Рабочая программа "Казачество"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Верхнеуральский агротехнологический техникум – казачий кадетский корпус»
(ГБПОУ «ВАТТ-ККК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы традиционной казачьей культуры»
Без памяти - нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры - нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без Человека – нет народа!
Пояснительная записка
Особенностью построения данной программы является то, что в течение двух лет обучения выделяется пять основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура оренбургских казаков», «Казачья семья», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории оренбургского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Ещё одной особенностью данного курса является то, что руководитель, реализующий программу, вправе самостоятельно выбирать как последовательность изучения блоков, так и последовательность изучения учебных тем внутри блока в зависимости от социально-культурных особенностей своего учреждения; исторических, культурных событий, происходящих на территории Оренбургского войска; собственных профессиональных интересов.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у участников путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и села.
Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности ребят в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.
Для более успешного его усвоения руководителю необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения программы.
В программе указано распределение часов по разделам, которое является примерным: руководитель, учитывая подготовленность участников, их возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий планируются руководителем в соответствии с содержанием программы.
Первый год обучения (34часа)
Раздел 1. Традиционная культура казаков | ||
Вводное занятие, ознакомление с программой на учебный год. Пословицы и поговорки, колыбельные песни оренбургских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи вечорки. | 9 часов. | |
Раздел 2. Казачья семья | ||
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье. | 3 часа | |
Раздел 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества | ||
Основные памятные даты и знаменательные события Оренбургского казачества. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного оренбургского казачества. | 5 часов | |
Раздел 4. Православие и казачество | ||
Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей, стариков, женщин. Молитва дома и в храме. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Святой благоверный князь Александр Невский и Святой покровитель Оренбургского казачьего войска - Святой великомученик Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди казаков нашей станицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате. | 9 часов | |
Раздел 5. Казак – патриот своего Отечества | ||
Казак. Оренбургское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. Нравственные качества - основа патриотизма оренбургского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли | 4 часа | |
Проведение праздничных вечорок | 4 часа |
2-й год обучения (34часа)
Раздел 1. Традиционная культура казаков | |
Вводное занятие, ознакомление с программой на учебный год. Казачьи кадрили. Мужской казачий пляс. Казачий Круг – история и современность. Правила проведения Круга. Поведение казака на Круге. Обязанности атамана и есаульца на Круге. Выборы атамана. Приведение к присяге. | 9 часов. |
Раздел 2. Казачья семья | |
Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Возрастные традиции. Институт крёстных. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий. | 3 часа |
Раздел 3. Основные памятные даты и знаменательные события из истории казачества | |
Основные памятные даты и знаменательные события Оренбургского казачества. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного оренбургского казачества. Подготовка и проведение празднования (по выбору руководителя) | 5 часов |
Раздел 4. Православие и казачество | |
Православный храм - собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. История храма. Вклад казаков станицы в восстановление собора. Православные традиции станицы. Станичная Святыня – икона-мощевик Святого благоверного князя Александра Невского. Казак в храме. Таинства Русской Православной Церкви. Войсковая святыня – чудотворная икона Табынской Божией Матери. | 9 часов |
Раздел 5. Казак - патриот | |
Казаки-оренбуржцы на страже рубежей отечества. Традиционное оружие – пика, шашка и нагайка. Казачий военный костюм. История казачьей формы Оренбургского войска. История приборного цвета ОКВ. | 4 часа |
Проведение праздничных вечорок | 4 часа |
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате изучения истории казачества кадет должен
Знать-понимать:
- различные фольклорные формы оренбургского казачества;
- особенности проведения обрядовых праздников оренбургских казаков;
- историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих односельчан;
- уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
- памятные события и даты, связанные с историческими событиями оренбургского казачества;
- основы духовной жизни оренбургских казаков;
- структуру и направления деятельности оренбургского казачьего войска.
Знать:
- природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Оренбургском войске.
- природные богатства родного края и их использование человеком
- органы местного самоуправления
- даты важнейших событий в истории ОКВ, станицы, и т.д.
- особенности культуры и быта народов, населяющих территорию ОКВ
- достопримечательности родного края, своего района, села.
Уметь применять в практической деятельности:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы оренбургского казачества;
- реконструировать основные праздничные обряды;
- рассказать о своём казачьем роде;
- вести казачий Круг в качестве есаульца и атамана;
- выполнить исследовательский проект на тему «Основы традиционной культуры оренбургского казачества».
Освоение программы «Основы традиционной казачьей культуры» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение программы «Основы традиционной казачьей культуры» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов,таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи програмной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
При изучении программы «Основы традиционной казачьей культуры» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой культуре, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Библиография:
- В. А. Иванов, С М Чугунов. История казачьей формы, казачий быт и образ жизни. Учебное пособие для казачьих кадетских классов, лицеев, кадетских школ. г. Бугуруслан, 2005.
- В.С Кобзов, А. П. Абрамовский. Оренбургское казачье войско в трех веках. Челябинск, 1999.
- В.С. Кобзов, В.М.Шадрин. «Не славы ради» Оренбургское казачество в государственно-правовой системе Российской империи. М.: Издательство Московского университета, 2003.
- А.Александров «В одном строю с кубанскими казаками». Карпинск, 2008.
- Военная история Урала. События и люди. Екатеринбург: «Сократ», 2008.
- В.П. Трут, Г.М. Курков.- Военная энциклопедия казачества. М.: Яуза: Эксмо, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места
Организация рабочего места в соответствии с видамиизготовляемых блюд, выбор и обслуживание технологическго оборудования...
Рабочая программа учебной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер – является частью основной профессиональной образовательной программы ба...
Рабочая программа производственной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер
Производственная практика направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по специальности.Освоение основного вида профессиональной деятель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места" общепрофессиональный цикл основной профессиональной программы по професси 260807.01 "Повар, кондитер"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 04.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства»
Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» в...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...