«Развитие творческих способностей детей в рамках реализации ФГОС НОО»
статья
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Она должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_v_ramkah_realizatsii_fgos_noo.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей в рамках реализации ФГОС НОО»
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Она должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
“Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и развития всей страны. От того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности”.
Действующий сегодня стандарт ориентирован на конкретные результаты, то есть определяет набор дидактических единиц, которые ребенок должен усвоить, то на первый план выходят личностные и метапредметные показатели: развитие навыков самообразования, умение самостоятельно отбирать необходимую информацию и работать с ней, что дает возможность вести интересную, полноценную, успешную жизнь в современном мире.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».
Решение задач воспитания и социализации детей, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательных часов, мероприятиях.
Воспитательная работа в нашем интернате организуется согласно комплексной воспитательной программе «Радуга». Применяются такие формы работы как экскурсии, диспуты, викторины, соревнования, конкурсы, игры, общественно полезные практики, трудовые десанты.
Отличительные особенности воспитательной деятельности
- организационая деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
- психологическая атмосфера на занятиях носит неформальный характер;
- большая практическая значимость полученных знаний и умений;
- широкое использование образовательного пространства возможность проводить занятия в различных помещениях. На свежем воздухе, в библиотеке, игровой комнате, приинтернатской и школьной площадках, во время экскурсий, прогулок и т.п.;
Для реализации воспитательной программы «Радуга» в интернате существуют следующие направления деятельности:
- интеллектуальное;
- гражданско – патриотическое, правовое, нравственное;
- художественно – эстетическое, досуговое;
- формирование здорового образа жизни;
- экологическое, трудовое- профориентационное воспитание;
- сохранение наших традиций;
- работа с родителями;
- ученическое самоуправление.
Деятельность детей может реализовываться через различные формы участия в различных мероприятиях, что позволяет воспитателю сделать ее более динамичной и интересной, успешнее развивать творческое мышление воспитанников.
Воспитательная система «Радуга» – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов групп объединения, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Созданная модель помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную систему, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, педагога, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в объединении. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности объединения и его членов.
Воспитательная система разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Воспитательная система делится на три этапа:
1.Раскрытие личности – младший школьный возраст.
2.Развитие личности – средний школьный возраст.
3.Становление и самоактуализация личности – старший школьный возраст.
Мое глубокое убеждение в том, что только творчески развитая личность способна успешно адаптироваться к условиям современного мира.
Поэтому мною уделяется большое внимание воспитанию творческого нестандартного мышления у детей. Моя работа направлена на развитие гражданского отношения учащихся к эстетической стороне жизни нашего общества, народов других стран, к искусству как составной части духовной культуры.
Именно творческие дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
В наш интернат дети поступают, не проходя через подготовку в детском саду, с разной степенью готовности к школе, с разным уровнем развития умственных способностей и творческого начала. Мое глубокое убеждение, что все дети являются одаренными. Нам надо только увидеть эту одаренность и помочь ей раскрыться. Эта задача стоит как перед воспитателями, так и перед учителями.
Можно выделить четыре этапа развития творческого потенциала ребенка.
Первый этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (дошкольный)
В познавательном плане ребенок ко времени поступления в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи. Она определяется и сформированными личностными качествами, включающими интересы, мотивы, способности, черты характера, а также особенности, связанные с выполнением различных видов деятельности.
К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была достаточно развита. Но воспитателю важно включить детей не только в процесс обучения, но и обучить ролевым играм, вовлечь в коллективные дела, научить общаться, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Чтобы планировать работу с детьми, необходимо знать контингент воспитанников. И изучить его желательно заранее, до встречи с детьми. Воспитатель должен быть хорошо информирован, а значит, подготовлен.
Цель: Заочное знакомство с будущими первоклассниками.
Задачи: Определить количественный состав детей (мальчики, девочки), возраст, посещение детьми дошкольных учебных заведений, кружков, секций, состояние здоровья детей (по желанию родителей). Выяснить социальное положение семей, в которых воспитывается ребенок (полная семья или нет, занятость родителей, образование, место и условия проживания).
Формы работы: предварительное тестирование (на основе анкетных данных, предоставленных родителями будущих первоклассников), индивидуальная работа с родителями.
Планируемые результаты: приобретение воспитателем знаний о будущем первокласснике и его семье. (Достигается во взаимодействии воспитателя и родителей).
На этом этапе воспитатель внимательно изучает анкеты, выделяет группы детей, которым необходимо внимание воспитателя или психолога, проводит консультации для родителей.
Второй этап – НАЧАЛО (1 класс)
Цель: Создание для учащихся комфортных условий для успешного творческого развития.
Задачи: Развитие коммуникативных отношений между воспитанниками. Воспитание культуре общения. Сплочение коллектива детей. Формирование и развитие определенных личностных качеств ребенка. Формирование положительного психологического климата в детском коллективе.
Формы работы: игровая деятельность, праздники, соревнования.
Планируемые результаты: приобретение детьми социальных знаний. (Достигаются во взаимодействии с воспитателем).
На этом этапе работы воспитатель изучает возможности детей, вовлекает их в различные виды деятельности, организует индивидуальную и коллективную формы работы, приветствует творчество детей.
Третий этап– РАЗВИТИЕ (2 класс)
Цель: Выявление творческих способностей, учащихся в процессе совместной деятельности воспитателя и воспитанников.
Задачи: Организация творческой деятельности детей. Создание благоприятных условий для формирования и развития личности каждого ребенка. Приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.
Формы работы: творческие конкурсы, спортивные соревнования, экскурсии, выставки работ, библиотечные часы.
Планируемые результаты: получение воспитанников опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Достигаются в дружественной детской среде).
На этом этапе работы в процессе подготовки праздников, соревнований, конкурсов определяются лидеры в различных областях, формируются группы детей по интересам и вовлекаются в различную деятельность.
Четвертый этап – ТВОРЧЕСТВО (3, 4 класс)
Цель: Развитие творческих способностей воспитанников.
Задачи: Раскрытие потенциальных способностей каждого ребенка.
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и
нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения его неповторимости. Формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.
Формы работы: творческие коллективные работы, спортивные соревнования, экскурсии, творческие конкурсы, олимпиады, библиотечные часы.
Планируемые результаты: получение школьниками опыта самостоятельного действия. (Достигается во взаимодействии с социальными объектами).
Дети самостоятельно разрабатывают творческие проекты и реализуют их, активно участвуют в различных творческих конкурсах, в общественной жизни интерната, школы, района.
Воспитательный результат деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Результативность – неотъемлемая составляющая процесса формирования и развития творческого потенциала детей. Важно, чтобы воспитанники видели результаты своего труда и труда друзей, сверстников. Оценка достижений результатов отражается в портфолио детей.
Выводы
- Работа по развитию творческого потенциала детей должна проводиться систематически.
- Использовать разнообразные формы работы для индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала воспитанников.
- Применять ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования творческой личности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей. «С чего начать?», «К чему прийти?» по предмету специального фортепиано ДМШ и ДШИ.
Данная тема и проблема всегда была мне интересна. Но в последние годы все больше детей поступают в музыкальную школу, не предполагая сделать музыку своей профессией, а для общего эстетического развити...
Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"
Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....
Статья на тему: "Теневой театр как средство развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования".
Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный. В этой статье можно узнать об особенностях создания теневого театра для детей в доп. образовании. А также чем полезен теневой театр для ребе...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...
Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Проект – это одна из самых успешных форм для развития творческих способностей ребенка. Проектная деятельность помогает наладить общение и взаимодействие детей и взрослых. Именно в проектной деят...
«Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании»
В современном обществе высшей ценностью является человек. Воспитание человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование его личных качеств являются одними из важнейших пробле...
Самообразование Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».
МБДОУ «Детский сад №8»СамообразованиеТема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».Вос...