СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ППРС В ДОУ
статья
Педагогам важно осознать, что созданная среда и ее компоненты влияют на формирование гражданской идентичности личности, а социализация здесь обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, создания этнокультурной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_i_individualizatsiya_v_dou.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подлинно человеческая, гуманистическая организованная окружающая среда, по сути своей «вторая природа» человека, является основой проявления и укрепления в сознании ребенка доверия к окружающему миру, уверенности, что ближайшее окружение не может причинить ему вреда. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми.
Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является – познавательно – речевое развитие детей - одна из главных линий развития дошкольника.
Речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника – потребностей и интересов, знаний, умений, навыков.
В соответствии с ФГОС ДО, все содержание и организация образовательной деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности – как сквозных механизмов развития ребенка. Проявление разных видов активности
– главный показатель развития личности.
Только тогда, когда ребенок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир, а не только педагог побуждает ребенка к активным
самостоятельным действиям. В связи с этим возрастает роль предметно – пространственной среды и е развивающая функция.
По концепции С.Л. Новоселовой, «развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».
Предметно - развивающая среда – совокупность природных, социальных, культурных, предметных средств, удовлетворяющих потребность актуального, перспективного ближайшего развития ребенка, становление его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие его деятельности.
Как отмечает О.А. Комарова, понятие «развивающая предметно – пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию, и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение.
Развивающая среда, ориентированная на индивидуальные траектории развития дошкольников, направлена на формирование общих, универсальных структур психики (когнитивных, мотивационно - потребностных).
Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет, и реализовать е во взаимодействии с социумом.
Индивидуализация развития обеспечивается в зоне ближайшего развития, когда ребенок в процессе общения и сотрудничества с взрослым реализует свой уникальный потенциал и развивается в том темпо – ритме, который соответствует его психике, и в тех видах деятельности, которые в наибольшей степени отвечают возрастным задачам развития.
Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоения им норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности.
Посредниками и проводниками социализации ребенка являются сначала родители, затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели.
Благодаря особой среде, созданной в дошкольной организации, у ребенка формируются представления об обобщенных, универсальных правилах и нормах поведения, требованиях социального окружения и способах построения отношений с обществом через отношения с взрослыми и группой сверстников.
Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать деятельность ребенка, направленную на его развитие и саморазвитие под наблюдением взрослого.
В «Концепции построения развивающей среды в дошкольном учреждении» В.А.Петровского изложены принципы построения предметно развивающей среды в образовательном учреждении:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Первоочередным условием осуществления личностно – ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не позволяет решить, какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставят перед собой педагог. В то же время установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции «сверху», а ребенок – «снизу».
Принцип активности, самостоятельности и творчества.
Возможность проявления активности и формирования у детей и взрослых своего предметного окружения.
Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно – развивающего взаимодействия взрослого и ребенка – творцами своей личности и своего здорового тела.
Принцип стабильности, динамичности развивающей среды.
Предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.
Для того чтобы окружение все же оставалось для ребенка приемлемым и удобным, надо дать возможность менять окружающую среду, создавать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.
Стабильность и устойчивость, прежде всего, должна проявляться в более или менее постоянной группе детей.
- Принцип комплексирования, гибкого зонирования.
Реализуется возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребнка и взрослого.
Среда должна быть так организована, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом естественно учитываются интересы взрослых, которые взаимодействуют с детьми.
Принцип эстетической организации среды.
Должно быть не только уютно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает чувство прекрасного. В оформлении помещений желательно соблюдать единый стиль, использовать только высокохудожественные произведения профессионалов.
Принцип открытости, закрытости.
Новый проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.
Создание развивающей образовательной среды представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Составляющие этой системы, на наш взгляд, неразрывно связаны с основными направлениями работы учреждения в условиях введения ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.
приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....
Профессиональная ориентация - условие успешной социализации в обществе детей особой заботы
выступление на МО воспитателей...
Индивидуализация образовательного процесса как залог успешной социализации детей с ОВЗ
выступление...
Социализация педагогически запущенных детей через развитие творческих способностей
Выступление на МО организации , распространение опыта....
Буклет «Технологии работы с детским коллективом как механизмом социализации и индивидуализации личности обучающихся в условиях ФГОС»
Буклет «Технологии работы с детским коллективом как механизмом социализации и индивидуализации личности обучающихся в условиях ФГОС» для педагогического совета. Автор-составитель: Са...
Потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды детей с ОВЗ
Этот доклад будет интересен для педагогов при работе с детьми ОВЗ. Материал поможет лучше узнать о создании специальной коррекционно - развивающей среды для детей сОВЗ....
Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...