Парциальная образовательная программа формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста «Мы - частичка природы» вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений
учебно-методический материал
В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: парциальная программа, экологические праздники, экологические проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma.docx | 73.38 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА 4
3.1 «Юные защитники природы» 93
3.4 «Почва. Свойства почвы» 139
Пояснительная записка
Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одного из важных принципов: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности.
Важной задачей ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Вследствие современных экологических проблем перед педагогами стоит задача большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования, воспитания дошкольников. Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети постоянно постигают окружающий мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие из заботиться о сохранении и преумножении природных богатств.
В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: парциальная программа, экологические праздники, экологические проекты.
Дошкольники получают определенные знания по экологии, закрепляют правила поведения в природе, а это, в свою очередь, способствует формированию основ экологической культуры.
" Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 2»"
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель (руководитель ДОО, заместитель заведующего по УВР) _____________________________ ___ ___20____ г. №________________ Дата (до утверждения ООП ДО) |
Парциальная образовательная программа
формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста
«Мы - частичка природы»
вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений
составитель: Немилостивых Лариса Васильевна
Новосибирск
2019
Содержание парциальной образовательной программы1. | Пояснительная записка ……………………………………………………. | 5 |
1.1.Цель и задачи реализации Программы…………………………………. | 6 | |
1.2.Принципы и подходы к формированию Программы…………………. | 6 | |
1.3. Возрастные особенности детей 5-6 лет………………………………. | 8 | |
1.4.Планируемые результаты освоения Программы………………………. | 9 | |
1.5. Педагогическая диагностика …………………………………………… | 11 | |
2. | Содержание образовательного процесса ………………………………… | 14 |
2.1.Описание образовательной деятельности……………….……………... | 14 | |
2.2. Примерное перспективное комплексно - тематическое планирование работы с детьми ……………………………………………………………… | 15 | |
2.3. Взаимодействие с родителями (законными представителями)………. | 25 | |
3. | Организация образовательного процесса ……………………………… | 27 |
3.1 Материально-техническое обеспечение программы ………………….. | 27 | |
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания …………………………………………………………………. | 30 | |
3.3. Организация режима частичного пребывания детей в группе, при реализации парциальной образовательной программы «Мы – частичка природы».………………………………………………………………………… | 30 | |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий …… | 31 | |
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды …………………………………………………… | 31 | |
Приложения к программе …………………………………………………… | 35 |
1. Пояснительная записка
Согласно ФГОС ДО пункт 2.6. образовательная область «Познавательное развитие» предполагает «формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы». Данное направление особо актуально в дошкольный период, потому что именно в дошкольный период воспитываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей. А значит встает вопрос не только об экологическом образование, но и об экологическом воспитании. Как следствие было принято решение систематизировать эту работу в рамках нашей программы.
Рабочая программа части формируемой участниками образовательных отношений разработана для группы общеразвивающей направленности, которую посещают дети 5-6 лет (далее - Программа):
- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;
- на основе основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) дошкольной образовательной организации (далее - ДОО);
-парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет, С. Н. Николаева.
1.1.Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: формирование предпосылок экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в рамках организации экологических праздников.
Задачи программы:
- Образовательные
- Формировать экологическую культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
- формировать ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы;
- Развивающие
- развивать память, внимание, восприятие; творческое и художественное
мышление, воображение и фантазию; - обогащать словарный запас детей;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- Воспитательные
- воспитывать у детей интерес к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;
- воспитывать эстетические чувства;
1.2.Принципы и подходы, к формированию Программы
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания образования.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о взаимодействии в социуме, где все участники общения, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;
- гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т.е. становление в каждом ребенке субъективности;
- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.
1.3. Возрастные особенности детей 5-6 лет
Программа «Мы - частичка природы», ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми 5-6 лет:
- возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое;
- осознает общепринятые нормы и правила поведения и обязательность их выполнения; предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые;
- способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: на основе образца, заданного взрослым;
- усвоены основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений;
- способны произвольно контролировать свое поведение;
- ребенок проявляет интерес к появляется интерес к миру людей, человеческих взаимоотношений;
- проявляет интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривает о них с взрослыми и сверстниками;
- Проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задает вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задает вопросы морального содержания.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Реализация образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:
Ребенок имеет представление о способах приветствия, поведения в различных ситуациях общения, использует их на практике
Знает и может воспользоваться различными способами выхода из конфликтных ситуаций, и решения конфликтов как со взрослыми так и со сверстниками.
В группе детей и взрослых умеет налаживать эмоционально положительный контакт, знакомится с новыми людьми, вступать в группу детей и принимать новых детей. Готов к выстраиванию взаимоотношений не только в группе детского сада, но и в дальнейшем в школьном классе.
Отслеживание результатов освоения Программы «Мы - частичка природы». Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- у ребенка сформировано ценностное отношение к природе родного края;
- ребенок имеет первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- ребенок имеет первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на участке, по месту жительства;
- ребенок имеет личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, акциях.
Организация праздников, развлечений, в частности посвященных Дню Земли и т.д.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО | Целевые ориентиры в соответствии с реализацией части, формируемой участниками образовательных отношений (далее – ЧФУОО) | Целевые ориентиры в соответствии с реализацией коррекционной работы |
- Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. -Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельность; - Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок способен к волевым усилиям; Ребенок проявляет любознательность; | - Ребенок самостоятельно принимает решение о вступлении в игру, может являться инициатором начал игры, умеет вносить в нее предложения по ее развитию. - У ребёнка сформирована экологическая культура как неотъемлемую часть духовной культуры; - У ребёнка сформирован ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы; - У ребенка сформирован интерес к родной природе. |
1.5. Педагогическая диагностика
Реализация Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета критериев и показателей.
Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа:
• не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику;
• не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников межу собой.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
С этой целью используются карты наблюдений детского развития.
2. Содержание образовательного процесса
2.1.Описание образовательной деятельности
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми 5–6 лет охватывает следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Интеграция данных образовательных областей так же представлена в Программе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; - воспитание моральных и нравственных ценностей; - формирование основ безопасного поведения в быту, природе. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | - Формирование системы первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; - расширение кругозора детей, активизация интереса к познанию природы и окружающего мира; - развитие воображения и творческой активности. |
Образовательная область «Речевое развитие» | - владение речью как средством общения; - знакомство с детской литературой природоведческой и экологической тематики; - составление рассказов о животных. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | - формирование эстетического отношения к окружающему миру, природе, животным; - формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; |
Образовательная область «Физическое развитие» | - физическое развитие воспитанников, формирование навыков поведения в быту, социуме, природе; - становление ценностей здорового образа жизни. |
2.2. Примерное перспективное комплексно - тематическое планирование работы с детьми
Раздел 1. «Защита природы».
Раздел 2. «Воздух - невидимка».
Раздел 3. «Птицы – наши друзья».
Раздел 4. «Волшебница - вода».
Раздел 5. «Что у нас под ногами».
Раздел 6. «Весна».
Раздел 7. «Земля - мой дом».
Раздел 8. «Солнце».
Тема | Развернутое содержание работы | Темы, предложенные детьми (заполняется в течение года) | Темы, предложенные родителями (заполняется в течение года) | Итоговые мероприятия по теме |
Раздел 1 «Защита природы» | ||||
Сентябрь | ||||
1 неделя «История создания Всемирного фонда дикой природы (WWF)» | История создания Всемирного фонда дикой природы WWF; Познакомить с Красной книгой, с растениями и животными, занесенными как редкий вид и охраняемыми государством | Природоохранная акция в ДОО | ||
2 неделя «День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)» | Дидактические игры: «Летает, плавает, бегает. . »; «Воздух, вода, земля»; «Кто где живет»; «Узнай по описанию» | |||
3 неделя «Гринпис – что это» | Рассказ детям о истории происхождения Гринпис. беседы на тему: «Животный и растительный мир», «Так нельзя, а так можно и нужно» дидактические и подвижные игры: "Совушка-сова", "Когда это бывает", "Покажи без слов", "Огородник и воробей", "Зимующие и перелетные птицы", "Пчелки и ласточки", "Воробышек", «Гори – гори ясно | Проект «Юные защитники природы» | ||
4 неделя «День рождения Гринпис» | ||||
Раздел 2 «Воздух - невидимка» | ||||
Октябрь | ||||
1неделя «Что такое воздух?» |
| Проект «Воздух – невидимка» | ||
2 неделя «Значение воздуха» | Беседа на тему: значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Как дышат человек и животные. | |||
3 неделя «Что загрязняет воздух?» | Рассматривание иллюстраций о загрязнении воздуха в городе, беседы об источниках загрязнения воздуха, наблюдение за транспортом на прогулке. Чтение художественной литературы. | |||
4 неделя «Что загрязняет воздух?» | ||||
Раздел 3 «Птицы – наши друзья» | ||||
Ноябрь | ||||
1 неделя «Птицы» | Серия наблюдений за птицами на участке детского сада. – Изготовление кормушек и вынос их на участок. – Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы. – Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") | |||
2 неделя «Птицы» | ||||
3 неделя «Синичкин день» | Беседа на тему «Почему именно Синичкин день»; Игра «Перышки»; Дидактическая игра «Что за птица?» | Праздник «День птиц» | ||
4 неделя «Перелёт птиц» | Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели; дать элементарные сведениями о том, чем кормят птиц зимой. | Выставка детского творчества. | ||
Раздел 4 «Волшебница – вода» | ||||
Декабрь | ||||
1 неделя «Вода вокруг нас» | Значение воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в природе | Проект «Волшебница вода» | ||
2 неделя «Куда бежит река» | Знакомство с разными видами водоемов (реками, озерами, прудами), как образуются реки | |||
3 неделя «Эта волшебница вода» | Виды осадков (дождь, снег, роса, иней и т.д.) -Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" | |||
4 неделя «Ходит капелька по кругу» | Элементарные представления о круговороте воды в природе | |||
Январь | ||||
1 неделя «Какой бывает вода» |
Игра: «Путешествие капельки» | |||
2 неделя «Что растет в воде» | Вода — среда обитания некоторых растений. Знакомство с особенностями водных растений на примере отдельных видов. Охрана водоемов как среды обитания растений и бережное отношение к водным растениям. Рисование водоема.. Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода»; Чтение художественной литературы: рассказа: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Дидактическая игра «Что помогает растениям расти». | Выставка детского творчества | ||
3 неделя «Вода нужна всем» | Роль воды в жизни наземных (комнатных и дикорастущих) растений и различных животных | |||
4 неделя «Праздник волшебной воды» | Обобщение материалов различных тем | Праздник «Волшебная вода» | ||
Раздел 5 «Что у нас под ногами» | ||||
Февраль | ||||
1 неделя «Что такое почва» | Познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав. Опыт «Прокаливание почвы». Опыт «Изучение почвы в воде» | Проект «Почва. Свойства почвы» | ||
2 неделя «Песок» | Свойства песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). Проведение опытов с песком. | |||
3неделя «Глина» | Глины (пластичность, вязкость, неспособность пропускать воду). Опыты с глиной. | |||
4 неделя «Камни» | Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней, их отличительные признаки, почему они разные. Камни — орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления, альпинарии и т.п.) Драгоценные камни и украшения. Как образуются горы. Отчего дымят вулканы. Подземные кладовые (уголь, нефть, руды и т.п.). | Выставка детского творчества | ||
Раздел 6 «Весна» | ||||
Март | ||||
1 неделя «Прошла зима холодная» | Обобщающая беседа «Зиме конец» НОД «Прошла зима холодная» Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?» Игра-имитация «Снежные явления» Чтение художественной литературы | |||
2 неделя «Весна. Пробуждение природы» | Беседа «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи» Дидактические игры: «Сравни и найди», «Бывает – не бывает» Рассматривание картин И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь» Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды» Инсценизация на тему: «Как поссорились март и февраль» | Праздник «Весна - Красна» | ||
3 неделя «Весна в природе» | Чтение «Весенней песенки» С. Маршака. Игровая обучающая ситуация: «Айболит осматривает растения уголка природы» (по методике С.Н. Николаевой). Игра на закрепление знаний о природных сообществах. Чтение стихов о природе. Выращивание овса на окне. Наблюдение за деревьями и кустарниками. | |||
4 неделя «Мы - друзья природы» | Дидактическая игра «Что можно, что нельзя» Подвижные игры «Кто быстрее», «Ручеёк» Художественное слово: чтение рассказов о природе, ситуативные беседы Труд в уголке природы по уходу за посевами, на участке за клумбами, высадка рассады Участие в городском конкурсе рисунков «Экология глазами детей». | Выставка детского творчества | ||
Раздел 7 «Земля - мой дом» | ||||
Апрель | ||||
1 неделя «Земля - мой дом» | Беседа «Где я живу» Сравнение речки, болота, моря Д/и: «Рассели животных» «Кто живёт на суше, а кто в воде» Рисование «Звёздное небо» Утро радостных встреч «Встреча с королевой бумагой» Рассматривание карты мира, фотографии городов разных стран. Рассмотреть физическую карту, рассматривание книг и журналов о космосе Д/и «Засели планету» Наблюдение за изменениями в природе. Наблюдения “Что необходимо для жизни на Земле” (свет, тепло, вода, воздух) Познавательная беседа “Земля – планета, на которой мы живем”, «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна, твой народ». Д/и «Экологическая пирамидка», «Что изменилось» Экспериментирование «Запах, цвет и вкус воды» | |||
2 неделя «Земля - мой дом» | ||||
3 неделя «День Земли» | Беседа о природе и бережном отношении к ней. Рассказ о празднике «День Земли». Знакомство с рассказом об отдыхе детей и беседа по содержанию. Беседа о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками. Изготовление книжки-малышки. | Праздник «День Земли» | ||
4 неделя «Чем богаты недра Земли» | Способствовать развитию представлений о природных богатствах недр Земли: как добывают и используют нефть, уголь, песок, минералы и пр. Формировать умения распознавать некоторые минералы, используя сенсорные анализаторы, сравнивать. | |||
Раздел 8 «Солнце» | ||||
Май | ||||
1 неделя «Планеты солнечной системы» | Знакомство детей с планетой Земля, ее спутником - Луна, другими планетами и с их взаиморасположением в Солнечной системы. Рассказ детям о первом полете в космос. Подвижная игра «Планеты, стройся», дидактическая игра «Планеты» | Выставка детского творчества | ||
2 неделя «День Солнца» | Наблюдение за солнцем. Игра «Солнечные зайчики». Чтение художественной литературы. Разучивание стихотворений. | Праздник «Солнце» | ||
3 неделя «День Солнца» | ||||
4 неделя «Влияние Солнца на жизнь Земли» | Наблюдение за солнцем. Проведение опытов. Музыкальная игра «Солнышко лучистое» |
2.3. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
№ п/п | Направления взаимодействия | Формы взаимодействия |
1 | Изучение семьи, запросов, семейных ценностей | |
2 | Информирование родителей | |
3 | Консультирование родителей | |
4 | Просвещение и обучение родителей | |
5 | Совместная деятельность детского сада и семьи |
3. Организация образовательного процесса
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
- технические средства: ноутбук, пианино, проектор;
- оборудование (костюмы для организации праздников): шапочки в виде капелек, рыбок, корона для волшебницы воды, костюм солнца, солнца, весны.
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
№п/п | Наименование Раздела | Перечень необходимых для осуществления образовательного процесса технологий, методических пособий, сборников художественных произведений для детей | Дидактические материалы (наглядно-иллюстративные материалы, альбомы, рабочие тетради, раздаточные материалы и т.д.) | |
Раздел 1 | «Защита природы» | Красная книга (Детская энциклопедия РОСМЭН). Детская энциклопедия РОСМЭН,«Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 5-6 лет», под ред. В. Шишкиной. -М.: Мозаика-синтез, 2016.,Богданец Т. Охранять среду обитания – наша задача // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста | Иллюстрации «Животные», Мяч, Игровые поля с изображением леса и деревни, Картинка воробушка, Свисток. | |
Раздел 2 | «Воздух - невидимка» | Рассказы «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского, И. Токмаковой «Ветрено», В. Шикуновой «Чудо из чудес». | Иллюстрации о загрязнении воздуха в городе, Картина Н. Н. Дубовской «Притихло». | |
Раздел 3 | «Птицы – наши друзья» | В. Чаплина «Прилетели грачи», «Птицы в нашем лесу», Юлия Курбанова: Стихи и загадки о птицах. Пособие для детей 4-6 лет. ФГОС ДО | Карточки птиц, Для праздника: Картинки птиц, перепутанный корм, 10 стаканчиков, 2 ведерка, 10 мячиков, 2 кормушки. | |
Раздел 4 | «Волшебница – вода» | Стихотворение Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде", Первые книги малыша, учим новые слова «В пруду и у реки», изд. Улыбка, 2013., Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Простые опыты с водой» для дошкольников, Марина Султанова, «Всё о воде». Какая бывает вода, от родника до океана. Андрей Тюняев, изд. «ИН», 2005 г. | Картотека «растения и обитатели пресноводных водоемов", Глобус, Карта изобретений и открытий, Схема круговорота воды в природе, Материал для опытов: кувшин с горячей водой, стекло, салфетка, 2 банки с водой, зубная паста, земля, краски, магнитофон, мультимедийное устройство. Для праздника: Картинки: снежинки, сосульки, облака, пар . Речка из синей ткани, мусор в виде бумаг, Шапочки в виде капелек, рыбок, корона для волшебницы воды, тучки и солнышка, блестки. | |
Раздел 5 | «Что у нас под ногами» | Что у нас под ногами: Блок занятий "Песок. Глина. Камни", Рыжова Н.А. 2005г.,«1000 загадок» Загадки о природе человека, земле и ее обитателях, загадки на сообразительность, вопросы для эрудитов, Лысаков Владимир, 2014 г. | Для опытов: образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, воронка, стаканы с водой, Карточки песка, глины, камней | |
Раздел 6 | «Весна» | И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды», С. Маршака «Весенней песенки», В.Г. Сутеев «Весна», Г.А. Скребицкий "Весенняя песня", Т. Бокова «Стихии и загадки о временах года» для чтения в детском саду | Иллюстрации о зиме, Картина И. Левитана «Март», Оформление праздника: белые березовые стволы на голубом фоне, силуэты летящих караваном журавлей, в вазах на окнах живые березовые ветки с распустившимися листочками. Оформление праздника: ведерко с надписью «мед»; рисунки тюльпана, нарцисса, крокуса, первоцвета, одуванчика, ландыша, мать-и- мачехи; макет или рисунок птичьего гнезда, откуда видны маленькие головки с раскрытыми клювиками птенцов и огромная голова с гигантским раскрытым клювом (кукушонок); головные уборы - ободки с нарисованными цветами (по числу участвующих не в спектакле, а в празднике). | |
Раздел 7 | «Земля - мой дом» | С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», А. А. Орехова «Планета Земля», изд. Вако, О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» 5-6 лет | Карта, Фотографии разных городов и стран, Набор картинок для изготовления «ленты времени», Лупа, Оформление зала: зал украшен шарами, в вазах цветы. В центе большой воздушный шар или глобус – модель Земного шара. На центральной стене выставка коллективных работ детей, выполненных ко Дню Земли. | |
Раздел 8 | «Солнце» | К. Чуковский «Краденое солнце, Сказка о природе для дошкольников «Как Солнышко заболело»,Эрих Абельакер. «Солнце. Энциклопедия для детей», Олег Завязкин «Большая книга. Космос: солнечная система, кометы, экзопланеты, галактики» изд. Мир вокруг нас | Свеча, Фонарик, Лампа электрическая, Лист ватмана, гуашь, иллюстрации, глобус, иллюстрации солнечной системы, Костюмы участников развлечения, для взрослых (Солнце, Туча, для детей (Солнечные зайчики, ширма, большой солнечный круг с лентами, венки, кокошники, маленький солнечный круг для игр-хороводов, куклы бибабо (курица, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, еж, солнце, облачко, месяц. |
3.3. Организация режима частичного пребывания детей в группе, при реализации парциальной образовательной программы «Мы – частичка природы»
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания и приобретают познавательные навыки. Цикл занятий по ознакомлению с навыками выстраивания успешного общения проводится в форме НОД, длительность одного занятия 20-25 минут, в первую половину дня, периодичность занятия 1 раз в неделю.
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В рамках реализации Программы предполагается проведение праздников: «Синичкин день», «Весна Красна», «День Земли», «Солнце»; проектов: «Юные защитники природы», «Воздух – невидимка», «Волшебница вода», «Почва – подземное царство»; выставка детского творчества.
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда группы:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически-привлекательная.
В группах центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено познавательному центру и центру театрализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД (часть) по Петербурговедению с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста "Острова Санкт - Петербурга"
Цели: Знакомить детей с приёмами, используемыми при запоминании наглядной информации, развивать зрительную память. Учить детей вычленять составные части и объединять их в целое. ...
СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
Курсовая работа "Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования ценностного отношения к труду" Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование...
ВКР: Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное обучение по теме выпускной квалификационной работы "Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошколь...
Счетная вычислительная деятельность, направленная на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста(5-6лет)
ВведениеДошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в...
ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лежит в основе развития познавательных способностей и играет важную роль в развитии личности. Дети ус...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....
«Литературный кружок как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников в процессе коррекционной работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста».
Взаимодействие с семьей ребенка является одним из важнейших аспектов в деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. А ...