Арт-технологии на уроках английского языка
опыты и эксперименты
Аннотация: в статье рассматриваются возможности использования арт-технологий на уроках английского языка. Описываются такие технологии как ролевые игры, работа со сказкой, театрализованные уроки, пантомимы, работа с музыкой и песнями, crafts (прикладное искусство). Отмечается, что помимо помощи в усвоении программного материала, уроки с использованием арт-технологии дают учащимся возможность самореализации и проявления творческих способностей.
Ключевые слова: арт-технологии, арт-терапия, искусство, английский язык, обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-tehnologii_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-технологии на уроках английского языка
Аннотация: в статье рассматриваются возможности использования арт-технологий на уроках английского языка. Описываются такие технологии как ролевые игры, работа со сказкой, театрализованные уроки, пантомимы, работа с музыкой и песнями, crafts (прикладное искусство). Отмечается, что помимо помощи в усвоении программного материала, уроки с использованием арт-технологии дают учащимся возможность самореализации и проявления творческих способностей.
Ключевые слова: арт-технологии, арт-терапия, искусство, английский язык, обучение.
В настоящее время общество развивается динамично и стремительно. В этих условиях искусство приобретает чрезвычайно важное значение, так как оно имеет способность оказывать на людей всестороннее влияние, делать их более гуманными. Именно поэтому в современном образовании психологи и педагоги уже в течение длительного времени привлекают средства искусства для решения задач по развитию, воспитанию, обучению и поддержке детей.
Использование на уроке разных жанров искусства способно обогатить и оживить зачастую рутинный образовательный процесс, внести в него новые краску, сделать обучение более интересным и насыщенным, а также помочь эффективно достигать результаты педагогической деятельности. Искусство предлагает метод арт-технологий - один из наиболее эффективных и популярных методов работы на уроке.
Цель нашей работы – обобщение опыта по использованию арт-технологий на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить сущность арт-технологий.
2. Рассмотреть возможности использования арт-технологий на уроках английского языка.
3. Проанализировать эффективность использования арт-технологий на уроках английского языка.
В основе метода арт-технологий, который применяется в психологии и педагогике, лежит использование приемов и техник арт-терапии. Исследователь М.Ю. Алексеева считает, что в школе арт-терапия подразумевает разработку и организацию развивающих занятий с учащимися, которые направлены на развитие творческого начала детей [1, с. 19].
Похожее определение предлагает и М.И. Киселева, указывая, что арт-терапия представляет собой метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, с высвобождением скрытых энергетических резервов индивида и, как результат, с нахождением человеком оптимальных для него способов решения проблем [4, с. 48].
Как правило, к арт-технологиям относят следующее: средства иллюстративной наглядности, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеофильмов, разучивание песен, рифмовок, стихов, создание коллажей по различной тематике, инсценирование, художественное сочинение, исполнение разных ролей в ролевых играх, диалогах, мини-пьесах и др. Все это, безусловно, стимулирует интерес обучающихся к изучению того или иного предмета, ускоряет темп интеллектуального развития детей, восстанавливает внутренние силы школьников, объединяет их переживания, чувства, мировосприятие и даже пластику. Креативность, спонтанность, творчество – это важнейшие составные части арт-технологий [2, с. 1412].
Наш практический опыт доказывает, что включение арт-технологий является чрезвычайно полезным при обучении английскому языку. Так, в своей профессиональной деятельности я использую следующие арт-технологии.
1. Ролевые игры, то есть имитационное моделирование разных жизненных ситуаций. Например, при обсуждении темы «Лучший досуг» учащимся было предложено провести дебаты о том, какое же времяпровождение является более увлекательным и полезным. Учащимся было предложено выбрать следующие роли: ученики, родители, учителя. Обсуждался вопрос о том, как лучше проводить свободное время. Родители были за выполнение домашних дел и дополнительные занятия по предметам, поскольку все остальное – это, с их точки зрения, пустая трата времени. Ученики выступали за общение в интернете и компьютерные игры, так как, по их мнению, такие занятия дают возможность отвлечься, отдохнуть, найти новых друзей. Учителя утверждали, что лучший отдых – это смена деятельности, поэтому придерживались мнения, что в свободное время нужно вести активный образ жизни, заниматься спортом и туризмом.
2. Сказкотерапия, работа со сказкой, с помощью которой можно успешно развивать у учащихся все виды речевой деятельности. В процессе такой работы можно проигрывать эпизоды из сказок и таким образом развивать навыки говорения. На развитие навыков говорения будут также работать такие приемы как обсуждение действий и поведения героев. Можно в качестве домашнего задания предложить учащимся сочинить и записать продолжение сказки, в результате чего у учащегося будут развиваться навыка письма. Можно использовать аудио и видеофрагменты сказок для того, чтобы развивать навыки аудирования. Помимо тренировки различных видов речевой деятельности, работа со сказкой будет эффективной для развития навыков коммуникации, доверия учащихся друг к другу, укрепления уверенности в себе, повышения самооценки и эмоциональной поддержки [3, с. 81].
3. Театрализованные уроки. Для каждого театрализованного урока специально разрабатывается сценарий: роли, сюжет, действия персонажей, тексты, манеры поведения и характер, цели персонажей, их антипатии и симпатии. Когда такой сценарий исполняют учащиеся, то они вступают друг с другом в ролевое общение в соответствии со сценарием. Таким образом меняются отношения, сложившиеся в классе естественным образом. Это дает возможность школьникам, имеющим в классе низкий социальный статус, его повысить. В этом, собственно, и заключается одна из ценностей подобных уроков [6, с. 26].
4. Пантомимы. Их эффективно применять для того, чтобы отработывать новую лексику. Они дают учащимся возможность запомнить новые слова и словосочетания, и при этом сменить обстановку, подвигаться, показать свои творческие способности. Так, на начальном этапе при изучении алфавита можно предлагать детям с помощью своего тела изображать разные буквы. В процессе дальнейшего обучения можно изображать разные глаголы-действия или существительные.
5. Работа с музыкой и песнями. Такая работа является важным элементом арт-технологий, так как песню можно не только прослушать, но и пропеть, выполнить разные задания до, во время и после прослушивания песни [5, с. 70]. Как правило, большинство песен дети запоминают очень хорошо и вспоминают их даже много лет спустя. В первую очередь, песни отлично развивают фонематический слух, они способствуют развитию навыков аудирования. Также песни способствуют усвоению грамматики и лексики. Помимо этого, песни можно использовать для того, чтобы изучать разные музыкальные и театральные жанры. Кроме обычного исполнения песни можно дать задание драматизировать песню либо написать собственный вариант песни на определенную тему. В этом случае появляется вариант личного творчества, а также дает детям возможность самореализации.
6. Crafts (прикладное искусство). Такая работа позволяет связать предметное содержание с детским творчеством, предоставляет прекрасную возможность сделать что-то своими руками и, как результат, запомнить материал. В процессе изучения алфавита можно предложить учащимся слепить буквы из пластилина, украсить их горохом либо фасолью, бусинами или красивыми пуговицами. Это чрезвычайно полезно для развития мелкой моторики, помогает детям, имеющим дисграфию, а также является отличным способом для запоминания букв. Позже в процессе изучения лексики прикладное творчество можно использовать на уроке или в качестве домашнего задания для того, чтобы закрепить изученный материал.
Таким образом, арт-технологии позволяют педагогу повысить мотивацию учащихся и, как результат, улучшить их успеваемость, ведь бесспорным является тот факт, что ребенок более успешно усваивает материал на уроке тогда, когда ему интересно. Применение арт-технологий в обучении английскому языку дают очень многое. Они развивают образное мышление, будят воображение, создают ситуацию проживания детьми материала, который изучается. Уроки с использованием арт-технологий обучают детей правилам речевого этикета, разным видам ситуативного поведения, показывают приемы верного выхода из конфликтных ситуаций, ускоряют развитие навыков коммуникации и говорения. На подобных уроках умственное воспитание осуществляется в непрерывной связи с эстетическим, социальным и оздоравливающим воспитанием, а добиться этого на других уроках достаточно трудно.
Поскольку структура уроков с применением арт-технологий строится по законам выбранного жанра искусства, то, безусловно, их подготовка более сложно и требует много времени, так как для них нужно подготовить не просто план урока, а целый сценарий. Но в сценариях таких уроков проявляются элементы различных культур - культуры общения, культуры речи, культуры пластики, культуры отношений, что приводит к самореализации учащихся и развитию их творческих способностей.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии (на материале обучения иностранному языку): Дисс. канд. пед. наук. — 2007. — 244 с.
2. Афанасьева А.Е. Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1411-1413.
3. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. — М.: Сентябрь, 2004. — 160 с.
4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2008. — 160 с.
5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб: Питер, 2002 – 245 с.
6. Трусова В.Р., Бегунов В.К. Школьный театр на английском языке. — М.: Просвещение, 1993. — 158 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка". Из опыта работы.
При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные ...
Использование информационных технологий на уроке английского языка
Использование информационных технологий...
Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)
В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...
Использование инновационных технологий на уроках английского языка
В настоящее время все преподаватели учебных заведений работают по новым образовательным стандартам. Для повышения мотивации студентов, их общих и профессиональных компетенци...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка....
Статья "Использование игровых технологий на уроках английского языка"
Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возни...
Опыт использования дистанционных образовательных технологий на уроках английского языка в ГБПОУ МО «Ногинский колледж»
Статья "Опыт использования дистанционных образовательных технологий на уроках английского языка в ГБПОУ МО «Ногинский колледж»...