Парциальная образовательная программа формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста «Мы - частичка природы» вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений
учебно-методический материал
В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: парциальная программа, экологические праздники, экологические проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.38 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА 4
3.1 «Юные защитники природы» 93
3.4 «Почва. Свойства почвы» 139
Пояснительная записка
Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одного из важных принципов: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности.
Важной задачей ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Вследствие современных экологических проблем перед педагогами стоит задача большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования, воспитания дошкольников. Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети постоянно постигают окружающий мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие из заботиться о сохранении и преумножении природных богатств.
В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: парциальная программа, экологические праздники, экологические проекты.
Дошкольники получают определенные знания по экологии, закрепляют правила поведения в природе, а это, в свою очередь, способствует формированию основ экологической культуры.
" Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 2»"
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель (руководитель ДОО, заместитель заведующего по УВР) _____________________________ ___ ___20____ г. №________________ Дата (до утверждения ООП ДО) |
Парциальная образовательная программа
формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
«Мы - частичка природы»
вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений
составитель: Немилостивых Лариса Васильевна
Новосибирск
2019
Содержание парциальной образовательной программы1. | Пояснительная записка ……………………………………………………. | 5 |
1.1.Цель и задачи реализации Программы…………………………………. | 6 | |
1.2.Принципы и подходы к формированию Программы…………………. | 6 | |
1.3. Возрастные особенности детей 5-6 лет………………………………. | 8 | |
1.4.Планируемые результаты освоения Программы………………………. | 9 | |
1.5. Педагогическая диагностика …………………………………………… | 11 | |
2. | Содержание образовательного процесса ………………………………… | 14 |
2.1.Описание образовательной деятельности……………….……………... | 14 | |
2.2. Примерное перспективное комплексно - тематическое планирование работы с детьми ……………………………………………………………… | 15 | |
2.3. Взаимодействие с родителями (законными представителями)………. | 25 | |
3. | Организация образовательного процесса ……………………………… | 27 |
3.1 Материально-техническое обеспечение программы ………………….. | 27 | |
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания …………………………………………………………………. | 30 | |
3.3. Организация режима частичного пребывания детей в группе, при реализации парциальной образовательной программы «Мы – частичка природы».………………………………………………………………………… | 30 | |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий …… | 31 | |
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды …………………………………………………… | 31 | |
Приложения к программе …………………………………………………… | 35 |
1. Пояснительная записка
Согласно ФГОС ДО пункт 2.6. образовательная область «Познавательное развитие» предполагает «формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы». Данное направление особо актуально в дошкольный период, потому что именно в дошкольный период воспитываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей. А значит встает вопрос не только об экологическом образование, но и об экологическом воспитании. Как следствие было принято решение систематизировать эту работу в рамках нашей программы.
Рабочая программа части формируемой участниками образовательных отношений разработана для группы общеразвивающей направленности, которую посещают дети 5-6 лет (далее - Программа):
- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;
- на основе основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) дошкольной образовательной организации (далее - ДОО);
-парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет, С. Н. Николаева.
1.1.Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: формирование предпосылок экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в рамках организации экологических праздников.
Задачи программы:
- Образовательные
- Формировать экологическую культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
- формировать ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы;
- Развивающие
- развивать память, внимание, восприятие; творческое и художественное
мышление, воображение и фантазию; - обогащать словарный запас детей;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- Воспитательные
- воспитывать у детей интерес к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;
- воспитывать эстетические чувства;
1.2.Принципы и подходы, к формированию Программы
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания образования.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о взаимодействии в социуме, где все участники общения, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;
- гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т.е. становление в каждом ребенке субъективности;
- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.
1.3. Возрастные особенности детей 5-6 лет
Программа «Мы - частичка природы», ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми 5-6 лет:
- возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое;
- осознает общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения; предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые;
- способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: на основе образца, заданного взрослым;
- усвоены основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений;
- способны произвольно контролировать свое поведение;
- ребенок проявляет интерес к появляется интерес к миру людей, человеческих взаимоотношений;
- проявляет интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривает о них с взрослыми и сверстниками;
- Проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задает вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задает вопросы морального содержания.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Реализация образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:
Ребенок имеет представление о способах приветствия, поведения в различных ситуациях общения, использует их на практике
Знает и может воспользоваться различными способами выхода из конфликтных ситуаций, и решения конфликтов как со взрослыми так и со сверстниками.
В группе детей и взрослых умеет налаживать эмоционально положительный контакт, знакомится с новыми людьми, вступать в группу детей и принимать новых детей. Готов к выстраиванию взаимоотношений не только в группе детского сада, но и в дальнейшем в школьном классе.
Отслеживание результатов освоения Программы «Мы - частичка природы». Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- у ребенка сформировано ценностное отношение к природе родного края;
- ребенок имеет первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- ребенок имеет первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на участке, по месту жительства;
- ребенок имеет личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, акциях.
Организация праздников, развлечений, в частности посвященных Дню Земли и т.д.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО | Целевые ориентиры в соответствии с реализацией части, формируемой участниками образовательных отношений (далее – ЧФУОО) | Целевые ориентиры в соответствии с реализацией коррекционной работы |
- Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. -Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельность; - Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок способен к волевым усилиям; Ребенок проявляет любознательность; | - Ребенок самостоятельно принимает решение о вступлении в игру, может являться инициатором начал игры, умеет вносить в нее предложения по ее развитию. - У ребёнка сформирована экологическая культура как неотъемлемую часть духовной культуры; - У ребёнка сформирован ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы; - У ребенка сформирован интерес к родной природе. |
1.5. Педагогическая диагностика
Реализация Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета критериев и показателей.
Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа:
• не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику;
• не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников межу собой.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
С этой целью используются карты наблюдений детского развития.
2. Содержание образовательного процесса
2.1.Описание образовательной деятельности
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми 5–6 лет охватывает следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Интеграция данных образовательных областей так же представлена в Программе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; - воспитание моральных и нравственных ценностей; - формирование основ безопасного поведения в быту, природе. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | - Формирование системы первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; - расширение кругозора детей, активизация интереса к познанию природы и окружающего мира; - развитие воображения и творческой активности. |
Образовательная область «Речевое развитие» | - владение речью как средством общения; - знакомство с детской литературой природоведческой и экологической тематики; - составление рассказов о животных. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | - формирование эстетического отношения к окружающему миру, природе, животным; - формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; |
Образовательная область «Физическое развитие» | - физическое развитие воспитанников, формирование навыков поведения в быту, социуме, природе; - становление ценностей здорового образа жизни. |
2.2. Примерное перспективное комплексно - тематическое планирование работы с детьми
Раздел 1. «Защита природы».
Раздел 2. «Воздух - невидимка».
Раздел 3. «Птицы – наши друзья».
Раздел 4. «Волшебница - вода».
Раздел 5. «Что у нас под ногами».
Раздел 6. «Весна».
Раздел 7. «Земля - мой дом».
Раздел 8. «Солнце».
Тема | Развернутое содержание работы | Темы, предложенные детьми (заполняется в течение года) | Темы, предложенные родителями (заполняется в течение года) | Итоговые мероприятия по теме |
Раздел 1 «Защита природы» | ||||
Сентябрь | ||||
1 неделя «История создания Всемирного фонда дикой природы (WWF)» | История создания Всемирного фонда дикой природы WWF; Познакомить с Красной книгой, с растениями и животными, занесенными как редкий вид и охраняемыми государством | Природоохранная акция в ДОО | ||
2 неделя «День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)» | Дидактические игры: «Летает, плавает, бегает. . »; «Воздух, вода, земля»; «Кто где живет»; «Узнай по описанию» | |||
3 неделя «Гринпис – что это» | Рассказ детям о истории происхождения Гринпис. беседы на тему: «Животный и растительный мир», «Так нельзя, а так можно и нужно» дидактические и подвижные игры: "Совушка-сова", "Когда это бывает", "Покажи без слов", "Огородник и воробей", "Зимующие и перелетные птицы", "Пчелки и ласточки", "Воробышек", «Гори – гори ясно | Проект «Юные защитники природы» | ||
4 неделя «День рождения Гринпис» | ||||
Раздел 2 «Воздух - невидимка» | ||||
Октябрь | ||||
1неделя «Что такое воздух?» |
| Проект «Воздух – невидимка» | ||
2 неделя «Значение воздуха» | Беседа на тему: значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Как дышат человек и животные. | |||
3 неделя «Что загрязняет воздух?» | Рассматривание иллюстраций о загрязнении воздуха в городе, беседы об источниках загрязнения воздуха, наблюдение за транспортом на прогулке. Чтение художественной литературы. | |||
4 неделя «Что загрязняет воздух?» | ||||
Раздел 3 «Птицы – наши друзья» | ||||
Ноябрь | ||||
1 неделя «Птицы» | Серия наблюдений за птицами на участке детского сада. – Изготовление кормушек и вынос их на участок. – Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы. – Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") | |||
2 неделя «Птицы» | ||||
3 неделя «Синичкин день» | Беседа на тему «Почему именно Синичкин день»; Игра «Перышки»; Дидактическая игра «Что за птица?» | Праздник «День птиц» | ||
4 неделя «Перелёт птиц» | Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать элементарные сведениями о том, чем кормят птиц зимой. | Выставка детского творчества. | ||
Раздел 4 «Волшебница – вода» | ||||
Декабрь | ||||
1 неделя «Вода вокруг нас» | Значение воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в природе | Проект «Волшебница вода» | ||
2 неделя «Куда бежит река» | Знакомство с разными видами водоемов (реками, озерами, прудами), как образуются реки | |||
3 неделя «Эта волшебница вода» | Виды осадков (дождь, снег, роса, иней и т.д.) -Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" | |||
4 неделя «Ходит капелька по кругу» | Элементарные представления о круговороте воды в природе | |||
Январь | ||||
1 неделя «Какой бывает вода» |
Игра: «Путешествие капельки» | |||
2 неделя «Что растет в воде» | Вода — среда обитания некоторых растений. Знакомство с особенностями водных растений на примере отдельных видов. Охрана водоемов как среды обитания растений и бережное отношение к водным растениям. Рисование водоема.. Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода»; Чтение художественной литературы: рассказа: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Дидактическая игра «Что помогает растениям расти». | Выставка детского творчества | ||
3 неделя «Вода нужна всем» | Роль воды в жизни наземных (комнатных и дикорастущих) растений и различных животных | |||
4 неделя «Праздник волшебной воды» | Обобщение материалов различных тем | Праздник «Волшебная вода» | ||
Раздел 5 «Что у нас под ногами» | ||||
Февраль | ||||
1 неделя «Что такое почва» | Познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав. Опыт «Прокаливание почвы». Опыт «Изучение почвы в воде» | Проект «Почва. Свойства почвы» | ||
2 неделя «Песок» | Свойства песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). Проведение опытов с песком. | |||
3неделя «Глина» | Глины (пластичность, вязкость, неспособность пропускать воду). Опыты с глиной. | |||
4 неделя «Камни» | Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней, их отличительные признаки, почему они разные. Камни — орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления, альпинарии и т.п.) Драгоценные камни и украшения. Как образуются горы. Отчего дымят вулканы. Подземные кладовые (уголь, нефть, руды и т.п.). | Выставка детского творчества | ||
Раздел 6 «Весна» | ||||
Март | ||||
1 неделя «Прошла зима холодная» | Обобщающая беседа «Зиме конец» НОД «Прошла зима холодная» Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?» Игра-имитация «Снежные явления» Чтение художественной литературы | |||
2 неделя «Весна. Пробуждение природы» | Беседа «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи» Дидактические игры: «Сравни и найди», «Бывает – не бывает» Рассматривание картин И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь» Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды» Инсценизация на тему: «Как поссорились март и февраль» | Праздник «Весна - Красна» | ||
3 неделя «Весна в природе» | Чтение «Весенней песенки» С. Маршака. Игровая обучающая ситуация: «Айболит осматривает растения уголка природы» (по методике С.Н. Николаевой). Игра на закрепление знаний о природных сообществах. Чтение стихов о природе. Выращивание овса на окне. Наблюдение за деревьями и кустарниками. | |||
4 неделя «Мы - друзья природы» | Дидактическая игра «Что можно, что нельзя» Подвижные игры «Кто быстрее», «Ручеёк» Художественное слово: чтение рассказов о природе, ситуативные беседы Труд в уголке природы по уходу за посевами, на участке за клумбами, высадка рассады Участие в городском конкурсе рисунков «Экология глазами детей». | Выставка детского творчества | ||
Раздел 7 «Земля - мой дом» | ||||
Апрель | ||||
1 неделя «Земля - мой дом» | Беседа «Где я живу» Сравнение речки, болота, моря Д/и: «Рассели животных» «Кто живёт на суше, а кто в воде» Рисование «Звёздное небо» Утро радостных встреч «Встреча с королевой бумагой» Рассматривание карты мира, фотографии городов разных стран. Рассмотреть физическую карту, рассматривание книг и журналов о космосе Д/и «Засели планету» Наблюдение за изменениями в природе. Наблюдения “Что необходимо для жизни на Земле” (свет, тепло, вода, воздух) Познавательная беседа “Земля – планета, на которой мы живем”, «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна, твой народ». Д/и «Экологическая пирамидка», «Что изменилось» Экспериментирование «Запах, цвет и вкус воды» | |||
2 неделя «Земля - мой дом» | ||||
3 неделя «День Земли» | Беседа о природе и бережном отношении к ней. Рассказ о празднике «День Земли». Знакомство с рассказом об отдыхе детей и беседа по содержанию. Беседа о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками. Изготовление книжки-малышки. | Праздник «День Земли» | ||
4 неделя «Чем богаты недра Земли» | Способствовать развитию представлений о природных богатствах недр Земли: как добывают и используют нефть, уголь, песок, минералы и пр. Формировать умения распознавать некоторые минералы, используя сенсорные анализаторы, сравнивать. | |||
Раздел 8 «Солнце» | ||||
Май | ||||
1 неделя «Планеты солнечной системы» | Знакомство детей с планетой Земля, ее спутником - Луна, другими планетами и с их взаиморасположением в Солнечной системы. Рассказ детям о первом полете в космос. Подвижная игра «Планеты, стройся», дидактическая игра «Планеты» | Выставка детского творчества | ||
2 неделя «День Солнца» | Наблюдение за солнцем. Игра «Солнечные зайчики». Чтение художественной литературы. Разучивание стихотворений. | Праздник «Солнце» | ||
3 неделя «День Солнца» | ||||
4 неделя «Влияние Солнца на жизнь Земли» | Наблюдение за солнцем. Проведение опытов. Музыкальная игра «Солнышко лучистое» |
2.3. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
№ п/п | Направления взаимодействия | Формы взаимодействия |
1 | Изучение семьи, запросов, семейных ценностей | |
2 | Информирование родителей | |
3 | Консультирование родителей | |
4 | Просвещение и обучение родителей | |
5 | Совместная деятельность детского сада и семьи |
3. Организация образовательного процесса
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
- технические средства: ноутбук, пианино, проектор;
- оборудование (костюмы для организации праздников): шапочки в виде капелек, рыбок, корона для волшебницы воды, костюм солнца, солнца, весны.
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
№п/п | Наименование Раздела | Перечень необходимых для осуществления образовательного процесса технологий, методических пособий, сборников художественных произведений для детей | Дидактические материалы (наглядно-иллюстративные материалы, альбомы, рабочие тетради, раздаточные материалы и т.д.) | |
Раздел 1 | «Защита природы» | Красная книга (Детская энциклопедия РОСМЭН). Детская энциклопедия РОСМЭН,«Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 5-6 лет», под ред. В. Шишкиной. -М.: Мозаика-синтез, 2016.,Богданец Т. Охранять среду обитания – наша задача // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста | Иллюстрации «Животные», Мяч, Игровые поля с изображением леса и деревни, Картинка воробушка, Свисток. | |
Раздел 2 | «Воздух - невидимка» | Рассказы «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского, И. Токмаковой «Ветрено», В. Шикуновой «Чудо из чудес». | Иллюстрации о загрязнении воздуха в городе, Картина Н. Н. Дубовской «Притихло». | |
Раздел 3 | «Птицы – наши друзья» | В. Чаплина «Прилетели грачи», «Птицы в нашем лесу», Юлия Курбанова: Стихи и загадки о птицах. Пособие для детей 4-6 лет. ФГОС ДО | Карточки птиц, Для праздника: Картинки птиц, перепутанный корм, 10 стаканчиков, 2 ведерка, 10 мячиков, 2 кормушки. | |
Раздел 4 | «Волшебница – вода» | Стихотворение Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде", Первые книги малыша, учим новые слова «В пруду и у реки», изд. Улыбка, 2013., Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Простые опыты с водой» для дошкольников, Марина Султанова, «Всё о воде». Какая бывает вода, от родника до океана. Андрей Тюняев, изд. «ИН», 2005 г. | Картотека «растения и обитатели пресноводных водоемов", Глобус, Карта изобретений и открытий, Схема круговорота воды в природе, Материал для опытов: кувшин с горячей водой, стекло, салфетка, 2 банки с водой, зубная паста, земля, краски, магнитофон, мультимедийное устройство. Для праздника: Картинки: снежинки, сосульки, облака, пар . Речка из синей ткани, мусор в виде бумаг, Шапочки в виде капелек, рыбок, корона для волшебницы воды, тучки и солнышка, блестки. | |
Раздел 5 | «Что у нас под ногами» | Что у нас под ногами: Блок занятий "Песок. Глина. Камни", Рыжова Н.А. 2005г.,«1000 загадок» Загадки о природе человека, земле и ее обитателях, загадки на сообразительность, вопросы для эрудитов, Лысаков Владимир, 2014 г. | Для опытов: образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, воронка, стаканы с водой, Карточки песка, глины, камней | |
Раздел 6 | «Весна» | И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды», С. Маршака «Весенней песенки», В.Г. Сутеев «Весна», Г.А. Скребицкий "Весенняя песня", Т. Бокова «Стихии и загадки о временах года» для чтения в детском саду | Иллюстрации о зиме, Картина И. Левитана «Март», Оформление праздника: белые березовые стволы на голубом фоне, силуэты летящих караваном журавлей, в вазах на окнах живые березовые ветки с распустившимися листочками. Оформление праздника: ведерко с надписью «мед»; рисунки тюльпана, нарцисса, крокуса, первоцвета, одуванчика, ландыша, мать-и- мачехи; макет или рисунок птичьего гнезда, откуда видны маленькие головки с раскрытыми клювиками птенцов и огромная голова с гигантским раскрытым клювом (кукушонок); головные уборы - ободки с нарисованными цветами (по числу участвующих не в спектакле, а в празднике). | |
Раздел 7 | «Земля - мой дом» | С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», А. А. Орехова «Планета Земля», изд. Вако, О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» 5-6 лет | Карта, Фотографии разных городов и стран, Набор картинок для изготовления «ленты времени», Лупа, Оформление зала: зал украшен шарами, в вазах цветы. В центе большой воздушный шар или глобус – модель Земного шара. На центральной стене выставка коллективных работ детей, выполненных ко Дню Земли. | |
Раздел 8 | «Солнце» | К. Чуковский «Краденое солнце, Сказка о природе для дошкольников «Как Солнышко заболело»,Эрих Абельакер. «Солнце. Энциклопедия для детей», Олег Завязкин «Большая книга. Космос: солнечная система, кометы, экзопланеты, галактики» изд. Мир вокруг нас | Свеча, Фонарик, Лампа электрическая, Лист ватмана, гуашь, иллюстрации, глобус, иллюстрации солнечной системы, Костюмы участников развлечения, для взрослых (Солнце, Туча, для детей (Солнечные зайчики, ширма, большой солнечный круг с лентами, венки, кокошники, маленький солнечный круг для игр-хороводов, куклы бибабо (курица, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, еж, солнце, облачко, месяц. |
3.3. Организация режима частичного пребывания детей в группе, при реализации парциальной образовательной программы «Мы – частичка природы»
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания и приобретают познавательные навыки. Цикл занятий по ознакомлению с навыками выстраивания успешного общения проводится в форме НОД, длительность одного занятия 20-25 минут, в первую половину дня, периодичность занятия 1 раз в неделю.
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В рамках реализации Программы предполагается проведение праздников: «Синичкин день», «Весна Красна», «День Земли», «Солнце»; проектов: «Юные защитники природы», «Воздух – невидимка», «Волшебница вода», «Почва – подземное царство»; выставка детского творчества.
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда группы:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически-привлекательная.
В группах центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено познавательному центру и центру театрализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/19/picture-792192-1463654593.jpg)
НОД (часть) по Петербурговедению с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста "Острова Санкт - Петербурга"
Цели: Знакомить детей с приёмами, используемыми при запоминании наглядной информации, развивать зрительную память. Учить детей вычленять составные части и объединять их в целое. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/20/picture-837883-1632145579.jpg)
СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
Курсовая работа "Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования ценностного отношения к труду" Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/08/picture-664283-1462705198.jpg)
ВКР: Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное обучение по теме выпускной квалификационной работы "Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/22/picture-1023850-1521718700.jpg)
Счетная вычислительная деятельность, направленная на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста(5-6лет)
ВведениеДошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-769066-1458140400.jpg)
ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети ус...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/03/picture-1246559-1588504500.jpg)
«Литературный кружок как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников в процессе коррекционной работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста».
Взаимодействие с семьей ребенка является одним из важнейших аспектов в деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. А ...