Творческий подход к организации методической деятельности
статья

Кодочигова Елена Алексеевна

Педагог ключевая фигура в образовательном процессе и это определяет главную цель методической работы – создание условий для удовлетворения профессиональных потребностей педагогических работников. В арсенале методиста множество разнообразных форм и приемов методической работы, но главное – это творческий подход к ее организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методист - помощник педагога26.39 КБ

Предварительный просмотр:

г. Верхняя Пышма, Свердловская область

МАОУ ДО «Дом детского творчества»

методист дополнительного образования

Кодочигова Елена Алексеевна

«12» февраля 2019г.

«Методист – помощник педагога»

В последнее время серьезное внимание уделяется проблеме совершенствования  системе методической работы в учреждении дополнительного образования детей.

Педагог – ключевая фигура в образовательном процессе и это определяет, главную цель методической работы – создание условий для удовлетворения профессиональных потребностей педагогических работников

Методист – первый помощник педагога, его миссия – методическое сопровождение профессионального роста педагога. Что это значит?

В первую очередь, создание для педагогов условий, при которых они могла бы самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы профессиональной деятельности. Уровень профессиональной деятельности педагога зависит, с одной стороны, от самообразования, с другой – от системы методической работы в образовательном учреждении. В связи с этим возникла необходимость создания такой методической службы, которая обеспечивала бы повышение педагогического мастерства, открытость достижений педагогов, активное освоение ими инновационного опыта.

Наиболее распространенными формами организации методической работы, методической учебы (в том числе и дистанционной) являются:

  • методическое консультирование (индивидуальное, групповое);
  • семинар (обучающий, учебно-практический, научно-практический, социоигровой и т.д.);
  • конференция (научно-практическая, педагогическая и т.д.);
  • методический форум;
  • стажерская площадка;
  • методическое объединение (профильное, тематическое и т.д.);
  • творческая (педагогическая) мастерская;
  • школа начинающего (молодого) педагога;
  • конкурс профессионального мастерства;
  • мастер-класс;
  • методический фестиваль;
  • методическая выставка;
  • конкурс методических материалов (образовательных программ дополнительного образования детей, учебных (методических пособий, конспектов занятий, сценариев и т.д.);
  • и другие.

В рамках данных профессиональных объединений и методических мероприятий используются разнообразные формы:

  • оформление стендовых докладов и авторских выставок, их защита или презентация;
  • оформление опыта работы в виде тезисов к докладу, написание рефератов;
  • написание статей, монографий для публикаций, подготовка сборников, брошюр;
  • публичные выступления по обмену опытом работы с лекциями, докладами, проблемными обсуждениями;
  • проведение авторских педагогических (творческих мастерских, мастер-классов);
  • разработка программной методической документации (образовательных программ дополнительного образования детей, методических рекомендаций, дидактических материалов, диагностических анкет, опросников и т.д.);
  • подготовка электронных презентаций, аудио-, видеозаписей;
  • тематические индивидуальные и групповые консультации;
  • экспертиза программно-методических материалов;
  • взаимопосещение открытых занятий и мероприятий, их анализа и обсуждение;
  • встречи с творческими педагогами, другими специалистами;
  • тренинги коммуникативного взаимодействия;
  • моделирование, проигрывание и анализ проблемных ситуаций;
  • педагогический ринг;
  • деловые игры;
  • ролевые игры;
  • организационно-деятельностные игры;
  • практикумы и т.д.

Но методическая работы не принесет желаемого результата, если не будет построена на диагностической основе.

Прежде, чем запланировать методическую деятельность образовательного учреждения, необходимо определить реальные потребности и достижения каждого педагога.

Выявить, какие профессиональные потребности и проблемы существуют у педагогов, какие достижения, опыт работы они имеют, можно с помощью метода коллективно-творческой деятельности в форме деловой игры «Мозговой штурм».

«Мозговой штурм»

Цель:

  • выявить профессиональные потребности и достижения педагогических работников;
  • составить карту «Ожидания-Соглашения» для планирования методической работы (учебы) на текущий период и перспективу.

Ход деловой игры:

  1. Разбивка участников на три группы с помощью цветных жетонов. Например, по жеребьевке формируются три группы: I группа – «синие», II группа – «желтые», III группа – «зеленые».
  2. Определение группам задач с помощью карточек-вопросников. Каждая группа получает карточку с квадратом соответствующего цвета (см. Приложение)
  3. Процесс обсуждения проблем в группах в форме «Вертушки». Каждая группа в течение 7-10 минут заполняет свою карточку: I группа – карточку с синим квадратом, II группа – с желтым, III группа – с синим. Затем каждая группа обменивает свою карточку на карточку другой группы (по кругу). Таким образом, каждая группа должна заполнить все три карточки. В конце обсуждения к I группе возвращается карточка с синим квадратом, ко II группе – с желтым, к III группе – с зеленым.
  4. Процесс принятия общего решения в группах. «Обобщение». Группы в течение 5 минут подводят итоги обсуждения и записывают их в своих карточках. По рейтинговой системе выбирают наиболее популярные вопросы (проблемы).
  5. Вынесение общего решения групп на коллективное обсуждение. Запись общего решения на карты «Ожидания-Соглашения». «Лидеры» каждой группы по очереди «озвучивают» свои карточки – зачитывают и комментируют выбранные на основе рейтинга наиболее популярные вопросы (проблемы). Члены групп дают свои комментарии. «Летописец» оформляет карту «Ожидания-Соглашения» - записывает на больших листах ватмана (или интерактивной доске) «общее решение», т.е. выбранные на основе рейтинга наиболее популярные вопросы (проблемы).
  6. Рефлексия.

***

В заключение хочется отметить, что в арсенале методиста множество – разнообразных форм и приемов методической работы, но главное – это творческий подход к ее организации.

Приложение

I группа – «СИНИЙ ЦВЕТ»

№ п/п

Мне необходимо узнать, научиться…

Тема:
(интересующий вопрос, проблема…)

Предпочитаю следующую форму обучения…

Ф.И.О. педагога,

кому интересна предложенная тема

I

группа

II

группа

III

группа

1.

2.

3...

 II группа – «ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ»

№ п/п

Я могу поделиться знаниями и опытом…

Тема и форма проведения…

Ф.И.О. выступающего

Ф.И.О. педагога,

кому интересна предложенная тема

I

группа

II

группа

III группа

1.

2.

3...

II группа – «ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ»

№ п/п

Я знаю специалиста, у которого есть интересный опыт, кто может дать важную информацию…

Примерный тема (опыт…)

Ф.И.О. специалиста, которого можно пригласить в качестве выступающего

Ф.И.О. педагога,

кому интересна предложенная тема

I группа

II

группа

III группа

1.

2.

3…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Статья "Развитие творческой компетенции при организации исследовательской деятельности в рамках изучения дисциплины «Математика»"

ГБОУ  СПО  « Брянский техникум питания и торговли» главной своей задачей считает подготовку высококвалифицированных конкурентно способных специалистов в сфере торговли и общественного питани...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Статья посвящена проблеме подготовки студентов педагогической специальности к осуществлению исследовательской деятельности в будущей профессии. Представлен опыт по развитию исследовательской деятельно...

Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении

Итоговая аттестационная  работа на тему "Организация проектной деятельности  обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода  в обучении"В работе рассмотрены теоретическ...

Статья "Комплексный подход к оценке результативности деятельности организации"

В статье представлены методика и расчет показателей комплексной оценки результативности деятельности организации и исследована их динамика...

Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»

Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиепо теме:Деловая игра «Творческий пробег...

Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»

Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников  II курс  специальность 44.02.01 Дошкольное образование  по теме:...