Игра по русскому языку
методическая разработка
Внеурочное занятие по предмету -русский язык для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur_meropr._po_rus._yaz.igra_.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное мероприятие по русскому языку для начальной школы
( игра для детей по основам родного языка)
Всему название дано
И зверю , и предмету,
Вещей вокруг- полным полно
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами-
И всё что в памяти у нас
Означено …….СЛОВАМИ
Ведущий: Сегодняшняя игра посвящена родному русскому языку. Как вы думаете, зачем его нужно знать?
- Русский язык – самый красивый, самый богатый язык в мире. Познавая тайны русского языка, становишься умнее, добрее, мудрее. Зная его, можно прочитать много интересных, умных книг, стать образованным человеком.
- А кто из вас знает как появилась речь?
- Давным –давно люди не умели разговаривать, хотя у них для этого было всё.
- Удивительно, не правда ли?
- Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умели изъясняться по-своему. Но у человека всё по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждого ребёнка надо этому учить.
- Но кто же обучал речи самых первых детей, если сами взрослые не умели говорить?
- Никто точно не знает, но предполагают, что 25 тысяч лет назад, люди научились говорить, потому что остро нуждались в общении и очень зависели друг от друга. И мы тоже должны любить и беречь наш родной язык. И сегодня здесь собрались знатоки русского языка. Вперёд к открытию тайн русского языка.
ПРИСУТСТВУЮТ ТРИ КОМАНДЫ, ЗРИТЕЛИ, СОВЕТ МУДРЕЙШИХ(УЧИТЕЛЯ)
ФОНЕТИКА
Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
А захочет – будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он всегда везде дрожит
И по воздуху бежит
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышишь стук,
Значит, к нам добрался …….(ЗВУК)
1 ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ.
1. Прочитайте стихотворение. Подчеркните слова, в которых слышится жужжание осы – звук - Ж
Напиши в квадратике, сколько слов вы нашли.
– Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
О ком идет речь в стихотворении?
Д. О мальчике.
У. Как его называет автор стихотворения?
Д. Моржом.
У. Кто такой морж?
Дети отвечают. Учитель записывает на доске объяснение смысла слова.
Морж – северное животное.
Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой.
– Что вы можете сказать об этом слове?
Д. Оно многозначное.
ЗАДАНИЕ ЗРИТЕЛЯМ---НАЗВАТЬ МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА,ОБЪЯСНЯТЬ ЗНАЧЕНИЯ
( ОТВЕЧАЮЩИМ-ЖЕТОНЫ)
ОРФОЭПИЯ
- Песенка об орфоэпии
Не зная орфоэпии
Во всем великолепии.
Не ощутишь ее волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
2 ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ
Возил не шофер, а шофер
Не фарфор, а фарфОр.
Был оглашен не прИговор —
Судебный приговОр.
Ушел шофер на многие
Не лЕта, а летА,
И дверь за ним не зАперта
Была, а запертА.
Стихи-запоминалки .(ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ)
- Очень часто дети и даже взрослые неправильно выделяют ударный слог.
Слово произносится смешно. А ведь очень важно произносить слова правильно В этом нам помогут стихи-запоминалки: Поиграем?
Помогает нам читать
Учит буквы различать,
Он известен, знаменит
Нужный всем нам … алфавИт!
Этот камень очень сильный,
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день
Не расколется …кремЕнь.
Срубили ель
Сорвали ….щавЕль!
Мой сосед-незнайка стонет,
Телефон его не звонит,
Аппарат-хитрец молчит-
Ждёт, когда кто позвонИт!
- А вот следующее задание вам. Прочитайте стихи и в выделенном слове, поставьте ударение.
- Не налезли шорты,
Долго ели тОрты!
- Наша бабка Фёкла
Красная, как свЁкла!
- Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы!
- Красит стены нам маляр,
Полки делает столЯр.
- Он начальник и в момент
Он подпишет … докумЕНТ
- ЗАДАНИЯ ЗРИТЕЛЯМ И КОМАНДАМ(СКАЖИ СЛОВА НАОБОРОТ)
НА СЛАЙДАХ
ПУНКТУАЦИЯ
Раздел науки о языке, которая изучает знаки препинания и правила их постановки. Достойны внимания – знаки препинания
Знак вопроса - самый классный!
Для меня он всех прекрасней.
И мне с детства он знаком:
Почемучки я и он!
НА СЛАЙДЕ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ:
Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл предложения оказался верным:
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.
4. ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ ( ПРЕВРАТИ МАЛЬЧИКА В ДЕВОЧКУ)НА СЛАЙДЕ
СИНТАКСИС
Раздел русского языка, изучающий предложение и словосочетания.
5. ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНД
А вот какие предметы можно увидеть на кухне. Отыщи внутри предложений.
- Инна пыталась разбудить Жанну, но Жанна крепко спала.
- Гриша выловил карпа.
- Ой, неспроста канитель эта!
- Сначала мы долго спорили, а потом стали молча шкаф двигать.
- Выручай, Николай!
ЛЕКСИКА
Раздел науки о языке, который изучает значение слов, многозначные слова, синонимы, антонимы , устаревшие слова т. д.
6. ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ:
Прочитайте пары словосочетаний.
Раскрасьте из них те,
где слова употреблены в переносном значении.
Головка ребёнка- головка лука
Спелое яблоко – глазное яблоко
Лисий хвост – хвост поезда
Модная шляпка- шляпка гриба
Золотые руки – золотые серьги
ЭТИМОЛОГИЯ
Этимология – происхождение слов.
ЗАДАНИЯ ЗРИТЕЛЯМ: ПРЕДПОЛОЖИТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ(ЖЕТОНЫ)
Перчатка – из славянского языка: от слова перст – палец.
Коричневый – из славянского языка: цвета коры корuчного дерева.
Карандаш – из тюркского языка: «кuра» – черный, «даш» – камень.
Футбол – из английского языка: «фут» – нога, «бол» – мяч.
Велосипед – из латинского языка: «вeлос» – быстрый, «пед» – нога.
Астроном – из греческого языка: «aстро» – звезда, «нoмос» – закон.
Конфета – из итальянского языка: «сваренный из сахара».
Слово | Происхождение |
капкан | из тюркского языка: от «кап» – хватать, буквально – «ловушка» |
каракули | из тюркского языка: от «кaра» – черная, «кул» – рука – «дурная рука» – плохой почерк |
генерал | из немецкого и французского: |
карусель | из французского: «каролла» – хоровод, «села» – седло – хоровод в седле (на лошади) |
помидор | из итальянского: «пoми» – золотое, «дoро» – яблоко |
ДЛЯ команд:
А _ _ Я (Самая большая часть света)
А_ _ _ Я( Вооруженная защитница страны)
А_ _ _ _Я (Проишествие на дороге)
А _ _ _ _ _ _ _ _ Я (Поделка из бумаги)
ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ
Я _ А ( Злая сказочная старуха)
Я _ _ А (Парусная лодка)
Я _ _ _А ( Плод с куста)
Я _ _ _ _ _А (Праздничный базар)
«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный
русский язык» К.Паустовский ( ПОСЛЕДНИЙ СЛАЙД)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МЕЖДУ КОМАНДАМИ, ВЫЯВЛЕНИЕ ЛУЧШИХ ЗНАТОКОВ ИЗ БОЛЕЛЬЩИКОВ( ПО КОЛИЧЕСТВУ ЖЕТОНОВ)
НАГРАЖДЕНИЕ ГРАМОТАМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная игра по русскому языку для 6 класса
Данную познавательную игру по русскому языку можно провести в 6 классе при проведении Недели русского языка и литературы в школе....
лингвистическая игра «Час занимательного русского языка»
Лингвистическая игра «Час занимательного русского языка»Цели: показать величие и красоту русского языка и литературы, обобщить знания о нём; научить правильно пользоваться языком, совершен...
Игра по станциям "Путешествие в страну Русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Путешествие в страну Русского языка"....
В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»
Внеклассное мероприятие "Своя игра"...
Презентация интеллектуальной игры по русскому языку для студентов ЭМК
Презентация интеллектуальной игры "Счастливый случай" подготовлена для студентов 1-2 курсов в рамках проведения мероприятий предметной недели по рускому языку и литературе. Слайды с вопросам...