Конкурсный урок музыки Крук Натальи Александровны
план-конспект урока

Шереметьева Наталья Алекандровна

Конкурсный урок "Музыкальные дороги ВОВ" охватывает интересный пласт музыкальной отечественной культуры. В своем уроке я постаралась передать в музыке тот ужас, ту боль и страдания народа защищавшего свою родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursny_urok_kruk_natali_1234566.docx28.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Крук Наталья Александровна.

Класс: 4.

Тема урока: Музыкальные дороги Великой Отечественной войны.

Цель урока: осознать значение и содержание музыки, звучавшей во время Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • способствовать готовности ученика к свободному самовыражению;
  • уметь рассуждать, опираясь на жизненно-музыкальный опыт;
  • проявлять активность при решении практико-ориентированных заданий;
  • формирование мотивации к учебной деятельности;
  • уметь слушать собеседника.

Метапредметные:

  • уметь работать с информацией представленной в различной форме (партитура, рисунок, текст);
  • проявлять навыки прогнозирования и формулирования темы и цели урока;
  • умение самостоятельно решать поставленные задачи;
  • оценивать собственные учебные действия;
  • формирование эмоционально-осознанного отношения к музыке, к собственной деятельности и деятельности одноклассников в различных формах взаимодействия;
  • учиться сравнивать и анализировать;
  • принимать активное участие в коллективном обсуждении;
  • анализировать информацию, представленную в звуковой форме;
  • уметь грамотно и логично строить монологическую речь;
  • овладевать формами рефлексивной оценки.

Предметные:

  • раскрыть в процессе анализа содержание фрагментов Симфоний №7 и №5 Д. Д. Шостаковича;
  • уметь вдумчиво слушать музыку;
  • эмоционально откликаться на музыку;
  • совершенствовать вокально-хоровые навыки, умение петь по руке;
  • актуализировать знания о средствах музыкальной выразительности (динамика, тембр, темп).

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод размышления о музыке;
  • словесные методы (диалог, объяснение, разъяснение, пояснение);
  • метод сравнения;
  • наглядно-слуховой метод;
  • метод интонационного анализа;
  • метод перспективы и ретроспективы;
  • метод музыкального обобщения.

Основные понятия: война, симфония, песня, синквейн, музыкальный образ, жанр.

Музыкальный материал: Д. Д. Шостакович Симфония №5, 1 часть,  разработка; Д. Д. Шостакович Симфония №7, 1 часть, разработка, тема нашествия; Г. А. Струве «Матерям погибших героев», И. И. Шварц «Ленинградские мальчишки».

Оборудование: компьютер, проектор, рояль.

Структурный план урока:

Вид деятельности

Музыкальный материал

Время

(мин.)

I.

Организационный момент.

Муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедев-Кумач «Священная война».

5

II.

Музыкально-слушательская деятельность.

Д. Д. Шостакович Симфония №7, 1 часть, разработка, тема нашествия и Симфония №5, 1 часть, разработка. Викторина «Песни Войны».

15

III.

Певческая деятельность.

1. Распевание.

«Родина моя».

5

2. Работа над песней.

Г. А. Струве «Матерям погибших героев», И. И. Шварц «Ленинградские мальчишки».

10

IV.

Обобщение.

Синквейн. Материал урока.

5

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Задачи:

  • ввести детей в эмоциональную атмосферу урока;
  • актуализировать знания детей по теме урока.

Звучит песня «Священная война». Дети входят в класс. На проекторе идёт показ видео о Великой Отечественной Войне.

У.:  исполняет приветствие на основе мелодии песни 

Приветствую я вас друзья,

Начнём урок опять.

О подвигах военных лет

Мы будем вспоминать.

У.: Садитесь, пожалуйста. Ребята, подумайте, пожалуйста, а какая будет тема сегодняшнего урока?

Д.: Война. Священная война. Борьба за Родину.

У.: Молодцы. Тема наша звучит так: «Музыкальные дороги Великой Отечественной Войны».

2. Музыкально-слушательская деятельность.

Задачи:

  • вспомнить имя композитора и название музыкального произведения прослушанного на предыдущем уроке;
  • сравнить два музыкальных отрывка симфоний №7 и №5 Д.Д. Шостаковича;
  • определить характер звучащей музыки.

У.: Давайте же отправимся по музыкальным дорогам той великой войны. Сейчас послушайте музыкальный отрывок и назовите произведение, имя композитора? (Звучит Д.Д. Шостакович Симфония №7 тема нашествия).

Д.: Шостакович Симфония №7.

У.: Совершенно верно. Прозвучала тема нашествия из Симфонии №7. А как ещё называют эту симфонию? Кто мне скажет?

Д.: Ленинградская.

У.: Молодец. Какие мысли и чувства рождает в нас эта музыка?

Д.: Эта музыка о том, как немцы наступают на Ленинград. Враг наступает.

У.: Хорошо ребята. Ваша одноклассница Леошко Софья подготовила интересную презентацию. Внимание на экран. ( Леошко Софья «Блокадный хлеб», звучит тема нашествия Симфония №7).

А сейчас я предлагаю вам послушать тему из Симфонии №5 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. (Звучит Симфония №5 1 часть марш). Что выявляет эта музыка?

Д.: Зло. Как будто злая сила наступает.

У: Найдите общее в этих двух произведениях?

Д: Марш…. Музыка злую силу показывает нам….

У.: А какая тема на ваш взгляд звучит более страшно?

Д.: Вторая тема. Музыка очень страшная. Торжество зла.

У.: Молодцы. А почему музыка злая?

Д.: Она показывает злую силу: фашизм. Когда её слушаешь, становится страшно.

У.: Хорошо. А если бы эта музыка говорила о человеке. Какого бы человека она вам представила бы?

Д.: Злого, безжалостного.

У.: Ну что ж, ребята, я думаю вы все согласитесь, что война — это зло.

Нет, товарищ не забудь

На войне жестокой.

У войны короткий путь,

У любви далёкий.

Что помогало людям сохранять боевой дух? Что сопровождало человека на войне?

Д.: Песни.

У.: Да. Люди отправлялись на войну и воевали с песней.  Сейчас я вам спою песню, а вы скажете, как она называется? (Катюша, Синий платочек, Эх, Дороги). А какие вы знаете песни о войне?

Д.: «В землянке», «Журавли»….

У: Война унесла много жизней. Люди шли на войну и сражались за кого?

Д.: За родину…. За родителей. …За жён, …матерей….

У.: (плакат «Родина - Мать зовёт!») Во время войны воевали все, даже искусства: художники пивали картины и плакаты, композиторы музыку и песни, поэты — стихи .Так помогали солдатам воевать, а жителям тыла  — работать и помогать фронту.

3. Певческая деятельность.

Задачи:

  • заинтересовать детей новой песней;
  • настроить детей на осмысленное, выразительное исполнение песен;
  • добиваться осмысленного интонирования;
  • добиваться кантилены.

У.: Вот прозвучало слово Мать. И я хочу зачитать вам  замечательное стихотворение Огнева.

Два слова: Родина и Мать –

Стоят, известно, вместе.

Не разделить их, не разъять,

Как музыку от песни…

И от того – когда бедой

Грозит нам враг упрямый –

На бой нас Родина зовёт,

Благословляют мамы.

Сегодня, ребята, мы с вами разучим песню Георгия Александровича Струве «Матерям погибших героев».

(Исполняю песню Г. Струве «Матерям погибших героев!»,  на проекторе идёт показ презентации).

У.: Ребята, во время звучания этой песни я показала вам обелиски матерей. А кто скажет мне, что такое ОБЕЛИСК?

Д.: Памятник, каменное сооружение.

У.: Совершенно верно. Это мемориальное сооружение, созданное скульптором созданное как память о тех страшных событиях.

Ну, а прежде чем мы начнём разучивать песню, давайте распоёмся! Выпрямите ваши спины, ноги стоят устойчиво. Настраиваемся на звук «Лё». Добиваюсь унисона. Чистоты интонирования.  e1- a1. Следующее упражнение. Пропеваем сверху вниз по гамме фразу «Родина моя». (a1 – e1).

Работаем над песней Г. Струве «Матерям погибших героев». Разучиваем по фразам. Исполняю первую фразу, дети мысленно пропевают со мной. Выстраиваем первый звук и поем, показывая движение мелодии рукой. Пою вторую фразу, дети повторяют. Поём фразу, я показывая рукой движение мелодии. Соединяем две фразы. Таким образом, работаем над всем куплетом. Предлагаю детям найти и выделить жестом???и в пении главные слова в каждой фразе (метод свободного дирижирования) и выразительно исполнить куплет. Выразительно исполняем первый куплет под мой аккомпанемент.

У.: Давайте закончим урок, исполнением песни-посвящения нашему героическому городу, пережившему страшную блокаду. Кто мне назовет песню?

Д.: «Ленинградские мальчишки»

4. Обобщение.

У.: Давайте сочиним синквейн по теме урока

Музыка

Страшная, мужественная.

Вдохновляет, помогает, поддерживает.

Всегда с нами рядом

Жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока музыки по теме: "Музыка Италии".

Урок  музыки , проводится в 4 классе по общей теме  " Музыка разных народов мира" . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными  чертами, свойствами и особе...

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна.

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна, учитель музыки и пения ГБОУ школа №439, г. ПетродворцаВ данной статье ...

конспект урок музыки в 1 классе "Музыка осени"

Конспект урока в 1-м классе на тему "Музыка осени" Тема четверти: «О чем говорит музыка».Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе ...

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ IV ВИДА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТРИ КИТА» В МУЗЫКЕ»

1. Искусство в жизни и деятельности лиц с нарушением зрения2. Методы обучения незрячих музыкантов - исполнителей в России3. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих и слепых детей4.Система...

Урок музыки - «Музыка на мольберте»

Материал к уроку в 5 классе по теме «Музыка на мольберте»....