Модульное обучение как эффективный способ формирования специалиста в системе профессионального образования
статья

Сидорюк Елена сергеевна

Статья посвещена возможности использования технологии Модульного обучения в образовательном процессе СПО. Рассмотрены принципы Модульного обучения в соответствии с потребностями современного рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модульное обучение как эффективный способ формирования специалиста в системе профессионального образования

В настоящее время задачей учебных заведений является не только предоставление молодежи общее образование и профессию на всю жизнь, но и формирование предпосылок к возможному освоению новых технологий, техники, к повышению квалификации и освоению новых специальностей, т.е. к самообразованию и саморазвитию.

 Современные процессы модернизации системы профессионального образования связанны с инновационным характером изменения содержания образования, образа деятельности, в результате меняются требования к уровню профессиональных и общих компетенций специалистов. 

Проблемы, с которыми сталкивается педагоги при работе с первокурсниками:

 - различная степень адаптации к новым условиям;

 - различный уровень подготовки;

 - низкий уровень самостоятельной деятельности;

 - проблемы в проведении различных исследований, и обработка их данных;

 - анализ проблемных ситуаций по учебной, профессиональной или исследовательской теме.

Для преодоления этих проблем эффективным способом является использование модульно-блочное обучение, которое нацелено на формирование специалиста, способного к самореализации, к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности, к решение жизненных и профессиональных проблем. Модульно-блочное обучение – одна из педагогических технологий, которая, по сути, является личностно-ориентированной. Позволяющая одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы студентов.

Данная технология основывается на самостоятельном добывании студентами знаний в процессе работы с учебной, научно- популярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. Меняется роль преподавателя, он является тьютером.

Модуль способствует развитию у студента интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью. Использование на уроках химии модульно-блочной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого студента, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.

 Модуль в переводе — «мера», функциональный узел. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Внутри модуля, как целевого функционального узла, содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями.

В соответствии с современными представлениями под термином «модульное обучение» понимают технологию обучения студентов, основными средствами которого являются модуль и модульная программа.

В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции. В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся. Целью модульно-компетентностной технологии обучения является создание условий для формирования компетенций и успешности обучения, для развития творческой познавательной активности и самостоятельности студентов.

 Главная идея этой технологии заключается в создании условий для достижения высоких и прочных результатов обучения студентов, а также для развития их творческого потенциала. Такими условиями служат модульная организация учебного процесса, постоянное отслеживание уровня достижений и много балльное оценивание успешности обучения студентов.         Можно считать, что модульно-компетентностное обучение при условии его правильного применения может являться средством формирования профессиональных компетенций будущих специалистов именно в силу своих существенных признаков: модульности, компетентности и рейтинговости. Эти признаки создают возможности формирования профессиональных компетенций, поскольку центр тяжести переносится на формирование способностей студента к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков — категорий, входящих в понятие «компетенция». В Нижегородском строительном техникуме реализуются ключевые принципы модульного обучения:

 Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества. Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. ·Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться; ·Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.

 Принцип действенности и оперативности знаний и системы. В звеньях сферы образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.

Для достижения поставленных целей применяется междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности.

Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. ·

При индивидуализации содержания обучения проводится исходная диагностика знаний (входной контроль). ·    Проводится индивидуальный контроль после достижения определенной цели обучения. В работе преподавателями используются активные методы обучения, широко применяются информационные технологии, студент сам принимает решения, а преподаватель лишь корректирует их. Особое внимание при этом обращается на индивидуальность студента.

Студентами выполняются лабораторно — практические работы, курсовые работы, в ходе которых они приобретают навыки работы на компьютере с разными программами. В лабораториях и мастерских создаются реальные производственные ситуации, в которых будут работать выпускники. Студенты могут попробовать свои профессиональные возможности на разных участках работы, что способствует овладению практическими компетенциями и повышает конкурентоспособность выпускников. В рамках реализации новых стандартов актуальность использования технологии модульного обучения возрастает, так как она содействует развитию самостоятельности студентов, обеспечивает индивидуализацию обучения, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

 Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволяет оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов.

Литература

1. Асророва М. У. Модульные технологии обучения  // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 154-156.

2. Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 756-757.

3. Лабанова В. Н. Модульно-блочная система обучения в СПО  // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 46-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии....

Технология проблемного обучения - эффективный способ формирования компетенций

Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации, направляет учащихся на самостоятельную поисковую деятельность...

Применение обучающих игр, как эффективных форм инновационных технологий в среднем профессиональном образовании.

Методическое пособие разработано для преподавателей средних специальных технических учебных заведений. Основная цель разработки - способствовать повышению уровня подготовки студентов и выработке у них...

Сетевое взаимодействие смешанного обучения в системе профессионального образования Московской области

Сетевое взаимодействие смешанного обучения в системе профессионального образования Московской области...

Мастер-класс как эффективная форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Главной и основной целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравст...

Эффективные способы формирования педагогом психологического климата в студенческой группе

Создание благоприятного социально –психологического климата в группе, как одна из современных форм работы с молодежью....