ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
статья на тему
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи, обучающейся в средне-специальных образовательных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_molodezhi_-_problemy_i_puti_resheniya.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум»
Во все времена в обществе ценили людей с высокодуховной нравственностью и воспитанностью. Социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В эпоху Б. Ельцина были смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно было обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания обучающихся связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
- во-первых, современное российское общество нуждается в подготовке всесторонне образованных, высоконравственных и воспитанных людей, обладающих не только интеллектом, но и прекрасными душевными качествами;
- во-вторых, в современном мире человек постоянно подвергается как позитивному, так и негативному воздействию на его духовность и нравственность со стороны средств массовой информации;
- в-третьих, полученное образование совсем не гарантирует достижения высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
- в-четвертых, привитие знаний о нравственности важно и потому, что они не только информируют личность о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм морали и этики или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Поступками любого человека руководят моральные и нравственные мотивы, побуждают его размышлять о совершенных действиях. Чтобы добиться от обучающихся глубоко осознанного, обоснованного и мотивированного поведения, преподаватель ведет целенаправленную работу над формированием нравственных компетенций. В этом процессе преподаватель исходит из современных требований образовательной парадигмы. Следовательно, моральные мотивы являются не только основой нравственного поведения, но и результатом воспитания.
Что же такое духовно-нравственное воспитание?
Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей [1].
В системе образования процесс усвоения молодежью высших духовных ценностей каждый преподаватель проводит при помощи различных внеклассных мероприятий, классных часов, посещения музеев, участия в волонтерском движении и акциях, при использовании различных приемов и методов: беседы об этике, разъяснения о совершенных поступках, внушения, пример.
В качестве основных критериев нравственного воспитания в техникуме выступают: уровень знаний принципов и категорий нравственной культуры (добро, любовь, честь, мужество, сопереживание, совесть и т.д.), убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. Уровень нравственной культуры студента определяется через развитую гуманитарную сферу в самом учебном заведении:
-проводимые тематические выставки в библиотеке техникума;
-работу студенческих кружков технического творчества;
-вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность (создание исследовательских проектов и мультимедийных презентаций о ведении здорового образа жизни, о волонтерском движении, об этическом поведении в обществе) с последующим выступлениями на конференциях и конкурсах;
-привлечение студентов к оформлению учебных кабинетов и аудиторий, поддержание в них чистоты и порядка;
-участие студентов и преподавателей в уборке территории техникума.
Развитие эстетической культуры студента предполагает формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение к миру прекрасного.
Направленность на формирование здорового образа жизни ведет к становлению личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую стрессоустойчивость, необходимую для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности.
Развитие интеллектуальной культуры предполагает активизацию мыслительной деятельности как в области технических достижений науки и техники, так и в художественной сфере.
Все эти действия со стороны государства и учебного заведения, конечно же, имеют свое огромное значение, но самым важным, на мой взгляд, во всем этом многообразии формирования Личности является её основа - семья.
Семья - это корень, из которого вырастает «ствол с ветвями» - свободная, гуманная, духовная, творческая с твердой гражданской позицией личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение созидать и творить на благо своей семьи и Родины.
Можно придумывать и организовывать различные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный характер, но так и не добиться ничего, потому что ранее молодого человека не научили в семье видеть разницу между добром и злом.
Обычно, в семье приоритетным направлением для молодого человека выбирается изучение предметов, а на последнем месте - наука о том, как стать человеком, т.е. как быть добрым, отзывчивым, способным прийти на помощь. Но жизненный опыт показывает, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого благодатная почва. Судьбы целых народов зависят иногда от нравственных убеждений, и уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Пример – фашистская Германия, где было много людей, получивших прекрасное образование, но проповедующих идеологию национал-социализма. При этом основными проводниками идеологии была интеллигенция (учителя).[2]
Рассматривая проблему духовно-нравственного воспитания во всех ее аспектах, можно предложить пути ее решения. Это целенаправленная и скоординированная воспитательно-педагогическая работа государственных служб, педагогического коллектива учебного заведения, семьи, и отдельно взятой личности над собой.
К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студенчества в ходе обучения лучших черт и качеств - любовь к Родине, доброта, трудолюбие, коллективизм. Показателем уровня патриотического воспитания студентов КГБОУ СПО «Комсомольского-на-Амуре авиационно-технического техникума» является их желание участвовать в различных мероприятиях:
- внеклассном мероприятии «Афганистан болит в душе моей...», посвященному забытой войне в Афганистане с участием ветерана боевых действий в Афганистане майора танковых войск Погадаева С.Г.;
- внеклассном мероприятии «День Матери» с выездом с концертом в Дом ветеранов г. Комсомольска-на-Амуре;
- внеклассном мероприятии «Битва за Москву»;
- внеклассном мероприятии «Блокада Ленинграда»;
- внеклассном мероприятии «Дети войны»;
- внеклассном мероприятии «Если завтра война…»;
- городском сетевом социальном проекте «Свеча Памяти», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;
- II-Всероссийском фестивале творческих работ обучающихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг героев в сердцах поколений»;
- всероссийском конкурсе мультимедийных презентаций «70-лет Победы в Великой Отечественной войне».
Систематический анализ проделанной воспитательной работы позволяет выявлять и определять педагогические позиции по проблеме духовно – нравственного воспитания и, используя результаты работы, проводить корректировку воспитательного процесса.
Список использованных источников:
- Адамова А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода //ВЕСТНИК. — 2008. — С. 26.
- Пленков О.Ю. Третий Рейх. Нацистское государство. — СПб: Издательский дом «Нева», 2004. — 480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой
Обращение к названной теме обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...
Методическая разработка студенческой научно-практической конференции "Синдром эмоционального выгорания - проблемы и пути решения"
Данная методическая разработка предназначена для подготовки студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам синдрома эмоционального выгорания.Конференцию целесообразно провод...
Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.
Организация учебной и производственной практик СПО. Проблемы и пути решения.Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются...
Доклад На тему: Современное образование проблемы и пути решения .
ДокладНа тему:Современное образование проблемы и пути решения ....
доклад "О работе Совета Общежития, проблемы и пути решения"
доклад на педагогический совет по теме " Оработе Совета Общежития, проблемы и пути решения"...
Проведение дистанционных занятий в учреждениях дополнительного образования: проблемы и пути решения
Каждый педагог, методист, осуществляющих свою деятельность в учреждениях дополнительного образования, в той или иной мере столкнулся с трудностями при переходе на дистанционный формат работы в связи с...
Профориентационная работа с учащимися специальных коррекционных школ 8 вида. Опыт, проблемы и пути решения.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юнос...