РП_219А,319А_ОП.05_История музыки и музыкальная литература
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.01 Музыкальное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_219a319a_op.05_istoriya_muzyki_i_muzykalnaya_literatura.doc | 481.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) музыкального образования Протокол от 28.01.2019 г. №4 | Утверждено педагогическим советом Протокол от 21.03.2019 г. №72 | Утверждено приказом от 28.03.2019 г. №146-ОД
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОП.05 История музыки и музыкальная литература
для специальности 53.02.01 Музыкальное образование
наименование цикла Общепрофессиональные дисциплины
Номер группы: 219А, 319А
г. Нижневартовск
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование», с учетом необходимых умений и знаний, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 33 |
| 35 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.01 Музыкальное образование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в рамках дополнительного образования по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
«История музыки и музыкальная литература» является дисциплиной общепрофессионального цикла. Она обобщает знания, умения и навыки по музыкальным дисциплинам: теории, гармонии, анализу музыкальных произведений, а также по истории, философии, мировой художественной культуре. Важной особенностью этой учебной дисциплины является ее профессионально-педагогическая направленность, взаимодействие изучаемых музыкальных явлений с другими искусствами в системе художественной культуры.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель курса – овладение обучающимися знаниями и умениями по данному предмету для дальнейшего их применения в профессиональной практической деятельности.
Задачи курса:
- освоить теоретические аспекты предмета - биографии композиторов, основные творческие направления и стили композиторов, многообразием жанров и форм;
- сформировать практические умения разбора и анализа изучаемых произведений разных форм и жанров;
- воспитывать музыканта-профессионала, глубоко осуществляющего связь музыкального искусства с жизнью;
- вырабатывать у обучающихся самостоятельность в восприятии музыкальных произведений;
- анализировать элементы музыкального языка и их выразительные свойства.
В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь:
анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи;
работать с нотным материалом и учебно-методической литературой;
рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций;
знать:
основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры;
основные стилевые особенности пройденных музыкальных произведений (форма, музыкальные образы, выразительные средства, жанровые признаки и элементы стилей), их основные темы на слух;
музыкально-исторические и биографические сведения о композиторах – наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.17. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях, планировать их.
ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях.
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.
ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки.
ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательной организации.
ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.
ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.
ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.
1.4. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам
Курс | Семестр | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Обязательная учебная нагрузка | В том числе | Формы промежуточной аттестации | ||
Теоретическое обучение | Лабораторные и практические занятия | Курсовая работа (проект) | ||||||
II | 3 | 26 | 9 | 17 | 13 | 4 | - | Итоговая контрольная работа |
II | 4 | 33 | 11 | 22 | 18 | 4 | - | Итоговая контрольная работа |
III | 5 | 93 | 29 | 64 | 39 | 25 | - | Итоговая контрольная работа |
III | 6 | 63 | 23 | 40 | 15 | 25 | - | Экзамен |
Итого | 215 | 72 | 143 | 85 | 58 | - | - |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 215 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 143 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 58 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 72 |
Итоговая аттестация в форме экзамена в 6 семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История музыки и музыкальная литература»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения | |
III семестр | 26ч. | |||
Зарубежная музыкальная литература | ||||
Раздел 1. Тема 1.1. Возникновение и развитие оперы. | Опера как синтетический вид искусства. Предпосылки возникновения оперы. Ведущее значение итальянской и французской оперы. Монтеверди – первый оперный классик. Кризис итальянской оперы-сериа Опера-буффа. Французская опера 17 века. Ж.Б.Люлли – создатель французской лирической трагедии. | 1 | 1 2 | |
Самостоятельная работа №1 Мини- доклады по теме «Возникновение и развитие оперы» | 1 | 3 | ||
Раздел 2. Тема 2.1. Инструментальная музыка XVII – XVIII веков. | Развитие инструментальной музыки в ХVI-XVIIIвв. Совершенствование музыкальных инструментов. Понятие о полифонии и гомофонии. Краткая характеристика национальных школ инструментальной музыки, ее жанры и формы. | 1 | 1 | |
Раздел 3. | 5 | |||
Тема 3.1. И. С. Бах Характеристика творчества. Биографические сведения. | И.С. Бах. Жизненный и творческий путь. Творчество и его основные черты. | 1 | 1 | |
Тема 3.2. Органное творчество | Практическое занятие №1 Органное творчество - токката и фуга d moll. Клавирное творчество. Сюиты. | 1 | 2 | |
Тема3. 3 Клавирное творчество. ХТК. | Хорошо темперированный клавир. Крупные вокально-инструментальные жанры. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа№2,3 Письменный анализ произведений И.Баха. Токката и фуга. d-moll; Прелюдия и фуга d-moll; Прелюдия и фуга с-moll; | 2 | 3 | ||
Раздел 4. Тема 4.1. Инструментальная музыка 2-й половины XVIII века. | Общественно исторические предпосылки формированы венского классического стиля. Сонатно-симфонический цикл. Сонатное allegro и его структура. | 1 | 1 | |
Раздел 5. Тема 5.1. И. Гайдн. | И.Гайдн. Жизненный и творческий путь. Симфоническое творчество. | 1 | 1 2 | |
Практическое занятие №2 Симфония № 103. Оркестр Гайдна | 1 | |||
Самостоятельная работа №4 Венская классическая школа. И.Гайдн и его творчество (реферат) | 1 | 3 | ||
Раздел 6. Тема 6.1. К. В. Глюк. | К.В.Глюк. Краткие биографические сведения. | 1 | 1 | |
Оперная реформа на примере оперы «Орфей и Эвридика». | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа №5 Хронограф жизни и творчество К.В.Глюка. Принципы оперной реформы на примере оперы «Орфей». | 1 | 3 | ||
Раздел 7. В. А. Моцарт. | 5 | |||
Тема 7.1. Общая характеристика творчества | В.А. Моцарт. Жизнь и творческий путь, общая характеристика творчества. | 1 | 1 | |
Тема 7. 2. Опера «Свадьба Фигаро» | В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро» | 1 | 2 | |
Тема 7.3. Симфония №40. | Практическое занятие №3 В.А. Моцарт. Симфония №40. Характеристика каждой части. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №6,7 В.Моцарт Симфония №40 –таблица, разбор (письменно) Просмотр оперы «Свадьба Фигаро», таблица оперы. | 2 | 3 | ||
Раздел 8. Л. Бетховен | 6 | |||
Тема 8. 1. Жизненный и творческий путь. | Л.Бетховен. Жизненный и творческий путь. | 1 | 1 | |
Тема 8. 2. Фортепианное творчество | Практическое занятие №4 Л.Бетховен. Характеристика фортепианного творчества Сонаты №8,14,23. | 1 | 2 | |
Тема 8 3. Симфоническое творчество | Л.Бетховен. Симфоническое творчество. Симфонии №5,9. Увертюра к драме Гете «Эгмонт». Характеристика частей и разделов. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа№8,9 Фортепианные сонаты в творчестве Л.Бетховена. Письменный анализ сонат №14 (Лунная), №8 Патетическая №23 (Аппасионата) | 2 | 3 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | 3 | ||
IV семестр | 33ч. | |||
Раздел 9. Романтизм | 4 | |||
Тема 9.1. Романтизм как художественное направление. | Романтизм - общественно-исторические предпосылки. Новые формы и жанры, средства музыкальной выразительности. Обращение к программности. | 1 | 1 | |
Тема9. 2. Ф. Шуберт Вокальная лирика | Вокальная лирика Шуберта. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Баллада «Лесной царь». | 1 | 2 | |
Тема 9.3. Симфоническое творчество. | Ф.Шуберт. Симфония «Неоконченная» - образец 1-ой лирико-романтической симфонии. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №1 Мини-сочинение на тему «Песня - душа моя (по страницам вокальной лирики Ф.Шуберта) | 1 | 3 | ||
Раздел 10. Р. Шуман | 2 | |||
Тема10. 1. Жизненный и творческий путь. Тема 10. 2 Фортепианное творчество | Р. Шуман. Сравнительна характеристика Шумана и Шуберта. Жизненный и творческий путь. Музыкально-критическая деятельность Шумана. | 1 | 2 | |
Р. Шуман. Характеристика фортепианного творчества. Фортепианный цикл «Карнавал» | 1 | 2 | ||
Раздел 11. Ф. Шопен | 4 | |||
Тема 11.1. Жизнь и творческий путь. | Ф.Шопен - «поэт» фортепиано. Жизнь и творческий путь. | 1 | 1 | |
Тема 11.2. Фортепианное творчество. Мазурки. Полонезы. | Практическое занятие №1 Ф.Шопен. Основные этапы фортепианного творчества. Мазурки. Полонезы. | 1 | 2 | |
Тема 11.3. Этюды. Прелюдии. | Ф.Шопен. Этюды. Прелюдии - переосмысление жанров. Характеристика тем в Балладе№1 | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №2 Ф.Шопен. Хронограф. Презентация по теме» Фортепианное творчество Ф.Шопена» | 1 | 3 | ||
Раздел 12. Ф. Лист. | 3 | |||
Тема 12.1. Ф. Лист. Жизненный и творческий путь | Ф. Лист. Историческая заслуга Ф. Листа. Жизненный и творческий путь. Веймарский, Римский периоды. | 1 | 1 | |
Тема 12.2. Характеристика фортепианного творчества | Практическое занятие №2 Ф. Лист. Характеристика фортепианного творчества «Венгерские рапсодии», Рапсодия №2. Симфоническая поэма «Прелюды» - характеристика нового жанра программной симфонической музыки. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа№3 Симфоническое творчество Листа. Реферат. | 1 | 3 | ||
Раздел 13. Дж. Верди | 4 | |||
Тема13. 1. Дж. Верди Жизненный и творческий путь. | Д.Верди. Итальянский композитор - реалистического направления в музыке. Жизненный и творческий путь. | 1 | 1 | |
Тема 13.2. Оперное творчество | Практическое занятие №3. Д.Верди. Опера «Риголетто». Характеристика фрагментов: 1-е действие «Баллада герцога». Сцена Монтероне монолог Риголетто. Сцена Риголетто и Джильды 2-е действие Сцена Риголетто ,Рассказ Джильды. 3-е действие «Песенка герцога» Квартет. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №4,5 Д.Верди. Опера «Травиата» Самостоятельный просмотр и анализ оперы. | 2 | 3 | ||
Раздел 14. Ж. Бизе | 3 | |||
Тема14. 1. Ж. Бизе Творческий облик композитора. | Ж.Бизе. Творчество Бизе - вершина реализма во французской музыке. Краткие биографические сведения. | 1 | 1 | |
Тема 14.2. Опера «Кармен» | Ж.Бизе. Опера «Кармен» - вершина творческого пути. Основная идея, особенности музыкальной драматургии. Народно-жанровая характеристика Кармен (хабанера, сегидилья, цыганская песня. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №6 Хронограф по творчеству Ж.Бизе. Просмотр оперы «Кармен». Составление таблицы оперы. | 1 | 3 | ||
Раздел 15. Э. Григ | 3 | |||
Тема 15.1. Э. Григ- основоположник норвежской музыкальной классики. | Э.Григ. Краткие биографические сведения. Характеристика творчества. | 1 | 3 | |
Тема 15. 2. Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт». | Э.Григ. Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт». Выразительные музыкальные портреты. Воплощение образа норвежской природы. Мрачные образы народной фантазии. Жанрово-танцевальные номера. Восточные сцены. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №7 Характеристика творчества Э. Грига – презентация. | 1 | 3 | ||
Раздел 16. Тема 16.1. Импрессионизм. К. Дебюсси | Импрессионизм – одно из важнейших художественных течений конца 19 – начала 20 века. К Дебюсси – создатель красочного камерного ф-п стиля. Сюитность в симфоническом творчестве. Краткие биографические сведения. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа №8 Импрессионизм – важнейшее художественное течение конца 19 – начала 20 века - реферат. | 1 | 3 | ||
Раздел 17.Тема 17.1. М. Равель | М.Равель. Краткие биографические сведения и обзор творчества. Фортепианные циклы. Симфонические пьесы «Болеро»» «Вальс». | 1 | 1 | |
Раздел 18. Тема18. 1. Дж. Пуччини. Оперы «Богема», «Тоска» | Дж.Пуччини. Краткие биографические сведения и обзор творчества. Связь с направлением «веризм». Стремление к правдивому и экспрессивному воплощению человеческих чувств. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №9 Повторение пройденного музыкального материала, подготовка к викторине. | 1 | 3 | ||
Раздел 20. Джаз. | 4 | |||
Тема 20.1. Дж. Гершвин. | Краткие сведения из истории зарождения и развития американского джаза. Дж.Гершвин - один из основоположников американской национальной музыки, создатель направления «симфоджаз» | 1 | 1 | |
Тема 20. 2. Опера «Порги и Бесс» | Дж.Гершвин. Первая национальная американская опера «Порги и Бесс». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа№10,11 Подготовка к музыкальной викторине. | 2 | 3 | ||
| Итоговая контрольная работа | 1 | 3 | |
Народное музыкальное творчество (вариативная часть) | ||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
V семестр | 48ч. | |||
Раздел 1.Тема 1.1. Введение. Фольклор и фольклористика | Определение понятия «народное музыкальное творчество» как совокупности видов и жанров народного искусства. Фольклористика - наука о фольклоре. | 1 | 1 | |
Тема 1. 2. Основные особенности народного музыкального творчества | Сборники русских песен XVIII века (рукописные и печатные). Сборник Кирши Данилова. Сборники XIX века. Подробно о сборниках Балакирева, Римского-Kopcaкова Лядова. Направления русской музыкальной фольклористики в XX веке. | 1 | 2 | |
Тема 1.3. Система жанров русского народного музыкального творчества | Понятие жанра. Историческая последовательность возникновения жанров народного творчества. | 1 | 1 | |
Тема 1.4. Древний слой русского музыкального фольклора | Древний слой русского музыкального фольклора: трудовые припевки и песни, пастушеские наигрыши, календарные песни, мифологический эпос. Жанры плачей и славлений. Постепенное формирование свадебного обряда. Былинный эпос. Ранние исторические песни. Духовные стихи. Новые жанры - хороводно-плясовые и лирические необрядовые песни | 1 | 2 | |
Раздел 2. Народные музыкальные инструменты | ||||
Тема 2. 1. Характеристика русских народных инструментов | Характеристика русских народных инструментов. Особенности игры. | 1 | 1 | |
Тема 2.2. Народная инструментальная музыка | Особенности ряда народных инструментов Характеристика жанров русской народной инструментальной музыки. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа№1,2: подготовка сообщений по теме «Русские народные музыкальные инструменты» (по выбору) | 2 | 2 | ||
Раздел 3. Музыкальная культура коренных народов Севера | 6 | |||
Тема 3.1. Роль музыки в жизни народов Севера. | Роль музыки в жизни народов Севера. Простейшие музыкальные инструменты (варган и тумран) Характеристика струнных инструментов: «нын-юх», нарс-юх. Щипковый инструмент тороп-юх. Особенности изготовления музыкальных инструментов, приемы игры на них. | 2 | 3 | |
Тема 3.2. Песни народов Севера. | Песни народов Севера, их особенности, манера исполнения. | 1 | 2 | |
Тема 3.3. Обряды народов Севера | Праздники и обряды народов Севера. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №3,4: подготовка презентаций по теме «Культура народов Севера». | 2 | 3 | ||
Раздел 4. Календарные песни | 3 | |||
Тема4. 1. Русские календарные песни - наследие восточнославянской земледельческой культуры. | Календарные песни как годовой круг по сезонным циклам. Общее деление жанров на празднично-обрядовые и трудовые. | 1 | 2 | |
Тема4. 2. Классификация календарных песен | Жанры зимних, весенних, летних и летне-осенних песен. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа №5: разучивание песен | 1 | 2 | ||
Раздел 5. Семейно-бытовые жанры | 7 | |||
Тема 5. 1. Плачи - древнейший жанр русского фольклора. | Плачи в древне-русской литературе. Распространенность традиций плачей и причетов в народном быту России. | 1 | 1 | |
Тема 5.2. Плачи обрядовые и не обрядовые | Плачи обрядовые и не обрядовые. Поэтический язык плачей. Музыкальный язык плачей. Наибольшее значение плачевых традиций в северном и северо-западном регионах. Профессия плакальщицы; Арина Федосова. Специфическая исполнительская манера плачей. | 1 | 2 | |
Тема 5. 3. Колыбельные песни | Тематика. Поэтический и музыкальный язык. Традиция одиночного исполнения. Преломление жанров плачей и колыбельных в музыке русских композиторов | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа №6: разучивание колыбельных, подготовка муз.материала. | 1 | |||
Тема 5. 4 Песни свадебного обряда | Различные виды свадебного обряда. Единый сценарий «свадебной игры». Насыщенность русской традиционно свадьбы песнями. | 1 | 2 | |
Тема 5.5 Типология свадебных песен | Типология свадебных песен: прощальные, опевалъные, шуточные (корительные), величальные, а также песни, певшиеся по ходу обряда и не имеющие определенного характера. Знакомство со свадебными песнями в обработках Балакирева, Римского-Корсакова, Лядова. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа №7: разучивание песен | 1 | |||
Раздел 6. Народный эпос. | ||||
Тема 6. 1. Былины | Эпос как явление мировой культуры. Сложность воссоздания истории былинного жанра. Письменные литературные памятники эпоса. | 2 | 2 | |
Тема 6.2. Исполнительские традиции былин. | Разные исполнительские традиции былин. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа №8: слушание былин , разучивание напевов былин. | 1 | |||
Тема 6.3. Духовные стихи | Духовные стихи - ветвь русского музыкального эпоса. Источник духовных стихов - христианская литература. Создатели и исполнители духовных стихов. Стих «Плач Иосифа Прекрасного» на библейский сюжет. | 1 | 1 | |
Тема 6.4. Художественная система духовных стихов | Символичность и гиперболизация образов. Вариант «Голубиной книги», использованный в опере Римского-Корсакова «Садко») | 1 | 2 | |
Раздел 7. Исторические песни | 4 | |||
Тема 7.1. Исторические песни -. отражение истории от XIII в. до XX в. | Исторические песни - повествовательные песни, связанные с конкретными историческими событиями и лицами. | 1 | 2 | |
Тема 7.2. Многообразие типов исторических песен. | Примеры песен разных эпох. «Как за речкою, да за Дарьею» одна из самых ранних исторических песен, близка к балладам. Песни об Иване Грозном, о Ермаке, Разине. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа №9,10: подготовка презентаций по темам: «Духовные стихи» и « Исторические песни». | 2 | |||
Раздел 8. Хороводные песни. Плясовые песни | 4 | |||
Тема 8.1. История жанра. Виды хороводов | Хоровод как синкретический вид народного искусства. Древнее происхождение хороводов, связь с трудом, обрядами, праздниками. Виды хороводов: игровые и плясовые. Разнообразие форм плясовых хороводов, различные виды плясовых движений. Хороводы-игры - музыкально-драматические сценки. | 2 | 2 | |
Тема 8.2. Образцы быстрых хороводных и плясовых песен. | Практическое занятие №1. Тематика хороводных песен. Отражение трудовых процессов, брачных обычаев, семейной тематики, лирической, шуточной, сатирической. Образцы быстрых хороводных и плясовых песен. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся №11,12: разучивание хороводов. | 2 | |||
Раздел 9. Лирические песни | 3 | |||
Тема 9. 1. Традиционные лирические песни | Понятие «традиционные» песни. Характеристика жанра. Отражение в лирических песнях повседневной жизни народа. Переживания и психологические состояния типизированных героев. Сдержанность в проявлении чувств, выраженных при помощи поэтической образности и символики. | 1 | 1 | |
Тема 9.2. Протяжные песни | Протяжные песни - высшая точка в развитии русского народного многоголосия. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №13: разучивание песен | 1 | |||
Раздел 10. Городские песни | ||||
Тема 10.1. Кант. | Городские песни - новый песенный слой в русском народном творчестве. Предпосылки появления городской песенности. Кант как самый ранний жанр бытового музыкально-поэтического искусства в городе. Стилистика кантов. Тематика. Разновидности кантов: лирические, шуточные, духовные, панегирические (виватные). | 1 | 1 | |
Тема 10.2. Лирическая городская песня | Лирическая городская песня - ведущий жанр городского музицирования с конца XVII века | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа№14,15,16: повторение теоретического материала и песен, подготовка презентаций. | 3 | 3 | ||
Русская музыкальная литература | V семестр | 45ч. | ||
Раздел 1. Тема 1.1 Русское народное музыкальное творчество. | Отличие народного творчества от профессионального. Классификация жанров народного творчества. Народные песни в творчестве композиторов.
| 1 | 1 | |
Раздел 2. Тема 2.1 Русская музыкальная культура до XIX века. | Общественно-историческая обстановка в России в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 г. Оперный театр первой половины XIX в. Создание самостоятельной русской оперной труппы. Жанровое разнообразие в области музыкального театра: музыка к драме, опера, балет, водевиль. | 1 | 3 | |
Тема 2.2. А.Н. Верстовский | Практическое занятие №2 А.Н. Верстовский - яркий выразитель романтического направления в русской музыке, создатель национальной романтической оперы. Крепостные оркестры. Основные типы вокальной лирики: русская песня и сентиментальный лирический романс. | 1 | 3 | |
Раздел 3. Композиторы-мастера русского романса. | 5 | |||
Тема 3.1. А.А. Альябьев | Практическое занятие №3 А.А.Алябьев . Краткая характеристика жизненного и творческого пути. Характеристика романсов «Соловей», «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога».Эволюция вокального творчества композитора от юношеской романтики к созданию образов русской действительности. | 1 | 2 | |
Тема 3.2. А.Е.Варламов | Практическое занятие №4 А.В.Варламов. Общая характеристика творчества. Основное направление творчества - вокальная лирика. | 1 | 2 | |
Тема 3.3 А.Л. Гурилев | Практическое занятие №5 А.Л.Гурилев. Характеристика творчества. Искренность и задушевность романсов Гурилева («Колокольчик», «Вьется ласточка…», «Матушка-голубушка») | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №1,2. «Композиторы - мастера русского романса». | 2 | 3 | ||
Раздел 4. М.И.Глинка | 10 | |||
Тема 4.1. М.И.Глинка Жизненный и творческий путь. | Биография М. И. Глинки; характеристика каждого из периодов творческого пути. Значение искусства Глинки в истории отечественной культуры; ведущие идеи творчества. Глинка — исполнитель, писатель, общественный деятель | 1 | 1 | |
Тема 4.2. Камерное вокальное творчество | Практическое занятие №6,7 М. И. Глинка. Камерное вокальное творчество: историческое значение; хронология; выбор текстов, авторы стихов. Романсы на стихи Пушкина; «Прощание с Петербургом»; особенности произведений позднего периода. | 2 | 2 | |
Тема 4.3. Оперное творчество | Практическое занятие №8,9 М. И. Глинка. Оперное творчество. «Иван Сусанин»—героико-патриотическая трагедийная опера на исторической основе. | 2 | 2 | |
Тема 4.4. Симфоническое творчество | Практическое занятие №10,11 М. И. Глинка. Симфоническое творчество: типы симфонизма; программность; народно-жанровая основа, новизна, лаконизм, совершенство форм, выработанность стиля; историческое значение. «Камаринская»—образец жанрового симфонизма. «Арагонская хота», обобщение в ней существенных черт испанской музыки. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа №3,4,5 М.И. Глинка. Хронограф. Презентация. Просмотр оперы «Иван Сусанин» | 3 | 3 | ||
Раздел 5. А.С.Даргомыжский | 7 | |||
Тема .5.1. С.Даргомыжский Жизненный и творческий путь. | Основные биографические сведения о А. С. Даргомыжском. Основные сведения о творчестве. Новаторство; создание новых форм, жанров в оперной и камерной вокальной музыке; влияние народной песенности, поиски новых интонационных средств. Точность психологических характеристик, конкретность образов. | 1 | 1 | |
Тема 5.2. Камерное вокальное творчество | Практическое занятие №12,13 Романсы и песни 50-х годов - вершина вокального творчества Даргомыжского. Романсы на слова и переводы поэтов-искровцев. | 2 | 2 | |
Тема 5.3. Оперное творчество | Практическое занятие №14,15 А.С.Даргомыжский. Оперное творчество: жанровая специфика; сюжеты, особенности их трактовки; соотношение текста и музыки; новаторские формы; историческое значение. Русалка»—лирико-психологическая, социально-бытовая народная музыкальная драма. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа №6,7 «Великий учитель музыкальной правды»- презентация. Опера «Русалка». Таблица оперы. | 2 | 2 | ||
Раздел 6. Русская музыкальная культура 60-70-х гг. XIX века. | 4 | |||
Тема 6.1. Русская музыкальная культура 60-70-х гг. XIX века. | Внутриполитические и внешнеполитические события; разночинский период освободительного движения. Литература, демократическая публицистика. Реалистическое направление в живописи; Товарищество передвижных художественных выставок; творчество М. М. Антокольского; деятельность П. М. Третьякова. | 2 | 1 | |
Тема 6.2.Новые формы музыкально-общественной жизни. | Практическое занятие №16 РМО; Бесплатная музыкальная школа, консерватории в Петербурге и Москве. Деятельность А. Н. Серова, А. Г. Рубинштейна, Н. Г.Рубинштейна. «Могучая кучка» - передовое демократическое направление в русской музыке 60-х годов. Состав, характер деятельности, эстетические принципы, ведущие жанры творчества, историческое значение. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа №8 Подготовка презентации по теме: «Русская музыкальная культура 60-70-х годов XIXвека». | 1 | 2 | ||
Раздел 7 А.П.Бородин | 8 | |||
Тема 7.1. А.П.Бородин Жизненный и творческий путь. | А.П.Бородин. Значение научной и общественной деятельности. Национальные основы творчества, ориентация на классические жанры и формы. Новизна мелодических и гармонических идей. Историческое значение. | 1 | 1 | |
Тема 7.2 Камерное вокальное творчество | Практическое занятие №17,18 А.П.Бородин. Камерное вокальное творчество: жанровые разновидности романсов и песен, новизна жанров, форм, музыкального языка. | 2 | 2 | |
Тема 7.3 Оперное творчество | Практическое занятие №19,20 А.П.Бородин. Эпическая историко-героическая опера «Князь Игорь». | 2 | 2 | |
Тема 7.4 Симфоническое творчество | Практическое занятие №21 А.П.Бородин. Симфония № 2— образец эпико-лирического симфонизма. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №9,10,11 Вершины русского музыкального эпоса (А.П.Бородин). «Богатырская» симфония. Опера Бородина «Князь Игорь - просмотр, подготовка таблиц. | 3 | 3 | ||
Раздел 8 М.П.Мусоргский | 7 | |||
Тема 8.1. М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь. | Жизненный и творческий путь М. П. Мусоргского. Новизна, преобладающее значение вокальных жанров, претворение достижений Даргомыжского. Открытия в области музыкального языка, форм. Историческое значение. | 1 | 1 | |
Тема 8.2. Камерное вокальное творчество | Практическое занятие №22 М.П.Мусоргский. Камерное вокальное творчество: расширение жанровых пределов, новизна тематики. Обращение к творчеству поэтов-современников; произведения на собственные тексты. Песни-монологи, песни-сценки; вокальные циклы. Историческое значение. | 1 | 2 | |
Тема 8.3. Оперное творчество | Практическое занятие №23 М.П.Мусоргский. Оперное творчество: различные замыслы, сюжеты; ведущие идеи оперного творчества. Историческая трагедия «Борис Годунов». Образ народа в опере. Психологическая глубина и сложность образа Бориса Годунова. | 1 | 2 | |
Тема 8.4. Фортепианная сюита «Картинки с выставки». | Практическое занятие №24 М.П.Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа №12,13 Народная музыкальная драма «Борис Годунов». Просмотр оперы, подготовка таблицы, прослушивание основных тем. Подготовка к викторине. | 2 | 3 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | |||
VI семестр | 63 | |||
Раздел 9 Н.А. Римский-Корсаков | 14 | |||
Тема 9.1. Н.А. Римский-Корсаков Жизненный и творческий путь. | Биография Н. А. Римского-Корсакова. Сведения о творчестве. Основные черты стиля, значение колористического и картинно-изобразительного начала. Римский-Корсаков—педагог, писатель, ученый, общественный деятель. Историческое значение. | 2 | 1 | |
Тема 9.2. Оперное творчество | Практическое занятие №1,2,3,4 Н. А. Римский-Корсаков. Оперное творчество: использование разных сюжетов, жанров. Свойства вокального письма; важнейшие особенности оперных форм; большое значение гармонических и оркестровых средств, применение лейтмотивов. Сказочно-эпическая опера «Снегурочка». Опера-былина «Садко». «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок»—оперы позднего периода творчества. | 4 | 2 | |
Тема 9.3. Симфоническое творчество | Практическое занятие №5,6 Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническое творчество, основные жанры, произведения; программность; черты симфонического письма. Восточная симфоническая сюита «Шехеразада». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа №1,2,3,4,5,6 Просмотр опер Н.А.Римского-Корсакова. «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста». Составление таблиц опер «Снегурочка», «Садко». | 6 | 3 | ||
Раздел 10 П. И. Чайковский | 15 | |||
Тема 10.1. П. И. Чайковский. Жизненный и творческий путь | П.И.Чайковский—создатель драматической русской симфонии, квартета, новых типов онеры; достижения во всех областях музыкального искусства. Чайковский—композитор-новатор, глава композиторской школы, общественный деятель, дирижер, педагог. Историческое значение искусства Чайковского. Биография П. И. Чайковского; характеристика каждого из периодов творческого пути. | 2 | 1 | |
Тема 10.2. Камерное вокальное творчество | Практическое занятие №7 П.И.Чайковский. Камерное вокальное творчество: значительность и сложность музыки; «романсовость» в произведениях других жанров; характер поэтических текстов, разнообразие тематики. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа №7,8 П.И.Чайковский. Хронограф. | 2 | 3 | ||
Тема 10.3. Оперное творчество | Практическое занятие №8,9,10 П.И.Чайковский. Оперное творчество: хронология; основные жанры; принципы отбора сюжетов. Новаторство Чайковского — оперного композитора. Лирические сцены «Евгений Онегин». Психологическая музыкальная драма «Пиковая дама». | 3 | 1,2 | |
Самостоятельная работа №9,10,11 Схемы симфоний. №4,6. Просмотр опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама». | 3 | 2,3 | ||
Тема 10.4. Симфоническое творчество | Практическое занятие №11,12 П.И.Чайковский. Симфоническое творчество: основные произведения, жанры, проблематика, определяющая роль драматического конфликтного симфонизма; черты оркестрового стиля. Симфония № 4. Симфония № 6. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа № 12,13 П.И.Чайковский. Схемы симфоний. №4,6. | 2 | 2,3 | ||
Раздел 11. С.И.Танеев | 3 | |||
Тема 11.1. С.И.Танеев Жизненный и творческий путь | С.И.Танеев. Области композиторской работы, основные произведения. Особенности музыкального языка; строение циклов, сложность форм, значение полифонии. Жизненный и творческий путь С. И. Танеева. | 1 | 2 | |
Тема .11.2. Характеристика творчества С.И.Танеева | Практическое занятие №13,14. С.И.Танеев. Симфония до минор. Камерно-инструментальное творчество: основные произведения, место в творческом наследии. Кантата «Иоанн Дамаскин» - характерный образец хорового циклического произведения. Камерное вокальное творчество. | 2 | 2 | |
Раздел 12. В.С.Калинников | 4 | |||
Тема 12.1. В.С.Калинников Жизненный и творческий путь | В.С.Калинников. Сведения о творчестве: области композиторской работы, основные произведения. Жизненный и творческий путь. | 1 | 1 | |
Тема 12.2. Характеристика творчества В.С.Калинникова | Практическое занятие №15 В.С. Калинников Симфония №1. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа №14,15 Слушание С.И.Танеев. Симфония c-moll. В.С. Калинников Симфония №1. | 2 | 3 | ||
Раздел 13.Тема 13.1. Русская музыкальная культура в 80-90-х гг. XIX- начале XX века. | Период политической реакции. Противоречия в искусстве. Борьба прогрессивного и реакционного направлений. Белявский кружок и значение его деятельности. Сравнение Беляевского кружка с Балакиревским. Концертная жизнь. Мамонтовский театр и его роль в русской музыкальной культуре тех лет. | 2 | 2 | |
Раздел 14. А.К. Лядов. | 4 | |||
Тема 14.1. А.К. Лядов. Жизненный и творческий путь
| А.К.Лядов. Области творчества, важнейшие произведения: Лядов—художник-миниатюрист, дирижер, педагог. Жизненный и творческий путь А. К. Лядова. | 2 | 1 | |
Тема 14.1. Симфоническое творчество | Практическое занятие №16,17 А.К.Лядов. Симфоническое творчество: характеристика жанров; преобладание русской сказочной тематики; претворение традиции картинной, фантастической музыки. Симфонические миниатюры «Кикимора», «Волшебное озеро». Симфоническая сюита «8 русских народных песен». | 2 | 2 | |
Раздел 15. А. К. Глазунов | 4 | |||
Тема 15.1 Характеристика творчества А.К.Глазунова | Практическое занятие №18,19 А. К. Глазунов. Сведения о творчестве: определяющее значение монументального эпического стиля в сочетании с лирикой, общая уравновешенность строя музыки. Области творчества, основные произведения, ведущая роль инструментальных жанров. Симфоническая поэма «Стенька Разин» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа №16,17 А.К.Лядов. Симфоническая сюита «8 русских народных песен». А. К. Глазунов.Симфоническая поэма «Стенька Разин». | 2 | 3 | ||
Раздел 16. С.В.Рахманинов | 6 | |||
Тема 16.1 С.В.Рахманинов Жизненный и творческий путь | Сведения о творчестве. Рахманинов—композитор, пианист, дирижер. Области композиторской работы, основные произведения. Биография С. В. Рахманинова; характеристика каждого из периодов творческого пути. | 1 | 1 | |
Тема 16.2 Камерное вокальное творчество | Практическое занятие №20. С.В.Рахманинов. Камерное вокальное творчество: периодизация, значение в творческом наследии; разновидности жанра романса; соотношение текста и музыки. Черты вокального стиля, значительность фортепианной партии, особенности форм. | 1 | 1 | |
Тема 16.3 Фортепианное творчество | Практическое занятие №21,22. С, В.Рахманинов. Фортепианное творчество. Основные произведения, ведущие жанры и особенности их трактовки; особенности композиции, циклов. Музыкальные моменты. Прелюдии. Этюды-картины. Сочинения для фортепиано с оркестром. Концерт № 3. «Рапсодия на тему Паганини». Хоровое творчество. Поэма «Колокола». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа №18,19 Слушать С.В.Рахманинов Второй фортепианный концерт. Романсы Рахманинова. | 2 | 3 | ||
Раздел 17. Тема 17.1. Русская церковная музыка XIX начала XX века | Русская церковная музыка после Д.С.Бортнянского. «Новое направление» в церковной музыке конца XIX – начала XX века. История и роль московского Синодального училища. Крупнейшие представители этого направления. Краткие сведения о жизни, деятельности и творчестве А.Д. Кастальского, П.Г.Чеснокова, А.Т.Гречанинова. «Литургия св. Иоанна Златоуста» С.В.Рахманинова. | 1 | 1 | |
Раздел 18. А.Н.Скрябин | 5 | |||
Тема 18.1. А.Н.Скрябин. Жизненный и творческий путь | А.Н.Скрябин. Области творчества, основные произведения. Принадлежность к московской композиторской школе, связи с романтическим музыкальным искусством. Скрябин — исполнитель. Жизненный и творческий путь А. Н. Скрябина. | 1 | 1 | |
Тема 18.2. Характеристика творчества А.Н.Скрябина. | Практическое занятие №23,24 А. Н. Скрябин Фортепианное творчество. Особенности сонат Скрябина. Прелюдии ор. 11, ор. 74. Поэмы ор. 32, «К пламени». Соната № 4. Симфоническое творчество: основные произведения. Симфонии № 3. «Поэма экстаза». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа№20,21.Прослушивание и анализ «Поэма экстаза». | 2 | 2 | ||
Раздел 19. И.Ф. Стравинский | 5 | |||
Тема 19.1. И.Ф. Стравинский. Жизненный и творческий путь | Биография И. Ф. Стравинского; характеристика каждого из периодов творческого пути. Сведения о творчестве. Смена музыкальных стилей на протяжении творческого пути; области творчества, жанры, основные произведения. Стравинский — исполнитель, музыкальный писатель. | 2 | 1 | |
Тема 19.2. Балетное творчество | Практическое занятие №25 И. Ф. Стравинский. Балетное творчество: основные произведения, особенности сюжетов, их трактовка, эволюция стиля. «Петрушка». Содержание, сюжет балета. Разбор важнейших эпизодов и музыкальных тем. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа №22,23. Просмотр И.Ф.Стравинский. Балет «Петрушка». Разбор важнейших эпизодов. | 2 | 2 | ||
Экзамен |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:
- столы, скамьи;
- фортепиано;
- фонотека;
- видеотека;
- портреты композиторов.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- музыкальный центр;
- мультимедийный проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Дополнительная литература:
1. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып 3. Учеб. пособие для муз. училищ. – М.: Музыка, 2013. – 590 с.
2. Жданова Г., Молчанова И., Охалова И. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 2: Учеб. пособие. – М.: Музыка, 2013. – 414с.
3. Кандинский А., Аверьянова А., Орлова. Русская музыкальная литература: Вып. 3: Учеб. пособие для муз. училищ. – М.: Музыка, 2014. – 464 с.
4. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 1/ред. Царева Е.: Учеб. пособие. – 1-е изд. – М.: Музыка, 2013. – 528 с.
5. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 4/ред. Царева Е.: Учеб. пособие для муз. училищ. – М.: Музыка, 2013. – 704 с.
6.Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 6/ сост. Гивенталь И., Щукина Л., Ионин Б.: Учеб пособие. – М.: Музыка, 2013. – 478 с.
7.Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб пособие. Вып. 3. – М.: Музыка, 2013. – 590 с. 8.Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб. пособие. Вып. 2 / Г.Жданова, И. Молчанова, И. Охалова. Под ред. Е. Царевой. – М.: Музыка, 2013. – 414 с.
9.Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб. пособие. Вып. 5/Под ред. Е Царевой.– М.: Музыка, 2013. – 640 с.
10.Оперные либретто: Краткое изложение содержания опер. – М.: Музыка, 2013. – 376 с.
11.Русская музыкальная литература: Учеб. пособие. Вып. 1. О. Хвоина, И. Охалова, О. Аверьянова /Под ред. Е.Царевой. – М.: Музыка, 2010. – 680 с.
12.Русская музыкальная литература: Учеб. пособие. Вып. 3. О. Хвоина, И. Охалова, О. Аверьянова /Под ред. Е.Царевой. – М.: Музыка, 2010. – 680 с.
13.Русские народные песни: Мелодии и тексты. – М.: Музыка, 2014. – 128 с.
Интернет – ресурсы:
- 10 великих русских композиторов. http://www.olofmp3.ru/index.php/10-velikih-russkihkompozitorov. Ассоциация современной музыки.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%B8 Великие российские композиторы.
- http://www.ros-kompozitor.ru/ Виноградова, Г.Н. История музыки как инструмент профессиональной мобильности.
- http://pf.ujep.cz/files/_konferenceKPG/kolar/Vinogradova.pdf Горбачева, Ек. Популярная история музыки.
- http://webmusik.ru/popular/menu.htm История музыки в рассказах детям.
- http://www.muz-иrok.ru/muz_istorii_skazki.htm История музыки России.
- http://kompozitor.su/books/c0000_1.shtml Мир книг.
- http://www.mirknig.com/knigi/kultura/1181334531-istoriya-sovremennoy-muzyki.html Могучая кучка.
- http://ru.wikipedia.org/wiki Музыкальная старина. Сборник материалов для истории музыки в России. Вып. 1–4. (Книга). Автор: Финдейзен, Н.
- http://www.free-book.info/download.php?skachat=941 Музыканты XХ века.
- http://ormn.net/?cat=17 Нотомания - нотный архив.
- http://www.notomania.ru/ Ноты. Нотомания - Ноты классической музыки.
- http://www.notomania.ru/noty_klassiki.php Презентации по истории музыки.
- http://yandex.ru/yandsearch?lr=8&clid=40795&text=презентации+по+истории+музыки+&csg=1 581%2C14582%2C30%2C30%2C0%2C
- Психология музыкальной деятельности. http://lib4all.ru/base/B3281/B3281Content.php Россия, разд. Светская музыка (XVIIIвек).
3.3. Используемые образовательные технологии
Проблемно-развивающее обучение.
Информационно-коммуникационные технологии.
Портфолио.
Личностно-ориентированное обучение.
Технология развития критического мышления.
Технология модульного обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Проектные технологии.
Интегрированного обучения.
Технология опережающего обучения с использованием опорных схем.
Технология эвристического обучения.
Мультимедийные технологии.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При освоении каждой из тем предмета следует идти от освоения теоретического материала к практическому анализу через следующие формы изучения материала: лекции, практический анализ произведений и слушание, просмотр кинофильмов с анализом, опрос по пройденному материалу.
Опрос включает в себя следующие виды деятельности:
- изложение теоретического материала (устно и письменно);
- разбор произведений за инструментом с проигрыванием или напеванием музыкальных тем произведения;
- письменный анализ выразительных средств;
- терминологические диктанты и экспресс-опросы, включающие определение жанров;
- викторины (определение на слух фрагментов музыкальных произведений).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи | Тематический контроль Терминологические диктанты и экспресс-опросы, включающие определение жанров Письменный анализ выразительных средств. |
Уметь работать с нотным материалом и учебно-методической литературой | Тесты. Музыкальная викторина. |
Уметь рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций | Разбор произведений за инструментом с проигрыванием музыкальных тем произведения. Схемы опер и симфоний. Презентации. |
Знать основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры | Видео-викторины. Тесты. Музыкальная викторина. Терминологические диктанты и экспресс-опросы |
Знать основные стилевые особенности пройденных музыкальных произведений (форма, музыкальные образы, выразительные средства, жанровые признаки и элементы стилей), их основные темы на слух | Тесты. Письменный анализ выразительных средств. Музыкальная викторина. Терминологические диктанты и экспресс-опросы, включающие определение жанров |
Знать музыкально-исторические и биографические сведения о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки | Тематический контроль. Хронографы. Презентации. |
Аннотация к рабочей программе
дисциплины ОП.05 «История музыки и музыкальная литература»
для специальности 53.02.01 Музыкальное образование
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности, с учетом необходимых умений и знаний, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)».
Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка (всего часов) – 215 часов, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка – 143 часа, самостоятельная работа – 72часа.
Вид промежуточной аттестации: 3,4,5 семестр – итоговая контрольная работа, 6 семестр – экзамен.
Наименование разделов дисциплины:
- Зарубежная музыкальная литература
- Народное музыкальное творчество
- Русская музыкальная литература
Разработчик: преподаватель Униковская А.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).
Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....
Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"
Тема урока: Музыка Барокко.Цель:· сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии с сюжетной линией· стилистическими или жанровыми особеннос...
Тестирование по музыкальной литературе и слушанию музыки
Данные тесты используются для контроля знаний обучающихся в конце учебного года....
Детская музыкальная литература «Характерные черты детской маршевой музыки»
Конспектоткрытого урока по предмету Детская музыкальная литература«Характерные черты детской маршевой музыки»...
Методические рекомендации для студентов по выполнению практической работы по дисциплине «История музыки и музыкальная литература»
Работа содержит практические задания по истории зарубежной музыки...
100 вопросов по истории музыки и музыкальной литературе
Тестовые задания для проведения контрольных работ по истории иузыки и музыкальной литературе...
Методические рекомендации по Истории музыки и музыкальной литературе (специальность 53.02.01 "Музыкальное образование")
Материалы по организации самостоятельных и практических работ по дисциплине ОПД.05 История музыки и музыкальная литература разработаны для обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование...