Методические рекомендации по составлению плана урока производственного обучения и его проведению. ФГОС
методическая разработка
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
Методические рекомендации
по составлению плана урока производственного обучения и его проведению.
Мастер производственного обучения
О.Н. Муксимова
Санкт – Петербург
2019
Содержание;
- Введение.
- Характеристика мастера производственного обучения.
- Требования к проведению урока.
- Технологическая карта урока производственного обучения.
- Пример урока производственного обучения.
- Список литературы
Методические рекомендации по составлению плана урока производственного обучения и его проведению.
Введение.
Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов, они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с интересом ее выполнения, с возможностями творческого приложения своих сил.
Многие привычные сегодня производственные процессы уходят в бытие и кардинально меняются. Следовательно, речь идет о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть готовым мобильно приспосабливаться к новым технологиям, успешно овладевать ими.
Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов для промышленности становится, прежде всего, осмысление новых подходов к профессиональному обучению молодежи.
Сказанное не означает отказа от формирования у обучающихся целого ряда качеств, нужных во все времена и учитывающих перспективные требования производства.
От мастера во многом зависит степень профессиональной подготовки его воспитанников для выполнения производственных работ. Уровень подготовленности обучающихся будет сказываться и на способности молодых рабочих – выпускников более рационально организовать свой труд и активно участвовать в совершенствовании производственного процесса на предприятии.
Мастер производственного обучения является не только специалистом высокой квалификации, но и педагогом. Он должен знать, как обучать обучающихся, чтобы на каждом уроке производственного обучения правильно организовать учебный процесс, подобрать наиболее целесообразные и рациональные методы обучения, хорошо объяснять и показывать выполнение трудовых приемов, профессиональных операций и их сочетание в комплексе.
Урок - это определенным образом организованное общение мастера производственного обучения и обучающихся, а также обучающихся между собой.
Урок стал незаменимой формой организации педагогического процесса. Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения.
Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями обучающихся урок качественным быть не может.
Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации образовательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Характеристика мастера производственного обучения.
Должностные обязанности:
- Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением.
- Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
- Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий.
- Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением.
- Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов.
- Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
- Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к проведению урока.
Несмотря на многообразие типов уроков, они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
1. Мастер должен сформулировать тему и цель урока.
2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
3. На уроке должно быть сочетание фронтальной, коллективной, парной и индивидуальной работы учащихся.
4. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.
5. Мастер должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.
6. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и технику безопасности.
План урока является кратким изложением методической структуры урока с элементами его структуры.
До начала занятий мастер готовит и обеспечивает рабочие места всем необходимым. Во время учебного дня он проводит вводный, текущий и заключительный инструктаж, после окончания занятий оформляет учетную документацию и подготавливается к следующему уроку.
Технологическая карта урока производственного обучения
Ход урока
- Деятельность учащихся
- время
- методы обучения
- средства обучения
- формы организации деятельности обучающихся.
В начале урока ученик реализует 2 важнейшие для себя задачи:
1 - понять, зачем он пришёл на этот урок;
2 – оценить, насколько он готов к тому, что ему предстоит делать
Задача педагога (мастера п/о):
-«включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы
переживать событие, совершать умственные действия или
моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту
- Помочь обучаемому понять, что он выработал свой новый личностный опыт
-создать условия для самоконтроля и самооценивания
1 шаг
- Демонстрация детьми владения актуальным опытом (ограниченность имеющихся знаний для объяснения чего-либо, старый способ действия)
- Форма организации: выполнение нескольких заданий старым способом, система вопросов и ответов и т.д.
2 шаг
Самооценка детьми степени владения старыми способами (старым способом)
Противоречия
между имеющимся у обучающего опыта и тем уровнем, который необходим ему для решения учебной задачи здесь и сейчас (задания, лежащие в зоне ближайшего развития обучающего)
3 шаг
- Постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация «разрыва»);
- Продумать и зафиксировать возможные направления поисковых действий детей, старающихся выйти из тупика
- Не вводить знание в готовом виде, создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез
4 шаг
- Фиксация найденного способа действия в модельной форме
- Новый способ действия формулируется в виде определения или правила «своими словами»
5 шаг
- Проведение диагностической работы
- Организация само оценивания обучающим образовательного результата
- Педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету
- Педагог показывает связь темы урока (учебного занятия) с вопросами, изучаемыми по другим предметам образовательной программы
Задачи педагога на стадии «осмысления.
Представите себе, что вам надо: Ситуация-упражнение (дано описание ситуации, а решение требует каких-то действий: расчёта нормативов, заполнения таблиц и т.д.)
или Вам необходимо произвести монтаж электродвигателя и подготовить его к включению. Какие действия Вы сделаете? Проанализируйте их эффективность …
Рассчитайте норматив для …
Заполните таблицу….
- Как бы вы поступили в этом случае?»,
- «Что вы думаете по этому поводу?»,
- «Какое решение вы примите?»,
- «Ваши действия?»
- создать условия для анализа и систематизации обучаемым информации;
- помочь соотнести старые знания с новыми;
- обеспечить обучающему возможность задуматься о природе изучаемого объекта, научиться формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации
- Интерес обучающегося к изучаемому материалу определяется не содержанием этого материала, а успешными действиями обучающегося в процессе освоения этого материала.
В образовательном процессе организация ситуаций, которые бы ставили учащихся в позицию, когда они сами сознательно принимают решение, излагают свою точку зрения, берут на себя ответственность.
Понятие цели в образовании
Прогнозируемый, предполагаемый результат образовательной деятельности, который должен быть создан за определённый промежуток времени и который можно продиагностировать
Педагогическая цель
- описывает изменения в личностном и когнитивном опыте обучаемого, на достижение которых направлен планируемый образовательный процесс;
- программа деятельности педагога, отражающая его приоритеты
- прогноз нового состояния обучаемого.
Большое влияние на успешность производственного обучения оказывает правильная оценка выполненных учебно-производственных заданий. Оценка не только подводит итог учебно-производственного труда учащихся, но имеет большое воспитательное значение.
Основными показателями, на основе анализа которых оцениваются учебно-производственные успехи обучающихся являются:
при определении оценки за изученную операцию:
- правильность выполнения приёмов и способов работы;
- качество работы, соблюдение технических требований;
- рациональность организации труда и рабочего места;
- соблюдение правил безопасности труда;
- при определении оценки за работу (партию работ) комплексного характера:
- качество работы, соблюдение технических требований;
- выполнение ученических норм времени (выработки);
- степень производственной самостоятельности учащегося;
- правильность выполнения приёмов и способов работы;
- рациональность организации труда и рабочего места, соблюдение правил безопасности труда.
Мастер должен умело использовать "политику оценки" для повышения интереса учащихся к учебной работе, стимулирования их заинтересованности успехами в учёбе, внушения им веры в свои силы.
Заключительный инструктаж обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа - на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
- На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие основные вопросы:
- сообщение о достижении цели урока;
- подведение итогов и анализ выполнения учебно-производственных заданий группой и ученическими бригадами;
- разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
- анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени;
- подведение итогов соревнования между учащимися и ученическими бригадами, сообщение оценок;
- сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.
- Для повышения эффективности проведения заключительного инструктажа следует соблюдать следующие рекомендации:
- на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока;
- стараться придавать заключительному инструктажу обучающий характер, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нём что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;
- вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока;
- широко привлекать их к самостоятельному анализу выполненных учебно-производственных работ;
- умело использовать анализ лучших учебно-производственных работ учащихся в целях мобилизации всей группы на лучшие учебно-производственные успехи;
- широко практиковать сравнение работ, выполненных учащимися, с образцами-эталонами;
- широко практиковать анализ рационализаторских предложений учащихся по совершенствованию технологии, инструментов, приспособлений, способов контроля работы и т.п.;
- анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать;
- не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.
Для производственного обучения, как и для теоретического характерна домашняя учебная работа учащихся. Основное требование к домашним заданиям в производственном обучении практическая направленность, тесная связь с учебно-производственной деятельностью обучающихся.
Наиболее типичным домашним заданием, характерным для каждого урока производственного обучения, является повторение материала специальных предметов (спец. технологии), связанного с материалом предстоящего урока производственного обучения.
Из других видов домашних заданий необходимо выделить следующие: выполнение и разбор чертежей, схем, графиков, связанных с материалом предстоящего урока; выполнение технических расчетов; изучение инструкционных карт, технологических карт, производственных инструкций; самостоятельная разработка технологических процессов, изготовление приспособлений и т д. обязательно проинструктировать учащихся о способах их выполнения.
Пример урока производственного обучения.
План урока
производственного обучения
Оконцевание жил проводов и кабелей
Оконцевание жил проводов и кабелей с помощью соединительных изоляционных зажимов (СИЗ), пропайкой, соединительных элементов (орешек).
Цели: - Учащийся научиться выполнять оконцевание проводов диаметром от:
-2,5 мм до 4 мм с помощью СИЗ,
-выбирать самостоятельно наиболее приемлемый и эффективный
способ оконцевания проводов и кабелей,
- Ученик поймет важность операции «оконцевания» в проведении
электромонтажных работ.
Обеспечение урока: - мультимедийный проектор, экран,
- набор инструмента электромонтажника:
- набор проводов (ПВ 1,5; ПВ 2,5; АПВ 4,0),
- СИЗ №2, №3
- гильза ГАО №
- колодка соединительная,
- нож монтерский;
- пассатижи;
- набор отверток;
- бокорезы;
- круглогубцы.
- технологическая карта оконцевания с помощью СИЗ,
- Критерии оценок
Вводный инструктаж
Вы изучили на уроках спецтехнологии, электротехники, материаловедения способы прокладки электропроводок, материалы из которых производят кабели и провода. Конечным результатом работы электромонтажника по освещению и осветительным сетям – это монтаж осветительных электропроводок различными способами. Как вы думаете чему надо научиться, чтобы качественно выполнить эту работу? Что вы уже умеете, чему еще не научились?
Давайте попробуем проанализировать свои знания и умения, заполнив эту таблицу. Любая электромонтажная работа выполняется в бригаде не менее чем из 2-х человек (почему?), поэтому разобьемся на бригады по желанию.
Карта самооценки знаний и умений по теме урока. (выполняют бригадой)
(общее представление учащихся о теме «Монтаж электропроводки»)
Этапы работы | Я знаю и умею | Я знаю как это делать | Хочу научиться | Мои затруднения |
Читать электрические и принципиальные схемы |
|
|
|
|
Производить разметку трасс электропроводок |
|
|
|
|
Производить оконцевание жил проводов и кабелей |
|
|
|
|
Производить монтаж кабеля |
|
|
|
|
Производить монтаж светильников |
|
|
|
|
Подключать светильник (как это выполнить?) |
|
|
|
|
Производить распайку проводов (как это выполнить) |
|
|
|
|
Подключиться к осветительному щитку |
|
|
|
|
определить сечение жилы провода или кабеля |
|
|
|
|
монтаж розеток и выключателей (замена) |
|
|
|
|
Так что же вы еще не умеете? А что не знаете?
А что умеете на сегодняшний день лучше всего?
Выполнять оконцевание жил проводов и кабелей.
Какие способы освоили? Заполните таблицу:
Способы оконцевания жил проводов и кабелей | Я знаю и умею | Я знаю как это делать | Хочу научиться | Мои затруднения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как вы думаете, почему мы такое внимание оказываем этой операции?
Какие способы есть еще? (домашнее задание – способы оконцевания, рассказывает и показывает на слайдах обучающийся)
Какие инструменты вы будете применять при выполнении этих работ?
- набор инструмента электромонтажника:
- нож монтерский;
- пассатижи;
- набор отверток;
- бокорезы;
- круглогубцы,
- инструмент МБ,
- паяльник 60W
- припой ПОС-60
Давайте вспомним правила пользования этими инструментами (фронтальный опрос)
Рассказ нового материала и показ способов выполнения.
- Давайте попробуем выполнить соединение проводов разного сечения с помощью СИЗ №2, №3 …(выполняет учащийся под руководством мастера, затем приглашается еще несколько учащихся)
- А теперь попробуем соединить провода с помощью клеммной колодки.
- Попробуем соединить пропайкой
Соединение проводов с помощью СИЗ и пропайкой
Какие виды оконцевания жил проводов представлены на рисунке?
Какой из способов оконцевания вам кажется наиболее быстрый, надежный, дешевый?
Задание на урок
Сегодня за урок вы должны будете выполнить:
- 2 соединения проводов марки ПВ2,5 из 3-х проводников с помощью СИЗ №2,
- 2 соединения проводов марки ПВ1,5 из 2-х проводников с помощью СИЗ №2,
- 2 соединений проводов марки ПВ4,0 из 3-х проводников с помощью СИЗ №3
-1 соединение через клеммную колодку,
-2 соединения гильзой ГАО,
-1 зарядка подвесного патрона
Норма времени на выполнение работы
В конце урока я вас попрошу заполнить таблицу и выставить себе оценку
Вид соединения | Оценка учащегося | Оценка мастера |
СИЗ №3, СИЗ №4 |
|
|
клеммная колодка |
|
|
гильза ГАО, |
|
|
подвесной патрон |
|
|
|
|
|
Подвести итоги урока, чему научились, что не получилось и почем
Критерии оценивания выполненной работы
выполняемая работа | «отлично» | «хорошо» | «удовлетворительно» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта самооценки знаний и умений (выполняют бригадой).
Этапы работы | Я знаю и умею | Я знаю, как это делать | Хочу научиться | Мои затруднения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебный материал подбирается преподавателем в соответствии с темой занятия и его целью (ТДЦ), оно должно соответствовать ФГОС нового поколения.
В содержании реализуются связи с профессией (специальностью), потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами обучающихся.
Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира.
Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать обучающихся и не быть недостаточным.
Преподавателю (мастеру п/о) необходимо обеспечить связь содержания данного занятия с предыдущим занятием и ранее изученным материалом.
Список литературы
Кругликов, Г. И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб. пособие для студ. проф. обр. / Г. И. Кругликов. – М.: изд. центр «Академия», 2016. – 272 с.
Скакун, В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах / В. А. Скакун, 2-е изд., доп. и перераб. – М.: НОУ ИСОМ, 2014. – 175 с.
Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие для учеб заведений нач. проф. образования / Ю. А. Якуба, А. В. Елистратов, О. Ю. Куракса, С. В. Куракса; под ред. Ю. А. Якубы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр Академия, 2015. – 320 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-kospekt_muksimova.docx | 505.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
Методические рекомендации
по составлению плана урока производственного обучения и его проведению.
Мастер производственного обучения
О.Н. Муксимова
Санкт – Петербург
2019
Содержание;
- Введение.
- Характеристика мастера производственного обучения.
- Требования к проведению урока.
- Технологическая карта урока производственного обучения.
- Пример урока производственного обучения.
- Список литературы
Методические рекомендации по составлению плана урока производственного обучения и его проведению.
Введение.
Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов, они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с интересом ее выполнения, с возможностями творческого приложения своих сил.
Многие привычные сегодня производственные процессы уходят в бытие и кардинально меняются. Следовательно, речь идет о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионала прошлого, должен быть готовым мобильно приспосабливаться к новым технологиям, успешно овладевать ими.
Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов для промышленности становится, прежде всего, осмысление новых подходов к профессиональному обучению молодежи.
Сказанное не означает отказа от формирования у обучающихся целого ряда качеств, нужных во все времена и учитывающих перспективные требования производства.
От мастера во многом зависит степень профессиональной подготовки его воспитанников для выполнения производственных работ. Уровень подготовленности обучающихся будет сказываться и на способности молодых рабочих – выпускников более рационально организовать свой труд и активно участвовать в совершенствовании производственного процесса на предприятии.
Мастер производственного обучения является не только специалистом высокой квалификации, но и педагогом. Он должен знать, как обучать обучающихся, чтобы на каждом уроке производственного обучения правильно организовать учебный процесс, подобрать наиболее целесообразные и рациональные методы обучения, хорошо объяснять и показывать выполнение трудовых приемов, профессиональных операций и их сочетание в комплексе.
Урок - это определенным образом организованное общение мастера производственного обучения и обучающихся, а также обучающихся между собой.
Урок стал незаменимой формой организации педагогического процесса. Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения.
Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями обучающихся урок качественным быть не может.
Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации образовательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Характеристика мастера производственного обучения.
Должностные обязанности:
- Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением.
- Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
- Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий.
- Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением.
- Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов.
- Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
- Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к проведению урока.
Несмотря на многообразие типов уроков, они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
1. Мастер должен сформулировать тему и цель урока.
2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
3. На уроке должно быть сочетание фронтальной, коллективной, парной и индивидуальной работы учащихся.
4. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности обучающихся.
5. Мастер должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.
6. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и технику безопасности.
План урока является кратким изложением методической структуры урока с элементами его структуры.
До начала занятий мастер готовит и обеспечивает рабочие места всем необходимым. Во время учебного дня он проводит вводный, текущий и заключительный инструктаж, после окончания занятий оформляет учетную документацию и подготавливается к следующему уроку.
Технологическая карта урока производственного обучения
Ход урока
- Деятельность учащихся
- время
- методы обучения
- средства обучения
- формы организации деятельности обучающихся.
В начале урока ученик реализует 2 важнейшие для себя задачи:
1 - понять, зачем он пришёл на этот урок;
2 – оценить, насколько он готов к тому, что ему предстоит делать
Задача педагога (мастера п/о):
-«включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы
переживать событие, совершать умственные действия или
моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту
- Помочь обучаемому понять, что он выработал свой новый личностный опыт
-создать условия для самоконтроля и самооценивания
1 шаг
- Демонстрация детьми владения актуальным опытом (ограниченность имеющихся знаний для объяснения чего-либо, старый способ действия)
- Форма организации: выполнение нескольких заданий старым способом, система вопросов и ответов и т.д.
2 шаг
Самооценка детьми степени владения старыми способами (старым способом)
Противоречия
между имеющимся у обучающего опыта и тем уровнем, который необходим ему для решения учебной задачи здесь и сейчас (задания, лежащие в зоне ближайшего развития обучающего)
3 шаг
- Постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация «разрыва»);
- Продумать и зафиксировать возможные направления поисковых действий детей, старающихся выйти из тупика
- Не вводить знание в готовом виде, создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез
4 шаг
- Фиксация найденного способа действия в модельной форме
- Новый способ действия формулируется в виде определения или правила «своими словами»
5 шаг
- Проведение диагностической работы
- Организация само оценивания обучающим образовательного результата
- Педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету
- Педагог показывает связь темы урока (учебного занятия) с вопросами, изучаемыми по другим предметам образовательной программы
Задачи педагога на стадии «осмысления.
Представите себе, что вам надо: Ситуация-упражнение (дано описание ситуации, а решение требует каких-то действий: расчёта нормативов, заполнения таблиц и т.д.)
или Вам необходимо произвести монтаж электродвигателя и подготовить его к включению. Какие действия Вы сделаете? Проанализируйте их эффективность …
Рассчитайте норматив для …
Заполните таблицу….
- Как бы вы поступили в этом случае?»,
- «Что вы думаете по этому поводу?»,
- «Какое решение вы примите?»,
- «Ваши действия?»
- создать условия для анализа и систематизации обучаемым информации;
- помочь соотнести старые знания с новыми;
- обеспечить обучающему возможность задуматься о природе изучаемого объекта, научиться формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации
- Интерес обучающегося к изучаемому материалу определяется не содержанием этого материала, а успешными действиями обучающегося в процессе освоения этого материала.
В образовательном процессе организация ситуаций, которые бы ставили учащихся в позицию, когда они сами сознательно принимают решение, излагают свою точку зрения, берут на себя ответственность.
Понятие цели в образовании
Прогнозируемый, предполагаемый результат образовательной деятельности, который должен быть создан за определённый промежуток времени и который можно продиагностировать
Педагогическая цель
- описывает изменения в личностном и когнитивном опыте обучаемого, на достижение которых направлен планируемый образовательный процесс;
- программа деятельности педагога, отражающая его приоритеты
- прогноз нового состояния обучаемого.
Большое влияние на успешность производственного обучения оказывает правильная оценка выполненных учебно-производственных заданий. Оценка не только подводит итог учебно-производственного труда учащихся, но имеет большое воспитательное значение.
Основными показателями, на основе анализа которых оцениваются учебно-производственные успехи обучающихся являются:
при определении оценки за изученную операцию:
- правильность выполнения приёмов и способов работы;
- качество работы, соблюдение технических требований;
- рациональность организации труда и рабочего места;
- соблюдение правил безопасности труда;
- при определении оценки за работу (партию работ) комплексного характера:
- качество работы, соблюдение технических требований;
- выполнение ученических норм времени (выработки);
- степень производственной самостоятельности учащегося;
- правильность выполнения приёмов и способов работы;
- рациональность организации труда и рабочего места, соблюдение правил безопасности труда.
Мастер должен умело использовать "политику оценки" для повышения интереса учащихся к учебной работе, стимулирования их заинтересованности успехами в учёбе, внушения им веры в свои силы.
Заключительный инструктаж обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа - на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
- На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие основные вопросы:
- сообщение о достижении цели урока;
- подведение итогов и анализ выполнения учебно-производственных заданий группой и ученическими бригадами;
- разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
- анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени;
- подведение итогов соревнования между учащимися и ученическими бригадами, сообщение оценок;
- сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.
- Для повышения эффективности проведения заключительного инструктажа следует соблюдать следующие рекомендации:
- на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока;
- стараться придавать заключительному инструктажу обучающий характер, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нём что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;
- вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока;
- широко привлекать их к самостоятельному анализу выполненных учебно-производственных работ;
- умело использовать анализ лучших учебно-производственных работ учащихся в целях мобилизации всей группы на лучшие учебно-производственные успехи;
- широко практиковать сравнение работ, выполненных учащимися, с образцами-эталонами;
- широко практиковать анализ рационализаторских предложений учащихся по совершенствованию технологии, инструментов, приспособлений, способов контроля работы и т.п.;
- анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать;
- не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.
Для производственного обучения, как и для теоретического характерна домашняя учебная работа учащихся. Основное требование к домашним заданиям в производственном обучении практическая направленность, тесная связь с учебно-производственной деятельностью обучающихся.
Наиболее типичным домашним заданием, характерным для каждого урока производственного обучения, является повторение материала специальных предметов (спец. технологии), связанного с материалом предстоящего урока производственного обучения.
Из других видов домашних заданий необходимо выделить следующие: выполнение и разбор чертежей, схем, графиков, связанных с материалом предстоящего урока; выполнение технических расчетов; изучение инструкционных карт, технологических карт, производственных инструкций; самостоятельная разработка технологических процессов, изготовление приспособлений и т д. обязательно проинструктировать учащихся о способах их выполнения.
Пример урока производственного обучения.
План урока
производственного обучения
Оконцевание жил проводов и кабелей
Оконцевание жил проводов и кабелей с помощью соединительных изоляционных зажимов (СИЗ), пропайкой, соединительных элементов (орешек).
Цели: - Учащийся научиться выполнять оконцевание проводов диаметром от:
-2,5 мм до 4 мм с помощью СИЗ,
-выбирать самостоятельно наиболее приемлемый и эффективный
способ оконцевания проводов и кабелей,
- Ученик поймет важность операции «оконцевания» в проведении
электромонтажных работ.
Обеспечение урока: - мультимедийный проектор, экран,
- набор инструмента электромонтажника:
- набор проводов (ПВ 1,5; ПВ 2,5; АПВ 4,0),
- СИЗ №2, №3
- гильза ГАО №
- колодка соединительная,
- нож монтерский;
- пассатижи;
- набор отверток;
- бокорезы;
- круглогубцы.
- технологическая карта оконцевания с помощью СИЗ,
- Критерии оценок
Вводный инструктаж
Вы изучили на уроках спецтехнологии, электротехники, материаловедения способы прокладки электропроводок, материалы из которых производят кабели и провода. Конечным результатом работы электромонтажника по освещению и осветительным сетям – это монтаж осветительных электропроводок различными способами. Как вы думаете чему надо научиться, чтобы качественно выполнить эту работу? Что вы уже умеете, чему еще не научились?
Давайте попробуем проанализировать свои знания и умения, заполнив эту таблицу. Любая электромонтажная работа выполняется в бригаде не менее чем из 2-х человек (почему?), поэтому разобьемся на бригады по желанию.
Карта самооценки знаний и умений по теме урока. (выполняют бригадой)
(общее представление учащихся о теме «Монтаж электропроводки»)
Этапы работы | Я знаю и умею | Я знаю как это делать | Хочу научиться | Мои затруднения |
Читать электрические и принципиальные схемы | ||||
Производить разметку трасс электропроводок | ||||
Производить оконцевание жил проводов и кабелей | ||||
Производить монтаж кабеля | ||||
Производить монтаж светильников | ||||
Подключать светильник (как это выполнить?) | ||||
Производить распайку проводов (как это выполнить) | ||||
Подключиться к осветительному щитку | ||||
определить сечение жилы провода или кабеля | ||||
монтаж розеток и выключателей (замена) |
Так что же вы еще не умеете? А что не знаете?
А что умеете на сегодняшний день лучше всего?
Выполнять оконцевание жил проводов и кабелей.
Какие способы освоили? Заполните таблицу:
Способы оконцевания жил проводов и кабелей | Я знаю и умею | Я знаю как это делать | Хочу научиться | Мои затруднения |
Как вы думаете, почему мы такое внимание оказываем этой операции?
Какие способы есть еще? (домашнее задание – способы оконцевания, рассказывает и показывает на слайдах обучающийся)
Какие инструменты вы будете применять при выполнении этих работ?
- набор инструмента электромонтажника:
- нож монтерский;
- пассатижи;
- набор отверток;
- бокорезы;
- круглогубцы,
- инструмент МБ,
- паяльник 60W
- припой ПОС-60
Давайте вспомним правила пользования этими инструментами (фронтальный опрос)
Рассказ нового материала и показ способов выполнения.
- Давайте попробуем выполнить соединение проводов разного сечения с помощью СИЗ №2, №3 …(выполняет учащийся под руководством мастера, затем приглашается еще несколько учащихся)
- А теперь попробуем соединить провода с помощью клеммной колодки.
- Попробуем соединить пропайкой
Соединение проводов с помощью СИЗ и пропайкой
Какие виды оконцевания жил проводов представлены на рисунке?
Какой из способов оконцевания вам кажется наиболее быстрый, надежный, дешевый?
Задание на урок
Сегодня за урок вы должны будете выполнить:
- 2 соединения проводов марки ПВ2,5 из 3-х проводников с помощью СИЗ №2,
- 2 соединения проводов марки ПВ1,5 из 2-х проводников с помощью СИЗ №2,
- 2 соединений проводов марки ПВ4,0 из 3-х проводников с помощью СИЗ №3
-1 соединение через клеммную колодку,
-2 соединения гильзой ГАО,
-1 зарядка подвесного патрона
Норма времени на выполнение работы
В конце урока я вас попрошу заполнить таблицу и выставить себе оценку
Вид соединения | Оценка учащегося | Оценка мастера |
СИЗ №3, СИЗ №4 | ||
клеммная колодка | ||
гильза ГАО, | ||
подвесной патрон | ||
Подвести итоги урока, чему научились, что не получилось и почем
Критерии оценивания выполненной работы
выполняемая работа | «отлично» | «хорошо» | «удовлетворительно» |
Карта самооценки знаний и умений (выполняют бригадой).
Этапы работы | Я знаю и умею | Я знаю, как это делать | Хочу научиться | Мои затруднения |
Учебный материал подбирается преподавателем в соответствии с темой занятия и его целью (ТДЦ), оно должно соответствовать ФГОС нового поколения.
В содержании реализуются связи с профессией (специальностью), потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами обучающихся.
Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира.
Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать обучающихся и не быть недостаточным.
Преподавателю (мастеру п/о) необходимо обеспечить связь содержания данного занятия с предыдущим занятием и ранее изученным материалом.
Список литературы
Кругликов, Г. И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб. пособие для студ. проф. обр. / Г. И. Кругликов. – М.: изд. центр «Академия», 2016. – 272 с.
Скакун, В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах / В. А. Скакун, 2-е изд., доп. и перераб. – М.: НОУ ИСОМ, 2014. – 175 с.
Справочник мастера производственного обучения: Учеб. пособие для учеб заведений нач. проф. образования / Ю. А. Якуба, А. В. Елистратов, О. Ю. Куракса, С. В. Куракса; под ред. Ю. А. Якубы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд. центр Академия, 2015. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока производственного обучения
План урока производственного обучения по профессии Электрогазосварщик....
ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Шаблон плана урока производственного обучения и пример такого плана...
План урока производственного обучения
Для проведения урока производственного обучения по специальности "каменщик"мною включено: Цели урока; материально-техническое оснащение; карта трудового процесса; инструкционно-технологическая карточк...
Методические рекомендации по составлению плана учебно-тренировочного занятия в ДЮСШ
Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию плана учебно-тренировочного занятия в спортивной школе. Материал так же содержит схему плана учеб...
Методические рекомендации по составлению дневника-отчета производственной практики (по профилю специальности)
Производственная практика является составной частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгал...
Методические рекомендации к составлению отчета по производственной практике (по профилю специальности) по ПМ 05 «Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии»
Согласно Положению о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования утвержденного Приказом Министерства образования Россий...
Методические рекомендации по составление конспектов урока
Методические рекомендации в помощь обучающимся....