Конкурсный урок музыки Крук Натальи Александровны
план-конспект урока
Конкурсный урок "Музыкальные дороги ВОВ" охватывает интересный пласт музыкальной отечественной культуры. В своем уроке я постаралась передать в музыке тот ужас, ту боль и страдания народа защищавшего свою родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Крук Наталья Александровна.
Класс: 4.
Тема урока: Музыкальные дороги Великой Отечественной войны.
Цель урока: осознать значение и содержание музыки, звучавшей во время Великой Отечественной войны.
Планируемые результаты:
Личностные:
- способствовать готовности ученика к свободному самовыражению;
- уметь рассуждать, опираясь на жизненно-музыкальный опыт;
- проявлять активность при решении практико-ориентированных заданий;
- формирование мотивации к учебной деятельности;
- уметь слушать собеседника.
Метапредметные:
- уметь работать с информацией представленной в различной форме (партитура, рисунок, текст);
- проявлять навыки прогнозирования и формулирования темы и цели урока;
- умение самостоятельно решать поставленные задачи;
- оценивать собственные учебные действия;
- формирование эмоционально-осознанного отношения к музыке, к собственной деятельности и деятельности одноклассников в различных формах взаимодействия;
- учиться сравнивать и анализировать;
- принимать активное участие в коллективном обсуждении;
- анализировать информацию, представленную в звуковой форме;
- уметь грамотно и логично строить монологическую речь;
- овладевать формами рефлексивной оценки.
Предметные:
- раскрыть в процессе анализа содержание фрагментов Симфоний №7 и №5 Д. Д. Шостаковича;
- уметь вдумчиво слушать музыку;
- эмоционально откликаться на музыку;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки, умение петь по руке;
- актуализировать знания о средствах музыкальной выразительности (динамика, тембр, темп).
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод размышления о музыке;
- словесные методы (диалог, объяснение, разъяснение, пояснение);
- метод сравнения;
- наглядно-слуховой метод;
- метод интонационного анализа;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод музыкального обобщения.
Основные понятия: война, симфония, песня, синквейн, музыкальный образ, жанр.
Музыкальный материал: Д. Д. Шостакович Симфония №5, 1 часть, разработка; Д. Д. Шостакович Симфония №7, 1 часть, разработка, тема нашествия; Г. А. Струве «Матерям погибших героев», И. И. Шварц «Ленинградские мальчишки».
Оборудование: компьютер, проектор, рояль.
Структурный план урока:
№ | Вид деятельности | Музыкальный материал | Время (мин.) | |
I. | Организационный момент. | Муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедев-Кумач «Священная война». | 5 | |
II. | Музыкально-слушательская деятельность. | Д. Д. Шостакович Симфония №7, 1 часть, разработка, тема нашествия и Симфония №5, 1 часть, разработка. Викторина «Песни Войны». | 15 | |
III. | Певческая деятельность. | 1. Распевание. | «Родина моя». | 5 |
2. Работа над песней. | Г. А. Струве «Матерям погибших героев», И. И. Шварц «Ленинградские мальчишки». | 10 | ||
IV. | Обобщение. | Синквейн. Материал урока. | 5 |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Задачи:
- ввести детей в эмоциональную атмосферу урока;
- актуализировать знания детей по теме урока.
Звучит песня «Священная война». Дети входят в класс. На проекторе идёт показ видео о Великой Отечественной Войне.
У.: исполняет приветствие на основе мелодии песни
Приветствую я вас друзья,
Начнём урок опять.
О подвигах военных лет
Мы будем вспоминать.
У.: Садитесь, пожалуйста. Ребята, подумайте, пожалуйста, а какая будет тема сегодняшнего урока?
Д.: Война. Священная война. Борьба за Родину.
У.: Молодцы. Тема наша звучит так: «Музыкальные дороги Великой Отечественной Войны».
2. Музыкально-слушательская деятельность.
Задачи:
- вспомнить имя композитора и название музыкального произведения прослушанного на предыдущем уроке;
- сравнить два музыкальных отрывка симфоний №7 и №5 Д.Д. Шостаковича;
- определить характер звучащей музыки.
У.: Давайте же отправимся по музыкальным дорогам той великой войны. Сейчас послушайте музыкальный отрывок и назовите произведение, имя композитора? (Звучит Д.Д. Шостакович Симфония №7 тема нашествия).
Д.: Шостакович Симфония №7.
У.: Совершенно верно. Прозвучала тема нашествия из Симфонии №7. А как ещё называют эту симфонию? Кто мне скажет?
Д.: Ленинградская.
У.: Молодец. Какие мысли и чувства рождает в нас эта музыка?
Д.: Эта музыка о том, как немцы наступают на Ленинград. Враг наступает.
У.: Хорошо ребята. Ваша одноклассница Леошко Софья подготовила интересную презентацию. Внимание на экран. ( Леошко Софья «Блокадный хлеб», звучит тема нашествия Симфония №7).
А сейчас я предлагаю вам послушать тему из Симфонии №5 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. (Звучит Симфония №5 1 часть марш). Что выявляет эта музыка?
Д.: Зло. Как будто злая сила наступает.
У: Найдите общее в этих двух произведениях?
Д: Марш…. Музыка злую силу показывает нам….
У.: А какая тема на ваш взгляд звучит более страшно?
Д.: Вторая тема. Музыка очень страшная. Торжество зла.
У.: Молодцы. А почему музыка злая?
Д.: Она показывает злую силу: фашизм. Когда её слушаешь, становится страшно.
У.: Хорошо. А если бы эта музыка говорила о человеке. Какого бы человека она вам представила бы?
Д.: Злого, безжалостного.
У.: Ну что ж, ребята, я думаю вы все согласитесь, что война — это зло.
Нет, товарищ не забудь
На войне жестокой.
У войны короткий путь,
У любви далёкий.
Что помогало людям сохранять боевой дух? Что сопровождало человека на войне?
Д.: Песни.
У.: Да. Люди отправлялись на войну и воевали с песней. Сейчас я вам спою песню, а вы скажете, как она называется? (Катюша, Синий платочек, Эх, Дороги). А какие вы знаете песни о войне?
Д.: «В землянке», «Журавли»….
У: Война унесла много жизней. Люди шли на войну и сражались за кого?
Д.: За родину…. За родителей. …За жён, …матерей….
У.: (плакат «Родина - Мать зовёт!») Во время войны воевали все, даже искусства: художники пивали картины и плакаты, композиторы музыку и песни, поэты — стихи .Так помогали солдатам воевать, а жителям тыла — работать и помогать фронту.
3. Певческая деятельность.
Задачи:
- заинтересовать детей новой песней;
- настроить детей на осмысленное, выразительное исполнение песен;
- добиваться осмысленного интонирования;
- добиваться кантилены.
У.: Вот прозвучало слово Мать. И я хочу зачитать вам замечательное стихотворение Огнева.
Два слова: Родина и Мать –
Стоят, известно, вместе.
Не разделить их, не разъять,
Как музыку от песни…
И от того – когда бедой
Грозит нам враг упрямый –
На бой нас Родина зовёт,
Благословляют мамы.
Сегодня, ребята, мы с вами разучим песню Георгия Александровича Струве «Матерям погибших героев».
(Исполняю песню Г. Струве «Матерям погибших героев!», на проекторе идёт показ презентации).
У.: Ребята, во время звучания этой песни я показала вам обелиски матерей. А кто скажет мне, что такое ОБЕЛИСК?
Д.: Памятник, каменное сооружение.
У.: Совершенно верно. Это мемориальное сооружение, созданное скульптором созданное как память о тех страшных событиях.
Ну, а прежде чем мы начнём разучивать песню, давайте распоёмся! Выпрямите ваши спины, ноги стоят устойчиво. Настраиваемся на звук «Лё». Добиваюсь унисона. Чистоты интонирования. e1- a1. Следующее упражнение. Пропеваем сверху вниз по гамме фразу «Родина моя». (a1 – e1).
Работаем над песней Г. Струве «Матерям погибших героев». Разучиваем по фразам. Исполняю первую фразу, дети мысленно пропевают со мной. Выстраиваем первый звук и поем, показывая движение мелодии рукой. Пою вторую фразу, дети повторяют. Поём фразу, я показывая рукой движение мелодии. Соединяем две фразы. Таким образом, работаем над всем куплетом. Предлагаю детям найти и выделить жестом???и в пении главные слова в каждой фразе (метод свободного дирижирования) и выразительно исполнить куплет. Выразительно исполняем первый куплет под мой аккомпанемент.
У.: Давайте закончим урок, исполнением песни-посвящения нашему героическому городу, пережившему страшную блокаду. Кто мне назовет песню?
Д.: «Ленинградские мальчишки»
4. Обобщение.
У.: Давайте сочиним синквейн по теме урока
Музыка
Страшная, мужественная.
Вдохновляет, помогает, поддерживает.
Всегда с нами рядом
Жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-188129-1520798338.jpg)
План-конспект урока музыки по теме: "Музыка Италии".
Урок музыки , проводится в 4 классе по общей теме " Музыка разных народов мира" . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными чертами, свойствами и особе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-608347-1426430467.jpg)
Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна.
Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна, учитель музыки и пения ГБОУ школа №439, г. ПетродворцаВ данной статье ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/20/picture-635938-1432129661.jpg)
конспект урок музыки в 1 классе "Музыка осени"
Конспект урока в 1-м классе на тему "Музыка осени" Тема четверти: «О чем говорит музыка».Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-536089-1416627110.jpg)
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ IV ВИДА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТРИ КИТА» В МУЗЫКЕ»
1. Искусство в жизни и деятельности лиц с нарушением зрения2. Методы обучения незрячих музыкантов - исполнителей в России3. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих и слепых детей4.Система...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-901995-1488805185.jpg)
Анализ открытого бинарного занятия преподавателей ГБПОУ «ЧГТК им. М.И. Щадова» Самородовой Татьяны Владимировны (преподаватель спецдисциплин) Жук Натальи Александровны (преподавателя спецдисциплин)
Особенности освещения обогатительных фабрик. Основные светотехнические величины....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-901995-1488805185.jpg)
Отзыв открытого бинарного занятия преподавателей ГБПОУ «ЧГТК им. М.И. Щадова» Самородовой Татьяны Владимировны (преподаватель спецдисциплин) Жук Натальи Александровны (преподавателя спецдисциплин)
Особенности освещения обогатительных фабрик. Основные светотехнические величины....