Международные отношения и внешняя политика СССР в 1920-30-гг.
методическая разработка

Павлович Елена Борисовна

Методическия разработка урока Международные отношения и внешняя политика СССР в 1920-30-е гг. содержит разнообразный дидактический материал для формирования студентами умения анализировать документальныеисторические источники, сопоставлять различные исторические версии и оценки событий и личностей, аргументированно отстаивать свою точку зрения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdunarodnye_otnosheniya_v_1920e-30-gg.docx65.98 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920 – 1930-е годы

Цель уроков: выяснить, почему не удалось предотвратить вторую мировую войну

                            дипломатическими методами

Задачи уроков:

Образовательные:    

  1. Охарактеризовать причины непрочности Версальско-вашингтонской системы и появление новых центров силы в Европе и Азии
  2. Проанализировать основные противоречия,  обозначившиеся в международных отношениях
  3. Раскрыть эволюцию внешнеполитического курса СССР в условиях нарастания агрессии в Европе и Азии
  4. Сформировать моральную и историческую  оценку  событий. Сделать вывод о пагубности и опасности политики, целью которой являлось обеспечение собственных интересов за счет других стран и народов
  5. Объяснить причины сближения Германии и СССР, охарактеризовать значение советско-германского пакта о ненападении, дать оценку этому пакту и его секретным протоколам
  6. Продолжить работу по формированию навыков, которые позволяют анализировать исторический материал учебника, документы, сравнивать и делать выводы

 Развивающие:         1. Развитие аналитического и логического видов   

                                   мышления.

                                   2. Развивать умение кратко формулировать свои мысли.

                                      3. продолжить формировать умение анализировать исторические  документы, развитие способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умение организовывать свою работу в группе;

Воспитательные:     1. воспитывать чувство патриотизма, толерантности, неприятия к фашистской и нацистской идеологии, трудолюбие, определение личностного отношения к историческим событиям, добросовестное отношение к своей работе. 

                                  2. Формировать и развивать чувство уважения

к культурному прошлому своей страны, чувство  

гордости патриотическим прошлым.

Тип урока: лабораторно-практическое занятие по изучению новой темы.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческо-поисковый.

Работа с понятиями: Фашизм, милитаризм, коммунизм, пакт о ненападении, мирный договор, Лига Наций, вооруженный конфликт. "Мюнхенский сговор", система коллективной безопасности, антикоминтерновский пакт, секретный протокол, сфера влияния.

                                             План урока:

1.     Беседа по вопросам домашнего задания.

2.     Изменение внешнеполитического курса.

3.     Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта.

4.     Война в Испании и СССР.

5.     Дальневосточная политика.

6.     Мюнхенское соглашение

7.     Советско-англо-французские переговоры

8.     Сближение СССР и Германии

9.     Подведение итогов.

Оборудование урока:       учебник, рабочая тетрадь, компьютер, медиа-проектор, настенный экран, колонки, вопросы на доске, карта «Вторая Мировая война», атлас история России XX век таблицы № 1, № 2, карта самоконтроля учащегося,

Мы будем анализировать международные отношения и внешнюю политику России, СССР в 1920-1930-е годы.

 Какие обстоятельства влияли на складывание международных отношений?

  • Итоги I мировой войны
  • В России произошли революции,

 к власти пришли большевики.

  • Установилась Советская власть

Как могли повлиять итоги? (границы, унижение Германии и союзников, противоречия между победителями).

  • Великобритания: опасалась усиления Франции, заинтересована в установлении равновесия в Европе. Будут выступать за оказание помощи Германии в быстром восстановлении экономики, а значит и стабилизации политической жизни
  • Франция: строгое соблюдение Версальского договора. Единство действий европейских государств против возможного возрождения германской экономической мощи.

Какое влияние оказали революционные события в России? (Брестский мир,  новая власть непризнанна в мире, национализация, право наций на самоопределение, пример для других стран)

В тетради – Тема урока:

Международные отношения и внешняя политика СССР в 20-30-е гг. XX в.

(учебник стр. 134)

Почему Советское правительство оказалось во внешнеполитической изоляции?

Какие две взаимоисключающие задачи стояли перед Россией?  (гражданская война, непризнание царских долгов и долгов Временного правительства, национализация собственности, в том числе и иностранных граждан, сепаратный Брестский мир, создание Коминтерна для организации свержения власти «империалистических правительств»)

Перед внешней политикой СССР в 20-е годы стояли две задачи:

  • выход из внешнеполитической изоляции и
  • реализация доктрины мировой пролетарской революции.

Давайте попробуем проанализировать, как решались эти задачи с помощью дипломатов, политологов, историков, учебника истории; какие события происходили в это время.

 

Коминтерн:

Программной установкой  большевиков была идея мировой революции. Большевики не надеялись удержать власть без скорой мировой революции. Она должна была полностью уничтожить угнетение,  классовое деление общества. Должны будут исчезнуть все общественные противоречия, в том числе и международные. Исчезнут границы, возникнет всемирная Советская республика.

Премьер-министр Великобритании Ллойд-Джордж признавал: «Вся Европа насыщена духом революции. Глубокое чувство не только недовольства, но гнева и возмущения царит в рабочей среде против условий существования после войны. От одного конца Европы до другого больше не удовлетворяет массы весь современный строй с его политическим, социальным и экономическим укладом».

Ленин, Троцкий считали, что революция в России приведет к революционным взрывам в других странах, особенно в Европе. В результате начнется «мировая революция». Мы не должны быть пассивными зрителями этого процесса. Должны активно распространять революцию на другие страны любыми способами, в том числе и военными. Надо использовать недовольство правительствами, тяжелым послевоенным положением, прежде всего в Германии, Франции, Италии, Венгрии, Чехословакии.

Стремясь объединить революционные силы, в 1919г. был создан Коммунистический Интернационал (III Интернационал, Коминтерн). Он стал центром распространения идеи «мировой революции», призывавший к революционной борьбе во всех странах. Лидеры Коминтерна с самого начала его работы давали указания всем коммунистическим партиям и организациям.  А так как главными организаторами создания Коминтерна были большевики, Коминтерн рассматривался в мире как организация выполняющая волю Советского Союза.

Долгое время руководителем Коминтерна был большевик Зиновьев, затем Бухарин и только в 1935 болгарский коммунист Георгий Димитров.

Давайте подумаем, почему большевистские лидеры постепенно отказываются от идеи мировой революции как главной задачи? Но мы будем иметь в виду, что Коминтерн будет действовать до второй мировой войны и влиять на международные отношения.

Подумайте, почему от неприязненного и враждебного отношения Запада к Советской России, впоследствии произошло их дипломатического признания власти большевиков? Что изменилось во внутреннем положении Советской России в эти годы?   НЭП, необходимость развития торговых отношений. Главной задачей советской дипломатии становится установление благоприятных условий для мирного развития, нормализация отношений с мировым сообществом, в том числе и с «империалистами»

Многое зависело и от нашей дипломатии. Слово МИДу.

Дипломаты.   Наркомат иностранных дел   возглавлял Георгий Васильевич Чичерин. Он  представлял известную дворянскую фамилию и дипломатическую династию. Один французский журналист писал о Чичерине в 1921г.: «Он читает, переводит, редактирует на всех языках.  Недавно для развлечения он стал изучать древнееврейский язык, который он случайно не знал».

    Чичерин говорил с французом по-французски, с англичанином – по-английски, с немцем – по-немецки. Итальянцы и чехи, сербы, поляки и испанцы могли беседовать с ним на своем родном языке. В Риге он удивил латышей тем, что произнес речь по-латышски. На пятидесятом году жизни г.В.Чичерин изучил арабский язык настолько, что мог читать египетские газеты. Брестский мир, договоры 1920-1921 гг. заключались при его непосредственном участии. Чичерин  - эрудит не только в своей области. «У меня есть революция и Моцарт», - говорил он. Много ли тогда в мире нашлось министров, разбирающихся в музыке, понимающих её, играющих на нескольких музыкальных инструментах и написавших книгу о Моцарте, как это сделал Георгий Васильевич? Ленин ценил его как работника великолепного, умного, знающего, но отмечал в нем слабость – недостаток «командирства».  Ленин отмечал, что в стране есть единственный приличный наркомат – иностранных дел. Чичерин отстаивал активную внешнюю политику на Востоке.  Здесь он видел резерв мировой революции.

Именно благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с иностранными внешнеполитическими ведомствами, взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами стали постепенно налаживаться.

Чичерин: Я вынужден писать ноты западным правительствам, убеждая их в миролюбии советского правительства и необходимости и обоюдной выгоде установления нормальных (и даже «дружественных») политических и экономических отношений.  А вот эти товарищи (указывает на Зиновьева, Троцкого) вставляют палки в колеса!

Международные отношения можно условно разделить на несколько этапов.

  1. 1921 – 1927 гг.

1920-1921 гг. подписаны договоры почти со всеми соседними государствами, кроме Румынии, Китая, Японии. Посмотрите по карте, с какими государствами (их девять) Советская Россия установила дипломатические отношения, и подумай, почему важно иметь с ними хорошие отношения. Зачем, в свою очередь, они пошли на это?  

Полоса признания Советской России (СССР)

В своем стремлении к мировой революции большевики возлагали особые надежды на колонии и зависимые страны Азии, рассчитывая на союз с национально-освободительным движением, в том числе и с национальной буржуазией, против «европейского империализма» это побудило Советскую власть пойти на союз с мусульманскими государствами, граничащими с нами.

Приложение №

Советско-иранский договор 1921г. отменял «все трактаты, договоры, конвенции и соглашения, заключенные бывшим царским правительством с Персией и приводившие к умалению прав персидского народа», а также «»

Подписаны дружественные договоры с Турцией заключенные бывшим правительством России с третьими державами во вред Персии и относительно её,.

 Афганистаном, Ираном, торговые соглашения с Австрией, Норвегией, Италией.

Февраль 1921г. – советско-афганский договор. Афганистан долго находился под властью Великобритании, провозгласил независимость в 1919г. Советская Россия практически сразу же признала новое государство и установило с ним дипломатические отношения. Большевистское руководство рассчитывало использовать Афганистан как плацдарм для поддержки национально-освободительного движения в Индии в целях сокрушения Британской империи. Нарком иностранных дел Чичерин говорил: «Переговоры выяснили полное тождество наших интересов в борьбе азиатских народов за самоопределение, против хищного и беспринципного поработителя»

Март 1921г. советско-турецкий договор. Советское правительство отказалось от всех договоров, заключенных царским правительством с Турцией, аннулировал старые турецкие долги и отказался признать Севрский договор. Для Турции это стало мощной поддержкой в борьбе за независимость.

Почему эти договоры были важны обеим сторонам?

Как такая политика Советской России отразиться на отношениях с Англией?

Как называлась политика, которая проводилась в Советский России с 1921г.? (НЭП)

Как она могла отразиться на международных отношениях?

Концессии, совместные предприятия, появление новой буржуазии в Советском государстве (нэпманов) породили у иностранных предпринимателей шаткую надежду на возвращение той собственности, которую они потеряли в России в результате национализации большевиками после Октября 1917г.

Советское руководство тоже было заинтересовано в экономическом сотрудничестве.

С чего началась нормализация отношений?

С торговли. 1921г. – торговые соглашения с Англией, Германией.  Затем Норвегией, Австралией, Италией, Данией, Чехословакией.

Где эти вопросы стали впервые обсуждаться и какова была позиция советского правительства?

Международная экономическая и финансовая конференция в Генуе (Италия) в 1922г.

Для решения экономических вопросов послевоенного восстановления Европы созвали генуэзскую конференцию.  В числе 34 стран  приглашена Россия. Нашу делегацию возглавлял Чичерин. Ленин в этот период писал: «Мы Геную приветствуем и на неё идем; мы прекрасно понимаем и ни сколько не скрываем, что идем на неё как купцы, потому что нам торговля с капиталистическими странами, безусловно,  необходима».

Г.В.Чичерин: «В нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым».

Но какая проблема  возникала во взаимоотношениях с западными странами?

Англия, Франция:

Россия должна выполнить следующие требования:

  • Уплата всех долгов царского и Временного правительств (18 млрд)
  • Возвращение иностранцам национализированной собственности или вознаграждение за нанесенный ущерб
  • Предоставление иностранцам заниматься в советской России торговой и экономической деятельностью, как и в других странах
  • Надо создать комиссию по долгам России, которая должна следить за их выплатой, возвращением или возмещением национализированной собственности.

Советская делегация:

 нам должны возместить ущерб, причиненный интервенцией и экономический блокадой России. А это 39 млрд. золотых рублей.

Представители держав Антанты:

 мы отказываемся признавать советские претензии, нет финансовых документов, оформленных правильно, согласно международному праву. Давайте передадим все спорные вопросы на конференцию экспертов.

Историки: все уступки советской стороны признавались как недостаточные и не удалось договориться на взаимоприемлемой основе.

 А через несколько дней события приобрели неожиданный для союзников поворот.

В пригороде Генуи Рапалло 16 апреля 1922г. подписан Двусторонний советско-германский договор.

В каком положении оказалась Германия после подписания Версальского договора?

Версальская система унизительна для  Германии.

Германия должна была выплачивать 132 млрд. золотых марок репарации. Такую астрономическую сумму пришлось бы выплачивать до конца XX века.

Бывший главнокомандующий войсками Антанты генерал Фош сказал о Версальском мире: «Это не мир, это перемирие на 20 лет». Английские эксперты тоже предсказывали, что через 10 лет Германия станет достаточно сильна для того, чтобы перестать считаться с версальскими ограничениями.

Анализ документа

Он предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ от возмещений военного ущерба и национализации. Но условие: не удовлетворять аналогичные претензии других государств.

Из договора РСФСР и Германии (Рапалло, 1922г.):

Статья 1. Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в тех районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причиненных гражданами одной стороны посредством, так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны.

Статья 4. Оба правительства далее согласны в том, что для общего правового положения граждан одной стороны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать принцип наибольшего благоприятствования.

В чем проявлялись особые отношения СССР и Германии в результате подписания Рапалльского договора?

Почему у Германии и России оказалась общая позиция?

Как расценили этот договор в Европе?

Англия, Франция: возмущение. Вы подрываете версальскую систему, сложившуюся после войны.

Историки: вся Версальская система строилась на ущемлении статуса Германии после её поражения в I  мировой войне и на исключении Советской России «из семьи цивилизованных народов».

Позднее подписываются договоры:

  • о предоставлении СССР кредита в 100 млн. марок для финансирования советских заказов в Германии
  • о торговле
  • о ненападении и нейтралитете

Как развивались отношения с Англией?

Ультиматум лорда Керзона (8 мая 1923г.):

  • прекратить подрывную деятельность против Англии в Афганистане и Иране
  • прекращение религиозных преследований в СССР
  • освобождение английских рыболовных траулеров

В 1924г. Англия все же признала СССР.

Даже откровенные подрывные действия Коминтерна в Европе и Конфликты из-за советской политике в Азии не стали препятствием для нормализации отношений СССР с европейскими странами. Заинтересованность в российском рынке и стремление не допустить чтобы все преимущества от его использования получила Германия, побудило западные страны, невзирая на антипатию к большевикам пойти на признание Советской России и установление с ней дипломатических отношений.

Советским дипломатам удалось помешать созданию общего фронта западных держав. Раппальский договор был «первой ласточкой». Уже в 1924г. Советский Союз был официально признан правительствами Англии, Франции, Италии, Швеции и ряда других стран. Между СССР и многими государствами были подписаны важные торговые и экономические соглашения. Советский Союз получил первые кредиты и займы. Заключены договоры о ненападении между СССР и его ближайшими соседями – Германией, Литвой, Польшей и др. советский Союз подписал первые в истории этих стран  равноправные с Ираном, Турцией, Афганистаном. Это укрепляло южные рубежи СССР.

В итоге, к концу 20-х гг. Советский Союз  значительно укрепил свои международные позиции. Это был итог реального компромисса

Англия проводила наиболее активную антисоветскую политику с середины 20-х годов. Желание развести СССР и Германию

В 1925г. Г.В.Чичерин писал советскому послу в Берлине Н.Н.Крестинскому:

«Основная мысль английской политики, или, точнее, одерживающего верх черчиллевского течения, заключается в том, чтобы изолировать СССР».

   В 1925 г. Великобритания совместно с Германией проводит конференцию в Локарно (Швейцария). В ней участвуют Франция, Бельгия, Италия, Польша и Чехословакия – государства, которые граничили с Германией. По условиям подписанных договоров Германия получала гарантии неприкосновенности западных границ, обусловленных Версальским договором. Что касается восточных границ (Польша, Чехословакия), таких гарантий принятий принято не было.

В чем опасность?

Приложение №:

  Министр иностранных дел Германии Штреземан писал в секретном письме: «Перед германской внешней политикой стоят три большие задачи: 1) благоприятное решение репарационного вопроса и обеспечение мира как предпосылка для будущего укрепления Германии. 2) я отношу сюда защиту немцев, живущих за границей, т.е. тех 10-12 миллионов соотечественников, которые в настоящее время живут в чужих странах, под иностранным ярмом. Третья крупная задача – исправление восточных границ, возвращение Германии Данцига, польского коридора и исправление границы в Восточной Силезии. В перспективе – присоединение немецкой Австрии»

  Содержали ли угрозу СССР подписанные документы в Локарно? Почему?

   Восточноевропейские страны были связаны с Францией союзными договорами. Но Франции не удалось убедить Великобританию гарантировать их границы, так как англичане не хотели рисковать вовлечением в войну из-за Польши или Чехословакии. Министр иностранных дел Англии Чемберлен говорил: «Ради «польского коридора» ни одно британское правительство не пожелает рискнуть костями одного-единственного британского гренадера». Уступки Германии должны были предотвратить её сближение с Советской Россией, которая, по словам Чемберлена «нависла, как грозовая туча, над восточным горизонтом Европы»

Чтобы избежать или хотя бы уменьшить нежелательные последствия Локарно, советское руководство добивается подписания договоров о нейтралитете с Турцией, Германией, Ираном, Литвой, Афганистаном. Весной 1926г. Германия предоставила СССР кредит в 300 млн. марок, позволивший в начале индустриализации разместить заказы на германских предприятиях.

Проанализируйте документ и ответьте на вопросы к нему?

Из отчета Я.К.Берзина о военном сотрудничестве с Германией.

Берзин Ян Карлович (1889-1938). Родился в семье батрака. В 1905 г. стал членом  РСДРП. За революционную деятельность неоднократно подвергался арестам и ссылкам. С декабря 1917 г. работал в аппарате НКВД РСФСР, возглавлял личную охрану Ленина и членов Советского правительства. Берзин стал одним из создателей системы военной разведки СССР. Создатель системы концлагерей, инициатор применения труда заключенных на Дальнем Востоке. В 1938г. был обвинен в государственной измене и расстрелян. Впоследствии реабилитирован.

    «В настоящее время наши взаимоотношения с рейхмвером имеют конкретное выражения:

а) взаимовыгодного ознакомления с состоянием и методами подготовки обеих армий путем командировки лиц командного состава на маневры, полевые поездки и на академические курсы;

б) в совместных химических опытах (предприятие «Томка»)

в) в совместной организации танковой школы в Казани («Кама»)

г) в авиационной школе в Липецке («Липецк»)

д) в командировках в Германию для изучения отдельных вопросов и ознакомления с организацией работ ряда представителей отдельных управлений.

   Наиболее ощутимые результаты нам дают поездки нашего комсостава на маневры, полевые поездки и академические курсы в Германии. Путем изучения организации отдельных родов войск и постановки штабной работы, методов обучения и подготовки, а также течения военной мысли наши командиры не только приобретают ряд полезных знаний, расширяют свой кругозор, но и получают известный толчок к изучению отдельных вопросов и самостоятельного решения их применительно к нашим условиям. Короче говоря, наши командиры, углубляя свои познания, приобретают так называемую «военную культуру».

  • В чем заключалось военно-техническое сотрудничество Советской России и Германии?
  • Объясните, почему военное сотрудничество было выгодно Германии и СССР?

С середины 20-х гг. были созданы тренировочно-испытательные базы для подготовки германских летчиков в Липецке и танкистов под Казанью. В Саратове функционировала советско-германская станция по по испытанию боевых отравляющих веществ. В течении 6-8 лет ежегодно в Советском Союзе проходили подготовку до 80 германских офицеров. Руководители рейхсвера нередко присутствовали на маневрах Красной Армии. Германская сторона, в свою очередь, предоставила возможность обучения для командиров Красной Армии в своих учебных заведениях. Такой курс прошли. Например, И.Уборевич, Р.Эйдман, И.Якир

В 1926 в Англии всеобщая забастовка горняков. Советское правительство через профсоюзы оказывает материальную поддержку (16 млн. инвалютных рублей),  английское правительство обвинило во вмешательстве во внутренние дела.

 В Польше был убит советский посол Петр Войков. В польских политических кругах открыто  говорилось, что у Англии есть программа польско-германского примирения, необходимая против похода против СССР. Убийство советского посла бросало новую искру в накаленную атмосферу, независимо от мотивов убийства. Англия, покровительствуя Польше, всячески пыталась втянуть в в антисоветский блок Германию.

В 1927 – разрыв дипломатических отношений и торговых отношений с Англией.  

(Стих. Маяковского Нетте)

Чичерин покидает дипломатический пост. Наркомом иностранных дел становится Литвинов.

Максим Максимович Литвинов (1878-1951), член партии с 1898г., агент «Искры», выполнял сложные партийные поручения в различных странах еще до революции. С 1918г. – член коллегии Народного Комиссариата иностранных дел, с 1921г. – заместитель Чичерина. Вот какую характеристику дал Литвинову Раскольников, проработавший под его руководством около десяти лет.

«Реалист и практик до мозга костей, один из умнейших старых большевиков. Литвинов с самого начала боролся с утопизмом Чичерина, который недооценивал Запад, через чур увлекался активной политикой на Востоке. Он сразу понял, что международное положение СССР всерьез и надолго укрепится лишь после того, как укрепятся внешние отношения с великими державами Запада. Как старый большевик и еврей, Литвинов стихийно ненавидел фашизм и, стремясь избежать войны с Германией, не допускал мысли о сближении с ней. Литвинов настолько поднял авторитет  Наркоминдела, что в 1933-1936гг. Политбюро безоговорочно принимало все его предложения».

Какие новые черты должны появиться во внешней политике страны в связи с назначением Литвинова?

Германия и СССР сотрудничали на протяжении 10 лет. В самой Англии влиятельные силы были заинтересованы в торгово-экономических связях с СССР. В разрыве отношений с Советским Союзом Англию не поддержали и французские политики.

   Постепенному налаживанию отношений СССР с западными странами способствовали:

  1. Объективная потребность мировой экономики, из которой  Россия не могла быть выключена без весьма болезненных последствий для других стран
  2. Устойчивая тенденция к усилению СССР, который очень скоро сумел заставить с собой считаться
  3. Рост прагматизма  в поведении руководства СССР в связи с угасанием надежд на мировую революцию

Активная внешняя политика СССР в Азии, в частности в Китае. Важное место в советской внешней политике отношения с Китаем. В 20-х годах здесь очень запутанная ситуация.. центральное пекинское правительство, многочисленные военные группировки. В южной провинции Гуандун у власти национальная партия Гаминдан во главе с Сунь-Ятсеном.  Здесь шла гражданская война. Правительство в столице слабой. Советское правительство поддержало организацию Гоминьдан во главе с Сунь-Ятсеном, которая сотрудничала с коммунистической партией Китая. Конечно, Коминтерн поддерживал революционные силы.

Сообщение о Сунь-Ятсене.

Им выделялась продовольственная, финансовая, военная помощь (оружие военные советники – Блюхер В.К., Бородин М.М. и др.). Япония и США поддерживали других китайских генералов, которые воевали против Гоминьдана. Но после смерти Сунь-Ятсена в 1928г.  новый руководитель - Чанкайши.

Сообщение о Чанкайши.

 Гоминьдан становится правящей партией. Чанкайши  разорвал союз с КПК. Советские специалисты уехали.

1929 – 1933 гг.

Международные отношения были противоречивые так как международная обстановка была сложная, быстроменяющаяся.

Какие экономические сложности оказали влияние на международные отношения?

  • Стабилизировалась и упрочилась экономика капиталистического мира, а в СССР определенные успехи имел НЭП
  • К 1930г. капиталистические страны потряс мировой экономический кризис.  А в СССР был свернут НЭП, руководство встало на путь командно-административных методов управления не только внутри страны, но и международным коммунистическим движением

В изменяющихся условиях по-разному складывались отношения с другими государствами.

Падение промышленного производства

США

Германия

Япония

Франция

Англия

1929 – 1933

46%

47%

37%

33%

24%

Германия отстаивает свое право на военный паритет (равенство сил) с Францией. Нашли понимание у Великобритании. Английские политики все больше склонялись к тому, что лучшей гарантией от новой войны будет не усиление давления на Германию, а её «умиротворение» путем уступок.

Вопрос и задание. Объясните, почему в этот период СССР проводил миролюбивую внешнюю политику? Определи причины и значение следующего:

Удельный вес Советского Союза

1930 год

1931 год

1932 год

в мировом импорте машин

30%

50%

Импорт машин из США

2-е место

1-е место

Импорт из Германии

24%

47%

1929 -1933 гг. – СССР приобретает 70%  экспортируемых Англией станков.

Что было главным для СССР?

  • Избежать втягивания в военные конфликты
  • В удобных случаях расширять свое влияние
  • Поддержка коммунистических  партий в других странах

В официальных выступлениях советские руководители заявляли о миролюбивой внешней политике.

1929 -1933 гг. – активные дипломатические контакты с Великобританией.

1932г. – договоры о ненападении с Францией, Финляндией, Латвией, Эстонией.

С США в основном торговые отношения. В 1930г. СССР второе, а в 1931г. первое место в импорте машин и оборудования из США. И только в 1933г. установлены дипломатические отношения.

Образование очаг военной опасности на Дальнем Востоке, где конкурентом США и Великобритании стала Япония, вынашивающая агрессивные планы

Приложение № 7

 В 1927г. глава правительства Японии генерал Танака направил императору меморандум, в котором говорилось: «Для того, чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того, чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай, все остальные малоазиатские страны, Индия будут нас бояться и капитулируют перед нами. Мир тогда поймет, что Восточная Азия наша, и не осмелится оспаривать наши права. Затем мы завоюем Малую, Центральную  Азию и, наконец, Европу».

  1. 1933 – 1939 гг.

К власти в Германии пришли нацисты во главе с Гитлером. Гитлер добился популярности, обещая немцам отомстить за поражение в I мировой войне. У населения было недоверие к демократическим институтам.  В программе нацистов  были идеи превосходства немецкой (арийской) расы, планы уничтожения многих других народов. Идея «великой Германии» предлагала захват ряда государств Европы, в том числе и России.  Одной из целей они объявили «окончательное решение еврейского вопроса». Нацисты объявили славян «недочеловеками», которых надо покорить и истребить.

Гитлер: Мы возобновляем движение в том направлении, в котором оно было приостановлено шестьсот лет тому назад. Мы прекращаем извечный натиск германцев на Юг и Запад Европы и обращаем взор на земли на Востоке. Если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то мы можем думать в первую очередь только о России и подчиненных ей окраинных государствах.

В Германии – фашистская диктатура, уничтожено коммунистическое движение, которое поддерживал СССР.

Левые партии Германии КПГ и СДПГ не смогли сплотиться. Коминтерн давал установки считать социал-демократов социал-фашистами. Коммунисты поддержали нацистов на референдуме о недоверии социал-демократическому правительству.

В советском  руководстве две точки зрения:

  1. Из позиций Сталина и поддерживающих его Молотова, Ворошилова, Жданова, Кагановича следовало, что СССР окружен со всех сторон враждебными государствами. Одно из них – фашистская Германия. Можно ждать нападения с любой стороны. Но еще в 1927г. Сталин писал: «Английский капитализм всегда был, есть и будет наиболее злостным душителем народных революций». Сталин не любил менять своих взглядов, поэтому Англия как возможный союзник не рассматривалась. Чтобы не оказаться против единого фронта западных государств, надо пробить брешь – заключить союз. Но с кем?

  1. Другое направление представляли Литвинов, Тухачевский, Бухарин. Они были убеждены, что германский фашизм – новое политической явление, угрожающее существованию всего человечества. Столкновение СССР с Германией неизбежно. Чтобы остановить фашистскую угрозу, необходим союз с умеренными буржуазными кругами, с буржуазными демократиями Англии, Франции, США. Кто  прав, какую точку зрения выбрать?

Сталин на XVII съезде ВКП (б) в 1934г.: «Некоторые германские политики говорят, что СССР ориентируется теперь на Францию, что из противника Версальского договора он стал его сторонником, что эта перемена объясняется установлением фашистского режима в Германии. Это неверно. Конечно. Мы далеки от того чтобы восторгаться фашистским режимом в Германии. Но дело не в фашизме, хотя бы потому что фашизм, например в Италии,  не помешал СССР установить наилучшие отношения с этой страной.

Только в 1935г. в Москве состоялся VII конгресс Коминтерна. Фашистская Германия – главный поджигатель войны. Необходим антифашистский народный фронт. В 1936г. самые разные политические партии во Франции, Испании объединились в Народные франты и одержали победу на выборах

 Руководители компартий (прежде всего Георгий Димитров, Германия, и Морис Торез, Франция), а также очевидность наступления фашизма заставили Сталина снять свои оценки. К этому времени компартии теряли массовую поддержку, так как выступали под лозунгами немедленной социалистической революции, установления диктатуры пролетариата. Победа фашизма в Германии с ужасающей ясностью  показала опасность этого страшного явления.

Новый курс Коминтерна помог созданию Народных фронтов в Испании, Франции, Чили. Это задержало распространение фашизма в Европе и в Латинской Америке.

Историки:

  • возможно, советский лидер поначалу просто недооценил исходившую от нацистов опасность. 
  • Ряд исследователей, особенно на Западе, считают, что Сталин сознательно делал ставку на приход Гитлера к власти. В 1931 г. Сталин говорил лидеру немецких коммунистов: «Не думаете ли вы, что если националисты возьмут власть в Германии, их главной заботой будет Запад? Тогда мы сможем спокойно строить социализм».

Думаем, что наука еще не может твердо утверждать, почему в условиях растущей фашистской опасности Сталин требовал от коммунистов Германии считать главным врагом социал-демократов.

 Гитлер не сразу пошел на разрыв с СССР. В марте 1933г. говорил о готовности поддерживать дружественные отношения с Москвой. Но вышла из Лиги  Наций. Яростный антикоммунизм. Это побудило советское руководство позаботиться о создании международной системы противодействия агрессии и укрепления отношений с демократическими странами. Решительным противником сближения с Гитлером  и сторонником сближения с Англией и Францией был советский нарком иностранных дел Литвинов.

В 1932г. на выборах в США победил кандидат от демократической партии Ф.Рузвельт. он выступил за отказ от конфронтации с СССР и нормализацию двусторонних отношений.  1933 – установление дипломатических отношений.

Подходы к проблеме европейской безопасности в 1930-е гг.

Политика «умиротворения агрессора»

Политика коллективной безопасности

Великобритания и Франция стремились избегать конфликтов и мировой войны

 

Территориальная неприкосновенность границ, закрепленная в документах Лиги Наций

Уступки агрессору, чтобы не понести жертв, связанных с войной

Заключение соглашений о взаимной помощи против агрессора

США – политика изоляционизма в европейских делах

Необходимость сотрудничества Великобритании, Франции с Советским \Союзом

Стремление направить германскую агрессию против СССР

Что могла представлять собой система коллективной безопасности? Её участники в Европе и на Дальнем Востоке заключают между собой договор, гарантирующий нерушимость границ, и обязуются оказывать помощь тому, кто подвергнется нападению. Кроме того, не оказывать помощь стране-агрессору и бороться за её изоляцию.

Вести активную политику по созданию системы коллективной безопасности можно, лишь вступив в Лигу Наций. Тем более, что из неё кроме Германии вышла и Япония. Инициативу приглашения СССР в Лигу Наций взяла на себя Франция. Почему? Ее поддерживали союзники, прежде всего Чехословакия. В 1934г. с согласия 30 государств  СССР стал членом Лиги Наций.

Если в 1922г. на Генуэзской конференции правящие круги капиталистических стран пытались вовлечь Советскую республику в Лигу Наций на условиях отказа своей социально-политической системы, то в 1934г. «плату» за прием требовать не пытались.

Как вы думаете, почему? Вспомните экономическую ситуацию 1922г. в стране. Была ли она таковой в 1934г?

В 1934-1937 годах СССР заключил договоры о ненападении с Францией, Чехословакией, Монголией.

Политика западных держав в отношении фашистской Германии в 30-е гг. получили название политика «умиротворения» агрессора.

  • Подтвердите примерами действия Англии и Франции по «умиротворению» Германии.

  • Почему Англия и Франция не предпринимали решительных действий, чтобы остановить захваты Гитлера в Европе?

 Вышедшие из Лиги Наций Германия и Япония заключают в 1936г. антикоминтерновский пакт, к которому в 1937г. присоединилась фашистская Италия.

Работа с Атласом

Германия ввела войска в Рейнскую демилитаризованную зону.

 В ответ на советско-французский договор о взаимопомощи. «Если бы французы вошли тогда против нас, мы бы удирали, поджав хвост, так как военные ресурсы наши были недостаточны для того, чтобы оказать даже слабое сопротивление». Франция тогда могла, затратив минимальные усилия, добиться краха гитлеровской диктатуры и избавить мир от ужасов II мировой войны, а себя от унизительного поражения и оккупации. Фельдмаршал Кейтель говорил на Нюрнбергском процессе: «После того, как Гитлер увидел, что ему все сходит с рук, вот тогда- одна акция стала следовать за другой»

Западные страны предпочли пойти на налаживание отношений с Германией.

Гражданская война в Испании. СССР помощь республиканскому правительству, против которого поднял мятеж фашистский генерал Франко. Италия и Германия значительную помощь. Англия и Франция призвали к невмешательству в испанские дела.  Добровольцы из СССР: около 600 военных советников, летчики, танкисты, артиллеристы. Из 54 стран мира посланцы Коминтерна около 50 тыс. человек. О гражданской войне писали советские газеты. Простые люди переживали о происходившем на Пиренеях так, словно речь шла об их собственной стране. Во многих домах висели карты Испании, на которых вслед за сообщением сводок передвигались флажки, обозначавшие границы республиканской территории. В СССР были отправлены тысячи испанских детей, чьи родители сражались или погибли в боях против франкистов. Но помощь СССР не могла сравниться с германской и итальянской и в 1939г. испанская республика пала.

Западные страны – невмешательство, так как победа любой стороны (советской или немецкой) ослабляла их собственные позиции.

Антисоветизм был главным принципом внешней политики Гитлера, и он помогал успокаивать правящие круги Запада

Из речи Гитлера в мае 1935г.: «Германия не мыслит завоевать другие народы. Германия торжественно признает границы Франции. Германия заключила пакт о ненападении с Польшей. Мы будем соблюдать его неукоснительно. Мы считаем Польшу родиной великого народа с высоким национальным самосознанием. Германия не имеет намерений вмешиваться во внутренние дела Австрии, аннексировать Австрию или присоединять её».

Мюнхенской соглашение в сентябре 1938г. присоединение Судетов – промышленно развитой области Чехословакии – к Германии, но это лишь разожгло аппетиты Гитлера.

Вернувшись из Мюнхена 1 октября 1938г., премьер-министр Англии Чемберлен заявил: «Отныне мир обеспечен на целые поколения!»

Лишь наиболее дальновидные английские политики понимали, что Мюнхенское соглашение станет трагедией для Британии. У.Черчилль заявил: «Мы потерпели полное и абсолютное поражение. И не думайте, что это конец. Это только начало расплаты»

До начала Второй мировой войны оставалось ровно 11 месяцев.

На Дальнем Востоке в этот период произошли боевые действия, в которых участвовал Советский Союз.

  1. Конфликт на КВЖД. Она принадлежала и СССР и Китаю. Но фактически вся администрация была советская. Чанкайши пытался вытеснить и взять все под свой контроль. Это привело к вооруженному конфликту. Советские войска разгромили китайские. Разорвали отношения с СССР. Восстановили отношения только после захвата Японией северо-восточной части Китая – Маньчжурии.
  2. События у озера Хасан 1938г. ком. сов. войсками Блюхер.
  3. События  в районе реки Халхин-Гол 1939.  Ком. Г.К.Жуков. Во время этих событий произошли вооруженные столкновения между частями Красной Армии и японской Квантунской армией

Международная напряжённость в конце 30-х годов нарастала. СССР оказался в полной изоляции между противостоящими друг другу блоками капиталистических стран. В один из них входили Германия, Италия, Япония, в другой – США, Англия и Франция, несмотря на острые противоречия, эти страны объединяла жгучая ненависть к Советскому Союзу. Мюнхенское соглашение 1938 г. и отторжение от Чехословакии Судетской обл. в пользу Германии, окончательно развеяло надежды на создание системы коллективной безопасности. Англо-германская и франко-германская декларации, подписанные в 1938 г. демонстрировали политику умиротворения агрессора. Переговоры о подписании равноправного трёхстороннего договора о взаимопомощи СССР с Англией и Францией к августу 1939 г. не имели существенного прогресса.

После Мюнхена начинается охлаждение отношений Англии и Франции с Германией, и делаются попытки наладить сотрудничество с СССР. Контакты начинаются сразу после оккупации гитлеровцами Праги. Рассматриваются проекты договора о взаимной помощи  в связи с планируемой германской агрессией. Каждая сторона старалась получить преимущества. Западные страны: заставить СССР выставить значительно больше вооруженных сил в случае начала военных действий. СС СР: увеличить свое политическое влияние в Польше, Румынии, Прибалтике.

17 августа 1939г. военные переговоры зашли в тупик.

4 этап

Опасность быть втянутым в войну на два фронта – с фашистской Германией на западе и милитаристской Японией на востоке подталкивала СССР к союзу с главным мировым агрессором.

Нам предстоит разобраться, было ли подписание советско-германского договора о ненападении правильным решением руководства СССР? Какие последствия имел Пакт о ненападении для СССР?

Учитель: знакомит с разнообразием взглядов на заключение советско-германского договора 1939 г. (А.Гитлер, А.Жданов, В.Молотов, И.Сталин). Изучение содержания Пакта о ненападении и дополнительного секретного протокола 1939 г. происходит по фрагментам презентации и документам. Дополнительно, учитель сообщает оценку Черчиллем договора о ненападении: "Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение – Гитлеру или Сталину…Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным”.  Гегемонизм Германии стал главным мотивом Гитлера, который успел узнать в Мюнхене трусливость Даладье и Чемберлена, чтобы атаковать Германию. Для Сталина основная задача бала в том, чтобы избежать войны. А в случае нападении Германии вести наступательные боевые действия на чужой территории малой кровью и превратить их в войну гражданскую – мирового пролетариате с мировой буржуазией. С опережением учитель сообщает о "советизации” Прибалтики и причинах советско-финской войны. Учащиеся должны выработать свою позицию по поводу политических мотивов руководителей двух стран при заключении Пакта о ненападении 1939г.

Раб. Уч-ся. Работа с документами: советско-германский договор 1939 г.; секретный протокол к договору 1939 г.

 Познакомьтесь с фрагментом секретного дополнительного протокола на стр. 145 учебника и ответьте на поставленные к нему вопросы. Проследите по картам №8 «Советский Союз в 1920-1930-х гг.» (стр. X-XI) и №9 «Агрессия Германии и Италии в Европе» (стр. XII) территории попавшие в сферу влияния СССР и Германии по секретному дополнительному протоколу.


  • Почему секретный дополнительный протокол пакта Молотова-Риббентропа спровоцировал начало новой мировой войны?

  • Почему Советский Союз проявлял особый интерес к указанным в протоколе территориям?

  • Как вы думаете, означало ли подписание секретного протокола о совпадении интересов Германии и СССР на том этапе международных отношений?


Какая система международного устройства мира пересматривалась Германией и СССР? Вспомните, когда и в результате каких событий эта система сложилась?

Заполнение карточки самоконтроля

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Тема урока

Какие ключевые понятия и события усвоил

Что вызвало трудности?

Личная оценка активности и вклада в урок

Конструктивные предложения по уроку

   

6 этап урока. Рефлексия.

Продолжить различные суждения о заключении Пакта о ненападении 1939 г.:

Политики западных демократии  считали советско-германский договор  …….
Современные эксперты дипломатии  были убеждены …………

Политики советской России  видели в Пакте о ненападении ……….

 Домашнее задание.  Закончить составление таблицы 1. Подготовиться к контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ » (1725-1762 ).Внешняя политика»

После смерти в 1725 г. Петра I царствовавший дом распался на две линии — императорскую и царскую.По образному выражению В.О. Ключевского, период со смерти Петра I до воцарения Ека...

Внешняя политика Екатерины II.Презентация.Конспект урока.

Презентация по теме "Внешняя политика Екатерины II", конспект урока...

Методическая разработка учебного занятия «Индустриализация в СССР в 1920-1930-е гг.»

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования вводят новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявл...

План – конспект открытого урока по истории Тема: «Внешняя политика России во второй половине XIX в».

Цель  урока: Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX  в.Задачи урока:- обучающие:  выяснить причины и ход действий России по отмене ...

Самостоятельная работа по истории на тему "Внутренняя и внешняя политика Александра I" (8 класс)

Самостоятельная работа имеет 4 части (Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы; Часть 4* Установите соответствие между датами и событиями.).В комплект текстовог...

Ликвидация неграмотности в СССР в 1920-1930-е годы причины, методы и результаты.

Проблемы ликвидации неграмотности в СССР в 1920–30-е гг. интересовали многих историков, поэтому историография данного вопроса является довольно обширной.По результатам первой российской переписи...

Практическая работа "Внешняя политика СССР в 20-е годы 20 века

Формировать представление об особенностях внешней политики СССР в 20е годы Задачи:Определить причины  международных договоров,  Рассмотреть условия Генуэзской конференции и Рапальского ...