Рациональное расписание учебных занятий
консультация
Рекомендации по рациональному составлению учебного расписания в общеобразовательных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ratsionalnoe_raspisanie_uchebnyh_zanyatiy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рациональное расписание учебных занятий
Поскольку основой организации процесса обучения является школьное расписание уроков, необходимо учитывать физиолого-гигиенические требования к его составлению, т. е. динамику изменений физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели.
Под работоспособностью обычно понимается свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого промежутка времени. При этом у одного и того же человека работоспособность может колебаться в зависимости от времени года, дня, недели, времени суток. Имеются многочисленные данные о том, что построение правильного режима обучения, грамотный выбор педагогических средств являются одним из основных путей сохранения работоспособности и уменьшения утомляемости учащихся
Анализ динамики работоспособности в течение дня показывает, что она имеет два пика, совпадающие по времени с периодами высокого уровня действия физиологических функций: первый – с 8 до 12 ч, второй – с 16 до 18 ч. Однако даже в эти периоды уровень работоспособности не остается постоянным. Он изменяется и на протяжении одного урока. Вот как это происходит.
Первый период – фаза врабатывания. Работоспособность относительно невелика и постепенно повышается. У детей по сравнению со взрослыми фаза врабатывания несколько короче (от 2 до 7 мин), что связано с более высокой возбудимостью и функциональной подвижностью нервной системы. Затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне. Через 20 мин работы она снижается. Вследствие этого целесообразно сложные элементы программы преподносить после 7-й минуты занятия.
За фазой врабатывания следует фаза оптимальной устойчивой работоспособности. Затем работоспособность снижается. Последние
5– 10 мин урока педагогически малопродуктивны.
В ряде случаев незадолго до окончания работы может наступить кратковременное повышение работоспособности – фаза «конечного прорыва».
Динамика изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели определяет физиолого гигиенические требования к составлению расписания занятий, где должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонента во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки занятий можно использовать ранговую шкалу трудности предметов И. Г. Сивкова (табл.1,2)
№ 1. Шкала трудности предметов для младших классов (по И. Г. Сивкову)
№ п/п | Предмет | Балл |
1 | Математика | 8 |
2 | Русский (национальный) язык | 7 |
3 | Природоведение | 6 |
4 | Русская (национальная) литература | 5 |
5 | История | 4 |
6 | Рисование и музыка | 3 |
7 | Труд | 2 |
8 | Физкультура | 1 |
№ 2. Шкала трудности предметов для старших классов (по И. Г. Сивкову)
№ п/п | Предмет | Балл |
1 | Математика, русский язык (национальная школа) | 11 |
2 | Иностранный язык | 10 |
3 | Физика, химия | 9 |
4 | История | 8 |
5 | Родной язык (литература) | 7 |
6 | Естествознание, география, ОБЖ | 6 |
7 | Физкультура | 5 |
8 | Труд | 4 |
9 | Черчение | 3 |
10 | Рисование | 2 |
11 | Музыка | 1 |
Наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими (но не первыми и не последними) уроками. Нельзя ставить два или три трудных урока подряд (например, физика, математика, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными (например, история, математика, география). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (четвертыми или пятыми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.
Школьное расписание оценивается положительно, если на графике образуется кривая с одним подъемом – в среду и четверг или во вторник и среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным, если пик приходится на понедельник или субботу. При организации 5-дневной недели нагрузка учащихся в течение каждого учебного дня не должна быть выше, чем при 6-дневной учебной неделе: не должно увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки за день. Это связано с изменением работоспособности учащихся во время учебной деятельности.
Как уже было отмечено, сначала она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне, а затем наступает период снижения работоспособности и развития утомления. Поэтому начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, т. к. продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к учащимся можно предъявить более высокие требования. В это время рекомендуется проводить изложение нового и сложного материала, давать контрольные работы и др. На середину учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По окончании периода высокой работоспособности, т. е. при появлении начальных признаков утомления, если речь идет об учебном дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других, обеспечивающих смену деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предполагает минимум теоретических занятий, а основное количество...
Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи
Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...
ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ) по междисциплинарному курсу МДК.03.01 Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Данная работа имеет форму методической разработки занятия для студентов третьего курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по теме «Отражение в учете суммы начисл...
Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях
Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...
Расписание и занятия
Расписание...
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...