Урок по развитию речи в 5 классе с использованием приёмов технологии РКМЧП
план-конспект урока

Шевченко Елена Евгеньевна

Материал содержит поэтапный ход урока развития речи с использованием приёмов технологии развития критического мышления. Учащиеся обучаются составлять план при подготовке к подробному изложению, развивают речевые способности, учатся навыкам работы с текстом. такие этапы урока, как Вызов и Целеполагание, отражают системно-деятельностный подход к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                 Конспект урока по развитию речи в 5 классе

                         (подготовка к подробному изложению)

                    с использованием приёмов технологии РКМЧП

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока: комбинированный урок

Вид деятельности: коллективная, самостоятельная

Тема урока: Развитие речи. Обучающее изложение

Цели урока:

 - совершенствовать работу над текстом с последующим его воспроизведением;

- учить составлять и использовать план при подробном изложении текста;

- прививать навык грамотной речи с передачей авторского стиля;

- воспитывать ответственное отношение к письменной и устной передаче чужой речи;

- развивать речевые способности обучающихся и потребность в совершенствовании своей речи.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность красоты природы и творчества.

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению

                                           Ход урока

  1. Опрос по домашнему заданию:

-сконструировать кластер по теме «Признаки текста», выбрав нужные для ответа «лепестки».

2.Вызов

Приём «Корзина идей»: Ребята, зачем нужно писать изложение?

- учащиеся работают в парах, отвечая на поставленный вопрос ( 3 мин);

- устное обсуждение вариантов ответов;

Вывод: Писать изложение нужно, чтобы научиться на примерах талантливых писателей красиво и грамотно выражать свои мысли. Этой цели и служит пересказ-изложение.

3.Целеполагание

      Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть  с   ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( «Секреты подробного изложения»)

-Сформулируйте цель урока? ( научиться подробно излагать текст)

-Что же значит написать подробное изложение? (Пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, сохранить языковые особенности текста).

Можно предложить учащимся составить кластер «Признаки подробного изложения».

4.Осмысление

1) Ребята, первое, с чего начинается любое изложение,- умение слушать.

Итак, учимся слушать.

2) Чтение текста изложения ( распечатанные тексты на партах)                         

                                   

                                 Ветреный день

Этот свежий осенний ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как сами охотники часто болтают между собой от избытка радостных ожиданий. Можно говорить и можно молчать. Бывает, охотник оживлённо что-то рассказывает, но вдруг мелькнуло что-нибудь в воздухе, охотник посмотрел туда и потом: «А о чём я рассказывал?» Не вспомнилось, и - ничего: можно что-нибудь другое начать.

Так и ветер охотничий осенью постоянно шепчет о чём-то и, не досказав одно, переходит к другому: вот донеслось бормотание молодого тетерева и перестало, кричат журавли…

                                                                                         ( М. Пришвин)

3) Беседа по тексту

- О чём текст?

- Назовите действующих лиц текста.

-Разделите текст на 2 части? Какие?

- Что между ними общего и чем отличаются?

-Определите стиль речи данного текста.

4)Составление плана

План

1.Свежий осенний ветер.

2.Говорит как охотник.

3.Может рассказать о чём-то другом.

4.Ветер охотничий.

5)Работа с пунктуацией

-Что делать, если мы ещё не научились  правильно расставлять все знаки препинания? Во-первых, можно разбить сложное предложение на  несколько простых. Во-вторых, можно использовать меньшее количество слов.

Задание: «Упростите» предложения ,выделенные  в тексте курсивом.

6) Второе прочтение текста ( распечатанные тексты собрать)

-Чтобы пересказать текст подробно, нужно во время второго чтения делать на черновиках записи ( ключевые слова, фразы).

7)Написание чернового варианта изложения. Чтение, коррекция.

5.Рефлексия

-Представьте себя охотничьим ветром. Расскажите на ухо соседу, чему научились сегодня на уроке?

6.Домашнее задание

Написать изложение в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи, знакомство с окружающим миром тема:«Части лица.»

конспект урока        по  развитию речи, знакомство с окружающим миром тема:«Части лица.»...

конспект урока по развитию речи

урок по развитию речи для студентов педагогических колледжей, училищ....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 5 КЛАСС

Цель: Создание условий для формирования навыка осознанного, выразительного  чтения сказки, активизации   учащихся и вовлечения их в   процесс анализа  художественного произвед...

Урок развития речи. 2 класс «Улыбка моя, где ты?»

Данный урок развивает у учащихся второго класса  образное мышление, творческое воображение; обучает  их приёмам саморегуляции и тренирует  в проявлении доброжелательного поведения; акти...

Статья на тему: Разработка урока на тему:Арифметические, строковые и логические выражения» для учащихся 9 класса с использованием элементов технологии развития критического и логического мышления

Применение технологии критического мышления на уроках информатики. Эти приемы позволяют вызвать интерес учащихся к предмету, развивают логическое и творческое мышление.К настоящему времени сложилось з...

Оценка предметных результатов обучающихся начальных классов с использованием информационных технологий

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изм...