Методическая разработка - «Первая доврачебная помощь при остановке сердца».
методическая разработка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) СПО реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.

    Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебного занятия по учебной дисциплине ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности», в группах 3 курса, группа специальностей 53.00.00 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Специальность 53.02.02, 53.02.03, 53.02.07, 53.02.06.

    Методическая цель учебного занятия: использование приемов коллективного способа обучения, как средство повышения познавательной активности студентов при изучении темы «Первая доврачебная помощь при остановке сердца».

    Обоснование формы проведения учебного занятия.

Традиционная форма учебного занятия обычно предполагает работу учащихся за партами с использованием тетради и учебника. Данное УЗ выгодно отличается возможностью включения учащихся в интенсивную умственную деятельность, направленную на закрепление получаемой от преподавателя информации, непосредственно во время ознакомления с темой.

Цели:

1.Обучающая:

1) Ознакомить обучающихся правилами экстренной медицинской помощи при терминальных состояниях человека; 
2) овладеть навыками в приемах проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и оказания первой медицинской помощи при остановке сердца; 
3) научить выходить и принимать решения из сложных экстремальных и чрезвычайных ситуаций, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи. 

 

2. Развивающая:

- развить интерес к изучаемой УД;

- развить навыки анализа и коммуникации;

- повысить уровень активности и самостоятельности обучающихся.

3. Воспитательная:

- воспитать чувство коллективизма, умения выслушивать других;

- воспитывать культуру общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_zanyatie_po_bzhd_pmp_pri_ostanovke_serdtsa.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «СУРГУТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ПО МДК 02.02. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА (РАЗДЕЛ ________________)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

СПЕЦИАЛЬНОСТИ_________________________

Сургут, 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) СПО реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.

    Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебного занятия по учебной дисциплине ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности», в группах 3 курса, группа специальностей 53.00.00 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Специальность 53.02.02, 53.02.03, 53.02.07, 53.02.06.

    Методическая цель учебного занятия: использование приемов коллективного способа обучения, как средство повышения познавательной активности студентов при изучении темы «Первая доврачебная помощь при остановке сердца».

    Обоснование формы проведения учебного занятия.

Традиционная форма учебного занятия обычно предполагает работу учащихся за партами с использованием тетради и учебника. Данное УЗ выгодно отличается возможностью включения учащихся в интенсивную умственную деятельность, направленную на закрепление получаемой от преподавателя информации, непосредственно во время ознакомления с темой.

Приемы работы на УЗ.

  • «Броуновское движение»
  • Работа в малых группах 

Преимущества данных приемов работы:

  • студентам интереснее работать, общаясь между собой;
  • работа выполняется учащимися, хорошо понимающими ее цель, стимулируя наработку практики делового общения в команде, являющегося одним из важнейших социальных навыков;

Использование  в работе технологий интерактивного обучения стимулирует у учащихся:

  • развитие личностной рефлексии;
  • ответственность за результат общей работы;
  • становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
  • развитие навыков общения;
  • повышение познавательной, социальной и физической активности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ №___

Учебная дисциплина: ОП. 07. «Безопасность жизнедеятельности».

ФИО преподавателя: Кулагина Н.П.

Дата:

Группа специальность: 53.00.00 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Специальности 53.02.02, 53.02.03, 53.02.07, 53.02.06

Тема учебного занятия: «Первая доврачебная помощь при остановке сердца».

Цели:

1.Обучающая:

1) Ознакомить обучающихся правилами экстренной медицинской помощи при терминальных состояниях человека; 
2) овладеть навыками в приемах проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и оказания первой медицинской помощи при остановке сердца; 
3) научить выходить и принимать решения из сложных экстремальных и чрезвычайных ситуаций, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи. 

2. Развивающая:

- развить интерес к изучаемой УД;

- развить навыки анализа и коммуникации;

- повысить уровень активности и самостоятельности обучающихся.

3. Воспитательная:

- воспитать чувство коллективизма, умения выслушивать других;

- воспитывать культуру общения.

Развиваемые общие компетенции:

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, работа в малых группах.

Средства обучения: экран, ПК, презентация по теме УЗ, компьютер, робот-тренажер «МАКСИМ». 

ПЛАН ХРОНО-КАРТЫ ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Время (мин.)

Методы

обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Организационный момент

5

-

- Объявляет тему занятия, ставит его цели и задачи, кратко излагает структуру совместной работы.

- Проверяет присутствующих, заполняет учебный журнал

Слушают, осознают, записывают

2

Целеполагание, актуализация опорных знаний

5

Фронтальный опрос

Проводит опрос студентов на предмет остаточных знаний, полученных дисциплинах по пройденному материалу, оценивает по их ответам исходный уровень знаний

Отвечают на вопросы преподавателя, , слушают ответы студентов

3

Мотивация учебной деятельности

5

-

Формирует потребность студентов к познавательной деятельности: объясняет необходимость изучения и усвоения данной темы, раскрывая практическую значимость приобретаемых на занятии знаний и умений для профессиональной деятельности

Слушают, конспектируют, воспринимают и осознают познавательные задачи

4

Изучение нового материала

45

Объяснительно-иллюстративный (проблемная лекция)

Объясняет новый учебный материал

Слушают, осознают, конспектируют

5

Обобщение и систематизация знаний

5

Проблемный

Помогает студентам обобщить изученное на занятии

Участвуют в обобщении учебной информации. Слушают, осознают, конспектируют

6

Контроль знаний

15

-

Проводит контроль знаний с помощью заданий.

Отвечают на вопросы проверочных заданий, слушают, принимают участие в обсуждении

6

Рефлексия

5

Проблемный

Помогает студентам проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и логику успехов; помогает оценить степень достижения целей

Проводят внутреннюю самооценку своего понимания нового учебного материала, делают соответствующие выводы

7

Итоги занятия

5

-

- Подводит итоги занятия.

- Оценивает работу отдельных студентов и группы в целом, зачитывая выставленные в учебный журнал оценки (за ответы при фронтальном опросе, тестировании, за активную работу на занятии)

- Задаёт задание на дом

Слушают преподавателя,

записывают задание на дом

Общее время занятия (мин.)

90

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема учебного занятия: «Первая доврачебная помощь при остановке сердца».

Цели:

1.Обучающая:

1) Ознакомить обучающихся правилами экстренной медицинской помощи при терминальных состояниях человека; 
2) овладеть навыками в приемах проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких и оказания первой медицинской помощи при остановке сердца; 
3) научить выходить и принимать решения из сложных экстремальных и чрезвычайных ситуаций, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи. 

2. Развивающая:

- развить интерес к изучаемой УД;

- развить навыки анализа и коммуникации;

- повысить уровень активности и самостоятельности обучающихся.

3. Воспитательная:

- воспитать чувство коллективизма, умения выслушивать других;

- воспитывать культуру общения.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь.        

Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока «Первая доврачебная помощь при переломах».

II.Изучение новой темы.

    Прежде чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю посмотреть вам видеоролик и попытаться самим сформулировать тему нашего урока.

Видеоролик (демонстрация)

    Какая трагедия произошла с героем данного видеоролика?

    Это произошло в Португалии 24 января 2004 года. 24 летний нападающий Миклош Фехер игрок национальной сборной Венгрии. В одной из острых атак он нарушил правила, получив от судьи желтую карточку, улыбнувшись, сделал 2 шага и упал на землю, поджав колени. Врачи зафиксировали диагноз» остановка сердца». 3 раза удавалось запустить работу сердца, но, к сожалению после третьей остановки медики оказались бессильны.

    Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек играет в футбол в прекрасном настроении с улыбкой на лице и вдруг… спокойная жизнь заканчивается.  Травма, шок или, в лучшем случае стрессовое состояние выводят человека из строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. Иногда случаются несчастные случаи с близкими нам людьми, мы можем оказаться рядом и ничего не смочь предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что мы не знаем что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего, неумолимо уменьшается. В любой экстремальной ситуации человек должен знать как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь самого человека и того, кто рядом с ним.

слайд

    -Итак, тема нашего урока «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания»

Для того, чтобы нам научиться выполнять ПМП при остановке сердца, давайте вспомним курс биологии, а именно строение и функцию сердца

Слайд «строение и функция сердца» (сообщение учащегося)

Слайд «Кровеносная система человека»

                                                                                                                                                                     

    Кровеносная система человека имеет большое разветвление. От сердца в момент сокращения ток крови по аорте, артериям и капиллярам расходится  до клеток организма, доставляя им кислород и питательные вещества. От клеток по венам возвращается к сердцу.  Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 60-70 ударов в минуту.  Оно обеспечивает постоянный кровоток по сосудам, благодаря этому осуществляются обменные процессы между кровью и тканями.

- Как вы думаете, какая протяженность кровеносной системы человека?

Протяженность кровеносных сосудов человека составляет около ста тысяч километров. Жизнедеятельность всех клеток нашего организма зависит состояния каждого сосуда. Очень важно заботится о состоянии наших кровеносных сосудов и сердца.

-Какой внешний признак определяет работу сердца?

Слайд «пульс»

«Пульс это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца»

-Где чаще всего определяем пульс? (на запястье, на сонной артерии)                                          - Что можно узнать по пульсу? (количество сокращений сердца в минуту).

Слайд «определение пульса пострадавшего»                                                            

Пульс проверяется четырьмя пальцами в области переднего края мышцы шеи движением пальцев к кадыку.

-Определите пульс на сонной артерии у себя;

Работа в парах: определите пульс друг у друга

Мы  вспомнили основные моменты работы сердца. Вдруг возникает ситуация, подобная той, которую мы наблюдали в начале урока в видеоролике, сердце прекращает свою деятельность.

-Что произойдет в такой ситуации с человеком?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

(Человек впадает в состояние клинической смерти)

Слайд «Клиническая смерть и ее признаки»

После прекращения работы сердца и легких клетки головного мозга живут около 5 минут. Этот короткий период называется клинической смертью. Состояние клинической смерти возникает при остановке сердца и отсутствия дыхания.

Признаки клинической смерти: отсутствие сознания; пульса, реакции зрачка на свет.

                                                         

Продолжительность состояния клинической смерти в среднем 5мин. В течение этого времени человека можно вернуть к жизни. Еще раз запомните, что весь комплекс экстренной реанимационной помощи должен быть оказан в течение 5 мин после начала состояния клинической смерти. Исключением служит утопление в холодной воде — полноценное оживление возможно в течение 20 мин, а при утоплении в ледяной воде — в течение 2час. Если не оказана человеку своевременная помощь, то человек умирает или находится в состоянии биологической смерти.

Слайд «признаки биологической смерти».

- помутнение и высыхание роговиц глаз (глаз не блестит)

-при сдавливании глаза с боков пальцами зрачок сужается и напоминает кошачий глаз

-появляются трупные пятна и трупное окоченение.

    Если вы все таки определили, что человек находится в состоянии клинической смерти,  не тратьте времени на вопросы лежащему человеку: «Все ли в порядке?», «Нужна ли помощь?» Не тратьте времени на определение признаков дыхания – они трудноуловимы.  Если пострадавший лежит неподвижно и не реагирует на происходящее вокруг него, то, не теряя ни секунды, приступайте к определению реакции зрачков на свет и наличия пульса на сонной артерии. При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации.

- Дайте ваше определение понятию реанимация.

Слайд «реанимация»

    Реанимация (от лат Реа-возвращение, анимацио-движение) – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма. Весь комплекс реанимационных мероприятий должен проводиться немедленно, непосредственно на месте происшествия. Основная задача реанимации: восстановление функций мозга путем восстановления деятельности сердца и дыхания. Прежде чем приступить к реанимации нужно подготовить пострадавшего, освободить грудную клетку и определить анатомические ориентиры для реанимации. Анатомические ориентиры мы рассмотрим далее, но сначала посмотрим как правильно и быстро освободить грудную клетку от одежды.

    Любое нательное белье из тонкой ткани можно не снимать, но надо убедится, что под ним нет крестика или кулона, если есть ремень, его нужно снять; расстегнуть пуговицы на рубашке, если свитер, приподнять и сдвинуть к шее.

    Анатомические ориентиры (показываю указкой на тренажере)

    Сонная артерия. Она находится вдоль всей кивательной мышцы. Пульс необходимо проверять именно на сонной артерии.

    Грудина (грудная кость). На нее мы надавливаем во время непрямого массажа сердца.

    Зрачок. Его сужение при проведении реанимации подтверждает жизнеспособность коры головного мозга.

    Ребра. Во время непрямого массажа сердца на них ни в коем случае нельзя опираться пальцами или давить ладонью. Чтобы не сломать ребра, очередное надавливание начинайте только после полного возвращения грудины в исходное положение.

     Мечевидный отросток. Именно его оберегайте от повреждений при проведении непрямого массажа сердца.

    Теперь мы можем приступить к рассмотрению этапов реанимации. При этом необходимо пострадавшему сделать непрямой  массаж сердца и ИВЛ.

Слайд «правила проведения ИВЛ»

1. Освободить дыхательные пути

2. Уложить на спину

3. Голова запрокинута назад

4. Сделать глубокий вдох

Перед проведением ИВЛ убедится в том, что дыхательные пути свободны.  Если необходимо, то очистить дыхательные пути от воды (положить на живот, приподнять в области таза, например за ремень, очистить полость рта от инородных предметов). Уложить на спину. Имеется три способа ИВЛ:  «изо рта в рот», «изо рта в нос», комбинированный. Важное условие – это положение головы во время выдоха, голова запрокинута назад. Прижать нос или нижнюю челюсть, сделать глубокий выдох.  При этом воздух заполняет легкие пострадавшего.

Слайд « непрямой массаж сердца»

При проведении непрямого массажа сердца необходимо освободить грудную клетку от одежды. Надавливание осуществлять выпрямленными руками, тыльной, выступающей скрещенной стороной ладоней, выше окончания мечевидного отростка грудной клетки примерно на два пальца, на прямых руках энергичными толчками надавливаем на грудную стенку, используя массу своего тела.  Грудная стенка, смещаясь к позвоночнику на 4-5 см, сжимает сердце и выталкивает кровь из его камер по естественному руслу.  Когда отпускаем руки, сердце разжимается и наполняется кровью вновь.

Объяснение сопровождаю показом на манекене.

Слайд «сочетание ИВЛ и НМС»

Приступаем к практическим действиям, рассматривая  два случая:

  • помощь оказывает один человек

Проверяет признаки клинической смерти: зрачок; пульс на сонной артерии.

Соблюдая правила выполнения осуществляет ИВЛ и непрямой массаж сердца в соотношении   2 : 15  с интервалов в одну секунду.

  • несколько человек оказывают помощь.

Один человек проверяет признаки клинической смерти: зрачок; пульс на сонной артерии.

Соблюдая правила выполнения, осуществляют ИВЛ и непрямой массаж сердца в соотношении   1:5 с интервалов в одну секунду. Действия должны быть координированными, поэтому тот, кто проводит НМС, подает команду «Вдох» и производит счет нажатиям. Реанимационные мероприятия проводятся до приезда врачей или до появления признаков жизни: самостоятельного дыхания и работы сердца, не допуская остановки более чем на 15 секунд.  Проводить реанимационные действия необходимо либо до приезда врачей, либо до появления признаков биологической смерти.

Приглашаю учащихся для практических действий с манекеном (4-6 человек).

Определяя правильность действий, обращаю внимание на допущенные ошибки.

Реанимационные действия сопровождаются большими физически нагрузками со стороны тех, кто оказывает помощь. Поэтому даже при желании оказать помощь, справиться с этой задачей сможет далеко не каждый человек, а лишь тот, кто физически крепок и подготовлен. Молодой человек с сигаретой и бутылкой пива в руках вряд продержится минут пять или десять, оказывая подобную помощь. Чтобы быть готовым к любым чрезвычайным ситуациям необходимо еще и активно заниматься физической культурой и спортом. Физически развитый человек обладает, как правило, и устойчивой к стрессовым ситуациям нервной системой. Я полагаю, что реанимационные действия можно отнести к  героическому поступку, когда происходит спасение жизни человека.

III. Подведение итогов. Рефлексия

Итак, подводим итог нашего УЗ.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какими знаниями овладели?

-Как вы считаете, достигли  ли мы сегодня целей нашего УЗ?

- Было ли полезным для вас УЗ?

- Какой вид деятельности понравился вам больше всего?

- Что оказалось сложным для вас, что было самым простым?

- Что такое реанимация?

-Назовите правила непрямого массажа сердца

-Назовите правила искусственной вентиляции легких.

Подводя итог нашего урока, хочется, чтобы вы запомнили несколько правил.

слайд

ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.

ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: «Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться». И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.

ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.

ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.

  1. Домашнее задание.

А теперь, запишите, пожалуйста, д/з  (повторить записи конспекта, написание конспекта.)

Спасибо вам за урок!

До свидания! Всего доброго!

Список источников:

  1. Фролов М.П. / Под ред. Воробьёва Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 350 с.
  2. Учебник для 11 кл. автор: Ю.Л. Воробьев. «Основы безопасности жизнедеятельности». Москва. Астель. 2002 г. Раздел I, глава 2, тема 2.4 стр.51-57. 
  3. Журнал ОБЖ . 2004 г. № 10. Атлас по оказанию первой медицинской помощи. В.Бубнов, В. Бубнова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая доврачебная помощь при ранениях, травмах, кровотечениях

Первая доврачебная помощь при ранениях, травмах, кровотечениях (Методическая разработка занятия)  проводится по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" на 1 курсе....

ТЕСТ Оказание первой доврачебной помощи

ТЕСТ Оказание первой доврачебной помощиМДК 02.02. Технология газовой сваркиПМ.02.  Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных...

Методическая разработка открытого учебного занятия по БЖД "Первая доврачебная помощь при переломах"

Методическая разработка предназначена для преподавателей ОБЖ и БЖД...

Методическая разработка урока по теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»

Методическая разработка открытого бинарного урокаОБЖ и биологияПо теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»...

Первая доврачебная помощь

Основные виды оказания первой доврачебной помощи...

Первая помощь при остановке сердца

Первая помощь при остановке сердца...