РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Коваль Лариса Александровна

Подготовка нового поколения специалистов, обладающих профессиональными навыками и системным мышлением, отвечающих требованиям работодателей, нацеленных на профессиональный и карьерный рост, способных работать в команде и руководить коллективом, является важнейшей задачей современного профессионального образования. Для решения этой задачи и достижения результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО педагогам нужны новые формы и методы обучения, внедрение в образовательные учреждения современных технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 684

Л.А. Коваль

Почетный работник начального профессионального образования      Российской Федерации

      мастер производственного обучения

Техникум коммунального хозяйства и сервиса

г. Абакан

Е-mail: yaroslavchik-yarik@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация:

Подготовка нового поколения специалистов, обладающих                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         профессиональными навыками и системным мышлением, отвечающих требованиям работодателей, нацеленных на профессиональный и карьерный рост, способных работать в команде и руководить коллективом, является важнейшей задачей современного профессионального образования. Для решения этой задачи и достижения результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО педагогам нужны новые формы и методы обучения, внедрение в образовательные учреждения современных технологий. Выбор технологий определен целевой функцией образовательного процесса, которая в современных условиях представляет собой планируемые результаты образования в виде общих и профессиональных компетенций. Очень продуктивной в формировании  компетенций является технология проектной деятельности, которая классифицируется по виду деятельности: практико-ориетированный проект, исследовательский проект, информационный проект. Актуальность - обязательное требование к проектной работе, основанное на оценке значимости проекта и предполагаемых результатов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Ключевые слова: проектная технология, здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения, профессиональные и общие компетенции, профессиональный модуль.

Успешность подготовки востребованных, конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям ФГОС СПО, зависит от того, какие, когда и как проводятся занятия в учебном заведении в ходе учебного процесса. Для решения  задачи подготовки таких специалистов нужны новые формы и методы обучения, внедрение в образовательные учреждения новейших технологий.

Одним из видов современного образовательного процесса  является проектная технология обучения. Проектная технология – это практические умения , требующие от обучающихся применения их для решения проблемных заданий, знания материала, сложность которого возрастает от курса к курсу.

Технология проектного обучения предполагает в основном самостоятельную деятельность обучающегося. Самостоятельность способствует повышению мотивации к получению знаний и навыков по избранной профессии, осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в техникуме. Педагог в проекте играет роль консультанта, направляющего действия обучающегося в нужное русло. Но необходимо помнить, что творческая личность воспитанника в рамках технологии проектного обучения развивается только в том случае, если со стороны педагога будет умелое руководство данным процессом.

Одной из причин низкой профессиональной компетентности обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности. Проектная технология позволяет обучающимся организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, что соответствует образовательному Стандарту и делает наших выпускников более конкурентоспособными.

Для повышения эффективности процесса формирования профессиональных и общих компетенций по специальности мастер столярного и мебельного производства в  проектную деятельность  вовлекаются обучающиеся практически с начала обучения в техникуме. Проектные технологии тесно перекликаются с педагогической технологией развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, целью использования которой является выявление и развитие творческих способностей, приобщении обучающихся к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

На уроках производственного обучения на первом курсе начинаем с коллективных конструктивных проектов, которые предполагают создание практически значимого продукта.  С учетом межпредметных связей и первоначальных навыков по  формированию компетенций ручной обработки древесины по профессиональному модулю ПМ.02 Изготовление столярных и мебельных изделий обучающиеся работают над одной задачей по несколько человек. Разрабатываем проекты по изготовлению багетных рамок, ручек для инструментов, столярных угольников, скворечников. В процессе работы над коллективным проектом мастером и преподавателем выявляются более способные, одаренные и более целеустремленные обучающиеся, которые в дальнейшем продолжают проектную деятельность над решением индивидуальной профессиональной задачи.

Практикуем выдачу заданий обучающимся первых курсов для выполнения сквозных долгосрочных проектов, переходящих в выпускные квалификационные работы. Обучающиеся гр. ММП- 31 Соколов и Евдокимов работали над проектом  «Конструирование и технология изготовления декоративной полки-пазла «Медведь», который они будут защищать на квалификационном экзамене. Практически все кабинеты техникума оснащены мебелью, выполненной силами обучающихся в процессе проектной деятельности.

Обучающиеся группы ММП- 11 начали работу над долгосрочным проектом «Экологическая игрушка и предметы быта для детей из древесины и древесных материалов», в рамках проекта разработали и изготовили детскую лошадку-качалку, детский стульчик, а в данное время работают над разработкой детской кроватки из древесины.

Перед выходом на производственную практику каждому обучающемуся выдается индивидуальное задание: выполнить комплексный проект изготовления изделия, учитывающий освоение  профессиональных компетенций по четырем модулям:

ПМ.01 Изготовление шаблонов и приспособлений;                                                    

ПМ.02 Изготовление столярных и мебельных изделий;                                            

ПМ.03 Отделка изделий из древесины;                                                                        

ПМ.04 Сборка изделий из древесины.

Целью задания является решение реальной производственной задачи, которая затем должна стать основой выпускной квалификационной работы. Мастер производственного обучения контролирует выполнение задания, дает консультации, совет и рекомендации, а благодаря  профессионалу- наставнику приобретается опыт решения конкретной производственной задачи в соответствии с индивидуальным заданием с учетом производственных возможностей.

Задание тщательно продумывается мастером и преподавателем спец дисциплин, обязательно обсуждается с самим обучающимся, т.к. выполнение задачи должно его заинтересовать.  Очень важно, чтобы проект был реально технологически выполним и имел практическое применение.

Пояснительная записка к проекту содержит разделы: разработка чертежа, выбор материала, выбор инструмента и оборудования, технологический процесс изготовления изделия, экономическая и экологическая часть, заключение. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономически проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

В последнее время особое внимание  уделяем  экологической оценке проекта, обоснованию того, что:

 изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлечет за собой  нарушений жизнедеятельности человека. Так как целью здоровьесберегающих технологий, применяемых в работе с обучающимися, является обеспечение им возможности сохранения  здоровья, формирование необходимых знаний и умений.

По окончании производственной практики обучающийся предоставляет отчет по итогам выполнения проектной работы и на квалификационном экзамене с участием представителей работодателя представляет презентацию проекта с демонстрацией изделия, выполненного по заданию.

         Дэвид Милтон сказал: «Главная задача преподавателя- вовлечь учащегося в учебный процесс. То, что делает учащийся, чтобы учиться, значительно важнее того, что делает педагог, чтобы учить». В этом и заключается суть современных педагогических  технологий, в том, чтобы обучающийся сам  активно участвовал в получении знаний и навыков, в освоении профессиональных и общих компетенций, получал реальный результат, используемый в дальнейшей трудовой деятельности.

Список использованной литературы

1. Ломакин А.В. Технология проектного обучения [Электронный ресурс] / А.В. Ломакин // Ломакин А.В. Личный сайт. – Режим доступа: http://ladlav.narod.ru/teh_proekt.htm.

2. Савинков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании [Текст] / А. Савинков // Школьный психолог. – 2007. – №23. – С. 6-10. Источник: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»

на тему:    «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения  и в воспитательной работе....

Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе - Информационно-коммуникационные технологии.

Примером использования ИКТ служит конспект занятия«Проезд регулируемых перекрестков». Занятие проводится с использованием «Комплекса интерактивной автошколы» и в частности...

Технологическая карта методического мероприятия "Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе"

Материал содержит сценарий / технологическую карту методического мероприятия для преподавателей в рамках методического плана образовательной организации на тему "Использование современных образов...