Новый тип урока развития речи
статья

Докшина Наталья Валериановна

В статье рассматриваются вопросы места, структуры и содержания современного урока развития речи в аспекте подготовки старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку. Автор предлагает модель урока подготовки к написанию сочинения – рассуждения по данному тексту.

Вопрос содержания и структуры урока развития речи в старших классах является одним из актуальных вопросов методики преподавания русского языка.

Проблема стала очевидной в связи с изменившимися требованиями к результатам обучения, представленным в Федеральном государственном стандарте второго поколения и формой итоговой аттестации выпускников по русскому языку (ЕГЭ).

Существующих сегодня методов, приемов и упражнений, применяемых на традиционных уроках развития речи, для качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку недостаточно, поэтому необходима новая модель урока развития речи в 10-11класах, цель которого - подготовка к написанию сочинения – рассуждения по данному тексту. Структура такого урока только разрабатывается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_tip_uroka_razvitiya_rechi.docx 26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Новый тип урока развития речи в старших классах

Докшина Наталья Валериановна, учитель, МБОУ СОШ № 11, 38000, г. Майкоп, ул. 12 Марта, 144, е-mail: natalya-dokshina@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы места, структуры и содержания  современного урока развития речи в аспекте подготовки старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку. Автор предлагает модель урока подготовки к написанию сочинения – рассуждения по данному тексту.

Ключевые слова: фазы творческого процесса, речевая ситуация, метапредметные умения, текст, сочинение – рассуждение.  

A new type of lesson that the older classes

Dokshina Natalya V., teacher, MBOU SOSH No. 11, 38000, Maikop,               St. March 12, 144, e-mail: natalya-dokshina@mail.ru

The article considers the issues of place, structure and content of the modern lesson of the development of speech in the aspect of training high school students for the exam in Russian language. The author offers a model lesson preparation for writing essays – reasoning on the text. 

Keywords: phases of the creative process, speech situation, metasubject skills, text, essay argument.

 Вопрос содержания и структуры урока развития речи в старших классах является одним из актуальных вопросов методики преподавания русского языка. Проблема стала очевидной в связи с изменившимися требованиями к результатам обучения, представленным в Федеральном государственном стандарте второго поколения и формой итоговой аттестации выпускников по русскому языку (ЕГЭ).

Существующих сегодня методов, приемов и упражнений, применяемых на традиционных уроках развития речи, для качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку недостаточно, поэтому необходима новая модель урока развития речи в 10-11класах, цель которого - подготовка к написанию сочинения – рассуждения по данному тексту. Структура такого урока только разрабатывается.

В традиционной системе обучения под развитием речи на уроках русского языка понимается  вся работа словесника, которая направлена на  овладение учащимися  языковыми нормами, формирование умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, используя нужные языковые средства в соответствии с целью, содержанием речи и условиями обучения. Работа над  развитием речи оказывается при этом «прикрепленной» к основному курсу русского языка, т.к. проводится «попутно» в связи с изучением материала основной программы и  предполагает отбор этого материала, а также его методическую интерпретацию [4, с. 6].

Согласно сегодняшним требованиям, целенаправленная и систематическая работа по развитию речи учащихся должна формировать коммуникативные, личностные и метапредметные умения [7, с.14]. Известны следующие традиционные виды уроков развития речи (в зависимости от дидактической цели:

а) урок подготовки к сочинению – описанию/повествованию/рассуждению (строятся по одной модели);

б) урок подготовки к сочинению по картине;

 в) урок подготовки к изложению;

г) урок работы с текстом.

Как правило, уроки развития речи носят обучающий характер и связаны с грамматической темой.

Подготовку к написанию сочинения Т.А. Ладыженская выстраивает от анализа готового языкового материала через преобразование исходного дидактического материала к созданию собственных высказываний [4, с. 17].

I.Анализ готового материала.

1.Наблюдения по специально подготовленным вопросам и заданиям.

2.Выделение (опознавание) и характеристика (разбор) нужных элементов.

3.Сравнение сопоставимых явлений языка.

4.Анализ текста с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств и задачи, условий, содержания высказывания.

II.Преобразование данного языкового материала.

1.Языковой эксперимент.

2.Синонимические замены данных языковых фактов.

3.Построение различных единиц языка (по опорным элементам и предложенным моделям, схемам).

4.Распространение исходного материала.

5.Сжатие данного построения.

6.Редактирование.

III.Создание высказывания (или его частей).

1.Выбор языковых средств или типа речи в соответствии с данной темой и ситуацией высказывания.

2.Конструирование элементов высказывания с учетом предположенной речевой ситуации.

3.Подготовка плана и рабочих материалов к сочинению на данную тему (в определенном или избранном стиле речи).

4.Создание фрагмента сочинения на определенную тему (в заданном или избранном стиле речи).

5.Сочинение на предложенную или самостоятельно сформулированную тему в избранном стиле речи.

Сегодня в X – XI классах учащиеся готовятся к написанию сочинения – рассуждения по данному тексту. Отметим, что с подобной задачей учащиеся встречаются впервые. Жанр эссе, с которым учащиеся знакомятся в IX классе, хотя и близок в некоторых ключевых моментах сочинению – рассуждению по данному тексту, все же во многом существенно отличается от него. Цель влияет на структуру урока / на его модель.

Таким образом, очевидно, что урок развития речи в старших классах – это  оригинальный,  специальный урок словесности, не нашедший отражения традиционной классификации. Это урок подготовки к написанию сочинения – рассуждения по данному тексту.  

Урок развития речи в 10 – 11 классах необходимо строить с учетом психологии восприятия, осмысления и продуцирования текста, т.е. учащийся должен идти от восприятия  через анализ к созданию текста. В этом отличие  нового от традиционного урока развития речи, где учащийся шел от анализа через преобразование к созданию текста.

Считаем, что речетворческая деятельность учащихся в ходе урока развития речи является процессом творческим, который делится на  4 фазы [5; с. 1]

Фазы творческого процесса:

  1. Фаза логического анализа;

Цели: сознательная работа (подготовка); особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

  1. Фаза интуитивного решения;

Цели: работа на уровне подсознания; созревание, инкубация направляющей идеи.

  1. Фаза вербализации интуитивного решения;

Цели: переход бессознательного в сознание; этап вдохновения; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

  1. Фаза формализации вербального решения.  

 Цели: сознательная работа; развитие идеи, окончательное оформление цели [5,с.1].  

Такое деление творческого процесса на фазы  позволяет учащемуся переходить от сознательного поиска к интуитивному решению, а от него к логически завершенному [5,с.2]. На этом и строятся процессы познания и творчества. Учитывая фазы творческого процесса, на уроке учитель  создает речевые ситуации для включения учащихся в учебную деятельность и осуществления ими речевых действий в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Под речевой ситуацией мы понимаем условия, создаваемые учителем в процессе учебной деятельности, необходимые для включения в эту деятельность и осуществления учащимися речевых действий в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Каждая речевая ситуация при этом сопровождается компетентностно-ориентированными заданиями.

В отличие от традиционного урока русского языка, современный урок развития речи в старших классах, на наш взгляд,  представляет собой сотворчество автора  данного текста, учащихся и учителя. И это меняет деятельность как учителя, так и учащихся. 

Структура урока подготовки к написанию сочинения – рассуждения включает а) анализ данного текста; б) комментарий к нему; в) работу с идейно - тематически близкими текстами; г) создание оригинального (собственного) текста. Т.е. это целенаправленная работа с взаимодействующими текстами, на первом плане – заданный текст. В этом состоит отличие от традиционного урока развития речи, где работа над речью ведется «попутно» в связи с изучением раздела науки о языке.

Сложности при написании сочинения – рассуждения по данному тексту возникают у учащихся часто. При выполнении этого задания выпускникам необходимо продемонстрировать не только знания по предмету, но и проявить творческие способности. Среди причин написания слабых работ главными, на наш взгляд, являются недостаточная сформированность метапредметных умений, а также низкий уровень эрудиции и узость кругозора старшеклассников. Следует учитывать и разный уровень подготовки учащихся к началу 10 класса, а также сжатые сроки до сдачи ЕГЭ. Сегодня, «сочетая традиционные и современные технологии, необходимо вовлекать учащихся в различные виды деятельности: мыслительную, коммуникативную, научную, творческую и др., что формирует весь спектр метапредметных умений» [1,с.67].

Список литературы

  1. Горобец Л.Н., Лайкова И.В. Современные образовательные текстовые технологии //Самарский научный вестник. – 2015. -№1(10). –С.65-67.
  2. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. Акад.Образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
  3. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка: Учеб. пособие  для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.
  4. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др; Под ред. Т.А.Ладыженской. -2-е  изд., испр.  и дополн. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса (Вместо введения) // Исследования проблем психологии творчества. М., 1983.
  6.  Г.Н.Приступа. Краткий курс методики русского языка [Текст]. — Рязань, 1975.
  7. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой  и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др. ]. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.

References

1. Gorobets L. N., Lykova I. V. text of Modern educational technology //Bulletin of Samara scientific. – 2015. -№1(10). –P. 65-67.

2.Koncepciya federal'nyh obrazovatel'nyh standartov obshchego obrazovaniya: proekt /Ros. Akad.Obrazovaniya; pod red. A.M.Kondakova, A.A.Kuznecova. Moskow, Prosveshchenie, 2008.

3.        L'vov M.R. Slovar' – spravochnik po metodike russkogo yazyka:  Ucheb. posobie  dlya studentov ped. in-tov po spec. № 2101 «Rus. yaz. i lit.». – Moskow, Prosveshchenie, 1988. – 240 s.

4.        Metodika razvitiya rechi na urokah russkogo yazyka: Kn. dlya uchitelya / N.E.Boguslavskaya, V.I.Kapinos, A.YU.Kupalova i dr; Pod red. T.A.Ladyzhenskoj. -2-e  izd., ispr.  i dopoln. – Moskow, Prosveshchenie, 1991.

5.        Ponomarev YA.A. Fazy tvorcheskogo processa (Vmesto vvedeniya) // Issledovaniya problem psihologii tvorchestva. Moskow, 1983.

6.         G.N.Pristupa. Kratkij kurs metodiki russkogo yazyka [Tekst]. — Ryazan', 1975.

7.        Russkij yazyk. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov T.A.Ladyzhenskoj, M.T.Baranova, L.A.Trostencovoj i drugih. 5-9 klassy: posobie dlya uchitelej obshcheobrazovat. uchrezhdenij / [M.T.Baranov, T.A.Ladyzhenskaya, N.M.SHanskij i dr. ]. – 12-e izd., pererab. – Moskow, Prosveshchenie, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи « Связь предложений в тексте»

Конспект урока развития речи« Связь предложений в тексте» Целевая аудитория:для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  7  класса Цель – создать условия для ознако...

Конспект урока развития речи « Лексические средства связи предложений в тексте»

Конспект урока развития речи« Лексические средства связипредложений в тексте -7 класс» Целевая аудитория:для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  7  клас...

Урок развития речи на тему "Сочинение сказки по готовому началу"

Предложенный мною конспект урока будет интересен для учителей начальных классов и воспитателей.В нем предлагается методика урока развития речи по теме: обучение составления сказки во 2 классе по ...

Уроки развития речи

Преподавание русского языка должно носить практический характер. Проект направлен на развитие коммуникативных умений и навыков студентов. Именно эта речевая практика позволяет применить полученные в т...

Урок развития речи. 2 класс «Улыбка моя, где ты?»

Данный урок развивает у учащихся второго класса  образное мышление, творческое воображение; обучает  их приёмам саморегуляции и тренирует  в проявлении доброжелательного поведения; акти...

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки"

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки"...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме урока: "Подготовка к сочинению по картине Ф,П, Решетникова "Мальчишки"

Презентация к уроку развития речи в 5 классе  по теме урока: "Подготовка к сочинению по картине Ф,П, Решетникова "Мальчишки". В презентации есть необходимый материал к уроку, а име...