Формы и методы развития творческих способностей на занятиях ИЗО.
учебно-методический материал

Чаруковская Татьяна Владимировна

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы развития творческих способностей на занятиях ИЗО.

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.

Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.

Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения уроков:

Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов. Урок – прогулка/путешествие. Урок – панорама. Урок – репортаж с выставки. Урок – викторина. Урока - игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся.



Предварительный просмотр:

Анкетирование по изучению интересов и    потребностей обучающихся

1.С каким настроением ты посещаешь кружок «Юный художник»?

2 - с радостью

1 - моё настроение не зависит от урока

  1. -  с неохотой и раздражением

2.Всегда ли ты доволен своим результатом работы на уроке?

2 - иногда недоволен, но стараюсь улучшить

1 - всегда

0 - часто недоволен, но мне это безразлично

3.Интересуют ли тебя работы одноклассников?

2 - всегда

1 – иногда

0 – никогда

4.Хотел бы ты заниматься рисованием всю жизнь?

2 - да

1 - не знаю

0 – нет

5.Ради чего ты стремишься выполнить рисунок как можно лучше?

2 - приятно и важно самому

1 - порадовать родителей

0 - чтобы не быть хуже других

6. Как родители относятся к твоим успехам на кружке по рисованию?

2 - интересуются, помогают

1 - хвалят за хорошие отметки, ругают -  за плохие

0 - им всё равно

7.Стремишься ли ты участвовать в конкурсах, выставках?

2 - да

1 - иногда

0 - нет

 8.Чего ты ждёшь от участия в конкурсах?

2 - чтобы мою работу увидели другие

1 - получить приз

0 – ничего

9. В чём для тебя польза кружка «Юный художник»?

2 – приобрести умения для художественного мастерства

1 - можно просто порисовать

0 - можно отдохнуть, расслабиться

10.Что больше всего тебе нравится рисовать?

  • Природа
  • Портрет
  • Натюрморт
  • Домашние животные
  • Дикие животные
  • Любимые персонажи
  • Техника
  • Перечисли свои варианты

11.Какими художественными материалами тебе нравится работать?

  • Гуашь
  • Акварель
  • Маркеры
  • Простой карандаш
  • Свой вариант ответа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра-форма развития творческих способностей и позновательного интереса учащихся

учреждение дополнительного образования детей центр детского (юношеского) научно-технического творчества  Методическая разработка «Игра – форма развития творческих способностей ...

Тренинг на развитие творческих способностей и креативности, как одна из форм воспитательной работы с учащимися

Данный тренинг поможет преподавателям в развитии творческого потенциала учащихся...

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Приемы и методы развития творческих способностей у музыкально-одаренных детей

В этой презентации тезисно представлены некоторые приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках сольфеджио. Материал подготовлен совместно с Н.В.Дыгодюк...

Доклад на педагогическом совете школы на тему: «Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе обучения»

     Вопрос о том, как научить человека творить, издавна волновал умы ученых. Являясь жизненной необходимостью, творчество преобразует, развивает и обогащает человека, формирует ...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...

Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравст...