Особенности планирования в организации дополнительного образования (ИМЦ)
статья
Многие люди предпочитают все планировать и это позволяет им лучше адаптироваться в современном мире. Другие люди совершенно не составляют планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, Планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.
В практике образовательного процесса, к плану нередко относятся лишь как к требованию администрации, процесс планирования носит формальный характер, а план не является ориентиром в деятельности. Несмотря на некоторый негативный оттенок понятия «планирование», связанный с излишней бюрократизацией процесса, тем не менее, планирование является неотъемлемой частью менеджмента организации дополнительного образования (ИМЦ). Планирование работы предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем.
План работы – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности ИМЦ, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Предназначение плана – упорядочить деятельность ИМЦ, обеспечить выполнение планомерности и систематичности, управляемости и преемственности результатов. При грамотной организации планирования план ИМЦ становится документом, защищающим сотрудников ИМЦ от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации образовательного процесса.
План ИМЦ - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования в ИМЦ ставит сотрудников в такое положение, когда они:
· не понимают поставленных целей, будущих задач;
· деятельность не рассматривается как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
· теряют ориентацию в образовательном процессе, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
· оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.
Применение планирования в ИМЦ:
· улучшает координацию действий в организации;
· позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
· делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
· улучшает информационный обмен в организации;
· способствует оптимальному распределению ресурсов;
· четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
· стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а руководителей - к большей обоснованности и реализации своих решений;
· улучшает контроль в организации.
По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:
· Где мы находимся в настоящее время? Руководитель ИМЦ должн оценивать сильные и слабые стороны организации по всем направлениям деятельности ИМЦ, с целью определить, чего может реально добиться организация.
· Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, руководитель ИМЦ определяет, какими и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
· Как мы собираемся сделать это? Руководитель ИМЦ должен решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать сотрудники, чтобы достичь выполнения целей организации.
Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но, главное, они должны помогать в организации работы и быть удобными в применении.
Как показывает практика, в ИМЦ реализуются следующие виды планы:
Перспективный план работы ИМЦ на учебный год.
Перспективный план может иметь разную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана:
1. Анализ работы за истекший период.
2. Задачи работы на новый учебный год.
3. Направления работы и планируемые результаты по каждому из них.
4. Содержание работы (основные мероприятия по каждому направлению)
5. Сроки и формы контроля (рефлексии).
План работы ИМЦ на месяц, включающий разделы:
1. Совещания
2. Контроль в сфере образования (проверки, наблюдения)
3. Сбор аналитической информации и БД (сбор сведений, заявок и пр.)
4. ГИА и контроль качества образования
5. Методическая работа
6. Обмен опытом (семинары, конференции, круглые столы и пр.)
7. Обучающие модули
8. Педагогические смотры, конкурсы, церемонии, проекты
9. Детские смотры, конкурсы, олимпиады, проекты
10. Массовые мероприятия с обучающимися
11. Мероприятия городского, межрегионального, всероссийского и международного уровня, которые организуют ОУ района
В основе любого планирования лежат следующие принципы:
1. Непрерывность- в соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.
2. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
3. Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше- и нижестоящими.
4. Важным принципом планирования является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.
5. Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.
6. Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.
7. Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.
8. Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.
Формы планирования:
1. Текстовая форма планирования:
· Описание результатов анализа работы ИМЦ за предыдущий период
· Установление причинно-следственных связей, обусловивших + и –
· Характеристика сложившейся ситуации в ИМЦ на момент планирования
2. Сетевая форма планирования (сетки, таблицы, циклограммы):
· Четко отображает объем и структуру решаемой задачи
· Хорошо прослеживаются взаимосвязи между мероприятиями
· Эффективно определяет механизм использования ресурсов
· Позволяет избежать перенасыщенности планов
3. Графическая форма планирования (графики, диаграммы, гистограммы)
Этапы планирования:
1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояние работы ИМЦ).
2. Формулирование целей, задач, предполагаемой деятельности ИМЦ.
3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана всех заинтересованных подструктур)
4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
5. Обсуждение и коррекция проекта.
6. Принятие и утверждение плана.
7. Реализация и контроль его выполнения.
Планирование это процесс индивидуального осмысления руководителем и сотрудниками ИМЦ и своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности планирования в организации дополнительного образования (ИМЦ) | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности планирования в организации дополнительного образования (ИМЦ)
Многие люди предпочитают все планировать и это позволяет им лучше адаптироваться в современном мире. Другие люди совершенно не составляют планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, Планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.
В практике образовательного процесса, к плану нередко относятся лишь как к требованию администрации, процесс планирования носит формальный характер, а план не является ориентиром в деятельности. Несмотря на некоторый негативный оттенок понятия «планирование», связанный с излишней бюрократизацией процесса, тем не менее, планирование является неотъемлемой частью менеджмента организации дополнительного образования (ИМЦ). Планирование работы предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем.
План работы – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности ИМЦ, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Предназначение плана – упорядочить деятельность ИМЦ, обеспечить выполнение планомерности и систематичности, управляемости и преемственности результатов. При грамотной организации планирования план ИМЦ становится документом, защищающим сотрудников ИМЦ от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации образовательного процесса.
План ИМЦ - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования в ИМЦ ставит сотрудников в такое положение, когда они:
- не понимают поставленных целей, будущих задач;
- деятельность не рассматривается как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
- теряют ориентацию в образовательном процессе, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
- оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.
Применение планирования в ИМЦ:
- улучшает координацию действий в организации;
- позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
- делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
- улучшает информационный обмен в организации;
- способствует оптимальному распределению ресурсов;
- четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
- стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а руководителей - к большей обоснованности и реализации своих решений;
- улучшает контроль в организации.
По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:
- Где мы находимся в настоящее время? Руководитель ИМЦ должн оценивать сильные и слабые стороны организации по всем направлениям деятельности ИМЦ, с целью определить, чего может реально добиться организация.
- Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, руководитель ИМЦ определяет, какими и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
- Как мы собираемся сделать это? Руководитель ИМЦ должен решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать сотрудники, чтобы достичь выполнения целей организации.
Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но, главное, они должны помогать в организации работы и быть удобными в применении.
Как показывает практика, в ИМЦ реализуются следующие виды планы:
Перспективный план работы ИМЦ на учебный год.
Перспективный план может иметь разную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана:
1. Анализ работы за истекший период.
2. Задачи работы на новый учебный год.
3. Направления работы и планируемые результаты по каждому из них.
4. Содержание работы (основные мероприятия по каждому направлению)
5. Сроки и формы контроля (рефлексии).
План работы ИМЦ на месяц, включающий разделы:
1. Совещания
2. Контроль в сфере образования (проверки, наблюдения)
3. Сбор аналитической информации и БД (сбор сведений, заявок и пр.)
4. ГИА и контроль качества образования
5. Методическая работа
6. Обмен опытом (семинары, конференции, круглые столы и пр.)
7. Обучающие модули
8. Педагогические смотры, конкурсы, церемонии, проекты
9. Детские смотры, конкурсы, олимпиады, проекты
10. Массовые мероприятия с обучающимися
11. Мероприятия городского, межрегионального, всероссийского и международного уровня, которые организуют ОУ района
В основе любого планирования лежат следующие принципы:
- Непрерывность- в соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.
- Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
- Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше- и нижестоящими.
- Важным принципом планирования является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.
- Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.
- Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.
- Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.
- Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.
Формы планирования:
- Текстовая форма планирования:
- Описание результатов анализа работы ИМЦ за предыдущий период
- Установление причинно-следственных связей, обусловивших + и –
- Характеристика сложившейся ситуации в ИМЦ на момент планирования
- Сетевая форма планирования (сетки, таблицы, циклограммы):
- Четко отображает объем и структуру решаемой задачи
- Хорошо прослеживаются взаимосвязи между мероприятиями
- Эффективно определяет механизм использования ресурсов
- Позволяет избежать перенасыщенности планов
- Графическая форма планирования (графики, диаграммы, гистограммы)
Этапы планирования:
- Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояние работы ИМЦ).
- Формулирование целей, задач, предполагаемой деятельности ИМЦ.
- Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана всех заинтересованных подструктур)
- Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
- Обсуждение и коррекция проекта.
- Принятие и утверждение плана.
- Реализация и контроль его выполнения.
Планирование это процесс индивидуального осмысления руководителем и сотрудниками ИМЦ и своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа и календарно- тематическое планирование дополнительного образования по физкультуре
Программа для внеклассных занятий, название " Оздоровительная гимнастика", включает в себя кроме гимнастики: Йогу, подвижные и спортивные игры, ОФП...
Особенности воспитания в системе дополнительного образования
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации...
Календарно-тематические планирование дисциплины "Инновации в системе дополнительного образования"
Календарно-тематические планирование дисциплины "Инновации в системе дополнительного образования" для специальности 44.02.03 "Педагогика дополнительного образования"...
Организация дополнительного образования обучающихся
Программа дополнительного образования разработана для студентов специальности Дошкольное образование в целях формирования общих и профессиональных компетенций...
Организация дополнительного образования обучающихся
Фрагмен дополнительной образовательной программы для обучающихся специальности Дошкольное образование "Проектная деятельность: требования к подготовке и защите"...
Календарно-тематическое планирование по программе дополнительного образования секции ОФП.
Общая физическая подготовка, спланированная с учетом возрастных физиологических особенностей, благотворно влияет на развитие всех функциональных систем организма, и ей следует уделять внимание уже в д...
"Особенности работы педагога в дополнительном образовании"
Особенности работы педагога в дополнительном образованииДополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания...