Методические рекомендации к практической работе по теме «Народная кухня»
учебно-методическое пособие

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, ведение студентами тетрадей для практических работ. Практическая работа включает познавательные задания по тексту документов. Работы выполняют функции изучения нового материала, развития навыков анализа, классификации, систематизации и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине

«История родного края» по профессии

43.01.09 «Повар, кондитер»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, ведение студентами тетрадей для практических работ. Практическая работа включает познавательные задания по тексту документов. Работы выполняют функции изучения нового материала, развития навыков анализа, классификации, систематизации и обобщения.

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народная кухня»

Практическая работа рассчитана на 45 минут, включает анализ документа с заполнением таблицы. Работа выполняет функцию изучения нового материала, развития навыков анализа, сравнения, классификации. Результаты оформляются в тетрадь для практических работ.

Задание №1: изучите предложенный текст, заполните таблицу «Повседневный и постный стол»

Продукт питания (блюдо)

Сельскохозяйственная культура

Пищевые запреты в пост

«С давних пор на Белгородчине выращивали рожь, овёс, пшеницу, ячмень, просо, гречиху. Зерновые культуры были основой крестьянского стола. «Каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной», - гласит пословица.Хлеб выпекали главным образом чёрный ржаной из кислого дрожжевого теста или закваски. Ржаными были чаще всего и всевозможные пироги, любимые на Руси всегда и повсеместно. Пшеничная же мука шла в основном на праздничную выпечку. Кашу варили из зёрен ржи, овса, гречихи, проса. К древнейшим кушаньям можно отнести кисели: овсяные, ржаные, пшеничные. Эти блюда отличались от привычных нам: до того, как в обиход вошёл картофельный крахмал, их готовили на заквашенных крупяных отварах. Лапша из пресного теста появилась гораздо позже. Обыденными для белгородских крестьян были овощи: капуста, редька, свёкла, тыква, огурцы. Их ели сырыми и пареными, варёными и печёными, солёными и квашеными. Важное место занимали бобовые, особенно горох. Репа играла ту же огромную роль, что в наше время картофель, заслуживший название «второго хлеба». На столе крестьян появились кукуруза и томаты. Огородничество издревле процветало на Чрноземье. Так до сих пор пользуется известностью старинный сорт стригуновского лука, выведенный в Борисовском уезде.

Жидкие горячи блюда появились тоже в незапамятной древности. Сначала это были различные похлёбки, уха и щи, позже – борщи, рассольники, солянки. А жарким летом хозяйки готовили холодные супы: окрошки и ботвиньи.

Самым ценным лакомством почитался мёд. Белгородский края славился пчеловодством: уже с весны в степях буйно зацветало разнотравье. В некогда обширных лесах было много медоносных деревьев, особенно лип, а сёла и города утопали в садах, яблоневых и вишнёвых.

В XIX веке в крае получило распространение свеклосахарное производство. Новотаволжанский завод в Шебекинской волости Белгородского уезда, принадлежавший промышленникам Боткиным, изготовлял рафинад, сахарный песок и сиропы. Причём предприятие было известно как одно из самых передовых не только в тогдашней Курской губернии, но и за рубежом.

Вместо конфет деревенская ребятня лакомилась самодельными сластями: ломтики сахарной свёклы парили в печи, а затем подвяливали, и получалось что-то вроде цукатов.

Среди свежих фруктов на первом месте стояли яблоки, затем вишни, малина, груши и сливы, арбузы и дыни. Из ягод готовили варенье и домашнюю пастилу. На зиму их сушили и мочили, запасали в меду. Излюбленным лакомством, особенно детей и молодёжи, были лесные орехи.

Из напитков летом готовили всевозможные квасы, зимой – отвары душистых трав, горячие пряные сбитни. Как и везде на Руси, пили слабоалкогольное пиво, сброженные ягодные соки и меды. В промышленном масштабе пиво различных сортов у нас производили несколько заводов, из которых наиболее известен белгородский пиво-медоваренный завод Эсслингера.

В конце XIX века прочно вошёл в обиход новый обычай – чаепити со всевозможной выпечкой: пряниками, бубликами, калачами, ватрушками. Сначала чай был принадлежностью дворянского и вообщ городского быта, а потом завоевал поистине всенародную любовь.

Важная черта народных традиций питания – пищевые запреты – посты. С принятием христианства они закрепились церковными предписаниями. Всего в году насчитывалось около 200 постных дней. В пост запрещалось употреббление любых мясных, молочных и яичных продуктов и сахара, в строгий пост – также и рыбы. Возбранялось и употребление крепких спиртных напитков. Для постных блюд использовалось только растительное масло: конопляное, льняное, реже маковое и ореховое. Именно на Белгородчине было впервые осуществлено производство подсолнечного масла.

Ежедневным блюдом во время Великого поста была каша из муки (кулага, завариха, затирка, саламать). Её готовили так: муку, ржаную или овсяную, заваривали горячей водой, добавляли калину, тёрн и сладкий буряк (свёклу), затем запекали в печи».

Задание №2: изучите предложенный текст, заполните таблицу «Праздничный стол»

Название праздника

Названия блюд (ингредиенты)

Смысловое значение

«Из всех непостных, или скоромных, продуктов на первом месте по значимости стояло молоко и молочные продукты. Сливочное масло из коровьего молока, сливок или сметаны сбивали в самодельных деревянных маслобойках. Творог получали, нагревая молоко в печи. Сыр получил распространение во второй половине XIX века. Мясо (говядина, баранина, свинина, курятина и гусятина) появлялось на столе не каждый день даже в зажиточных семьях. Скотину и птицу забивали обычно к праздникам: к Рождеству, Пасхе, к началу сенокоса или к зажинкам. Мясо употребляли большей частью в отварном виде, варили студень, готовили домашнюю колбасу.

В приречных районах важной статьёй пищевого рациона была рыба. Не случайно на гербе Нового Оскола красуется редкая, сейчас исчезнувшая, рыба вырезуб.

В старину выставленные на стол кушанья рассматривались не просто как еда, но и как символ благополучия хозяев. Многие из обрядовых блюд несли особый смысл. Например, на годовые праздники, а также на свадьбу пекли каравай, символизирующий солнце, благодаря которому происходит расцвет природы, созревание урожая, рождение новой жизни. Такими же свойствами наделялся пасхальный кулич. Яйца воспринимались как симвлол жизни, яичница считалась важным ритуальным блюдом.

На Рождество главным лакомством в сёлах Белгородчины была кутья, сладкая каша из неразмолотого зерна – знак вечного возрождения жизни. Она должна была способствовать хорошему урожаю и приплоду скота, а также служила символом связи с предками. Поэтому в белгородских сёлах кутью до сих пор готовят на поминки и на свадьбу. Другая примета рождественского стола – взвар из сухофруктов: яблок, груш, вишни, сливы.

На Масленицу перед Великим постом полагался изобильный стол, но уже без мяса. Примета праздника – тонкие блинцы и толстые блины, символизирующие солнце. В белгородских сёлах их нередко готовили с припёками: рыбой, луком, грибами. Также пекли четырёхугольные коржи – «тужики». «Тужики пекут – горюют по Масленице», - поясняли хозяйки. В некоторых сёлах Красненского, Красногвардейского и Старооскольского районов на Прощёное воскресенье пекли «прощенник» - ячменный хлеб, с которым ходили «прощаться» к родственникам и знакомым.

Встрчая весну на Сорок Мучеников (день весеннего равноденствия), из постного теста выпекали фигурное печнье – «жаворонки». На Благовещенье пекли «просвиры» и «проскурки» из крутого теста на святой воде.

На Средокрестие (середина поста) котовили обрядовую выпечку из пресного теста – «кресты» - с изюминами или сушёными ягодами, обозначавшими гвозди. Его использовали для гадания: печенье с монеткой – к прибыли, с зерном – к урожаю. Кресты сохраняли до начала сева, чтобы перед пахотой закопать в землю. Для этого же праздника выпекали «похрестник» - обрядовый каравай, верх которого украшали крестом из теста. В середину «похрестника» клали зерно. Когда ехали засеивать поле, хлеб разламывали и съедали, а зёрна бросали в землю. В селе Камызино Красненского района перед тм, как поставить «похрестник» в печь, на лопату сначала сыпали зерно всех сортов. Когда хлеб вынимали, смотрели: если какой-либо вид зерна подгорал, значит, в новом году на него урожая не будет.

В селе Роговатом Старооскольского района на праздник готовили редкое блюдо – «катанку». Для этого брали особо плоское и широкое корыто. В нём вручную катали пшено в смеси молока и взбитых яиц. Полученные шарики величиной с горошину распаривали в печи, подавали к столу в горячем виде с маслом. Общее время приготовления занимало до 8 часов.

В Вербное воскресенье в селе Черкасском Яковлевского района пекли булочки – «китьки» размером с кулак в виде цветков вербы. В середину изделия клали вербные почки. Испечённые «китьки» выносили в сад, чтобы он хорошо цвёл.

Накануне Пасхи по традиции пекут куличи и красят яйца, традиционно в отваре луковой шелухи. В Белгородской области кулич так и называют – «пасхой». Праздничное разговенье начиналось с освящённых куличей и яиц. Перво яйцо делилось поровну на всех домочадцев, в знак единства семьи, её крепости и прочности.

В день весеннего праздника «Моргоски» («Моргошки», «Лалынки») в сёлах Грайворонского района женщины пекли караваи и каравайцы – запеканка из густой пшённой каши на молоке, которую ели в холодном виде. Вечером и молодёжь, и пожилые шли на околицу, где варили кашу, жарили яичницу, пели и плясали под гармошку.

В среду после «Моргошек» отмечали церковный праздник «Правая среда». К нему были приурочены обряды освящения полей, рек и колодцев. В этот день пекли из пресного теста лепёшки «трубицы», в которые заворачивали творог либо пшённую кашу, сваренную на молоке и сдобренную мёдом, свежими ягодами или вареньем.

На праздник Вознесения Господня пекли обрядовое печенье – «лесенку». По традиции её ставили на окно для того, чтобы «Иисусу Христу было легче подняться в небо». «Лесенку» сохраняли до посева следующего года. Когда ехали первый раз засевать поле, её брали с собой и скармливали лошадям. На Троицу готовили традиционные караваи, пекли блины. В селе Стрелецком Яковлевского района, в селе Никитском Борисовского района, в сёлах Присыпки и Богословка Губкинского района троицкий каравай пекли из пшена, яиц и сала. В селе Тростенец Новооскольского района из пшена и картошки варили кулеш (полужидкую кашу), сдабривая его яйцами и жарным салом. А в селе Безгинка в пшённую кашу, сваренную на костре, добавляли курино мясо. Причём петуха желательно было взять староко – «это принесёт богатство».

На Аграфену Купальницу, накануне Ивана Купалы, варили так называемую «обетную» пшённую кашу на молоке (Губкинский, Прохоровский районы). Селяне собирались возле реки. Из дома приносили блины, блинцы, оладьи и устраивали праздничный обед у костра.

В Петров день хозяйки обязательно варили возле дома на костре молочный кулеш, очень жидкий как суп. Радом расстилали скатерти – «настольники». Угощения были самые разнообразные, но обязательно – нового урожая. Пекли пироги из муки нового помола, варили борщ со свежей капустой и курятиной, отваривали молодой картофель.

В первый день Успенского поста – 14 августа – на Медовый спас, Маковей, пекли булочки, пампушки, пироги, лепёшки, блины, оладьи с мёдом и маком, которые разносили по дворам помянуть родных.

В Михайлов день в Яковлевском районе готовили «лапшовник» - шарики из пшена и взбитых яиц, отваренные в молоке с мослом и сахаром.

В день святых Кузьмы и Демьяна резали петухов и кур. Главным угощением были блюда с куриным мясом: борщ, щи, тушёная картошка, холодец, мясные пирожки. Девушки вечером устраивали вечеринки – «кузьминки», пели, плясали, играли, веселились, выбирали себе женихов и угощались жареной курятиной.

Некоторые блюда были связаны с семейными обрядами. «Бабина каша» на крестинном обеде, пироги на именинах, кутья и блины на поминках, свадебные пиры со свадебным караваем и «шишками» – маленькими круглыми булочками».

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

1. Белгородоведение: учебное пособие для СПО [Электронный ресурс] / К.С. Дроздов, В.Н. Замулин, А.А. Крисанов. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 210 с.

2. Города и сёла Белогорья/: Шебекинский, Волоконовский, Валуйский, Вейделевский, Ровеньский районы / Карабутов А.Н., Кряженков А.Н., Пчелинов-Образумов А.А. – Рыбинск, Медиарост, 2018. – 176 с.

3. Белгород / Лимаров А.И. – Рыбинск: Медиарост, 2018. – 256 с.

4. Природный мир Белогорья / Арбузова М.В., Соколов А.Ю. – Рыбинск: Медиарост, 2016. – 204 с.

5. История Белгородчины / Коннов Ю.В., Папков А.И., Сарапулкин В.А. – Рыбинск: Медиарост, 2015. – 116 с.

6. Традиции и народное творчество Белгородчины / Жиров М.С., Жирова О.Я. – Рыбинск: Медиарост, 2015. – 116 с.

Дополнительные источники:

  1. Кулакова Е. В цвету трава – косить пора // Крестьянская Русь. – 2016. - №24. – С. 7.
  2. Кулакова Е. Огород – для всех доход// Крестьянская Русь. – 2018. - №23. – С. 7.
  3. Кулакова Е. Печь топить – дрова рубить // Крестьянская Русь. – 2015. - №41. – С. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем    алгебры и математического анализа , помогут студ...

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Традиционное жилище»

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, в...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народный костюм»

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, в...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народные ремёсла и промыслы»

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, в...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"

Методические рекомендации к практическим  работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"...