Технология проблемного обучения на уроках математики
статья
Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.
Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsia_urokov_matematiki_s_elementami_prob_1.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения на уроках математики
Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.
Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
- Как тема урока.
- Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:
- Актуализация знаний.
- Постановка проблемы.
- «Открытие» детьми нового знания.
«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.
В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности. Существует три возможности постановки проблемы на уроке:
- Создание проблемной ситуации
- Подводящий диалог
- Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема
Первый путь создания проблемной ситуации.
Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.
Третий путь постановки учебной проблемы
Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.
Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.
На уроках математики используются рассмотренные нами приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с «удивлением», где:
- сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
- обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).
Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.
В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности.
На уроках математики в начальных классах дети сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и половина других упражнений, представленных в учебниках математики, и есть своего рода проблема, над решением которых ученик должен задуматься, чтобы не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.
Приведём примеры создания разных проблемных ситуаций на уроках математики:
1.Пример создание проблемной ситуации методом Побуждающего от проблемной ситуации диалога
УМК «Гармония», урок математики, 2 класс, вторая часть,
Тема: «Умножение на нуль и на единицу»,стр.57.
Анализ | Учитель | Ученики |
Задание на известный материал Задание на новый материал побуждение к осознанию Побуждение к проблеме | -На доске записаны два столбика выражений 8*2 8*0 7*4 6*1 9*3 15*0 -Замени умножение сложением и вычисли значения произведений в первом столбике - Замени умножение сложением и вычисли значения произведений во втором столбике -Вы смогли выполнить задание? -В чем затруднение? - Чем выражения второго столбика отличаются от выражений первого столбика? -Значит, какая сегодня тема урока? | Выполняют задание Испытывают затруднение(возникает проблемная ситуация) -Нет не смогли. -Не знаем как умножение заменить сложением. -Во втором столбике записаны выражения, в которых умножение на нуль и на единицу.(осознание противоречия) -Умножение на нуль и на единицу.(учебная проблема как тема) |
2. Пример создание проблемной ситуации методом подводящего к теме диалога.
УМК «Гармония», урок математики, 2класс, Вторая часть,
Тема: «Трёхзначные числа», стр.27.
Анализ | Учитель | Ученики |
Подводящий к теме диалог Тема | -Сколько однозначных чисел ты знаешь? -Назови наименьшее однозначное число -Сколько двузначных чисел ты знаешь? -Назови самое большое двузначное число -По какому признаку можно разбить числа 7,38,50,6,4,78,87,92,3,0 На две группы? -Какое число «лишнее»? 83,54,49,100,32,23,94 -Знаете ли вы ,как оно называется? -Значит, какая сегодня будет тема урока? | -10. -0. -90. -99. -Однозначные и двузначные. -100. -сто. -Трёхзначные числа. |
3. Пример создание проблемной ситуации методом сообщения темы с мотивирующим приёмом.
УМК «Гармония», урок математики, 2 класс, первая часть, Тема: «Квадрат», стр.91
Учитель: Сегодня мы начнем новую тему, я какую- вы легко догадаетесь сами, прослушав стихотворение: Познакомитесь, вот…….! Он знакомству очень рад! В нем угла уже четыре. Нет его ровнее в мире: Стороны четыре в нем, Две скрепляются углом. Круг в нем может разместиться, В куб он сможет превратиться. - Кто догадался, о какой геометрической фигуре идет речь в стихотворении? Верно. Квадрат – тема нашего урока. |
В ходе работы постановки проблемных ситуаций по трем методам мы пришли к выводу, что в учебнике УМК «Гармония» уже рассмотрены проблемные ситуации, т.к. они разработаны в соответствии с ФГОС НОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....
Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»
Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности 140448 «Техническая экспл...
Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»
Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности 140448 «Техническая экспл...
План бинарного урока (литература +история) на тему "Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского"с применением технологии проблемного обучения
На данном уроке применяется технология проблемного обучения, используются активные формы и методы обучения, элемент технологии критического мышления, позволяющие быстро включиться в работу, сделать вы...
статья "Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории"
Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний. На уроках обществознания и истории данный метод можно применять т...
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ, МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором»
В докладе для преподавателей освещается тема проблемного обучения на уроках МДК03.02 "Хоровой класс и управление хором"...
Применение технологии проблемного обучения на уроках физики
Применение технологии проблемного обучения на уроках физики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, ...