Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Профессия в моих руках»
рабочая программа
Основная цель программы "Прифессия в моих руках" – формирование целостного, систематизированного представления о профессиональной карьере, формирование правильного отношения к труду, профессии, повышение профессиональной мотивации в сознании обучающихся и подготовка к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на профессиональную карьеру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pedagoga_psihologa_ko.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж Петербургской моды»
Рассмотрено и принято
на заседании Педагогического Совета
СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»
Протокол № 1 от «30» августа 2019г.
Утверждаю
председатель Педагогического Совета
Директор
СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»
_______________________ А.И. Капанин
«30» августа 2019г.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Профессия в моих руках»
для обучающихся по профессии 16909 ПОРТНОЙ
на базе: основной общеобразовательной программы
коррекционно-развивающей направленности 8 вида
Санкт – Петербург
2019
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа , реализуемая в СПБ ГБ ПОЛУ КПМ «Колледж Петербургской моды», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Методическим советом колледжа с учетом требований рынка труда, на основе «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», утвержденного приказом № 499 от 1 июля 2013 года Минобрнауки РФ.
Организация-разработчик: СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»
Разработчики:
Никитина М.Н., педагог-психолог СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды».
Рассмотрено и одобрено на заседании Методической комиссии СПБ ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»
Протокол № 1 от «27» августа 2019г.
Председатель МК_____________________А.Н. Заглядова
Рекомендовано Методическим Советом СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды».
Протокол № 1 от «28»августа 2019г.
Председатель МС_____________________ Ю.И. Сереброва
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ | 17 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ | 19 |
- 1. ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Область применения программы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа, реализуемая в СПБ ГБ ПОЛУ КПМ «Колледж Петербургской моды», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Методическим советом колледжа с учетом требований рынка труда, на основе «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», утвержденного приказом № 499 от 1 июля 2013 года Минобрнауки РФ.
Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации а также оценку проведенной коррекционной работы.
1.2. Нормативные документы для разработки программы
‒ Федеральный Закон Российской Федерации от29.12.2012 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
‒Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до2025года»;
‒ Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции дополнительного образования детей»
‒приказ Минестерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018г.№ 196 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
‒СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
‒письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «о примерных требованиях к программам дополнителного образования детей»;
‒Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017№ 617-р;
‒Положения о организации и осуществлении образовательной деятельности по программам дополнительного образования в СПБ ГБ ПОЛУ КПМ «Колледж Петербургской моды»;
‒ Устав СПБ ГБ ПОЛУ КПМ «Колледж Петербургской моды» ;
‒лицензии СПБ ГБ ПОЛУ КПМ «Колледж Петербургской моды» на образовательную деятельность по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых;
‒ Локальный акт Положение о структурном подразделении «Специальное коррекционное отделение лиц коррекционно-развивающей направленности 8 вида»;
‒иные локальные нормативные акты учреждения.
1.3. Цели и задачи – требования к результатам освоения:
Цель – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи:
-создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
- формирование механизмов произвольности в процессе осуществления заданной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков.
1.4. Основные направления работы
— выбор оптимальных для развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер обучающегося;
1.5. Этапы реализации программы
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учѐта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-
педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории обучающихся.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям обучающегося.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приѐмов работы.
Направления | Ожидаемые результаты коррекционной работы |
Диагностическое | Характеристика образовательной ситуации в школе. Диагностические портреты детей (карты психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей). Характеристика дифференцированных групп учащихся |
Проектное | Индивидуальные карты сопровождения ребѐнка с ОВЗ. |
Аналитическое | Оптимизация коррекционной работы в рамках колледжа. |
1.4. Количество часов на освоение программы:
- максимальной нагрузки 30 часов, в том числе:
- групповой нагрузки 20 часов;
- индивидуальной нагрузки 10 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Объем и виды коррекционной работы
Вид коррекционной работы | Количество часов |
Максимальная нагрузка (всего) | 30 |
в том числе: | |
Первичная диагностика | 3 |
Практические занятия | 25 |
Итоговая диагностика | 2 |
2.2. Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Всего часов | Практические занятия |
1 | Первичная диагностика | 3 | 3 |
Индивидуальные занятия «Коррекция эмоционально-личностной сферы» 1-2 курс | |||
1 | «Знакомство» | 1 | 1 |
2 | «Образ агрессии» | 1 | 1 |
3 | «Развитие» | 1 | 1 |
4 | «Зеркало» | 1 | 1 |
5 | « Образ Я» | 1 | 1 |
6 | «Мой страх» | 1 | 1 |
7 | «Обида» | 1 | 1 |
8 | «Наши чувства | 1 | 1 |
9 | «Жизненный путь» | 1 | 1 |
10 | «Все грани гармонии» | 1 | 1 |
Групповые занятия «Формирование представлений о будущем и жизненных ценностей» 2 курс | |||
| « Я и моя воля» | 1 | 1 |
«Социальные роли» | 1 | 1 | |
«На самом деле я такой…» | 1 | 1 | |
«События моей жизни» | 1 | 1 | |
«Цели и желания» | 1 | 1 | |
«Мой выбор» | 1 | 1 | |
Групповые занятия «Моя профессия» 1 курс | |||
Вводное занятие. Самооценка и уровень притязаний. | 1 | 1 | |
Темперамент и профессия. Определение темперамента. | 1 | 1 | |
Чувства и эмоции. | 1 | 1 | |
Стресс и тревожность. | 1 | 1 | |
Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества. | 1 | 1 | |
Способности к профессиям социального типа. | 1 | 1 | |
Мотивы и потребности. | 1 | 1 | |
Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. | 1 | 1 | |
Обобщающий урок. | 1 | 1 | |
Итоговая диагностика | 2 | 2 | |
Итого | 30 | 30 |
2.3. Содержание дополнительной образовательной общеразвивающей программы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Первичная диагностика | Цель: Определение особенностей эмоционально-личностной сферы подростка с использованием методик:
| 3 |
Индивидуальные занятия «Коррекция эмоционально-личностной сферы» 1-2 курс | ||
«Знакомство» | Содержание: | 1 |
Установление с подростком доверительных отношений. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу. Проведение диагностики для выявления уровня тревожности и самооценки подростка.
5.обратная связь | ||
«Образ агрессии» | Содержание: | 1 |
Снятие напряжения и разрешение внутренних конфликтов у подростка. Познакомить подростка с понятием гнев, его проявлениями и последствиями. Научить контролировать свои вспышки гнева.
обратная связь. | ||
«Развитие» | Содержание | 1 |
Снятие эмоционального напряжения у подростка, внутреннего дискомфорта. Активизация работы обоих полушарий мозга.
4.обратная связь | ||
«Зеркало» | Содержание: | 1 |
Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии, повышение уровня доверия. Развития чувства эмпатии.
обратная связь. | ||
« Образ Я» | Содержание: | 1 |
Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии, повышение уровня доверия. Создание «Образа Я»
обратная связь. | ||
«Мой страх» | Содержание: | 1 |
Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях. Познакомить подростка со способами взаимодействия со страхами. Поиск ресурсов подростка, с помощью которых он мог бы избавиться от своих страхов.
обратная связь. | ||
«Обида» | Содержание: | 1 |
Знакомство с чувством обиды. Поиск ресурсов подростка, с помощью которых он мог бы избавиться от обиды.
обратная связь. | ||
«Наши чувства»
| Содержание: | 1 |
Отработка навыков коммуникативного поведения. Коррекция эмоциональной сферы подростка на основе навыков адекватного эмоционального реагирования.
обратная связь | ||
«Жизненный путь» | Содержание: | 1 |
Формирование эмоционально-положительной атмосферы на занятии. Поиск личностных ресурсов подростка.
| ||
«Все грани гармонии» | Содержание: | 1 |
Формирование эмоционально-положительной атмосферы на занятии. Поиск личностных ресурсов ребенка. Итоговая диагностика по окончанию индивидуальной программы.
обратная связь. | ||
Групповые занятия «Формирование представлений о будущем и жизненных ценностей» 2 курс | ||
« Я и моя воля» | Содержание: | 1 |
Создание положительной мотивации; освоение приемов самодиагностики. Упражнение 1 «Это мое имя» Упражнение 2 «Круг воли». Упражнение 3. Части моего «Я». Упражнение 4 «Учимся расслабляться» | ||
«Социальные роли» | Содержание: | 1 |
поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения «Я-концепции»; осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов творческого воображения. Упражнение 1 (Разминка). «Мое имя». Упражнение 2 «Метафорический автопортрет». Упражнение 3 «Ролевая карта». Упражнение 4 «Учимся расслабляться» | ||
«На самом деле я такой…» | Содержание: | 1 |
осознание своих сильных и слабых сторон; получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки Упражнение 1. «Китайская рулетка» Упражнение 2. «Мой дракон» Упражнение 3. «Самореклама» | ||
«События моей жизни» | Содержание: | 1 |
Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее. Упражнение 1. «В поисках смыслов жизни». Упражнение 2. «События моей жизни». Упражнение 3 «Формула удачи» | ||
«Цели и желания» | Содержание: | 1 |
Создание плана действий для достижения жизненных целей. Упражнение 1. «Цели и дела» Упражнение 2 «Закончи предложения» Упражнение 3 «Волшебная подушка» Упражнение 4 «Четыре сферы» | ||
«Мой выбор» | Содержание: | 1 |
Развитие навыков свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов Упражнение 1. «Должен или выбираю» Упражнение 2 «Чемодан в дорогу». Упражнение 3 «Я - подарок человечеству» | ||
Групповые занятия «Моя профессия» 1 курс | ||
Вводное занятие. Самооценка и уровень притязаний. . | Содержание: | 1 |
Работа по самопознанию: кто я, какой я? Анкетирование, идеографический тест. | ||
Темперамент и профессия. Определение темперамента | Содержание: | 1 |
Свойства нервной системы. Темперамент , Тест Айзенка. Определение экстравертированности, устойчивости нервной системы и типа темперамента. Учет темперамента в выборе профессии. | ||
Чувства и эмоции. | Содержание: | 1 |
Эмоции и чувства. Игра «Назови эмоцию». Тест эмоций | ||
Стресс и тревожность. | Содержание: | 1 |
Что такое стресс? Как управлять своими эмоциями? | ||
Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества. | Содержание: | 1 |
Основные требования к профессионалу в профессиях | ||
Способности к профессиям социального типа. | Содержание: | 1 |
Ознакомление с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Обобщение знаний о профессиях и соотнесение этих знаний со своими возможностями. Матрица выбора профессии. | ||
Мотивы и потребности. | Содержание: | 1 |
Правила составления личного профессионального плана. | ||
Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. | Содержание: | 1 |
Что такое самопрезентация. | ||
Обобщающий урок. | Содержание: | 1 |
Подведение итогов. Выполнение итоговой работы . | ||
Итоговая диагностика | Содержание: | 2 |
Цель: Определение результативности проведенной работы и наличие изменений эмоционально-личностной сферы подростка с использованием методик: «Диагностика принятия других» В. Фей; тест Люшер; диагностика самооценки. Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханина; измерение уровня тревожности Тейлора, адаптация Т. А. Немчинова. | ||
Итого | 30 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы возможна в кабинете теоретического обучения
Оборудование учебного кабинета:
* посадочные места по количеству обучающихся;
* рабочее место преподавателя;
* комплект презентаций, электронных ресурсов.
Технические средства обучения:
* компьютер с лицензионным программным обеспечением,
* мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- А.В. Микляева, П.В. Румянцева «Трудный класс» Диагностическая и коррекционная работа» Речь, С-П, 2007
- Битянова М.Р. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». – СПб.: Питер, 2006.
- Возрастные и индивидуальные особенности подростков, под ред. Эльконина Д. Б./ Драгуновой Т. В. – М. просвещение 1967 г.
- И. Васильева, П. Борозенец. Набор психологических открыток с притчами «Все грани гармонии». Издательство «Речь», 2012
- Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005
- М. Шевченко. Я рисую успех и здоровье. Арт – терапия для всех. Серия «Сам себе психолог», СПб.: Питер, 2007.-96с.
- Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ», Речь С-П, 2005.
- Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва-Тула, 1993
- Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
- Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и практика. М., 1990
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
- Т. Зинкевич-Евстегнеева Набор психологических карт «Сокровищница жизненных сил». Издательство «Речь», 2012.
- Т. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И. В. Дубровиной М. 2007г
- Шрайнер К. Как снять стресс., 1993
Интернет-источники:
- Ped-kopilka.ru
- http://metodkabi.net.ru/index.php?id=1#ur Методический кабинет профориентации
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль и оценка результатов дополнительной образовательной общеразвивающей программы педагогом-психологом осуществляется в процессе проведения итоговой диагностики.
№ п/п | Название раздела | Форма проведения | Методы и приемы проведения занятий | Дедактические материалы мат-техн. база | Форма подведения итогов |
Коррекция эмоционально-личностной сферы | Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры, игротерапия, сказкотерапия. | практический, наглядный, словесный, демонстрационный | Стимульный материал, тестовый материал, видеозаписи, музыкальная фонотека | Беседа, наблюдение, результаты итоговой диагностики | |
Формирование представлений о будущем и жизненных ценностей | Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия, арт-терапия, беседы, круглый стол. | практический, наглядный, словесный, демонстрационный | Стимульный материал, тестовый материал, видеозаписи, музыкальная фонотека | Беседа, наблюдение, результаты итоговой диагностики | |
Формирование представлений о будущей профессии | Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия, арт-терапия, беседы, круглый стол. | практический, наглядный, словесный, демонстрационный | Стимульный материал, тестовый материал, видеозаписи, музыкальная фонотека | Беседа, наблюдение, результаты итоговой диагностики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Моё будущее в моих руках!?"
Как жить? В этой работе можно найти ответ на этот вопрос. Ученица строит программу своей жизни. Она продумывает, какую работу она выберет, в каком доме и где она будет жить, сколько у неё будет детей ...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Азбука кухни»
1. Целевой раздел 1.1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении.Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая програма социальной поддержки «Клуб добрых сердец»
Во время реализации добровольческих проектов студенты взаимодействуют с людьми, имеющими различные отклонения здоровья, которые в обыденной жизни им не известны, сталкиваются с мифами в обществе о дон...
Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»
Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...
Презентация урока-брифинг "Мое здоровье - в моих руках"
Презентация хода урока...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА»
Предмет робототехники это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.Возникнув на основе кибернетики и ...
Методическая разработка классного часа "Мое здоровье - в моих руках" апрель 2018
Классный час в форме брифинга о здоровом образе жизни....