контурная резьба на уроках технологии
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Тема выступления: « Контурная резьба по дереву на уроках технологии»
Пополитов Алексей Юрьевич учитель технологии МБОУ СОШ с. Конь-Колодезь, учитель технологии МБОУ «Лицей села Хлевное»
Выбор такой технологии, как резьба по дереву мною был обусловлен слабой материальной базой по технологии в образовательном учреждении. Кроме того, в 6 -7 классе по программе Симоненко было предусмотрено изучение декоративно - прикладного творчества - в частности рассматриваются такие технологии как маркетри, интарсия, филигрань, контурная и геометрическая резьба по дереву.
В программе ФК ГОС с учетом регионального компонента резьба по дереву отлично вписывалась в разделы по деревообработке 6,7 класса и можно было включить в 8 классе, а также в региональном компоненте - краеведение. В программе технологии по новому стандарту педагогу, точнее образовательному учреждению предоставлен выбор технологии, которую будут изучать на уроках. Я решил взять за основу технологию резьбы по дереву. Кроме этого резьба по дереву может быть использована во внеурочной деятельности, которая по ФГОС обязательна. Часть практики и проектной деятельности по технологии подразумевается именно во внеурочной деятельности.
В своем выступлении я хочу остановиться на применении данной технологии при изучении отдельных разделов программы.
Практическую часть я начинаю в разделе моделирование. Первое что должно быть у резчика по дереву - это нож. При этом наборы которые продаются в ближайших магазинах никуда не годятся. Некоторые обучающиеся торопились и покупали наборы по 2 -3 тысячи рублей, а на практике у них даже заточить такой нож не получалось, не говоря уже об удобстве ручки ножа. Поэтому первый этап - это моделирование удобной рукоятки, которую удобно будет держать в руке конкретному человеку.
Для этого я даю попробовать на простом материале ( например на наличнике или доборе из прессованного картона) вырезать фигурку различными ножами. Ученик выбирает наиболее удобную для него длину, а затем делает удобную форму из пластилина или других легко обрабатываемых материалов.
Кроме этого можно спроектировать небольшое приспособление для заточки инструмента. Для этого на фанере или деревянном бруске надо приклеить наждачную бумагу с зернистостью 240-500 и кусок кожи (для доводки ножа пастой ГОИ)
Все это можно включить в следующий раздел программы: «Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей (-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы.»
Особое внимание надо уделить и заготовке материала для резьбы по дереву. Практическую часть можно включить в раздел: «Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.»
В разделе: « Технологии в сфере быта. Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.» можно в качестве практики разработать хлебницу или подставку под горячее .
Наибольшую свободу действий педагогу дает следующий раздел:
«Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации технологического процесса.
Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательной организации).
Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта.
Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание).
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности) .»
Итак, мы определились с разделами программы, в которые может быть включена резьба по дереву. Но не надо забывать еще о разделах, связанных с черчением, поскольку для геометрической резьбы требуется предварительно сделать хороший эскиз.
Я считаю, что резьбу по дереву можно включать в рабочую программу различных классах. Начинать желательно с наиболее простого, например с геометрической резьбы. На своих уроках в качестве практики я даю на задание - вырезать свой знак зодиака на небольшой дощечке. Следующим объектом труда может быть подставка под горячее или ключница. В разделе программы, предусматривающей сборку изделия из нескольких элементов, можно сделать рамку для фотографии. Эту рамку можно сделать и в более сложном варианте - с элементами геометрической резьбы.
Но начнем по порядку. Основными этапами изготовления изделия являются:
- заготовка древесины
- обработка заготовки
- тонирование заготовки
- разработка эскиза для контурной резьбы
- нанесение рисунка на заготовку
- выполнение контурной резьбы
- покрытие изделия лаком.
Сама технология выполнения контурной и геометрической резьбы подробно описана в учебнике В.Д Симоненко.
При разработке эскиза помогают простые приемы рисования из детских книг по рисованию. Так, например, в раскраске «Зимние узоры» приведен пример как нарисовать снегиря. С этим рисунком может справиться и дошкольник, но сложность будет заключаться в том , чтобы доработать этот рисунок и сделать его удобным для прорезания ножом.
Такой рисунок очень хорошо получается на косом срезе дерева. Для этого хорошо подходит липа и осина, да и заготовить такой материал намного проще.
Можно работать и с елью и сосной , но это требует уже определенного мастерства, поскольку они не предназначены для резьбы по дереву. Для этого надо правильно расположить рисунок, чтобы нож резал вдоль волокон.
Вот еще примеры объектов для труда.
Подставка под горячее
Ключница
Крышка шкатулки
Подставка
Заготовка для контурной или геометрической резьбы по дереву - лопатка для кухни
Подводя итог, хочется сказать , что резьба по дереву является одной из самых доступных технологий, которая прекрасно вписывается во многие разделы программы как ФК ГОС , так и ФГОС. Она не требует больших материальных затрат, но требует от педагога большого внимания, поскольку дети работают с довольно острым инструментом. Возможность сделать подарок для семьи своими руками формирует у ребенка чувство ответственность и значимости его труда .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Технология обработки пояса: притачной пояс, под резинку, корсажной тесьмой, без пояса.
Цели: Способствовать восприятию, осмыслению знаний о технологии обработки пояса (притачного, под резинку, корсажной тесьмой, без пояса)Способствовать формированию умений и навыков выполнять обра...
План проведения открытого урока "Технология обработки текстовой и графической информации" по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
План проведения открытого урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: "Технология обработки текстовой и графической информации" ...
Доклад на тему:Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными...
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии....
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Компьютерные технологии на уроках технологии Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, вызывает необходимост...
Результативность применения на уроках технологии и во внеурочной деятельности технологий и методик личностно-ориентированного обучения.
Делюсь своим опытом по применению личностно-ориентированного обучения....