МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
учебно-методический материал
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГАПОУ Республики Бурятия
«Техникум строительства и городского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Преподаватель Ёлшина Марина Александровна
Улан-Удэ
2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод. указания по СРС | 60.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГАПОУ Республики Бурятия
«Техникум строительства и городского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Преподаватель Ёлшина Марина Александровна
Улан-Удэ
2021
Содержание
- Введение с. 3
- Организация самостоятельной работы с учебной литературой с. 6
- Методические указания к выполнению реферата с. 8
- Методические указания к выполнению эссе с. 11
- Методические указания к выполнению мультимедиа-презентаций с. 13
- Методические указания к выполнению индивидуального проекта с.15
- Контроль результатов самостоятельной работы студентов с. 19
- Самостоятельные работы студентов по русскому языку с. 21
- Самостоятельные работы студентов по литературе с. 22
- Примерные темы для индивидуальных проектов по русскому языку с. 25
- Примерные темы для индивидуальных проектов по литературе с. 26
- Список использованных источников с. 27
Введение
В соответствии со статьей 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Достижение указанных целей предполагает существенное повышение роли самостоятельной работы обучающихся в рамках учебного процесса, усиление ответственности педагогических работников за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование познавательного интереса обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.
Обеспечение эффективной самостоятельной работы обучающихся – одно из требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, установленное федеральными государственными образовательными стандартами.
Целями самостоятельной работы обучающихся являются:
- углубление и расширение теоретических знаний;
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- формирование умений использовать нормативные правовые акты, справочную документацию, специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся:
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; - развитие исследовательских умений.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторную самостоятельную работу;
- внеаудиторную самостоятельную работу.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется во время учебных занятий под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа (далее - самостоятельная работа) выполняется обучающимся также по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Видами (формами) самостоятельной работы могут быть следующие:
- Изучение содержания раздела (параграфа) учебника (учебного пособия, нормативного правового акта, первоисточника и т.п.) и выполнение конкретного задания: составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста и др.
- Аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.).
- Составление библиографии, тематических кроссвордов.
- Выполнение различных заданий с элементами исследования с использованием словарей, справочников, баз данных, аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др.
- Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника, учебного пособия, аудио- и видеозаписей и т.п. Составление плана ответов на вопросы по изученному материалу. Выполнение конкретных письменных заданий.
- Составление таблиц для систематизации учебного материала.
- Подготовка реферата, доклада, сообщения по заданной преподавателем или по выбранной обучающимся самостоятельно теме к выступлению на семинаре, конференции.
- Индивидуальный проект.
Задания для самостоятельной работы, основанные на индивидуальном подходе к их содержанию с учетом специфики специальности (профессии), изучаемой дисциплины, курса (модуля) и особенностей обучающегося делятся на три группы:
- задания, образцы выполнения которых обучающемуся уже известны;
- задания, требующие избирательного отношения, обучающегося к известным ему средствам и методам решения поставленной задачи;
- задания, включающие элементы самостоятельного исследования, когда создается дидактическая ситуация, направленная на отыскание обучающимся новых средств и методов решения поставленных задач.
Перед выполнением обучающимися самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, сообщая:
- цель задания;
- содержание задания;
- сроки выполнения задания;
- ориентировочный объем работы;
- основные требования к результатам выполнения задания;
- критерии оценки;
- типичные ошибки, встречающиеся при выполнении задания.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, курса (модуля).
Во время выполнения обучающимися самостоятельной работы преподавателем могут проводиться консультации за счет объема учебного времени, выделенного на консультации.
Самостоятельная работа может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности и уровня умений обучающихся.
1. Организация самостоятельной работы с учебной литературой
Самостоятельная работа с учебной литературой разнообразна и включает составление плана, выписок, тезисов, резюме, конспектов.
План - наиболее краткая форма записей, перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. Приступая к составлению плана, необходимо написать название произведения, документа, дату и место издания, краткую характеристику обстановки, в которой оно было написано.
Этапы работы над планом:
- Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
- Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
- Озаглавьте части.
- Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
- Запишите план.
Требования к плану:
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Выписки - это либо цитаты, т. е. дословная передача того или иного отрывка изучаемого произведения, характерных фактов, статистических данных, либо краткое, близкое к дословному изложение таких мест. Выписки помогают глубже понять прочитанное, позволяют избежать ошибок и неточностей при воспроизведении оригинала. Таким образом, выписка – это составная часть тезисов и конспектов.
Тезисы - это более совершенная форма записей. Они представляют собой сжатое изложение основных мыслей. Особенность тезисов - их утвердительный характер (по-гречески «тезис» означает «утверждаю»). Тезисы не повторяют дословно текста прочитанного произведения, но близки к нему. В них излагаются важные выводы и обобщения, воспроизводятся характерные высказывания автора.
Резюме - краткая оценка прочитанного. Если аннотация характеризует содержание произведения, то резюме излагает его выводы. Эту форму записей полезно использовать в процессе подготовки доклада, реферата, когда требуется по данному вопросу прочитать и дать оценку различным точкам зрения.
Конспект - это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат.
Конспекты бывают нескольких видов: плановые, текстуальные, свободные и тематические:
- плановые конспекты - это конспектирование книги по ее плану, по разделам, главам и параграфам, такой конспект полностью отражает структуру книги. Его можно строить в форме вопросов и ответов.
- текстуальный тип конспекта представляет собой собрание цитат, которое дает основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.
- свободный тип конспекта - комбинированный, сочетает цитаты с пересказом своими словами содержания отдельных разделов.
- тематический тип конспекта предполагает подбор цитат из разных источников или пересказ чужих мыслей, разнесенных по рубрикам, по пунктам плана, раскрывающим содержание темы.
Основные требования к работе с учебной литературой:
- должны быть зафиксированы исторические условия, предпосылки, время написания работы, задачи, проблемы, поставленные автором;
- записи должны быть ясными и краткими;
- рекомендуется записывать на полях собственные мысли, замечания, дополнения;
- для развития зрительной памяти, старайтесь разнообразить шрифты, подчёркивать цветными карандашами главные положения и мысли.
2. Методические указания к выполнению реферата.
Реферат (от лат. rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется самому студенту.
Этапы работы над рефератом
- Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
- Подбор и изучение основных источников по теме.
- Составление библиографии.
- Обработка и систематизация информации.
- Разработка плана реферата.
- Написание реферата.
- Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражать
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на авторов работ;
- актуальность поставленной проблемы;
- материал, подтверждающий научное, либо практическое значение работы.
Компоненты содержания Титульный лист.
- План-оглавление (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
- Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность выбранной темы, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы). Основная часть (каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждение, исследования автора или его изучение проблемы).
- Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
- Список литературы (в соответствии со стандартами). Титульный лист реферата
Вверху указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, группа, ниже - ФИО и должность руководителя. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы.
Требования к оформлению реферата:
Объем реферата - 10-20 страниц. Шрифт - Times New Roman, размер - 14, интервал - 1,5. Поля: слева - 3 см, справа - 1 см, сверху и снизу - по 2 см (стандартные для Microsoft Word). Текст реферата размещается с центрированием
«по ширине страницы». Абзацы выделяются красной строкой с отступом не менее 1,2 см.
Каждая часть начинается с новой страницы. Реферат должен иметь сквозную нумерацию страниц. Титульный лист считается, но номер на нем не ставится. В списке литературы для реферата источников должно быть 4-10. Впереди идут нормативные акты, потом книги, далее печатная периодика, источники с электронных носителей, интернет-источники.
Критерии оценки реферата:
Общие критерии:
- соответствие реферата теме,
- глубина и полнота раскрытия темы,
- адекватность передачи первоисточника,
- логичность, связность, доказательность,
- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение),
- оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
- языковая правильность.
Частные критерии:
- Критерии оценки введения:
- наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;
- наличие сформулированных целей и задач работы, - наличие краткой характеристики первоисточников.
- Критерии оценки основной части:
- структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;
- наличие заголовков к частям текста и их удачность;
- проблемность и разносторонность в изложении материала, - выделение в тексте основных понятий и терминов их толкование, - наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
- Критерии оценки заключения: - наличие выводов по результатам анализа, - выражение своего мнения по проблеме.
Оценка за реферат:
выполнено от 65 % до 80 % указанных выше требований - оценка “3”, 80 - 90 % требований, оценка “4”, 90 - 100 % - оценка “5”.
3. Методические указания к выполнению эссе
Эссе - это краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме. Эссе относится к заданиям высокого уровня сложности и позволяет проверить качественное овладение содержанием курса и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях.
Жанровые особенности эссе:
- наличие конкретной темы или вопроса;
- личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;
- небольшой объем;
- свободная композиция;
- непринужденность, свободное владение темой;
- многоаспектный взгляд на явление;
- парадоксальность;
- внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция;
- открытость; оно не претендует на полный законченный анализ.
Этапы работы над эссе:
- написание эссе в черновом варианте;
- анализ содержания текста;
- проверка стиля, логичности и последовательности изложенного;
- внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.
Структура эссе:
- Вступление. Отражает собственное отношение к выбранной теме и выделяет в ней ключевую идею. Начинать эссе можно с ясного и четкого определения личной позиции, т. е. высказать свое согласие или несогласие с утверждением автора афоризма, высказывания, или свое неоднозначное мнение. Далее уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Важно определить его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность;
- Тезисы и аргументы. Они должны отражать личную позицию и иметь в своей основе научный подход. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, противоречивости высказывания, избранного плана, логики развития мысли. Но оно должно быть достаточным для убедительности, доказательства своего мнения и в то же время не перегрузить изложение, выполненное в жанре, где важны краткость и образность;
- Заключение. Здесь необходимо подвести итоги всего рассуждения, сделать обобщенные выводы.
Требования к выполнению эссе:
- эссе должно быть небольшим по объему, но достаточно аргументированным для объяснения своей позиции;
- эссе должно иметь логическое композиционное построение;
- эссе должно показывать, что автор знает и корректно использует теоретические понятия, обобщения, факты и идеи, соотносит их с собственной позицией и социальным опытом;
- эссе должно соответствовать той базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема.
Критерии оценивания:
- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
- раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.
4. Методические указания к выполнению мультимедиа-презентаций
Электронная (учебная) презентация — это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Мультимедийная презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду.
Структура презентации:
- Титульный слайд.
- Содержание.
- Учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики).
- Заключение: выводы, обобщения, ключевые положения.
- Глоссарий терминов.
- Справочная система по работе с управляющими элементами (если таковые используются).
- Информационные ресурсы по теме.
Требования к выполнению презентации:
- Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.
- параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты), используемых для различных типов текстовой информации (заголовки, основной текст, выделенный текст, гиперссылки, списки, подписи);
- способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.
- Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.
- В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта. Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части доносимой информации.
- При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера.
- Рекомендуется сжатый, информационный способ изложения материала.
- Один слайд учебной презентации в среднем рассчитывается на 1.5-2 минуты урока.
- Для достижения наибольшей эффективности ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
- Желательно присутствие на слайде блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.
- Заголовки должны быть краткими и привлекать внимание аудитории.
- В текстовых блоках необходимо использовать короткие слова и предложения.
- В таблицах рекомендуется использовать минимум строк и столбцов.
- Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
- При проектировании характера и последовательности предъявления материала должен соблюдаться принцип стадийности: информация может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на последовательно демонстрируемых слайдах).
- Рекомендуется использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Однако не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации, оно не должно отвлекать внимание от основной (важной) информации. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку.
5. Методические указания к выполнению индивидуального проекта
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, социальную, художественно-творческую).
Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, , мультимедийный продукт и др.);
- художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, компьютерной анимации и др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие.
Этапы проекта:
1. Подготовка:
- Определение темы и целей учебного проекта;
- Определение проблемы исследования и проблемных вопросов учебной темы;
2. Планирование:
- Определение области исследования;
- Определение источников необходимой информации; - Определение способов сбора и анализа информации;
- Определение способа представления результатов (формы проекта); - Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
3. Выполнение проекта:
- Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);
- Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;
- Выбор оптимального варианта хода проекта;
- Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта;
- Формулирование выводов (анализ выполнения проекта, достигнутых
результатов (успехов и неудач) и причин этого);
- Оформление результатов;
- Доработка проектов с учетом замечаний и предложений;
- Подготовка к публичной защите проектов (подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета:
устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);
4. Заключительный этап:
- Публичная защита проектов.
Сроки: проект должен быть выполнен в течение одного года, не позднее апреля текущего учебного года.
Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта:
Тема работы должна быть сформулирована грамотно, и отражать содержание проекта.
Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.
Введение включает в себя ряд следующих положений:
- Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Рассматривается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема; - Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
- Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
- Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
- Завершается введение разделами «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».
Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
- Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
Объем текста исследовательской работы, не должен быть менее 10 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья.
Выполненная работа рецензируется преподавателями.
Критерии оформления и выполнения проекта:
- Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
- Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.
- Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
- Качество отчета: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
- Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся
Контроль выполнения заданий для самостоятельной работы обучающихся осуществляется преподавателем в пределах учебного времени, отведенного на обязательные аудиторные учебные занятия по дисциплине, курсу (модулю).
Формы и методы контроля самостоятельной работы определяются преподавателем. Оценивание результатов выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы может проводиться на таких учебных занятиях, как урок, семинар в форме оценки преподавателем устного сообщения (ответа), письменной контрольной работы, защиты творческой работы и т.п. Оценка в обязательном порядке должна сопровождаться суждениями преподавателя и его рекомендациями.
Критерии оценки результатов выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы определяются преподавателем. Основными критериями, как правило, являются:
- уровень освоения обучающимся учебного материала;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при решении практических задач;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- сформированность общих и/или профессиональных компетенций;
- оформление результата самостоятельной работы в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Результаты оценивания (соответствующая отметка) отражаются в журнале теоретического обучения и учитываются при промежуточной аттестации обучающихся.
Самостоятельная внеаудиторная работа по русскому языку
№ раздела | Содержание задания | СДМ | ТЭ | Форма отчётности и контроля |
Раздел 1. | Повторение курса русского языка | 2 | 2 | Диктант |
Определение основной мысли текста | 2 | 2- | Контрольное упражнение | |
Написание изложения | 2 | 2 | Анализ изложения | |
Анализ допущенных ошибок | 2 | 2 | Фонетический и морфологический разбор слов, анализ | |
Работа с лексикой русского языка | 2 | 2 | Составление словаря, проверка | |
Раздел 2. | Наблюдение над звуковой речью | 2 | 2 | Фонетический разбор слова, его анализ |
Разбор слова по составу | 2 | 2 | Словообразовательный разбор слова, его анализ | |
Повторение орфографии | 2 | 2 | Выполнение упражнений, проверка | |
Повторение чередований в корнях слов. | 2 | 2 | Упражнения на чередование в корнях слов, проверка. | |
Повторение правописаний приставок и суффиксов | 2 | 2 | Выполнение упражнения, проверка. | |
Раздел 3. | Определение самостоятельных частей речи | 2 | 2 | Выполнение упражнения на определение, проверка |
Определение служебных частей речи | 1 | 2 | Выполнение упражнения на определение, проверка | |
Повторение правописания самостоятельных частей речи | 2 | 2 | Конспектирование учебного материала, проверка | |
Повторение правописания служебных частей речи | 2 | 2 | Конспектирование учебного материала, контрольное упражнение. | |
Подготовка к тестированию | 2 | 2 | тестирование | |
Раздел 4. | Определение простых и сложных предложений | 2 | 2 | Выполнение упражнения, проверка |
Повторение основных единиц синтаксиса | 2 | 2 | Определение способов связи слов в словосочетании. Проверка. | |
Сравнение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений | 2 | 2 | Выполнение упражнений, проверка. Тестирование | |
Составление схем предложений | 2 | 2 | Презентация схем предложений, анализ | |
Подбор текстов из художественных произведений | 2 | 3 | Анализ, проверка | |
Итого: | 39 | 39 |
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по литературе
№ раздела | Содержание задания | СДМ | ТЭ | Форма отчётности и контроля |
Раздел 1. | А.Н. Островский. Составление хронологии творчества. Чтение пьесы «Гроза» Анализ текста произведения | 4 | 3 | Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Пересказ текста. Написание и проверка сочинения. Анализ ошибок. |
И.С. Тургенев. Составление хронологии творчества. Чтение романа «Отцы и дети» Анализ текста произведения | 4 | 3 | Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Пересказ текста. Написание и проверка сочинения. Анализ ошибок. | |
И.А. Гончаров. Роман «Обломов» Анализ текста произведения. | 3 | 2 | Пересказ и анализ текста, проверка. | |
Раздел 2. | Ф.И. Тютчев. Составление хронологии творчества. Стихи наизусть | 4 | 2 | Сообщение о творчестве поэта. Выразительное чтение стихов |
А.А. Фет. Составление хронологии творчества. Стихи наизусть | 4 | 2 | Сообщение о творчестве поэта. Выразительное чтение стихов | |
Н.А. Некрасов. Составление хронологии творчества. Работа с поэмой «Кому на Руси жить хорошо» | 4 | 3 | Сообщение о творчестве поэта. Выразительное чтение стихов. Написание и проверка сочинения. Анализ ошибок. | |
Раздел 3. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Работа с творчеством писателя | 4 | 2 | Анализ «Сказок», проверка Анализ «Истории одного города», проверка |
Ф.М. Достоевский. Составление хронологии жизни и творчества. Анализ романа «Преступление и наказание» | 3 | 4 | Сообщение о творчестве писателя. Проверка. Анализ текста по вопросам. Написание сочинения и его проверка. | |
Л.Н. Толстой. Составление хронологии творчества, анализ эпизодов романа «Война и мир» | 4 | 3 | Изложение, проверка | |
А.П. Чехов. Составление хронологии творчества. Чтение рассказов. Чтение пьесы «Вишнёвый сад», Подготовка к написанию сочинения. | 4 | 3 | Сообщение о творчестве писателя. Анализ рассказа. Пересказ текста. Написание сочинения и его проверка | |
Подготовка к тестированию | 3 | 2 | тестирование | |
Раздел 4. | Серебряный век русской поэзии. Анализ стихотворного текста. Заучивание наизусть. Подготовка сообщений о творчестве писателей. | 4 | 2 | Выступление с докладом о поэзии серебряного века. Выступление с сообщением о творчестве писателя. Выразительное чтение |
Творчество И.А. Бунина Творчество А.И. Куприна. | 4 | 2 | Выступление с сообщением о творчестве писателя. Выразительное чтение | |
М.А. Горький. Рассказы. Пьеса «На дне». Рецензия на прочитанное произведение. | 4 | 3 | Чтение произведений. Проверка рецензии. Тестирование. Написание и проверка сочинений. | |
Раздел 5. | А.А. Блок. Анализ творчества. | 4 | 2 | Сообщение о творчестве писателя. Заучивание стихов наизусть. Анализ стихотворений, проверка. |
С.А. Есенин. Анализ творчества. | 4 | 2 | Сообщение о творчестве писателя. Заучивание стихов наизусть. Анализ стихотворений, проверка. | |
В.В. Маяковский. Анализ творчества. | 4 | 2 | Сообщение о творчестве писателя. Заучивание стихов наизусть. Анализ стихотворений, проверка. | |
А.А. Ахматова. Анализ творчества | 4 | 1 | Сообщение о творчестве писателя. Заучивание стихов наизусть. Анализ стихотворений, проверка. | |
М.И. Цветаева. Анализ творчества. | 3 | 1 | Сообщение о творчестве писателя. Заучивание стихов наизусть. Анализ стихотворений, проверка. | |
М.А. Булгаков. Анализ романа «Мастер и Маргарита» | 2 | 2 | Сообщение о творчестве писателя. Выступление с докладом анализа произведений писателя. | |
Раздел 6. | М.А. Шолохов. Анализ «Донских рассказов», « Тихого Дона», «Поднятой целины», «Судьбы человека» | 3 | 2 | Сообщение о творчестве писателя. Выступление с докладом анализа произведений писателя. |
А.Т. Твардовский. Анализ стихотворений и поэм. | 4 | 2 | Сообщение о творчестве писателя. Заучивание стихов наизусть. Анализ стихотворений, проверка. | |
Б.Л. Пастернак Анализ творчества. | 4 | 2 | Сообщение о творчестве писателя. Выступление с докладом анализа произведений писателя | |
А.И. Солженицын. Анализ творчества. | 4 | 2 | Сообщение о творчестве писателя. Выступление с докладом анализа произведений писателя | |
В.М. Шукшин. Анализ творчества. | 4 | 2 | Сообщение о творчестве писателя. Выступление с докладом анализа произведений писателя | |
В.Г. Распутин. Анализ творчества. | 4 | 2 | Сообщение о творчестве писателя. Выступление с докладом анализа произведений писателя | |
Итого: | 97 | 58 |
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов по русскому языку
- Русский язык среди других языков мира
- Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия
- Языковой портрет современника
- Молодежный сленг и жаргон
- А.С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка
- Русский литературный язык на рубеже 20-21 вв.
- Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы
- Язык и культура
- Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи
- Вопросы экологии русского языка
- Виды делового общения, их языковые особенности
- Языковые особенности научного стиля речи
- Особенности художественного стиля
- Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования
- Экспрессивные средства языка в художественном тексте
- СМИ и культура речи.
- Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
- Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
- Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
- Русское письмо и его эволюция
- Антонимы и их роль в речи
- Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи
- Старославянизмы и их роль в развитии русского языка
- Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке
- Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
- Грамматические нормы русского языка
- Слова-омонимы в морфологии русского языка
- Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций
- Монолог и диалог. Особенности построения и употребления
- Русская пунктуация и ее назначение
- Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста
Примерные темы
индивидуальных исследовательских проектов по литературе
1. Роль литературы в жизни специалиста (механика, строителя и т. д)
2. Здоровый образ жизни в биографии Л.Н. Толстого.
3. Мир А.Н. Островского на сцене и на экране.
4. Каким путём идти молодому человеку? Базаров и Аркадий Кирсанов сегодня.
5. Илья Ильич Обломов. Вред или добро несёт он человеческой цивилизации? Нужны
ли Обломовы 21 веку?
6. Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в 21 веке.
7. Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная
самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.
8. Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской
литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.
9. Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой
памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.
10. Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.
11. Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.
12. Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.
13.Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.
14.Развитие жанра детектива в конце ХХ в.
15. Великая Отечественная война в русской художественной литературе.
16. Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.
Список использованных источников:
- Методические рекомендации по оформлению научных работ / сост.:
Грибовская Е. А., Фролова Л. А., Числова М. В. Мурм. гос. техн. ун-т.
Мурманск : 2012. –40 с.
- Стрелкова Н.В.Рекомендации по созданию учебных презентаций:
электронный ресурс /режим доступа: http://intergu.ru/infoteka/?main=&page=25
- Ткаченко В. Основные правила оформления рефератов и контрольных работ:
электронный ресурс/режим доступа: http://www.lessons-tva.info/
- Шестаков. А.П. Правила оформления компьютерных презентаций:
электронный ресурс /режим доступа: http: //comp-science.narod.ru/pr_prez.htm
- Шушкевич А.С. Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций: электронный ресурс /режим доступа http://konf.samsspc.ru/informacionnye-i-kommunikacionnye-texnologii/38principy-i-pravila-sozdaniya-uchebnyx.html
- Электронный ресурс/режим доступа:
http://istorik.ucoz.com/index/otechestvennaja istorija/
- Электронный ресурс/режим доступа: http://pedagog-novator.ru
- Электронный ресурс/режим доступа: http://www.iro.yar.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по организации самостоятельной работы по русскому языку для обучающихся I II курса по профессии «Управляющий сельской усадьбой»
В данных методических указаниях Вы найдете правила: как работать с учебником, со справочной литературой, как делать тестирование, комплексный анализ текста, разборы по русскому языку, как писать докла...
Методические рекомендации к практическим работам по русскому языку и литературе
В методических указаниях чётко сформулирована тема, порядок выполлнения, представлены задания, рекомнедуемые для контроля знаний после проведения практической работы. Целью данного методического пособ...
Методические рекомендации к самостоятельным работам по русскому языку и литературе
Данное учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию для организации самостоятельной деятельности студентов, а также может быть использовано при повторении пройденного материала, подготовк...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
статья, посвященная применению современных ИКТ на уроках русского языка и литературы в основной школе...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку для студентов I курса
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы адресованы студентам очной формы обучения.Методические указания включают в себя различные виды внеаудиторной самостоятель...
Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...
Методические рекомендации по самостоятельной работе УД "Русский язык"
Методические рекомендации по самостоятельной работе УД "Русский язык" разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.03 Педагогика допо...