План-конспект урока на тему: «Проведение года добровольца (волонтера) в Российской Федерации»
классный час
Утверждение, что волонтерское движение является элементом социальной ответственности и высшего проявления развитого гражданского общества, не случайно. Сегодня роль волонтерского движения приобретает всевозрастающее значение для социального развития общества.
Современное общество как никогда нуждается в осознании необходимости и значимости волонтерских движений. Проблемой развития волонтерства в нашей стране озабочено как государство, так и граждане. Все чаще в посланиях Президента России Федеральному собранию звучит значимость развития волонтерства.
Развитие волонтерской деятельности является важным как для общества в целом, так и отдельных его секторов, а также самих волонтеров. Для отдельного человека участие в волонтерской деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию, дает возможность получить новые знания и опыт, что, безусловно, является важным особенно для молодых людей, а также возможность почувствовать себя социально значимым и социально полезным. Государству волонтерский труд помогает эффективнее решать задачи, стоящие перед ним и обществом. Развитие волонтерства способствует становлению гражданского общества, служит повышению роли некоммерческих и общественных организаций. Волонтерство положительно влияет на социальное и экономическое развитие страны в целом, помогая решить социально значимые проблемы. Корпоративное волонтерство является одним из важнейших способов проявления социальной ответственности бизнеса. Волонтерство положительно влияет и на систему образования, т.к. вовлечение школьников и студентов в данный вид деятельности способствует формированию у молодежи активной жизненной позиции, развивает их навыки, повышает знания, поддерживает патриотический дух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока на тему: «Проведение года добровольца (волонтера)
в Российской Федерации»
Подготовила: Блинова Ирина Игоревна ГБПОУ МССУОР №1 Москомспорта
Дата проведения: 01.09.2018 г.
Время проведения: 12.00
Место проведения: ГБПОУ МССУОР №1
Контингент: 9ф-11, 9ф-12
Оборудование: мультимедийный проектор, экран
Цель: сформировать у учащихся представление о волонтерском движении, ознакомить историей волонтерского движения, о его разных формах в разные времена, о его значении в жизни общества.
Образовательные задачи:
1. Дидактические:
- способствовать актуализации представлений учащихся о волонтерском движении, его формах, о значении в жизни общества;
- создать условия для формирования представления о волонтерском движении.
2. Воспитательные:
- способствовать созданию условий для развития у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
- формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
3. Развивающие:
- содействовать развитию умения сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
4.Учебные задачи:
- познакомиться с основными понятиями волонтерской деятельности;
- рассмотреть историю развития волонтерской деятельности;
- определить виды волонтерской и общественно – полезной деятельности.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Методы обучения: объяснение, беседа, рефлексивный, демонстрация.
Основные понятия: «благотворительность», «альтруист», «меценат» и «волонтер», «волонтерская деятельность»
Ход урока:
№ п/п | Название вопроса | Время объяснения (мин) | Краткое содержание |
1 | Организационный момент – знакомство озвучивание темы, изложение плана занятия | (5 мин.); | Добрый день, уважаемые студенты. Тема нашего занятия «Добрый день, уважаемые студенты. Тема нашего занятия: «Проведение года Волонтера в РФ». Цель нашего занятия - познакомиться с основными понятиями волонтерской деятельности; - рассмотреть историю развития волонтерской деятельности; - определить виды волонтерской и общественно – полезной деятельности. Сегодня мы с вами поговорим о волонтерском движении, его формах и его значении в нашей жизни. Узнаем о примерах необычайного бескорыстия и доброты отдельных людей, которые вызывают большое уважение и являются примером подражания в нашей жизни. Волонтеры, добровольцы, – люди, работающие в государственной или негосударственной организации бесплатно. Волонтеры иногда оказывают социальную помощь и косвенно поддерживают основных помощников. Доброволец (волонтер) – человек, который добровольно, т.е. по своей доброй воле решил посвятить часть своей жизни другим людям, помогая им справиться с жизненными трудностями. В нашей стране и раньше и сейчас благотворительность была всегда в почете, она существовала в форме индивидуальных пожертвований, в форме организованной благотворительной деятельности частных лиц и организаций. |
2 | Основная часть | (35 мин.): | |
- | Подготовка к изучению нового материала через актуализацию знаний | (5 мин); | Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. |
- | Ознакомление с новым материалом | (15 мин); | «Нищелюбие» русских князей: основные направления защиты и помощи нищим на Руси. Первый этап помощи русских князей. Нищелюбие же — добродетель, состоящая в оказании помощи нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. По мнению А. Гуревича, «исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милости» — основные доказательства святости. В русских летописях они имели определенную формулу: многих канонизированных русских князей характеризовали как «мнихолюбив», «страннолюбив», «нищелюбив». Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия «нищелюбие», «милосердие» и более позднему — светское понятие «благотворительность». Официальным же началом является договор 911 года князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой. Подробный рассказ о первом и этапе помощи русских князей. Зарождение благотворительности и меценатства. Второй этап помощи русских князей. Второй период характеризуется тем, что княжеская помощь и защита нуждающимся претерпевает существенные изменения в функциях, мерах их осуществления. Общая же тенденция помощи заключалась в дальнейшем проникновении христианства, строительстве городов, защите мигрантов, а также в такой внешней функции как охрана земель от набегов соседей. Таким образом, «нищелюбие» русских князей имело разностороннюю поддержку всем слоям населения. Мы видим государственную и частную благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать ещё не разделенной. Эта традиция долго продолжалась в России – руководствуясь христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную, но на деньги из казны, которые они считали своими. Даже такая благотворительность характеризует их с положительной стороны, ведь они могли потратить эти деньги и на свои личные нужды. Благотворительность русских царей. Личная благотворительность в форме традиционной милостыни осуществлялась Романовыми с начала XVII в., однако организованный, системный характер это явление приобрело в только имперский период русской истории. Благотворительность под верховным управлением и с личным участием членов императорской фамилии основывалась на тех же религиозно-нравственных принципах, что и все отечественное благотворение, но имела свои особенности. Она была призвана демонстрировать патерналистское попечение монаршей власти о подданных, однако не сводилась к мероприятиям декларативного характера. В России отсутствовала официальная государственная социальная политика, и, по сути, средством решения этих задач в общегосударственном масштабе являлась организованная благотворительность под покровительством царской семьи и осуществлявшаяся на ее основе социальная помощь. Организационными формами благотворительности являлись крупные ведомства и комитеты, действовавшие под непосредственным руководством самодержцев, их жен и других членов первой семьи империи. К XX столетию благотворительные ведомства императорской фамилии стали важнейшим элементом системы социальной поддержки в России. А в начале века к ним добавились новые благотворительные комитеты и общества, в том числе созданные для оказания помощи пострадавшим от военных бедствий. Все благотворительные структуры под покровительством дома Романовых пережили Первую мировую войну и свержение в феврале 1917 г. монархии. Они продолжали действовать при временном правительстве и даже некоторое время при Советской власти, закончив свое существование в конце 1917 – начале 1918 гг. |
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения | (15 мин); | Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Хотя характерной чертой советского периода российской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что практически исключало необходимость общественных благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например массовой детской безнадзорности, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. Ленина). В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако, эти пожертвования часто поступали на государственные банковские счета. Попытки возродить в СССР частную благотворительность свелись к "добровольно принудительному" порядку изъятия членских взносов для "добровольных" обществ. Такие взносы не требовали ни серьезного осмысления, ни понимания для чего собираются деньги и на что они расходуются и участие в субботниках. В годы перестройки было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако, эти пожертвования часто поступали на государственные банковские счета. Попытки возродить в СССР частную благотворительность свелись к "добровольно принудительному" порядку изъятия членских взносов для "добровольных" обществ. Такие взносы не требовали ни серьезного осмысления, ни понимания для чего собираются деньги и на что они расходуются и участие в субботниках. В годы перестройки было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. Также в России начали действовать международные благотворительные организации – Врачи без границ, Врачи мира, Армия спасения, Международный Красный Крест. Следующим этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и другие нужды. Такими организациями стали фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина "Династия", фонд "Виктория", "Фонд культурных инициатив" и другие. Одним из первых меценатов современности стал Мстислав Растропович. Здесь же следует назвать имена Галины Вишневской, Владимира Спивакова, Владимира Крайнева. Место и роль волонтерства в современной России. В России, волонтерство в современном понимании начало формироваться в России только конце 80-х начале 90-х гг. Волонтерские организации в России ориентированы в основном на привлечение молодежи, которая рассматривается как главный ресурс. В Москве существует государственное бюджетное учреждение «Центр молодежи Юго-Восточного административного округа «Молодежное содружество»», работающее в структуре Департамента семейной и молодежной политики. Оно призвано содействовать созданию и развитию волонтерского движения в ВУЗах, стимулированию реализации собственных общественно значимых проектов и т.д. Спортивное волонтерство как разновидность волонтерской деятельности - новое направление в молодежной среде. На сегодняшний день ни одно крупное спортивное мероприятие не может обойтись без эффективной работы волонтеров. В зависимости от масштаба мероприятия количество волонтеров может достигать десятки и даже сотни тысяч человек. Деятельность волонтерской группы на крупнейших спортивных мероприятиях помогает решению огромного количества организационных вопросов. Но основной целью волонтеров является создание на мероприятии потрясающей атмосферы и запоминающегося имиджа, а также необходимого настроя для участников и ощущения праздника для зрителей. | |
3 | Заключение | (5 мин): | |
- | обобщение материала, формулировка основных выводов, ответы на вопросы | студентов (5мин.). | Студенческие годы — самое лучшее время для участия в волонтерском движении. Зачем это нужно, когда и так забот хватает — сессии, курсовые, тренировки? Как бы пафосно ни звучало, но волонтерство — это опыт реальной работы. Да, этот труд не оплачивается, но это та самая возможность нюхнуть пороху. После университета специалисты часто выходят "стерильными": у них есть огромный багаж теоретических знаний, но практических навыков нет. Сложился стереотип, что волонтеры, это только студенты, но сейчас есть и "серебряные" волонтеры — люди пожилого возраста. Для них это отличная возможность применить свои знания и опыт. Есть важный психологический аспект — возможность показать, что они нужны и важны обществу, что они полезны. Эти люди очень отзывчивые, заботливые — ведь молодежь вокруг им как внуки. Волонтерство -именно тот момент, когда тебя могут заметить, когда можно проявить свои человеческие качества, не стесняться помочь, ведь в жизни мы часто стесняемся быть небезразличными. Для всех ли это? Я думаю, что нет, и это нормально. Нельзя заставить человека заниматься волонтерством. Это не то, что можно делать из-под палки. А еще не стоит в это ввязываться, если ты думаешь, что это способ бесплатно посмотреть соревнования. Волонтер может простоять весь матч в подтрибунном помещении или на парковке. Это нужно понимать. Впереди еще много чемпионатов и Олимпийских игр. Здорово, что сегодня можно открыть интернет, найти соревнования по любому виду спорта и подать заявку. Кстати, в 2019 году у нас, в Красноярске, пройдет зимняя Универсиада, и там будут нужны волонтеры. Если ты любишь спорт настолько, чтобы сделать этот праздник лучше для других, пусть даже в ущерб своим личным желаниям, тогда дерзай. Волонтерство — это пример активной жизненной позиции, позволяющей увидеть новые пути развития и совершенствования, а также уникальная площадка формирования профессиональных и личностных качеств, способности принимать решения, умения строить коммуникации и находить общий язык с разными людьми, а также организовывать свое время и пространство. |
Список литературы:
- Мельникова В.Н; Пушкарёва Т.В. Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность, Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, Выпуск № 1 — том 19 — 2013, — стр. 5.
- Сикорская Л.Е. Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи Журнал «Знание. Понимание. Умение», Выпуск № 1 — 2012, — стр. 4.
- Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / Под ред. Петренко Е.С. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. – С. 61.
- A PRIORI. Институт волонтерства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://inductor1.ucoz.ru/publ/individualizacija_i_obedinenie/institut_volonterstva/42-1-0-481 (дата обращения: 25.02.2015).
- Единый информационный ресурс московской благотворительности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.mosblago.ru/groups/show-43-194.htm (дата обращения: 24.02.2015).
- Сайт «Официальная Россия», Проект ФЗ «О филантропии, меценатстве и волонтерстве» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/530/74317/114172/114183/114301 (дата обращения: 26.02.2015).
- Информационные материалы для журналистов по освещению деятельности СО НКО, для федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления по поддержке СО НКО, благотворительности и добровольчества// Агентство социальной информации. – Москва, 2011. – С. 4.
- Бодренкова Г.П. Системное развитее добровольчества//АНО «СПО «СОТИС», 2010. – № 4. – С. 15.
- Эколого-просветительский центр «Заповедники». [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://wildnet.ru/ – (дата обращения: 20.02.2015).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект открытого урока по теме: "Рождественские открытки, как предмет эстетически - нравственного воспитания учащихся".
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА: Преподаватель: Плотникова Ирина НиколаевнаНаименование творческого объединения: МОУ ДОД "Волосовская Де...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по теме «Приготовление тортов»
интегрированный урок-зачет по теме «Приготовление тортов» объединяет в себе обучение одновременно по нескольким предметам, где рассматриваются вопросы, касающиеся данной темы: основной предмет «Т...
План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"
В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....
план конспект открытого урока на тему " Виды войск"
план конспект открытого урока на тему "Виды войск"...
План-конспект интегрированного урока по теме «Инвестиционная привлекательность бизнес-проектов»
Разработчики: преподаватели спец. дисциплин ГАПОУ ТО "Тюменский колледж водного транспорта" Лембик Е.Н., Лазарев С.Ю., Оленников Д.В....
План-конспект открытого урока на тему: Техника письма «по-сырому»
План-конспект открытого урокана тему: Техника письма «по-сырому» Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)ОП.04 Живопись с основами цветоведения...
План-конспект открытого урока на тему "Достопримечательности Лондона" по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык
План-конспект открытого урока на тему«Достопримечательности Лондона» (“Sights of London”)Продолжительность урока: 90 минутЦель урока: формирование у обучающихся целостного пред...