Урок развития речи. 2 класс «Улыбка моя, где ты?»
план-конспект урока

Воротникова Светлана Олеговна

Данный урок развивает у учащихся второго класса  образное мышление, творческое воображение; обучает  их приёмам саморегуляции и тренирует  в проявлении доброжелательного поведения; активизирует словарный запас учащихся; создаёт  возможность для творческого поиска в процессе выполнения заданий; формирует  навыки толерантного общения, умение аргументировать свою точку зрения; способствует  формированию собственной позиции в любой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_ulybka_moya_gde_t_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. 2 класс

«Улыбка моя, где ты?»

     Цели урока: развивать образное мышление, творческое воображение младших школьников; обучить их приёмам саморегуляции и потренировать в проявлении доброжелательного поведения; активизировать словарный запас учащихся; создать возможность для творческого поиска в процессе выполнения заданий; формировать навыки толерантного общения, умение аргументировать свою точку зрения; способствовать формированию собственной позиции в любой ситуации.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Психологический настрой на урок. Игра «Муравейник».

      - Как хорошо, ребята, что мы опять вместе! Давайте поприветствуем друг друга. А поможет нам в этом игра.

(Дети делают два круга – внешний и внутрений. Общение происходит в парах по кругу. По хлопку дети меняются парами. Учащиеся пожимают друг другу руки и говорят хором слова приветствия:

- Здравствуй, друг!

Как ты тут?

Ты пришёл?

Хорошо!

       - Кресло автора сегодня, с вашего разрешения, займу я. Я хочу подарить вам волшебный урок. Но чтобы создать чудо, мне понадобится ваша помощь:

* Нашему уроку нужна голова. Мы будем думать и размышлять.

* Глаза – мы будем смотреть, видеть, присматриваться.

* Губы, язык – мы будем разговаривать, рассуждать и даже петь.

* Уши – мы будем слушать, слышать, прислушиваться.

* Руки – чтобы писать и рисовать.

* Ноги – чтобы ходить, сделать физминутку и даже потанцевать.

      - И, конечно же,  мне нужны ваши добрые, нежные и любящие сердца. Как сказал автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери: «Искать надо сердцем…Самого главного глазами не увидишь…»

      - А теперь давайте закроем глазки, навострим ушки и будем выполнять всё, что я сейчас скажу. Только говорить я буду тихо-тихо, шёпотом.

     - Итак, закрыли глазки сильно-сильно, повернулись к соседу по парте, взялись за руки, улыбнулись и…

     - А теперь откройте глазки и запомните этот миг.

  1. Сообщение темы урока, мотивация учебной деятельности.

Активизация опорных знаний. Упражнение «Интрига»

 - Сегодня у нас урок развития речи, а тему нам поможет раскрыть зашифрованное слово.

УХО –ХО + ЛЫД – Д + БОР – ОР + КА

МА – А + О + Я,

ГАЗ – АЗ + ДЕ

ТЫКВА – КВА?

                                                          (Улыбка моя, где ты?)

Предвидение.

     - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

               - Для чего человеку нужна улыбка?

               - Почему животные, например, кошки или собаки, могут обойтись без улыбки, а человек нет?

                -  Я предлагаю чтобы девизом нашего сегодняшнего урока стали такие слова: «Дарите друг другу улыбки сердца и пусть светится каждый из вас».

 

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

 

  1. Восприятие и осознание учебного материала.

Метод шести шляп Эдварда де Боно.

     - Я предлагаю рассмотреть тему нашего волшебного урока с помощью известных нам шляп де Боно.  Первая шляпа – белая. Тот, кто надевает эту шляпу, собирает информацию. (На доске рисунок белой шляпы)

      - Представим, что мы надели белые шляпы и вместе составим ассоциативный куст к слову «Улыбка». Что вызывает у вас улыбку?

 - Когда мы улыбаемся?

 - Какой может быть улыбка?

 - Что может сделать улыбка?

 - А сейчас игра-соревнование. Подберите слова, которые ассоциируются со словом «Улыбка»:

1-й ряд – слова-предметы;

2-й ряд – слова-признаки;

3-й ряд – слова-действия.

 - Вторая шляпа – красная. Это ощущения, впечатления, активные эмоции человека. Помните, мы говорили, что каждое слово имеет свой цвет? А как вы думаете, какого цвета улыбка?

     -  Обоснуйте свой выбор и объясните, почему именно с этим цветом у вас ассоциируется улыбка.

    - Мы с вами учимся в уникальном учебном заведении, потому что наряду с математикой и чтением знакомимся с удивительным миром музыки. Ведь мы – учащиеся лицея искусств. А как вы думаете, может ли музыка влиять на настроение человека? Может ли она вызвать улыбку, смех? (Звучат музыкальные примеры).

    - Жёлтая шляпа – это поиск преимуществ, выгоды, пользы. И сейчас, надев виртуальные жёлтые шляпы, выясним пользу улыбки в нашей жизни.

    -Замечали ли вы, что когда люди улыбаются, они становятся красивыми? Оказывается, 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с людьми. С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение.

     А теперь давайте поговорим о том, какова же положительная роль улыбки в нашей жизни. Может быть у вас были такие жизненные ситуации, когда улыбка спасала и выручала вас?

     - Следующая шляпа – чёрная. Она помогает увидеть отрицательные стороны явлений. Итак, чёрная шляпа привела наш волшебный урок в тупик. И выберемся из него мы когда выясним, есть ли что-то негативное в улыбке, смехе? Когда смех обижает?

     - Когда улыбки на лицах окружающих тебя расстраивают?

     - были ли у вас такие моменты в жизни?

Физкульминутка.

     - А сейчас мы немного разомнёмся. И поможет нам в этом весёлый Добрик, который заглянул сегодня на наш волшебный урок. (Музыкальное сопровождение)

     - И теперь мы с вами станем обладателями зелёных шляп, которые символизируют исследования, новые идеи. И мы отправляемся в страну Фантазию, а вы не забудьте взять с собой своё воображение! А знаете, зачем? Чтобы встретиться там с принцессой Улыбкой.

Звучит музыка.

     -Чтобы встреча наша состоялась как можно быстрее, давайте представим принцессу Улыбку. Какой вы её себе представляете?

     - Как она одета?

     - Что больше всего любит делать?

      - Какими чертами характера наделена?

     - А кого в классе вы могли бы назвать мисс Улыбка и почему?

     - А вот какой принцессу Улыбку увидела я.

Учитель показывает детям изображение принцессы на картинке.

     -Представьте себе, именно сегодня у принцессы Улыбки День рождения. А чего ждёт каждый из вас в этот день? Правильно, подарков. И мы тоже подарим сейчас подарки нашей сказочной принцессе. Но они будут не настоящими, а ассоциативными.

Игра «Выбор ассоциаций по желанию».

     - Представьте себя любым предметом живой или неживой природы и сделайте подарок принцессе Улыбке. (Ответы детей: Если бы я был цветущим садом, я бы подарил принцессе Улыбке все самые красивые цветы, растущие в моём саду….и т.д.)

     Принцесса  Улыбка тоже приготовила вам сюрприз и принесла с собой волшебную палочку и цветик-семицветик. И она очень просит нас выполнить все задания, которые записаны на его волшебных лепестках. Вам необходимо разбиться на 7 групп в зависимости от того, какого цвета лепесток вам сейчас достанется. И каждая группа получит своё задание, которое нужно будет в течение 5минут обсудить в вашей группе и дать  ответ. (Работа в группах)

Задания 1 и 2.

     Красный и оранжевый лепестки. На листках записаны советы тому, кто хочет научиться дружить. Но среди них есть как правильные, так и неправильные.

     Задания красного лепестка – выбрать из них только правильные советы;

     Задания оранжевого лепестка – выбрать советы, в которых говорится, как поступать нельзя.

Советы красного лепестка               Советы оранжевого лепестка

Чаще улыбаться                                              Быть сердитым

Рассказывать только о себе                            Слушать своего друга

Называть друга по имени                               Называть друга прозвищем

Разговаривать о том, что интересно             Разговаривать о том, что интерес-

другу                                                                но самому

Совершив ошибку, признаться                     Скрывать свои ошибки, указывать

в ней, исправить                                              на чужие

Вести себя так, как хочется,не обращая       Вести себя с другом так, как бы

Внимания на других                                       ты хотел, чтобы он вёл с тобой

Задание 3.

Жёлтый лепесток – «Волшебные очки». Тот, кто их наденет, видит в человеке всё самое лучшее. Воспользуйтесь волшебными очками и попробуем посмотреть сквозь них на присутствующих в нашем классе.

(Ответы детей – комплименты друг другу)

Задание 4.

Зелёный лепесток просит вас придумать рецепт торта «Улыбка». Какие продукты вам понадобятся?

Задание 5.

Голубой лепесток –  «Врачи, помогите!». Нужно придумать микстуру, которая даже грустного человека заставить улыбнуться. Придумайте рецепт микстуры «Улыбка»

Задание 6.

 Синий лепесток – «Строители, вы где?». Нужно построить Дом Улыбки. В сказочной стране, где живёт принцесса Улыбка, у неё есть много друзей. И именно для них она хотела бы выстроить этот дом. Давайте ей поможем. Из чего мы будем его строить?

Задание 7.

Фиолетовый лепесток – игра «Микрофон».Воспользуйтесь микрофоном, почувствуйте себя в роли ведущего ток-шоу «Улыбка моя, где ты?» и обратитесь к нашей аудитории с вопросами по теме нашего урока.

Возможные вопросы:

 - Какую роль играет улыбка в жизни людей? В вашей жизни?

 - Часто ли вы улыбаетесь? Что вызывает у вас улыбку?

 - Можно ли назвать улыбку чудом? Почему?

 - Дарили ли вы кому-нибудь свою улыбку? Что чувствовали при этом?

 - Что может вызвать улыбку у вашего товарища? А у учителя?

     -Молодцы, ребята. Мы выполнили все задания, которые были предложены цветиком - семицветиком.

     И сейчас я взмахну волшебной палочкой, и у каждого из вас появится волшебный листочек, который приготовила для вас принцесса Улыбка. (Детям раздаются цветные листочки с раскрасками улыбающихся сказочных героев). Вы возьмёте свои любимые краски и оживите эти чудесные картинки. (На фоне музыки «ОТ улыбки» дети раскрашивают картинки)

     А дома попробуйте написать письмо принцессе Улыбке, в котором выразите свои эмоции и чувства.

  1. Подведение итогов урока.

- Последняя синяя шляпа – размышления, подведение итогов.

     Я надеюсь, вы все убедились сегодня в том, что с помощью улыбки можно улучшить своё настроение и самочувствие. Улыбаясь, мы улучшаем своё здоровье и окружающую нас жизнь.

     Принцесса Улыбка прощается с нами, но просит не забывать её слова: «Улыбка не стоит ничего, но даёт так много. Она обогащает нашу жизнь, не делая нас беднее»

     -Прочитайте, какие советы нам оставила принцесса Улыбка.

Дети достают листочки с советами.

                              Советы Улыбки

  • Каждый день тренируйся – улыбайся перед зеркалом. Оставайся в таком состоянии одну минуту.
  • У себя в комнате постарайся повесить фотографию улыбающегося человека.
  • Дома, в школе, на улице чаще улыбайся своим друзьям, одноклассникам, родителям, учителям.
  • Улыбайся, когда здороваешься или приветствуешь кого-нибудь.

-А сейчас я предлагаю сделать большой круг, «Круг друзей».

Дети становятся в круг, учитель зажигает Свечу дружбы и передаёт по кругу каждому.

     -Однажды Бог сказал: «Сделаю так, чтобы все люди Земли улыбнулись одновременно. Может быть, тогда они поймут, какую энергию жизни я им подарил». Так давайте же подарим друг другу улыбки сердца, и пусть светится каждый из нас.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи « Связь предложений в тексте»

Конспект урока развития речи« Связь предложений в тексте» Целевая аудитория:для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  7  класса Цель – создать условия для ознако...

Конспект урока развития речи « Лексические средства связи предложений в тексте»

Конспект урока развития речи« Лексические средства связипредложений в тексте -7 класс» Целевая аудитория:для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  7  клас...

Урок развития речи на тему "Сочинение сказки по готовому началу"

Предложенный мною конспект урока будет интересен для учителей начальных классов и воспитателей.В нем предлагается методика урока развития речи по теме: обучение составления сказки во 2 классе по ...

Уроки развития речи

Преподавание русского языка должно носить практический характер. Проект направлен на развитие коммуникативных умений и навыков студентов. Именно эта речевая практика позволяет применить полученные в т...

Новый тип урока развития речи

В статье рассматриваются вопросы места, структуры и содержания современного урока развития речи в аспекте подготовки старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку. Автор предлагает модель урока подготовки ...

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки"

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки"...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме урока: "Подготовка к сочинению по картине Ф,П, Решетникова "Мальчишки"

Презентация к уроку развития речи в 5 классе  по теме урока: "Подготовка к сочинению по картине Ф,П, Решетникова "Мальчишки". В презентации есть необходимый материал к уроку, а име...