Ценностные ориентации обучающейся молодежи ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №3» Егорьевский филиал.
статья
Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее потенциал. Очень важно понять, в какую сторону меняются поведенческие нормы, осознать механизмы закрепления тех норм, которые отражают общечеловеческие ценности. Такое понимание поможет в поиске возможностей целенаправленного влияния на развитие и установление поведенческих принципов, к которым относятся развитость личности, культуры социальной среды.
Диагностическое исследование ценностных ориентаций студентов колледжа к выявленным общечеловеческим ценностям проводится с целью уточнения места этих ценностей в целостном педагогическом процессе. В ходе диагностики также выявляется иерархия ценностей представителей студенческой молодежи.
Данное исследование поможет кураторам и преподавателям лучше узнать особенности мировоззрения своих воспитанников, чтобы в последствие создать благоприятные педагогические условия формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности студентов, их дальнейшего общественного и профессионального становления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennosti_na_sayt_ns_portal_ili_publikatsiya.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Ценностные ориентации обучающейся молодежи ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №3»
Егорьевский филиал.
В настоящее время происходят значительные изменения в системе ценностных ориентаций молодежи. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее потенциал. Очень важно понять, в какую сторону меняются поведенческие нормы, осознать механизмы закрепления тех норм, которые отражают общечеловеческие ценности. Такое понимание поможет в поиске возможностей целенаправленного влияния на развитие и установление поведенческих принципов, к которым относятся развитость личности, культуры социальной среды.
Анализируя ценностные ориентации современной обучающейся молодежи по широкому кругу проблем, связанных с современной Россией, необходимо иметь в виду ряд значимых факторов, оказывающих на эти ориентации наиболее существенное влияние:
• молодежь, получившая первичную социализацию в семье и школе, затем вторично проходит ее в условиях современной действительности России – радикальной смены ценностных систем, культурных норм и идеалов;
• немаловажным фактором вторичной социализации являются российские ментальные ценности и социальные представления, существенно влияющие на сознание учащейся молодежи;
• социализация современной молодежи осуществляется в сложных экономических условиях, что отражается на всех сторонах жизни, в том числе и системе ценностей;
• особое влияние на процесс изменения ценностных ориентаций в условиях современной нестабильности приобретает социальная идентичность;
• образование вакуума, который начал быстро заполняться разного рода религиозными, уфологическими, развлекательными и другими организациями;
• в современных условиях мощным и доминирующим средством формирования новых ценностных ориентаций населения, прежде всего молодежи, стали СМИ.
Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Устойчивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции.
Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности”. В социальной психологии понятие “ценностные ориентации” используется в двух значениях: 1) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности”.
В большом энциклопедическом словаре ценностные ориентации определяются как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.
Для исследования ценностных ориентаций использовалась диагностика С.С.Бубнова. В ней отражено 11 ценностных ориентаций.
Диагностическое исследование ценностных ориентаций студентов колледжа к выявленным общечеловеческим ценностям проводится с целью уточнения места этих ценностей в целостном педагогическом процессе. В ходе диагностики также выявляется иерархия ценностей представителей студенческой молодежи.
Рейтинг ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа:
Доминирующими ценностями студентов нашего колледжа являются духовные ценности (85% студентов имеют высокую направленность на данную ценность). К таким ценностям относятся милосердие и помощь к другим людям.
Далее в рейтинге располагаются материальные ценности, связанные с приятным времяпрепровождением и отдыхом (развлечения и полноценный отдых считают чрезвычайно важным 70%).
На 3 месте стоит ценность Любовь (67% студентов считают данное чувство определяющим в жизни, для остальных оно является одним их главных.
Уважение других людей считают очень ценным – 65% обучающихся (им хотелось бы, чтобы их уважали за личностные и профессиональные качества).
Высокую направленность на материальное благосостояние имеют 15% студентов (для них главное приобрести квартиру, машину и другие материальные блага, и считают «То, что нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги»). 45%% - имеют среднюю направленность. Остальные - низкую.
Высоко ценят здоровый образ жизни имеют 50% студентов. Остальные - среднюю направленность (не только осознают ценность здоровья, но и что-то делают для его поддержания и укрепления).
Поиск и наслаждение прекрасным. Высокую направленность имеют 15% обучающихся (желают посетить выставку, музей, полюбоваться природой).
Ценность социальная активность высоко выражена у 9% студентов (они стремятся принимать участие в общественной жизни, считают, что путем активных общественных действий можно добиться заметных улучшений в жизни общества).
Познавательная активность, связанная с познанием нового доминирует у 8% студентов.
Высокую направленность на достижения, социальный статус имеют 6% обучающихся.
Ценность общения имеет среднюю степень выражения у 60% обучающихся. И лишь 3% - высокую направленность на постоянное взаимодействие с людьми.
Для молодежи нашего колледжа важными сегодня являются духовные ценности: милосердие, любовь, уважение других людей и удовольствия. Наблюдается снижение социальной активности молодежи и культурных запросов, направленность на познание нового в мире.
Данное исследование поможет кураторам и преподавателям лучше узнать особенности мировоззрения своих воспитанников, чтобы в последствие создать благоприятные педагогические условия формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности студентов, их дальнейшего общественного и профессионального становления.
Список литературы
1. Баева Л.В. Баев Л.В. Ценности молодежи в глобализирующемся постнеклассическом обществе / Л.В. Баева; Л.В. Баев // Философия образования. 2005. №1. С. 33-44.
2. Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации / Е.Р. Боринштейн // Гранi. 2004. №3. С. 95-100.
3. Волкос Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие. Ростов - н./Д.: Феникс, 2001. 576 с.
4. Гадзаова Л.П. Формирование ценностной картины мира у студентов / Л.П. Гадзаова // Высш. образование сегодня. 2007. № 10. С. 40-42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности.
Актуальность проблемы. В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и необходимо...
Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности. Статья
Актуальность проблемы. В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и необходимо...
Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве общественных дисциплин. Из опыта работы
Опыт работы показывает, что комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения своих обязанностей, не приобретается человеком с рождения, а формирование у студе...
Формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущих воспитателей
Обучение по модульной системе в колледже, которая предполагает интеграцию спецдисциплин, даёт возможность студентам понять прежде всего особенности взаимоотношений между воспитателем и детьми. Индивид...
Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте
Ранняя юность завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков (телесных, поведенческих и характерологических) и роле...
Реализация концепции непрерывного профессионального образования в ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж» на базовом и последипломном уровне.
Представлены методологические аспекты концепции непрерывного профессионального образования, реализуемые в ТОГБПОУ "Тамбовский областной медицинский колледж"...
Современные образовательные технологии для формирования общих и профессиональных компетенций по специальности «Лечебное дело» в ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж»
Представлены основополагающие образовательные технологии, используемые в педагогической практике преподавания спецдисциплин по специальности "Лечебное дело"....