Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
материал

Левченко Марина Евгеньевна

Эссе на  тему Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Варианты обучения для с ОВЗ32.06 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Левченко Марина Евгеньевна

Воспитатель ГБДОУ №103

Компенсирующей направленности

 Невского района

Города Санкт –Петербурга.

Содержание:      2

Введение        2

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья        2

Обучение  детей с ОВЗ на основе ФГОС        3

Заключение        4

Список использованной литературы:        4

Благословляю всех детей на свете!

Они для нас, как яркие цветы!

Но есть еще "Особенные" дети...

Они как ангелы, "Целители души "!

Они в наш мир не зря приходят.

Всевышний посылает ангелов – детей,

Особенных детей, как испытанье вроде.

А в самом деле, чтоб лечить людей.

Лечить нас от всего, что нас калечит.

От злобы черной, от бездушья темноты.

И выбирая только сильных плечи,

Им можешь оказаться ты!

Введение: Все родители мечтают о здоровом ребенке, мечтают дать ему самое лучшее. Многие еще до рождения уже представляют , кем станет их малыш в будущем.  Но когда им озвучивают страшный диагноз, что ребенок будет не таким как все! Сначала появляется паника, родители остаются со своей проблемой на едини. Они не знают, как общество примет ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Потом встает вопрос о будущем, смогут ли они  дать детям образование , профессию , что бы они могли полноценно жить в обществе.

Если коррекционная работа для детей с ОВЗ  будет начата как можно раньше, они вполне могут адаптироваться к современному миру и стать частью  общества.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» .

В последние годы всё больше инвалидов в раннем возрасте встречается на улицах. Это связано с тем, что раньше в России большинство родителей отдавали детей в интернаты. Сейчас мамы и папы всё чаще сами ухаживают за своим ребёнком.

Цель моей работы изучение процессов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Если обратиться к статистики  по России то числа ужасают :

Детская инвалидность растёт довольно большими темпами. В начале 2017 года количество таких инвалидов в России составляло около 625 тыс., а уже в 2019 году эта цифра возросла на 26 тыс. человек.

Ежегодно численность данной категории детей увеличивается, поэтому актуальность  работ на эту тему трудно переоценить .

Особенности детей с Ограниченными возможностью здоровья.

Изученьем проблем детей с ОВЗ занимались как российский ученые так и заграничные . Посвящали свои труды изучению проблем Л. Выготский, С. Рубинштейн, Лебединский, Т. Егорова, В. и мн. др.

Т.В. Егоровой: дала определение, кто попадает под категорию ребенок с ОВЗ «Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания». 

Как правило, группы детей с ОВЗ неоднородны в них входят : дети с легкой, тяжелой, глубокой   умственной отсталость. Дети с нарушениями речи, с нарушением зрения( слабовидящие и слепые), с нарушение слуха, с нарушением двигательного аппарата ,интеллектуальным отставанием, с эмоционально-волевыми расстройствами, а также с общей задержкой и нарушениями в развитии.

Очень важен подход к обучению таких детей как дома, так в образовательном учреждении. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь индивидуальный маршрут, который будет корректировать его режим дня. Потому, что ребята и умственно и физически все равно отличаются от своих сверстников и наша цель сделать все, что бы ребенок чувствовал себя комфортно . Взрослые должны  прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей болезнью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком.

Обучение детей с ОВЗ на основе ФГОС.

Приказ № 1598 от 19 декабря 2014 года. • Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ № 35847 от 3 февраля 2015 года.

Дал Конституционное право на школьное образование детям с ОВЗ. Каждый ребенок имеет право на образование, ОВЗ не приговор, а лишь необходимость создать условия для комфортного прибивания и обучения детей  в образовательном учреждении.

Выделяют четыре варианта образования по ФГОС.  Они специально адаптированы под детей с особыми потребностями.

Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ.

1.Первый вариант специального стандарта (Цензовый уровень) –Ребенок обучается в среде своих сверстников, при необходимости его рабочее место может быть специально организовано в зависимости от его потребностей. Должна оказываться специальная психолого-педагогическая поддержка.

2. Второй вариант специального стандарта( цензовый уровень)- Ребенок находиться в среде сверстников со сходными проблемами развития. В более долгие сроки , чем в норме.

-Рабочее место организуется по потребностям ребенка.

-Усиленное внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использование знаний в реальных условиях.

3. Третий вариант специального стандарта ( нецензовый)- 

Третий вариант не предполагает получения цензового уровня образования: в структуре содержания «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции.

Ребенок находиться в среде своих сверстников со сходными ограниченными возможностями здоровья.

- Среда и рабочее место организуется под каждого ребенка индивидуально по его потребностям.

-Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

-Смыслом работы является поэтапное и планомерное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.

4. Четвертый вариант специального образования ( индивидуальный)-

Ребенок обучается по индивидуальной образовательной  программе в силу своих индивидуальных особенностей .

-Ребенок  находятся в среде сверстников с выраженными нарушениями развития ( не обязательно однотипными).

-Среда и рабочее место организуется индивидуально под каждого ребенка в зависимости от его индивидуальных потребностей.

-Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы.

Каждый  ребенок с ОВЗ проходит Медико- педагогическую комиссию которая определяет  подходящий вариант обучения для ребенка . Возможен переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.

Как показывает практика , для лучшего усвоения информации  и обучения детям ОВЗ необходимо использовать активные методы и приемы обучения, повышающие познавательную активность учащихся, развивающие их творческие способности, повышающие мотивацию к обучению, стимулирующие самостоятельную деятельность. Учителя в школах должны проходить тренинги, проводить открытые занятия, повышать уровень своей компетенции. Учителю следует использовать чередование различных видов работ, переключение внимания ученика с одного вида деятельности на другой, чтобы избегать переутомления, но в то же время не дать отвлечься от изучаемого материала и обеспечить его всестороннее восприятие. Детям  с ОВЗ необходимы занятия не только с учителями, но и специалистами  которые прописаны в  «Индивидуальном маршруте реабилитации ребенка инвалида».

        Необходимо сказать, что все адаптированные программы для детей с ОВЗ – это вовсе не облегченные программы, предполагающие заведомое отставание обучающихся детей от своих сверстников. Эти программы предполагают иную систему оценок.  

Заключение: Делая выводы можно прийти к следующему: Благодаря изменение в законе по ФГОС  каждый ребенок получил возможность обучаться ! Все Дети с ОВЗ индивидуальны, инвалидность это не приговор с ней можно жить .

Возможно обучение детей с ОВЗ как в специальных учебных заведениях так и в обще образовательных. Если в них будут сделаны условия для комфортного пребывания детей с ОВЗ и будет оказана  поддержка необходимых специалистов.

  Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается специалистами и проводится во многих образовательных учреждениях. Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также работа по социальной адаптации учащихся.

Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.

Используемая литература:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2. Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

3.  Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.

4. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003.

5. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.

6. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004.

7. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986.

8. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005.

9. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные аспекты организации образовательного процесса при реализации ФГОС среднего профессионального образования

Так как формирование компетенций заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения, акцентируется внимание на том, что образовательный процесс в профессиональных образовательных ор...

Мастер-класс "Организация воспитательной работы в ГБОУ СПО БКТиС в условиях реализации ФГОС"

Данный мастер-класс проводился для воспитателей общежития разных учреждений СПО...

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных/неуспевающих детей в условии реализации ФГОС.

В своей работе мне приходится учитывать уровень математической подготовки студентов, потому что  практическое применение математики  требует глубоких знаний, поэтому преподавателю , прежле в...

Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СПО по специальностям

Проектирование процесса обучения на основе ФГОС СПО, ОПОП по специальностям; реализация системно-деятельностного подхода; организация проектной, исследовательской, ролевой деятельности; внедрение совр...