Возрождение духовности при преподавании юридических дисциплин
статья
Статья посвящена описанию опыта работы преподавателя по возрождению нравственных начал в процессе преподавания юридических дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитание духовности в процессе преподавания | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрождение духовности в процессе преподавания юридических дисциплин
Дьячкова Наталья Николаевна, преподаватель юридических дисциплин ФГБОУ «Брянский ГАУ – филиал Брасовский промышленно-экономический техникум»
Ключевые слова: духовность, нравственное воспитание, правовая культура, конституционные права и обязанности.
Проблема поиска путей духовно-нравственного становления личности, в нашем случае студентов, в обозначенном выше ключе является недостаточно изученной.
Под духовно-нравственным становлением личности понимается целенаправленный, организованный процесс создания условий, помогающих человеку в процессе духовного саморазвития, преображения, реализации духовного потенциала применительно к различным сферам жизнедеятельности. В святоотеческой традиции духовно - нравственная личность - это человек совести, долга и веры, способный к самоотверженной любви и жертвенности, преодолению жизненных испытаний, служению Богу, Отечеству и людям, проявляющий рассудительность, послушание, добрую волю, различающий добро и зло [11].
В толковом словаре Ожегова под ДУХОВНОСТЬЮ понимается свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [6].
Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов являются важнейшей задачей современной образовательной системы.
Методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего профессионального образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Воспитание студентов СПО предназначено для их приобщения к нравственным ценностям посредством погружения в пространство правовой культуры.
Но как реализовать данную концепцию в условиях преподавания юридических дисциплин? Ведь основным направлением деятельности преподавателя-специалиста является формирование общих и профессиональных компетенций у будущих юристов.
Хочется поделиться педагогическим опытом работы по возрождению и формированию духовности в процессе преподавания юридических дисциплин.
Перед преподавателями нашего техникума стоит важная цель - формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного Брянского края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.
Среди учебных дисциплин, обладающих значительным потенциалом в деле духовно-нравственного воспитания и образования студентов, занимает особое место такая отрасль права как Конституционное право.
Для современного изучения данной отрасли права, освещающего основы конституционного строя России, проблемы прав и свобод человека и гражданина, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Так, овладение основами конституционного строя помогает правильно определить сущность важнейших принципов государственного и общественного устройства России: гуманизма, демократического, федеративного, правового, социального, светского государства, экономических и политических основ конституционного строя.
Изучая систему конституционных прав и свобод обучающиеся как нельзя лучше можно реализовать концепцию духовно-нравственного воспитания, ведь такие личные права как право на жизнь, защиту чести и достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, свобода совести и вероисповедания дают ясное представление о правовых возможностях гражданина в нашем государстве.
Тема о конституционных обязанностях продолжает развивать у студентов чувства морального долга. Так, при реализации своих прав нельзя умалять права других граждан, не забывая при этом, что «собственная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека» [4].
Духовность воспитывается и при ознакомлении с обязанностями по отношению к своим нетрудоспособным родителям (статья 38). Чувство патриотизма прививается при комментировании статьи 59 части 1, которая закрепляет положение о том, что долг и обязанность каждого гражданина защищать свое Отечество.
Особое значение в вопросах воспитания нравственно-духовного отношения к статусу личности занимает тема о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, особенностях приобретения политического убежища в России. Толерантное отношение к лицам с другим гражданством или пострадавшим в результате физического или психического воздействия на них и членов их семей по национальным, языковым, религиозным или политическим убеждениям – главная воспитательная цель уроков данного цикла.
Возрастание значения закрепленных в Конституции правовых гарантий правосудия определяется тем, что от знания правовых возможностей защиты своих прав и свобод зачастую зависит собственная судьба каждого человека.
Учитывая свой педагогический и житейский опыт, встречаясь со своими выпускниками, работающими в системе органов внутренних дел, в таможенных органах, в органах Следственного комитета, в органах ФСИН, в системе органов социальной защиты населения необходимо отметить, что знания второй главы Основного закона, посвященного правам и свободам человека и гражданина, помогают не только решить правовые ситуации, но и уважительно относиться к любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Выпускники помнят мои уроки и статьи Конституции, содержащие морально-правовые аспекты.
Овладение знаниями по конституционному праву – обязательный элемент развития социально - активной личности будущего юриста, обладающего необходимым для современного общества уровнем правосознания и правовой культуры. В свою очередь, это воспитывает внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права, ответственное и уважительное отношение к правам и свободам других лиц, гражданскую позицию.
Учебный материал на уроке должен осмысливаться студентами разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание студента. Роль преподавателя в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.
Моя педагогическая задача заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на формирование у студентов чувства патриотизма. Именно люди, горячо любящие свою Родину, всю деятельность направляют на ее процветание.
Творческая свобода в выборе материала на урок позволяет мне, как педагогу, избирать тот материал урока, который направлен на духовно-нравственное воспитание студентов. Я убеждена, что идти к студентам на урок нужно не с темой, а с нравственной проблемой.
Основной целью своей деятельности я считаю обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что одним из решающих факторов, влияющих на духовно-нравственное воспитание студентов, является создание комфортной психологической атмосферы равноправия, ненасилия, утверждающей внутренние гуманные отношения педагога и обучающихся. Большая роль в этом отводится преподавателю. Прав был Ш.А. Амонашвили, который сказал: «Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души» [5].
Литература, использованная в статье:
- Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. №537)//СПС КонсультантПлюс.
- Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)//СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации//СПС КонсультантПлюс.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2011.- 186с.
- Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 книгах. Книга 6. Педагогическая симфония. М., 2016. – 276с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. СПб., 1987. – 482с.
- Востроилова Е.В. Святоотеческое наследие в контексте образования. // Русский Афон как фактор духовного просвещения России: к тысячелетию русского присутствия на Святой Горе (1016-2016). Сборник материалов III Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции. Псков, 2016. - 216 с.
- Востроилова Е.В., Швырёва Т.Ю. Пути формирования нравственных ориентиров студентов и школьников. // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных учёных). - 2015. - №4 (8). - 125 с.
- Игумен Киприан (Ященко) Василий Великий и духовно-нравственное становление личности. // Педагогика. - 2011. - №1. - С.40-47.
- Опыт педагогической деятельности преподавателя юридических дисциплин Брасовского промышленно-экономического техникума Дьячковой Натальи Николаевны.
- Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2011. – 108с.
- Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский. - М.: РИО МГТА, 2013. – 154с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"
В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...
Отчет-презентация о недели ПЦК юридических дисциплин
Проектная работа учащихся: презентация "Моя профессия юрист". Совместная работа в рамках недели ПЦК...
Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»
статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МДК 01.10 Методика преподавания общественных дисциплин в начальной школе»
Разработана программа по дисциплине "Методика преподавания общественных дисциплин в начальной школе" .Курс расчитан на 62 часа....
статья "Педагогические технологии и педагогическое мастерство в преподавании учебной дисциплины "Основы духовно - нравственной культуры"
В данной статье можно найти материал о педагогических технологиях, применяемых на занятиях по ОДНК....
РП и КИМ по юридическим дисциплинам
Рабочая программа учебной дисциплины входит в общепрофессиональный цикл и устанавливает необходимые знания для получения профессиональных знаний и умений студента по специальности....
Индивидуальный план работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т.
Методическая разработка индивидуального плана работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т. ...