиях, где ВСЕ едины, как одно целое, как одна семья, должны зарождаться яркие идеи, кипеть работа, налаживаться быт, проходить веселые праздники. Сделать жизнь в общежитии по-настоящему интересной и уютной посильно самим студентам, главное объединиться, придумать, поддержать, направить, …
Заключение
Воспитание студентов, проживающих в общежитиях - сложный и многогранный процесс, тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим Советом. Общая задача - искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни.
Общежитие - студенческий дом, и студенты должны быть хозяевами этого дома. Общежитие должно быть подлинной школой жизни, гражданского воспитания будущего специалиста.
Воспитательную работу в общежитии следует направить на создание педагогически воспитывающей среды, включающей наилучшие условия для самостоятельных занятий, пропаганду опыта лучших студентов, проживающих в общежитии, вовлечение их в общественную, управленческую, трудовую, волонтерскую, спортивно- оздоровительную среду.
Организация воспитательной работы в общежитии - прямое дело не только воспитателя, но и самих студентов. Создана и апробируется модель студенческого самоуправления в условиях студенческого общежития, обеспечивающая достижение социальной успешности каждым проживающим студентом.
Иерархия потребностей студентов, проживающих в общежитии, выглядит следующим образом:
- улучшение жилищно-бытовых условий
- развитие досуговой деятельности,
- оказание помощи во вторичной занятости,
- организация физкультурно-оздоровительных мероприятий (изменить расписание работы спортзалов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи, обучающейся в средне-специальных образовательных учреждениях...
Методическая разработка студенческой научно-практической конференции "Синдром эмоционального выгорания - проблемы и пути решения"
Данная методическая разработка предназначена для подготовки студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам синдрома эмоционального выгорания.Конференцию целесообразно провод...
Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.
Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются...
Доклад На тему: Современное образование проблемы и пути решения .
ДокладНа тему:Современное образование проблемы и пути решения ....
Проведение дистанционных занятий в учреждениях дополнительного образования: проблемы и пути решения
Каждый педагог, методист, осуществляющих свою деятельность в учреждениях дополнительного образования, в той или иной мере столкнулся с трудностями при переходе на дистанционный формат работы в связи с...
Профориентационная работа с учащимися специальных коррекционных школ 8 вида. Опыт, проблемы и пути решения.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юнос...
СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В СИСИТЕМЕ СПО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
СТАТЬЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В СИСИТЕМЕ СПО. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»...