Методическая разработка занятия "Грусть убивает сердце"
методическая разработка

Колмакова Наталья Юрьевна

Методическая разработка может применятся для проведения занятия по лечебной физической культуре со студентами 4 курса специальности 49.02.01 Физическая культура.

Содержание разработки  включает описание действий преподавателя и задания для студентов с ожидаемым ответом на ключевые вопросы. В ходе занятия используются элементы технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления.

К работе имеется приложение, содержащие тексты для анализа в ходе занятия.

Занятие рассчитано на 60-80 минут, в зависимости от теоретической подготовленности студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolmakovan.yu_._grust_ubivaet_serdtse.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

занятия по лечебной физической культуре

Аннотация

Данное занятие предназначено для проведения открытого аудиторного занятия по предмету «Лечебная физическая культура и массаж» со студентами 4 курса; специальность: 49.02.01 Физическая культура.

Занятие проводится в 7 семестре и является заключительным в теме «ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы».

В ходе занятия подчеркивается влияние депрессивного состояния на здоровье сердца, старение и продолжительность жизни пожилого человека и человека любого другого возраста. Акцентировано внимание на применении занятий лечебной физической культуры, как средства, замедляющего старение организма и отдельно – старение сердца.

В ходе занятия использованы приемы, направленные на развитие критического мышления обучающихся, системно-деятельностный подход.  

Несомненная ценность данного занятия в развитии умения анализировать печатный текст, формулировать главную мысль , связно излагать её, и тренировке умения работать в группе над достижением общей цели. Эти умения необходимы студенту не только для налаживания коммуникации друг с другом, установления благоприятного микроклимата в коллективе, так и для развития навыка общения в целом.

Также, в ходе занятия, студенты получают возможность развить навык составления упражнения по заданию, что полезно для четкого осознания влияния каждого конкретного упражнения в комплексе лечебной гимнастики на организм. Данный навык служит основой осознанного применения упражнений и залогом профилактики осложнений, вызванных занятяими лечебной гимнастики.

Преподаватель (учитель) может делегировать роль рассказчика в первой части занятия одному из студентов с просьбой подготовить сообщение о содержании понятий: Гериатрия, Старение, Витаукт, Старение сердца.

Продолжительность занятия 60- 80 минут, в зависимости от уровня подготовленности студентов.


Автор: Преподаватель медико-биологических дисциплин Колмакова Н.Ю.

Организация: БПОУ «Чебоксарское УОР имени В.М.Краснова» Минспорта Чувашии

Тема: Грусть убивает сердце

Цель: Закрепление представления об особенностях влияния физических упражнений на психологическое состояние лиц пожилого возраста и развитие умения составлять и идентифицировать специальные физические упражнения.

Задачи:         1. Познакомиться с влиянием депрессивного состояния на здоровье сердца

2. Выявить особенности влияния физических упражнений на психологическое состояние человека

3. Закрепить умение составлять специальные упражнения для занятия с больными имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы.

Ход урока: Обучающиеся делятся на 4 группы по 4-5 человек.

Введение. Индуктор. Актуализация изученного

На доске надпись: «Грусть убивает …»

Учитель: - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии?

- о влиянии грусти на организм, о неблагоприятном влиянии грусти и отрицательных эмоций на организм.

- о том, что такое грусть.

Грусть — отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека чем-либо в его жизни. Понятие грусти считается противоположным радости и близко по значению таким словам, как печаль, тоскауныние, скорбь, меланхолия. Длительное состояние грусти переходит в состояние организма – депрессию.

Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие. К дополнительным симптомам депрессии могут относиться сниженная самооценка, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации, расстройства сна и аппетита, суицидальные тенденции.

Учитель предлагает вопросы для обсуждения:

Вопрос 1. Назовите обстоятельства, которые в настоящее время могут вызвать у вас состояние уныния, грусти.

\\Учитель записывает ответы на доске.

Ожидаемый ответ:

  1. Отсутствие взаимопонимания в отношениях с родственниками
  2. Проблемы в общении с одноклассниками, друзьями
  3. Отсутствие возможности для осуществления желания
  4. Отсутствие или недостаток карманных денег
  5. Потеря самоуважения
  6. Потеря трудоспособности
  7. Неудачи в учебе и других сферах жизни и т.д.
  8. Потеря близкого, родного человека

Вопрос 2. В каком возрасте некоторые из этих проблем воспринимаются  наиболее остро, так как добавляется осознание того, что жизнь прожита, что скоро придется умереть и никакие действия больше не имеют смысла. Что человек больше никому не нужен?

\\ Вниманию студентов предлагается информация о классификации возрастов, предложенная Всемирной организацией здравоохранения в 1963 году.

Таблица 1.  Классификация возраста (ВОЗ, 1963)

Возраст — терминология

Возраст — годы

Молодой возраст

18-29

Зрелый возраст

30-44

Средний возраст

45-59

Пожилой возраст

60-74

Старческий возраст

75-89

Долгожители

90 и старше

Ожидаемый ответ: В пожилом возрасте, после выхода на пенсию.

Учитель открывает размещенные на доске термны: Гериатрия, Старение, Витаукт, старение сердца.

Учитель: В современном мире растет доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Россия не исключение: число лиц пенсионного возраста составляет 20,6%, и тенденция увеличения доли пожилых людей в общей массе населения сохраняется. Это отражается на всех сферах общественной жизни: рынке труда, здравоохранении, материальном обеспечении пожилых и т. п.

Гериатрия — раздел клинической медицины, изучающий особенности заболеваний у людей пожилого и старческого возраста и разрабатывающий методы их лечения и профилактики, организацию медицинской и социальной помощи. Одна из основных задач гериатрии — выяснение возможностей влияния на процесс преждевременного старения. 

Возрастное развитие и изменение человека заключается во взаимодействии двух основных процессов: старения и витаукта. Старение — универсальный эндогенный разрушительный процесс, проявляющийся в повышении вероятности смерти. Витаукт — (от лат. vita — «жизнь» и aucto — «непрерывно увеличиваю, преумножаю») — процесс, стабилизирующий жизнеспособность и увеличивающий продолжительность жизни. Современные геронтологи считают, что в соответствии с теорией адаптации, наряду со старением развивается процесс Витаукт. 

С преклонным возрастом связано немало болезней, но главной причиной смерти в старости являются сердечно-сосудистые заболевания.  

Нарушения структуры и функции сердца, связанные только с увеличением возраста человека, а не с другими причинами, принято называть старением сердца. Оно выражается в гипертрофии миокарда левого желудочка, которая происходит за счет уменьшения числа кардиомиоцитов и развития соединительной ткани в миокарде. Также в этой соединительной ткани возможно накопление кальция, что увеличивает жесткость стенки левого желудочка. Также изменяется форма дуги аорты. Все эти изменения неизбежно ухудшают работоспособность сердца и увеличивают вероятность возникновения заболевания сердечно-сосудистой системы.

Итак, к сожалению, старение сердца-процесс естественный. Но, как уже известно, одна из основных задач гериатрии — выяснение возможностей повлиять на процесс преждевременного старения, а значит, и замедлить старение самого уязвимого у пожилых людей органа – сердца. Сейчас известно, что психологическое состояние человека сильно зависит от содержания в крови некоторых гормонов. Процесс старения сопровождается изменением гормонального фона и может стать причиной изменения настроения у пожилых людей вплоть до депрессивного состояния. А депрессия в сопровождении отрицательных эмоций значительно ухудшает множество процессов в организме, чем увеличивает темп старения сердца.

Вопрос 3.  Вы – будущие специалисты по физической культуре и спорту. Каким способом по вашему мнению, можно улучшить психологическое состояние пожилого человека,  замедлить темп старения и максимально оптимизировать процесс Витаукт, используя способность организма к адаптации?

Ожидаемый ответ: Быть более активным физически, заниматься лечебной физической культурой. следить за калорийностью и составом питания, следить за состоянием здоровья эндокринной системы.

  1. Исследование влияния физических упражнений на состояние тревожности и депрессии

Гериатрия – наука, которая использует для решения своей главной задачи достижения смежных наук. Это: физиология человека (общая, спортивная и возрастная), гигиена, анатомия, биологическая химия, медицина и др.  Предлагаю вам ознакомиться с текстом, в котором содержится описание исследований, проведенных различными учеными в области влияния физической нагрузки на психологическое состояние человека.

Студенты разделены на 4 группы. Каждая получает тексты для анализа по числу участников группы (См приложение). Тексты содержат описания экспериментов, проведенных с целью определения влияния физических упражнений на уровень тревожности и депрессии.

Задание: проанализировать текст, подготовить краткое сообщение по тексту о содержании эксперимента, выводах к которым пришли экспериментаторы и озвучить общий вывод по теме группы.

Группа 1. Тема: Срочное влияние физических нагрузок аэробной направленности на состояние тревожности и депрессии

Ожидаемый вывод: ежедневное регулярное выполнение физических нагрузок может снижать уровень тревожности, а также предотвращать развитие хронического состояния тревоги, стресса и похожих состояний. Важно чтобы нагрузка была не меньше 70 % от максимальной ЧСС, иначе она будет неэффективной.

Группа 2. Тема: Долгосрочное влияние физических нагрузок аэробной направленности на состояние тревожности и депрессии

Ожидаемый вывод: более высокие «достижения» физиологического характера при нагрузках высокой интенсивности и силовых упражнениях не обязательно приводят к значительным «достижениям» психологического плана, однако, физическая нагрузка эффективнее против депрессии, чем беседы с психологом.

Группа 3. Как физические нагрузки повышают уровень психического здоровья

Ожидаемый вывод: физическая нагрузка является своеобразным «тайм-аутом» в стрессовых явлениях повседневной жизни. Вместе с тем, продолжительность сниженного уровня тревожности бывает большей после физической нагрузки, чем после обычного отдыха. Было подтверждено повышение настроения после физической нагрузки, в сочетании с увеличением уровня содержания эндорфинов.

Группа 4. Физические нагрузки и изменения личности

Ожидаемый вывод: физические нагрузки могут изменять личность у людей разного возраста и пола: повышают уровень уверенности в себе (самооценку),  самоконтроль, улучшают воображение.

Учитель предлагает студентам сделать общий вывод по сообщениям всех групп.

Ожидаемый ответ:

1.Физические нагрузки улучшают психологическое состояние и физическое состояние человека. 2.Физические нагрузки - хорошее средство профилактики стресса и преждевременного старения организма и в частности сердца.

3. Важно чтобы нагрузка была не меньше 70 % от максимальной ЧСС, иначе она будет неэффективной. А также, величина нагрузки для пожилых людей должна определятся индивидуально, в соответствии с физическим состоянием и сопровождаться обязательным медицинским контролем реакции организма.

  1. Специальные упражнения ЛГ при заболеваниях сердца

Изсвестно, что физические упражнения, применяющиеся в лечебной физической культуре, делят на специальные и упражнения с общим действием на организм (общеукрепляющие). В зависимости от заболевания это могут быть разные упражнения. Ваша задача вспомнить и записать специальные упражнения, которые могут входить в занятие лечебной гимнастики с людьми, имеющими заболевания  сердечно-сосудистой системы.

Студенты составляют на доске список специальных упражнений.

Ожидаемый ответ:

А. Дыхательные статические (брюшное (диафрагмальное) дыхание, упражнение в урежении дыхания с удлинением выдоха) 

Б. Динамические дыхательные упражнения

В. Упражнение на расслабление мышц верхних конечностей, нижних конечностей

Г. Изометрическое упражнение для мышц нижних конечностей (в чередовании с расслаблением)

Д. Динамическое упражнение с усилием для мышц голеней и бедер

Е. Динамическое дыхательное упражнение для мышц нижних конечностей

Ж. Упражнения для крупных мышечных групп

З. Упражнения для мелких мышечных групп

Учителем заранее приготовлены на отдельных листках названия специальных упражнений и бланки для ответа..

Каждая группа тянет листок с названием специального упражнения. Затем общими усилиями каждая группа заполняет таблицу на бланке и озвучивает сделанное. Учитель и остальные студенты дополняют ответ по необходимости и исправляют допущенные ошибки.

Таблица 2. Специальные упражнения при заболеваниях сердца и сосудов

Специальное упражнение

Описание полезного действия на организм

Какие задачи ЛФК решает

При каком заболевании применяется

Описание  упражнения

ИП -…

Описание упражнения -…

ОМУ-…

  1. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Студенты (желающие от каждой группы) подводят итог занятия, отвечая на вопросы:

- Узнал ли я что-то новое сегодня? Что это?

- Полезно ли было мне это занятие? В чем его польза?

- Какие вопросы возникли у меня после этого занятия?

- Какую оценку за работу на этом занятии я поставил бы себе? Почему?

Литература:

  1. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.
  2. Никитушкина Н.Н. Развитие массовой физкультурной работы по месту жительства и отдыха населения, Москва, 2010
  3. Попов С.Н. Лечебная физическая культура / Под ред. Попова С.Н. (10-е изд., стер.) учебник. – М.: Издательский центр «Академия»,  2014

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт: «Medikalj.ru» [Электронный ресурс] – режим доступа свободный: http://www.medicalj.ru/maneuver/conservative-treatment/455-lfc - (Дата обращения 10.05.2019г.)
  1. Сайт: «Медицинская энциклопедия/ Лечебная физическая культура» [Электронный ресурс] – режим доступа свободный: http://www.medical-enc.ru/lfk/ - (Дата обращения 10.05.2019г.)
  1. Основы психологии спорта и физической культуры. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Глава 19. [Текст] - режим доступа свободный:

http://bmsi.ru/source/3a0a61fd-7b68-4bc4-b902-c8699842f55a - (Дата обращения 10.05.2019)

  1. Роль нарушений углеводного обмена в старении сердца Акашева Д.У., Покшубина И.А., Плохова Е.В., Ткачева О.Н. [Текст] - режим доступа свободный:

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2017-3-81-86 - (Дата обращения 10.05.2019).

Приложения

Группа 1

Срочное влияние физических нагрузок аэробной направленности

Срочный эффект (он может быть временным) обусловлен отдельным циклом физической нагрузки. На основании срочного эффекта оценивают психическое состояние непосредственно после физической нагрузки. Большинство исследований срочного влияния физических нагрузок было посвящено проблеме снижения состояния тревоги.

Барке и Морган (Bahrke, Morgan, 1978) сравнивали влияние ходьбы на тредбане в течение 20 мин с интенсивностью 70 % от максимальной ЧСС, с медитацией и простым тихим отдыхом. Было обнаружено, что во всех трех случаях состояние тревоги снижается. Ученые сделали вывод, что физические упражнения подобно отдыху или медитации являются своеобразным отвлечением от обычных действий и что сам факт выполнения упражнений не был главным фактором, снижающим тревожность.

В то же время интенсивность физической нагрузки является важным аспектом, определяющим, как сильно физическая нагрузка снижает уровень тревожности. В серии из 7 экспериментов, проведенных Морганом (Morgan, 1987), снижение уровня тревожности наблюдали только при интенсивности нагрузки равной 70 % от максимальной ЧСС. Физические нагрузки меньшей интенсивности были неэффективными.

Как долго длится транквилизирующее (успокаивающее) воздействие физической нагрузки? Реглин и Морган (Raglin, Morgan, 1987) оценивали уровень тревожности у мужчин и женщин до и после 45-минутной физической нагрузки аэробной направленности. У представителей обоего пола отмечали значительное снижение уровней тревожности сразу же после нагрузки, восстановление уровней тревожности до исходных длилось 4—6 час (Seeman, 1978). Однако, спустя 24 часа средние уровни тревожности были идентичны показателям, отмеченным перед занятием. Эти данные говорят о том, что ежедневное регулярное выполнение физических нагрузок может снижать уровень тревожности, а также предотвращать развитие хронического состояния тревоги, стресса и похожих состояний.

Группа 2

Долгосрочное влияние физических нагрузок аэробной направленности

Психологи изучали долгосрочное положительное влияние физических нагрузок, опираясь в частности, на аксиому «в здоровом теле — здоровый дух». Эти исследования в основном были направлены на изучение изменений состояния тревоги и депрессии в течение продолжительного времени.

В одном из первых исследований влияния физических нагрузок на депрессию (Morgan, Roberts, Brand, Feinerman, 1970) четыре группы мужчин среднего возраста, которые участвовали в различных 6-недельных программах физических тренировок (бег трусцой, плавание, цикличная тренировка и езда на велосипеде), сравнивали с группой испытуемых, которые на протяжении 6 недель вели малоподвижный образ жизни. У всех 11 испытуемых из первых 4 групп, после периода физических тренировок было обнаружено снижение уровня депрессии.

В другом интересном исследовании сравнивалось влияние физической нагрузки и занятий с  психотерапевтом на депрессию. Испытуемых, страдающих депрессией, произвольно разделили на 3 группы: испытуемые первой группы занимались бегом под руководством врача, испытуемые второй группы подвергались психотерапии в течение 10 минут, а испытуемые третей группы подвергались психотерапии без ограничения времени. Спустя 10 недель у испытуемых первой группы (бегуны) было обнаружено значительное снижение уровня депрессии по сравнению с представителями двух других групп, где изменения были не так велики (Griest, Klein, Eischens, Faris, 1978).

В 1989г.  изучалось сравнительное влияние на состояние депрессии физических упражнений разной интенсивности  (Moses, Steptoe, Mathews, Eolwards, 1989). Испытуемых произвольно разделили на группы:

- Группа высокоинтенсивных занятий аэробной направленности,

- Группа занятий со средней интенсивностью,

- Группа занятий силовой направленности и выполняющая упражнения на растягивание

Частота - 4 занятия в неделю, продолжительность - 10 нед. были одинаковыми у всех групп.

 В результате, у испытуемых, выполнявших физические нагрузки средней интенсивности, наблюдали снижение уровня тревожности, в отличие от испытуемых двух других групп. Зато максимальное увеличение уровня физической подготовленности наблюдали у испытуемых, выполнявших физические нагрузки аэробной направленности с высокой интенсивностью. Эти результаты свидетельствуют о том, что более высокие «достижения» физиологического характера не обязательно приводят к значительным «достижениям» психологического плана.

Группа 3.

Как физические нагрузки повышают уровень психического здоровья

Согласно имеющимся данным, существует положительная взаимосвязь между физическими нагрузками и психическим здоровьем. Для объяснения положительного влияния физических нагрузок на психическое здоровье было предложено целый ряд гипотез. Рассмотрим две из них: гипотезу отвлечения внимания (психологическая) и гипотезу эндорфинов (физиологическая).

Гипотеза отвлечения внимания

Как мы уже отмечали, отвлечение от стрессов, а не сама физическая нагрузка улучшает самочувствие после выполнения физической нагрузки.

Эту гипотезу подтверждает эксперимент, который провели Барке и Морган (Bahrke, Morgan, 1978). В этом эксперименте испытуемых произвольно разделили на три группы, которые активно переключали свое внимание с помощью разных занятий:

-испытуемые первой группы выполняли физические нагрузки (бег на тредбане с интенсивностью 70 % от максимальной ЧСС),

-испытуемые второй группы занимались медитацией (релаксация),

-испытуемые третьей группы использовали метод отвлечения (отдыхали в удобных креслах в звукоизолированной комнате).

Продолжительность занятий в каждой группе составляла 20 мин. Оказалось, что физические нагрузки , медитация и спокойный отдых в равной степени обеспечивали снижение уровня тревожности сразу же после завершения занятий.

Согласно гипотезе отвлечения внимания, физическая нагрузка является своеобразным «тайм-аутом» в стрессовых явлениях повседневной жизни. Вместе с тем, продолжительность сниженного уровня тревожности бывает большей после физической нагрузки, чем после обычного отдыха.

Гипотеза эндорфинов

Гипотеза эндорфинов представляет собой наиболее популярное физиологическое объяснение положительного влияния физических нагрузок. Как вы, возможно, знаете, в головном мозгу, гипофизе и других тканях производятся различные эндорфины, которые могут снижать болевые ощущения и вызывать чувство эйфории. В стандартном эксперименте настроение и уровни эндорфинов определяли до и после физической нагрузки. Было подтверждено повышение настроения после физической нагрузки, и увеличение уровня содержания эндорфинов, что подтверждает правильность данной гипотезы.

Согласно гипотезе эндорфинов, физическая нагрузка способствует выделению эндорфинов, которые могут вызвать чувство эйфории.

Группа 4.

Физические нагрузки и изменения личности

Помимо изучения взаимосвязи между физическими нагрузками, состоянием тревожности, депрессией и настроением, интерес представляет также вопрос, приводят ли физические нагрузки к изменению личности и психического функционирования.

В исследовании, цель которого состояла в том, чтобы определить влияние программы физических тренировок на мужчин среднего возраста, была получена

информация о том, как физические нагрузки могут изменять личность (Ismail, Young, 1973). В результате программы занятий испытуемые повысили уровень своей физической подготовленности, а также отметили психологические изменения: повысились уровень уверенности в себе, самоконтроль, улучшилось воображение. Последующие исследования в этой области подтвердили полученные результаты.

Общепризнано, что в результате физических тренировок может измениться восприятие собственного тела. Исследователи  наблюдали взаимосвязь между повышением уровня подготовленности и повышением уровня самооценки (Sonstroem, Morgan, 1989). Повышение уровня самооценки после программ физических занятий наблюдали у различных групп населения: у женщин, студентов, подростков с избыточной массой тела, учащихся 7-го класса, учащихся начальной школы, у пожилых людей и т.д.

Физические нагрузки могут влиять на уровень самооценки посредством следующих факторов:

  • осознание увеличения уровня физической подготовленности;
  • достижение цели;
  • чувство компетентности, мастерства или контроля;
  • усвоение здоровых привычек;
  • социальный опыт;
  • внимание, обусловленное экспериментом;
  • подкрепление со стороны других людей, авторитетных для данного человека (Sonstroem, 1984).

Физические нагрузки могут быть средством профилактики заболеваний, обусловленных стрессовыми ситуациями.


А. Дыхательные статические (брюшное (диафрагмальное) дыхание, упражнение в урежении дыхания с удлинением выдоха) 

Б. Динамические дыхательные упражнения

В. Упражнение на расслабление мышц верхних конечностей, нижних конечностей

Г. Изометрическое упражнение для мышц нижних конечностей (в чередовании с расслаблением)

Д. Динамическое упражнение с усилием для мышц голеней и бедер

Е. Динамическое дыхательное упражнение для мышц нижних конечностей

Ж. Упражнения для крупных мышечных групп

З. Упражнения для мелких мышечных групп



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УСТНОГО ЖУРНАЛА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННОГО ВСЕМИРНОМУ ДНЮ СЕРДЦА на тему: «ДИЕТОТЕРАПИЯ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ".

Перед системой подготовки медицинских кадров стоит значимая задача - выпуск специалистов квалифицированных в вопросах профилактики различных заболеваний.Материал данной методической разработки рекомен...

Методическая разработка практического занятия "Изучение физиологии сердца"

Методическая разработка предназначена для организации практического занятия по теме "Изучение физиологии сердца". Предназначена для специальности 34.02.01. Сестринское дело...

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Строение сердца. Круги кровообращения"

Методическая разработка предназначена для организации изучения темы "Строение сердца. Круги кровообращени" на теоретическом занятии по анатомии и физиологии человека...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Методическая разработка - «Первая доврачебная помощь при остановке сердца».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) СПО реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в ...

методическая разработка учебного занятия «Борьба добра и зла в сердце человеческом…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

методическая разработка учебного занятия по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...