Методические рекомендации по составлению плана урока производственного обучения и его проведению. ФГОС
методическая разработка

Муксимова Ольга Николаевна

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по составлению плана урока производственного обучения и его проведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер производственного обучения

О.Н. Муксимова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2019

Содержание;

  1. Введение.
  2. Характеристика мастера производственного обучения. 
  3. Требования к проведению урока.
  4. Технологическая карта урока производственного обучения.
  5. Пример урока производственного обучения.
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по составлению плана урока производственного обучения и его проведению.

 

Введение.

 

Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов, они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с интересом ее выполнения, с возможностями творческого приложения своих сил.

Многие привычные сегодня производственные процессы уходят в бытие и кардинально меняются. Следовательно, речь идет о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть готовым мобильно приспосабливаться к новым технологиям, успешно овладевать ими.

Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов для промышленности становится, прежде всего, осмысление новых подходов к профессиональному обучению молодежи.

Сказанное не означает отказа от формирования у обучающихся целого ряда качеств, нужных во все времена и учитывающих перспективные требования производства.

От мастера во многом зависит степень профессиональной подготовки его воспитанников для выполнения производственных работ. Уровень подготовленности обучающихся будет сказываться и на способности молодых  рабочих – выпускников более рационально организовать свой труд и активно участвовать в совершенствовании производственного процесса на предприятии.

Мастер производственного обучения является не только специалистом высокой квалификации, но и педагогом. Он должен знать, как обучать обучающихся, чтобы на каждом уроке производственного обучения правильно организовать учебный процесс, подобрать наиболее целесообразные и рациональные методы обучения, хорошо объяснять и показывать выполнение  трудовых приемов, профессиональных операций и их сочетание в комплексе.

Урок - это определенным образом организованное общение мастера производственного обучения и обучающихся, а также обучающихся между собой.

Урок стал незаменимой формой организации педагогического процесса. Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения.

Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями обучающихся урок качественным быть не может.

 

 

Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации образовательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

 

 

 

Характеристика мастера производственного обучения. 


Должностные обязанности:

 

  • Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением.
  • Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
  • Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий.
  • Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением.
  • Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов.
  • Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
  • Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

 

 

 

 

 

Требования к проведению урока.

 

Несмотря на многообразие типов уроков, они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

1. Мастер должен сформулировать тему и цель урока.

2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.

3. На уроке должно быть сочетание фронтальной, коллективной, парной и индивидуальной работы учащихся.

4. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.

5. Мастер должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.

6. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и технику безопасности.

 

План урока является кратким изложением методической структуры урока с элементами его структуры.

До начала занятий мастер готовит и обеспечивает рабочие места всем необходимым. Во время учебного дня он проводит вводный, текущий и заключительный инструктаж, после окончания занятий оформляет учетную документацию и подготавливается к следующему уроку.

 

Технологическая карта урока производственного обучения

 

Ход урока

 

  • Деятельность учащихся
  • время
  • методы обучения
  • средства обучения
  • формы организации деятельности обучающихся.

 

В начале урока ученик реализует 2 важнейшие для себя задачи:
1 - понять, зачем он пришёл на этот урок;
2 – оценить, насколько он готов к тому, что ему предстоит делать

 

Задача педагога (мастера п/о):

-«включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы

     переживать событие, совершать умственные действия или

     моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту

- Помочь обучаемому понять, что он выработал свой новый личностный  опыт

-создать условия для самоконтроля и самооценивания

 

1 шаг

  • Демонстрация детьми владения актуальным опытом (ограниченность имеющихся знаний для объяснения чего-либо, старый способ действия)
  • Форма организации: выполнение нескольких заданий старым способом, система вопросов и ответов и т.д.

2 шаг

Самооценка детьми степени владения старыми способами (старым способом)

Противоречия

между имеющимся у обучающего опыта и тем уровнем, который необходим ему для решения учебной задачи здесь и сейчас (задания, лежащие в зоне ближайшего развития обучающего)

3 шаг

  • Постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация «разрыва»);
  • Продумать и зафиксировать возможные направления поисковых действий детей, старающихся выйти из тупика
  • Не вводить знание в готовом виде, создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез

4 шаг

  • Фиксация найденного способа действия в модельной форме
  • Новый способ действия формулируется в виде определения или правила «своими словами»

5 шаг

  • Проведение диагностической работы
  • Организация само оценивания  обучающим образовательного результата
  • Педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету
  • Педагог показывает связь темы урока (учебного занятия) с вопросами, изучаемыми по другим предметам образовательной программы

 

Задачи педагога на стадии «осмысления.

 

Представите  себе, что вам надо: Ситуация-упражнение (дано описание ситуации, а решение требует каких-то действий: расчёта нормативов, заполнения таблиц и т.д.)

 или Вам необходимо произвести монтаж электродвигателя и подготовить его к включению. Какие  действия Вы сделаете? Проанализируйте их эффективность …

Рассчитайте норматив для …

 Заполните таблицу….

 

  • Как бы вы поступили в этом случае?»,
  • «Что вы думаете по этому поводу?»,
  • «Какое решение вы примите?»,
  • «Ваши действия?»  
  • создать условия для анализа и систематизации обучаемым информации;
  • помочь соотнести старые знания с новыми;
  • обеспечить обучающему возможность задуматься о природе изучаемого объекта, научиться формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации
  • Интерес обучающегося к изучаемому материалу определяется не содержанием этого материала, а успешными действиями  обучающегося в процессе освоения этого материала.

В образовательном процессе  организация ситуаций, которые бы ставили учащихся в позицию, когда они сами  сознательно принимают решение, излагают свою точку зрения, берут на себя ответственность.

 

Понятие цели в образовании

Прогнозируемый, предполагаемый результат образовательной деятельности, который должен быть создан за определённый промежуток времени и который можно  продиагностировать

 

Педагогическая цель

  • описывает изменения в личностном и когнитивном опыте обучаемого, на достижение которых направлен планируемый образовательный процесс;
  • программа деятельности педагога, отражающая его приоритеты
  • прогноз нового состояния обучаемого.

 

Большое влияние на успешность производственного обучения оказывает правильная оценка выполненных учебно-производственных заданий. Оценка не только подводит итог учебно-производственного труда учащихся, но имеет большое воспитательное значение.

Основными показателями, на основе анализа которых оцениваются учебно-производственные успехи обучающихся  являются:

при определении оценки за изученную операцию:

  • правильность выполнения приёмов и способов работы;
  • качество работы, соблюдение технических требований;
  • рациональность организации труда и рабочего места;
  • соблюдение правил безопасности труда;
  • при определении оценки за работу (партию работ) комплексного характера:
  • качество работы, соблюдение технических требований;
  • выполнение ученических норм времени (выработки);
  • степень производственной самостоятельности учащегося;
  • правильность выполнения приёмов и способов работы;
  • рациональность организации труда и рабочего места, соблюдение правил безопасности труда.

Мастер должен умело использовать "политику оценки" для повышения интереса учащихся к учебной работе, стимулирования их заинтересованности успехами в учёбе, внушения им веры в свои силы.

Заключительный инструктаж обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа - на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.

  • На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие основные вопросы:
  • сообщение о достижении цели урока;
  • подведение итогов и анализ выполнения учебно-производственных заданий группой и ученическими бригадами;
  • разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
  • анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени;
  • подведение итогов соревнования между учащимися и ученическими бригадами, сообщение оценок;
  • сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.
  • Для повышения эффективности проведения заключительного инструктажа следует соблюдать следующие рекомендации:
  • на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока;
  • стараться придавать заключительному инструктажу обучающий характер, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нём что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;
  • вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока;
  • широко привлекать их к самостоятельному анализу выполненных учебно-производственных работ;
  • умело использовать анализ лучших учебно-производственных работ учащихся в целях мобилизации всей группы на лучшие учебно-производственные успехи;
  • широко практиковать сравнение работ, выполненных учащимися, с образцами-эталонами;
  • широко практиковать анализ рационализаторских предложений учащихся по совершенствованию технологии, инструментов, приспособлений, способов контроля работы и т.п.;
  • анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать;
  • не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.

Для производственного обучения, как и для теоретического характерна домашняя учебная работа учащихся. Основное требование к домашним заданиям в производственном обучении   практическая направленность, тесная связь с учебно-производственной деятельностью обучающихся.

Наиболее типичным домашним заданием, характерным для каждого урока производственного обучения, является повторение материала специальных предметов (спец. технологии), связанного с материалом предстоящего урока производственного обучения.

Из других видов домашних заданий необходимо выделить следующие: выполнение и разбор чертежей, схем, графиков, связанных с материалом предстоящего урока; выполнение технических расчетов; изучение инструкционных карт, технологических карт, производственных инструкций; самостоятельная разработка технологических процессов,  изготовление приспособлений и т д. обязательно проинструктировать учащихся о способах их выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример урока производственного обучения.

План урока

производственного обучения

 

 Оконцевание жил проводов и кабелей

 

Оконцевание жил проводов и кабелей с помощью соединительных изоляционных зажимов (СИЗ),  пропайкой,  соединительных элементов (орешек).

 

Цели: - Учащийся научиться выполнять оконцевание проводов диаметром от:

             -2,5 мм до 4 мм с помощью СИЗ,

            -выбирать самостоятельно наиболее  приемлемый и эффективный

            способ оконцевания  проводов и кабелей,

           - Ученик поймет важность операции «оконцевания» в проведении

            электромонтажных работ.

Обеспечение урока:      -   мультимедийный проектор, экран,

                                          -   набор инструмента электромонтажника:

                                          -   набор проводов (ПВ 1,5; ПВ 2,5; АПВ 4,0),

-  СИЗ №2, №3

-   гильза ГАО №

-   колодка соединительная,

-   нож монтерский;

-   пассатижи;

-   набор отверток;

-   бокорезы;

-   круглогубцы.

-  технологическая карта оконцевания с помощью СИЗ,

  • Критерии оценок

Вводный инструктаж

Вы изучили на уроках спецтехнологии,  электротехники, материаловедения способы прокладки электропроводок, материалы из которых производят кабели и провода. Конечным результатом работы электромонтажника по освещению и осветительным сетям – это монтаж осветительных электропроводок различными способами. Как вы думаете чему надо научиться, чтобы качественно выполнить эту работу? Что вы уже умеете, чему еще не научились?

Давайте попробуем проанализировать свои знания и умения, заполнив эту таблицу. Любая электромонтажная  работа выполняется в бригаде не менее чем из 2-х человек (почему?), поэтому разобьемся на бригады по желанию.

 

Карта самооценки знаний и умений по теме урока. (выполняют бригадой)

 (общее представление учащихся о теме «Монтаж электропроводки»)

 

Этапы работы

Я знаю и умею

Я знаю как это делать

Хочу научиться

Мои затруднения

Читать электрические и принципиальные  схемы

 

 

 

 

Производить разметку трасс электропроводок

 

 

 

 

Производить оконцевание жил проводов и кабелей

 

 

 

 

Производить монтаж кабеля

 

 

 

 

Производить монтаж светильников

 

 

 

 

Подключать светильник (как это выполнить?)

 

 

 

 

Производить распайку проводов (как это выполнить)

 

 

 

 

Подключиться к осветительному щитку

 

 

 

 

определить сечение жилы провода или кабеля

 

 

 

 

монтаж розеток и выключателей (замена)

 

 

 

 

 

Так что же вы еще не умеете? А что не знаете?

 

А что умеете на сегодняшний день лучше всего?

Выполнять оконцевание жил проводов и кабелей.

Какие способы освоили? Заполните таблицу:

 

Способы оконцевания жил проводов и кабелей

Я знаю и умею

Я знаю как это делать

Хочу научиться

Мои затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы думаете,  почему мы такое внимание оказываем этой операции?

 

Какие способы есть еще? (домашнее задание – способы оконцевания, рассказывает и показывает на слайдах обучающийся)

 

Какие инструменты вы будете применять при выполнении этих работ?

                                  -    набор инструмента электромонтажника:

-   нож монтерский;

-   пассатижи;

-   набор отверток;

-   бокорезы;

-   круглогубцы,

-   инструмент МБ,

-  паяльник 60W

-  припой ПОС-60

Давайте вспомним правила пользования этими инструментами (фронтальный опрос)

 

Рассказ нового материала и показ способов выполнения.

 

  • Давайте попробуем выполнить соединение проводов разного сечения с помощью СИЗ №2, №3 …(выполняет учащийся под руководством мастера, затем приглашается еще несколько учащихся)
  • А теперь попробуем соединить провода с помощью клеммной колодки.
  • Попробуем соединить пропайкой

 

      Соединение проводов с помощью СИЗ и пропайкой

 

image

 

Какие виды оконцевания жил проводов представлены на рисунке?

 

соединение проводов скруткой  пайка проводов

 

 

Использование клеммных колодок Ð¤Ð¸ÐºÑÐ°Ñ†Ð¸Ñ жил в коробке сизами

 

 

 

image          Ð¡Ð¾ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¸Ñ‚ельный зажим "орех"

 

Какой из способов оконцевания вам кажется наиболее быстрый, надежный, дешевый?

Задание на урок

 

Сегодня за урок вы должны будете выполнить:

- 2 соединения проводов марки ПВ2,5 из 3-х проводников с помощью СИЗ №2,

- 2 соединения проводов марки ПВ1,5 из 2-х проводников с помощью СИЗ №2,

- 2 соединений проводов марки ПВ4,0 из 3-х проводников с помощью СИЗ №3

-1  соединение через клеммную колодку,

-2 соединения гильзой ГАО,

-1 зарядка подвесного патрона

 

Норма времени на выполнение работы

 

В конце урока я вас попрошу заполнить таблицу и выставить себе оценку

 

Вид соединения

Оценка учащегося

Оценка мастера

СИЗ №3, СИЗ №4

 

 

клеммная  колодка

 

 

гильза ГАО,

 

 

подвесной  патрон

 

 

 

 

 

                 

Подвести итоги урока, чему научились,  что не получилось и почем

 

Критерии оценивания выполненной  работы

 

выполняемая работа

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта самооценки знаний и умений (выполняют бригадой).

 

Этапы работы

Я знаю и умею

Я знаю, как это делать

Хочу научиться

Мои затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный материал подбирается преподавателем в соответствии с темой занятия и его целью (ТДЦ), оно должно соответствовать ФГОС нового поколения.

В содержании реализуются  связи с профессией (специальностью), потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами обучающихся.

Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира.

Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать обучающихся и не быть недостаточным.

Преподавателю (мастеру п/о) необходимо обеспечить связь содержания данного занятия с предыдущим занятием и ранее изученным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Кругликов, Г. И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб. пособие для студ. проф. обр. / Г. И. Кругликов. – М.: изд. центр «Академия», 2016. – 272 с.

Скакун, В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах / В. А. Скакун, 2-е изд., доп. и перераб. – М.: НОУ ИСОМ, 2014. – 175 с.

Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие для учеб заведений нач. проф. образования / Ю. А. Якуба, А. В. Елистратов, О. Ю. Куракса, С. В. Куракса; под ред. Ю. А. Якубы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр Академия, 2015. – 320 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-kospekt_muksimova.docx505.4 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Методические рекомендации

по составлению плана урока производственного обучения и его проведению.

Мастер производственного обучения

О.Н. Муксимова

Санкт – Петербург

2019

Содержание;

  1. Введение.
  2. Характеристика мастера производственного обучения. 
  3. Требования к проведению урока.
  4. Технологическая карта урока производственного обучения.
  5. Пример урока производственного обучения.
  6. Список литературы

Методические рекомендации по составлению плана урока производственного обучения и его проведению.

Введение.

Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов, они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с интересом ее выполнения, с возможностями творческого приложения своих сил.

Многие привычные сегодня производственные процессы уходят в бытие и кардинально меняются. Следовательно, речь идет о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть готовым мобильно приспосабливаться к новым технологиям, успешно овладевать ими.

Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов для промышленности становится, прежде всего, осмысление новых подходов к профессиональному обучению молодежи.

Сказанное не означает отказа от формирования у обучающихся целого ряда качеств, нужных во все времена и учитывающих перспективные требования производства.

От мастера во многом зависит степень профессиональной подготовки его воспитанников для выполнения производственных работ. Уровень подготовленности обучающихся будет сказываться и на способности молодых  рабочих – выпускников более рационально организовать свой труд и активно участвовать в совершенствовании производственного процесса на предприятии.

Мастер производственного обучения является не только специалистом высокой квалификации, но и педагогом. Он должен знать, как обучать обучающихся, чтобы на каждом уроке производственного обучения правильно организовать учебный процесс, подобрать наиболее целесообразные и рациональные методы обучения, хорошо объяснять и показывать выполнение  трудовых приемов, профессиональных операций и их сочетание в комплексе.

Урок - это определенным образом организованное общение мастера производственного обучения и обучающихся, а также обучающихся между собой.

Урок стал незаменимой формой организации педагогического процесса. Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения.

Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями обучающихся урок качественным быть не может.

Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации образовательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

Характеристика мастера производственного обучения. 


Должностные обязанности:

  • Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением.
  • Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
  • Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий.
  • Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением.
  • Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов.
  • Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
  • Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к проведению урока.

Несмотря на многообразие типов уроков, они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

1. Мастер должен сформулировать тему и цель урока.

2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.

3. На уроке должно быть сочетание фронтальной, коллективной, парной и индивидуальной работы учащихся.

4. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.

5. Мастер должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.

6. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и технику безопасности.

План урока является кратким изложением методической структуры урока с элементами его структуры.

До начала занятий мастер готовит и обеспечивает рабочие места всем необходимым. Во время учебного дня он проводит вводный, текущий и заключительный инструктаж, после окончания занятий оформляет учетную документацию и подготавливается к следующему уроку.

Технологическая карта урока производственного обучения

Ход урока

  • Деятельность учащихся
  • время
  • методы обучения
  • средства обучения
  • формы организации деятельности обучающихся.

В начале урока ученик реализует 2 важнейшие для себя задачи:
1 - понять, зачем он пришёл на этот урок;
2 – оценить, насколько он готов к тому, что ему предстоит делать

Задача педагога (мастера п/о):

-«включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы

     переживать событие, совершать умственные действия или

     моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту

- Помочь обучаемому понять, что он выработал свой новый личностный  опыт

-создать условия для самоконтроля и самооценивания

1 шаг

  • Демонстрация детьми владения актуальным опытом (ограниченность имеющихся знаний для объяснения чего-либо, старый способ действия)
  • Форма организации: выполнение нескольких заданий старым способом, система вопросов и ответов и т.д.

2 шаг

Самооценка детьми степени владения старыми способами (старым способом)

Противоречия

между имеющимся у обучающего опыта и тем уровнем, который необходим ему для решения учебной задачи здесь и сейчас (задания, лежащие в зоне ближайшего развития обучающего)

3 шаг

  • Постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация «разрыва»);
  • Продумать и зафиксировать возможные направления поисковых действий детей, старающихся выйти из тупика
  • Не вводить знание в готовом виде, создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез

4 шаг

  • Фиксация найденного способа действия в модельной форме
  • Новый способ действия формулируется в виде определения или правила «своими словами»

5 шаг

  • Проведение диагностической работы
  • Организация само оценивания  обучающим образовательного результата
  • Педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету
  • Педагог показывает связь темы урока (учебного занятия) с вопросами, изучаемыми по другим предметам образовательной программы

Задачи педагога на стадии «осмысления.

Представите  себе, что вам надо: Ситуация-упражнение (дано описание ситуации, а решение требует каких-то действий: расчёта нормативов, заполнения таблиц и т.д.)

 или Вам необходимо произвести монтаж электродвигателя и подготовить его к включению. Какие  действия Вы сделаете? Проанализируйте их эффективность …

Рассчитайте норматив для …

 Заполните таблицу….

  • Как бы вы поступили в этом случае?»,
  • «Что вы думаете по этому поводу?»,
  • «Какое решение вы примите?»,
  • «Ваши действия?»  
  • создать условия для анализа и систематизации обучаемым информации;
  • помочь соотнести старые знания с новыми;
  • обеспечить обучающему возможность задуматься о природе изучаемого объекта, научиться формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации
  • Интерес обучающегося к изучаемому материалу определяется не содержанием этого материала, а успешными действиями  обучающегося в процессе освоения этого материала.

В образовательном процессе  организация ситуаций, которые бы ставили учащихся в позицию, когда они сами  сознательно принимают решение, излагают свою точку зрения, берут на себя ответственность.

Понятие цели в образовании

Прогнозируемый, предполагаемый результат образовательной деятельности, который должен быть создан за определённый промежуток времени и который можно  продиагностировать 

Педагогическая цель

  • описывает изменения в личностном и когнитивном опыте обучаемого, на достижение которых направлен планируемый образовательный процесс;
  • программа деятельности педагога, отражающая его приоритеты
  • прогноз нового состояния обучаемого.

Большое влияние на успешность производственного обучения оказывает правильная оценка выполненных учебно-производственных заданий. Оценка не только подводит итог учебно-производственного труда учащихся, но имеет большое воспитательное значение.

Основными показателями, на основе анализа которых оцениваются учебно-производственные успехи обучающихся  являются:

при определении оценки за изученную операцию:

  • правильность выполнения приёмов и способов работы;
  • качество работы, соблюдение технических требований;
  • рациональность организации труда и рабочего места;
  • соблюдение правил безопасности труда;
  • при определении оценки за работу (партию работ) комплексного характера:
  • качество работы, соблюдение технических требований;
  • выполнение ученических норм времени (выработки);
  • степень производственной самостоятельности учащегося;
  • правильность выполнения приёмов и способов работы;
  • рациональность организации труда и рабочего места, соблюдение правил безопасности труда.

Мастер должен умело использовать "политику оценки" для повышения интереса учащихся к учебной работе, стимулирования их заинтересованности успехами в учёбе, внушения им веры в свои силы.

Заключительный инструктаж обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа - на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.

  • На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие основные вопросы:
  • сообщение о достижении цели урока;
  • подведение итогов и анализ выполнения учебно-производственных заданий группой и ученическими бригадами;
  • разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
  • анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени;
  • подведение итогов соревнования между учащимися и ученическими бригадами, сообщение оценок;
  • сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.
  • Для повышения эффективности проведения заключительного инструктажа следует соблюдать следующие рекомендации:
  • на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока;
  • стараться придавать заключительному инструктажу обучающий характер, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нём что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;
  • вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока;
  • широко привлекать их к самостоятельному анализу выполненных учебно-производственных работ;
  • умело использовать анализ лучших учебно-производственных работ учащихся в целях мобилизации всей группы на лучшие учебно-производственные успехи;
  • широко практиковать сравнение работ, выполненных учащимися, с образцами-эталонами;
  • широко практиковать анализ рационализаторских предложений учащихся по совершенствованию технологии, инструментов, приспособлений, способов контроля работы и т.п.;
  • анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать;
  • не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.

Для производственного обучения, как и для теоретического характерна домашняя учебная работа учащихся. Основное требование к домашним заданиям в производственном обучении   практическая направленность, тесная связь с учебно-производственной деятельностью обучающихся.

Наиболее типичным домашним заданием, характерным для каждого урока производственного обучения, является повторение материала специальных предметов (спец. технологии), связанного с материалом предстоящего урока производственного обучения.

Из других видов домашних заданий необходимо выделить следующие: выполнение и разбор чертежей, схем, графиков, связанных с материалом предстоящего урока; выполнение технических расчетов; изучение инструкционных карт, технологических карт, производственных инструкций; самостоятельная разработка технологических процессов,  изготовление приспособлений и т д. обязательно проинструктировать учащихся о способах их выполнения.

Пример урока производственного обучения.

План урока

производственного обучения

 Оконцевание жил проводов и кабелей

Оконцевание жил проводов и кабелей с помощью соединительных изоляционных зажимов (СИЗ),  пропайкой,  соединительных элементов (орешек).

Цели: - Учащийся научиться выполнять оконцевание проводов диаметром от:

             -2,5 мм до 4 мм с помощью СИЗ,

            -выбирать самостоятельно наиболее  приемлемый и эффективный

            способ оконцевания  проводов и кабелей,

           - Ученик поймет важность операции «оконцевания» в проведении

            электромонтажных работ.

Обеспечение урока:      -   мультимедийный проектор, экран,

                                          -   набор инструмента электромонтажника:

                                          -   набор проводов (ПВ 1,5; ПВ 2,5; АПВ 4,0),

-  СИЗ №2, №3

-   гильза ГАО №

-   колодка соединительная,

-   нож монтерский;

-   пассатижи;

-   набор отверток;

-   бокорезы;

-   круглогубцы.

-  технологическая карта оконцевания с помощью СИЗ,

  • Критерии оценок

Вводный инструктаж

Вы изучили на уроках спецтехнологии,  электротехники, материаловедения способы прокладки электропроводок, материалы из которых производят кабели и провода. Конечным результатом работы электромонтажника по освещению и осветительным сетям – это монтаж осветительных электропроводок различными способами. Как вы думаете чему надо научиться, чтобы качественно выполнить эту работу? Что вы уже умеете, чему еще не научились?

Давайте попробуем проанализировать свои знания и умения, заполнив эту таблицу. Любая электромонтажная  работа выполняется в бригаде не менее чем из 2-х человек (почему?), поэтому разобьемся на бригады по желанию.

Карта самооценки знаний и умений по теме урока. (выполняют бригадой)

 (общее представление учащихся о теме «Монтаж электропроводки»)

Этапы работы

Я знаю и умею

Я знаю как это делать

Хочу научиться

Мои затруднения

Читать электрические и принципиальные  схемы

Производить разметку трасс электропроводок

Производить оконцевание жил проводов и кабелей

Производить монтаж кабеля

Производить монтаж светильников

Подключать светильник (как это выполнить?)

Производить распайку проводов (как это выполнить)

Подключиться к осветительному щитку

определить сечение жилы провода или кабеля

монтаж розеток и выключателей (замена)

Так что же вы еще не умеете? А что не знаете?

А что умеете на сегодняшний день лучше всего?

Выполнять оконцевание жил проводов и кабелей.

Какие способы освоили? Заполните таблицу:

Способы оконцевания жил проводов и кабелей

Я знаю и умею

Я знаю как это делать

Хочу научиться

Мои затруднения

Как вы думаете,  почему мы такое внимание оказываем этой операции?

Какие способы есть еще? (домашнее задание – способы оконцевания, рассказывает и показывает на слайдах обучающийся)

Какие инструменты вы будете применять при выполнении этих работ?

                                  -    набор инструмента электромонтажника:

-   нож монтерский;

-   пассатижи;

-   набор отверток;

-   бокорезы;

-   круглогубцы,

-   инструмент МБ,

-  паяльник 60W

-  припой ПОС-60

Давайте вспомним правила пользования этими инструментами (фронтальный опрос)

Рассказ нового материала и показ способов выполнения.

  • Давайте попробуем выполнить соединение проводов разного сечения с помощью СИЗ №2, №3 …(выполняет учащийся под руководством мастера, затем приглашается еще несколько учащихся)
  • А теперь попробуем соединить провода с помощью клеммной колодки.
  • Попробуем соединить пропайкой

      Соединение проводов с помощью СИЗ и пропайкой

Какие виды оконцевания жил проводов представлены на рисунке?

соединение проводов скруткой  пайка проводов

Использование клеммных колодок Ð¤Ð¸ÐºÑÐ°Ñ†Ð¸Ñ жил в коробке сизами

          Соединительный зажим "орех"

Какой из способов оконцевания вам кажется наиболее быстрый, надежный, дешевый?

Задание на урок

Сегодня за урок вы должны будете выполнить:

- 2 соединения проводов марки ПВ2,5 из 3-х проводников с помощью СИЗ №2,

- 2 соединения проводов марки ПВ1,5 из 2-х проводников с помощью СИЗ №2,

- 2 соединений проводов марки ПВ4,0 из 3-х проводников с помощью СИЗ №3

-1  соединение через клеммную колодку,

-2 соединения гильзой ГАО,

-1 зарядка подвесного патрона

Норма времени на выполнение работы

В конце урока я вас попрошу заполнить таблицу и выставить себе оценку

Вид соединения

Оценка учащегося

Оценка мастера

СИЗ №3, СИЗ №4

клеммная  колодка

гильза ГАО,

подвесной  патрон

                 

Подвести итоги урока, чему научились,  что не получилось и почем

Критерии оценивания выполненной  работы

выполняемая работа

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

Карта самооценки знаний и умений (выполняют бригадой).

Этапы работы

Я знаю и умею

Я знаю, как это делать

Хочу научиться

Мои затруднения

Учебный материал подбирается преподавателем в соответствии с темой занятия и его целью (ТДЦ), оно должно соответствовать ФГОС нового поколения.

В содержании реализуются  связи с профессией (специальностью), потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами обучающихся.

Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира.

Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать обучающихся и не быть недостаточным.

Преподавателю (мастеру п/о) необходимо обеспечить связь содержания данного занятия с предыдущим занятием и ранее изученным материалом.

Список литературы

Кругликов, Г. И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб. пособие для студ. проф. обр. / Г. И. Кругликов. – М.: изд. центр «Академия», 2016. – 272 с.

Скакун, В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах / В. А. Скакун, 2-е изд., доп. и перераб. – М.: НОУ ИСОМ, 2014. – 175 с.

Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие для учеб заведений нач. проф. образования / Ю. А. Якуба, А. В. Елистратов, О. Ю. Куракса, С. В. Куракса; под ред. Ю. А. Якубы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр Академия, 2015. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока производственного обучения

План урока производственного обучения по профессии Электрогазосварщик....

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Шаблон плана урока производственного обучения и пример такого плана...

План урока производственного обучения

Для проведения урока производственного обучения по специальности "каменщик"мною включено: Цели урока; материально-техническое оснащение; карта трудового процесса; инструкционно-технологическая карточк...

Методические рекомендации по составлению плана учебно-тренировочного занятия в ДЮСШ

Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию плана учебно-тренировочного занятия в спортивной школе. Материал так же содержит схему плана учеб...

Методические рекомендации по составлению дневника-отчета производственной практики (по профилю специальности)

Производственная практика является составной частью профессионального модуля   основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО  080114 «Экономика и бухгал...

Методические рекомендации к составлению отчета по производственной практике (по профилю специальности) по ПМ 05 «Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии»

Согласно Положению о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования утвержденного Приказом Министерства образования Россий...

Методические рекомендации по составление конспектов урока

Методические рекомендации в помощь обучающимся....