Особенности планирования в организации дополнительного образования (ИМЦ)
статья

Чаплыгина Елена Анатольевна

Многие люди предпочитают все планировать и это позволяет им лучше адаптироваться в современном мире. Другие люди совершенно не составляют планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, Планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.

В практике образовательного процесса, к плану нередко относятся лишь как к требованию администрации, процесс планирования носит формальный характер, а план не является ориентиром в деятельности. Несмотря на некоторый негативный оттенок понятия «планирование», связанный с излишней бюрократизацией процесса, тем не менее, планирование является неотъемлемой частью менеджмента организации дополнительного образования (ИМЦ). Планирование работы предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем.

План работы – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности ИМЦ, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Предназначение плана – упорядочить деятельность ИМЦ, обеспечить выполнение планомерности и систематичности, управляемости и преемственности результатов. При грамотной организации планирования план ИМЦ становится документом, защищающим сотрудников ИМЦ от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации образовательного процесса.

План ИМЦ - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования в ИМЦ ставит сотрудников в такое положение, когда они:

· не понимают поставленных целей, будущих задач;

· деятельность не рассматривается как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;

· теряют ориентацию в образовательном процессе, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;

· оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

Применение планирования в ИМЦ:

· улучшает координацию действий в организации;

· позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;

· делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;

· улучшает информационный обмен в организации;

· способствует оптимальному распределению ресурсов;

· четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;

· стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а руководителей - к большей обоснованности и реализации своих решений;

· улучшает контроль в организации.

По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:

· Где мы находимся в настоящее время? Руководитель ИМЦ должн оценивать сильные и слабые стороны организации по всем направлениям деятельности ИМЦ, с целью определить, чего может реально добиться организация.

· Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, руководитель ИМЦ определяет, какими и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.

· Как мы собираемся сделать это? Руководитель ИМЦ должен решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать сотрудники, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но, главное, они должны помогать в организации работы и быть удобными в применении.

Как показывает практика, в ИМЦ реализуются следующие виды планы:

Перспективный план работы ИМЦ на учебный год.

Перспективный план может иметь разную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана:

1. Анализ работы за истекший период.

2. Задачи работы на новый учебный год.

3. Направления работы и планируемые результаты по каждому из них.

4. Содержание работы (основные мероприятия по каждому направлению)

5. Сроки и формы контроля (рефлексии).

 

План работы ИМЦ на месяц, включающий разделы:

1. Совещания

2. Контроль в сфере образования (проверки, наблюдения)

3. Сбор аналитической информации и БД (сбор сведений, заявок и пр.)

4. ГИА и контроль качества образования

5. Методическая работа

6. Обмен опытом (семинары, конференции, круглые столы и пр.)

7. Обучающие модули

8. Педагогические смотры, конкурсы, церемонии, проекты

9. Детские смотры, конкурсы, олимпиады, проекты

10. Массовые мероприятия с обучающимися

11. Мероприятия городского, межрегионального, всероссийского и международного уровня, которые организуют ОУ района

 

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

1. Непрерывность- в соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.

2. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

3. Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше- и нижестоящими.

4. Важным принципом планирования является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.

5. Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.

6. Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.

7. Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.

8. Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

Формы планирования:

1. Текстовая форма планирования:

· Описание результатов анализа работы ИМЦ за предыдущий период

· Установление причинно-следственных связей, обусловивших + и –

· Характеристика сложившейся ситуации в ИМЦ на момент планирования

2. Сетевая форма планирования (сетки, таблицы, циклограммы):

· Четко отображает объем и структуру решаемой задачи

· Хорошо прослеживаются взаимосвязи между мероприятиями

· Эффективно определяет механизм использования ресурсов

· Позволяет избежать перенасыщенности планов

3. Графическая форма планирования (графики, диаграммы, гистограммы)

 

Этапы планирования:

1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояние работы ИМЦ).

2. Формулирование целей, задач, предполагаемой деятельности ИМЦ.

3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана всех заинтересованных подструктур)

4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.

5. Обсуждение и коррекция проекта.

6. Принятие и утверждение плана.

7. Реализация и контроль его выполнения.

 

Планирование это процесс индивидуального осмысления руководителем и сотрудниками ИМЦ и своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности планирования в  организации дополнительного образования (ИМЦ)

Многие люди предпочитают все планировать и это позволяет им лучше адаптироваться в современном мире. Другие люди  совершенно не составляют планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, Планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.

В практике образовательного процесса, к плану нередко относятся лишь как к требованию администрации, процесс планирования носит формальный характер, а план не является ориентиром в деятельности. Несмотря на некоторый  негативный оттенок понятия «планирование», связанный с излишней бюрократизацией процесса, тем не менее, планирование является неотъемлемой частью менеджмента организации дополнительного образования (ИМЦ). Планирование работы  предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем.

План работы – это документ, указывающий содержательные ориентиры  деятельности ИМЦ, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

       Предназначение плана – упорядочить деятельность ИМЦ, обеспечить выполнение планомерности и систематичности, управляемости и преемственности результатов. При грамотной организации планирования план ИМЦ становится документом, защищающим сотрудников ИМЦ от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации образовательного процесса.

       План ИМЦ - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования  в ИМЦ ставит сотрудников в такое положение, когда они:

  • не понимают поставленных целей, будущих задач;
  • деятельность не рассматривается как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
  • теряют ориентацию в образовательном процессе, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
  • оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

Применение планирования в ИМЦ:

  • улучшает координацию действий в организации;
  • позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
  • делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
  • улучшает информационный обмен в организации;
  • способствует оптимальному распределению ресурсов;
  • четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
  • стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а руководителей - к большей обоснованности и реализации своих решений;
  • улучшает контроль в организации.

По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:

  • Где мы находимся в настоящее время? Руководитель ИМЦ должн оценивать сильные и слабые стороны организации  по всем направлениям деятельности ИМЦ, с целью определить, чего может реально добиться организация.
  •  Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, руководитель ИМЦ определяет, какими и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
  •  Как мы собираемся сделать это? Руководитель ИМЦ должен решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать сотрудники, чтобы достичь выполнения целей организации.

   Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но, главное, они должны помогать в организации работы и быть удобными в применении.

       Как показывает практика, в ИМЦ реализуются  следующие виды планы:

Перспективный план работы ИМЦ на учебный год.

Перспективный план  может иметь разную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана:

1. Анализ работы за истекший период.

2. Задачи работы на новый учебный год.

3. Направления работы и планируемые результаты по каждому из них.

4. Содержание работы (основные мероприятия по каждому направлению)

5. Сроки и формы контроля (рефлексии).

План работы ИМЦ на месяц, включающий разделы:

1. Совещания

2. Контроль в сфере образования (проверки, наблюдения)

3. Сбор аналитической информации и БД (сбор сведений, заявок и пр.)

4. ГИА и контроль качества образования

5. Методическая работа

6. Обмен опытом (семинары, конференции, круглые столы и пр.)

7. Обучающие модули

8. Педагогические смотры, конкурсы, церемонии, проекты

9. Детские смотры, конкурсы, олимпиады, проекты

10. Массовые мероприятия с обучающимися

11. Мероприятия городского, межрегионального, всероссийского и международного уровня, которые организуют ОУ района

               

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

  1. Непрерывность- в соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.
  2. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
  3. Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше- и нижестоящими.
  4. Важным принципом планирования является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.
  5. Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.
  6. Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.
  7. Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.
  8. Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

Формы планирования:

  1. Текстовая форма планирования:
  • Описание результатов анализа работы ИМЦ за предыдущий период
  • Установление причинно-следственных связей, обусловивших + и –
  • Характеристика сложившейся ситуации в ИМЦ на момент планирования
  1. Сетевая форма планирования (сетки, таблицы, циклограммы):
  • Четко отображает объем и структуру решаемой задачи
  • Хорошо прослеживаются взаимосвязи между мероприятиями
  • Эффективно определяет механизм использования ресурсов
  • Позволяет избежать перенасыщенности планов
  1. Графическая форма планирования (графики, диаграммы, гистограммы)

Этапы планирования:

  1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояние работы ИМЦ).
  2. Формулирование целей, задач, предполагаемой деятельности ИМЦ.
  3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана всех заинтересованных подструктур)
  4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
  5. Обсуждение  и коррекция проекта.
  6. Принятие и утверждение плана.
  7. Реализация и контроль его выполнения.

Планирование это процесс индивидуального осмысления руководителем и сотрудниками ИМЦ и  своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа и календарно- тематическое планирование дополнительного образования по физкультуре

Программа для внеклассных занятий, название " Оздоровительная гимнастика", включает в себя кроме гимнастики: Йогу, подвижные и спортивные игры, ОФП...

Особенности воспитания в системе дополнительного образования

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации...

Организация дополнительного образования обучающихся

Программа дополнительного образования разработана для студентов специальности Дошкольное образование в целях формирования общих и профессиональных компетенций...

Организация дополнительного образования обучающихся

Фрагмен дополнительной образовательной программы для обучающихся специальности Дошкольное образование "Проектная деятельность: требования к подготовке и защите"...

Календарно-тематическое планирование по программе дополнительного образования секции ОФП.

Общая физическая подготовка, спланированная с учетом возрастных физиологических особенностей, благотворно влияет на развитие всех функциональных систем организма, и ей следует уделять внимание уже в д...

"Особенности работы педагога в дополнительном образовании"

Особенности работы педагога  в дополнительном образованииДополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания...

«Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС» Семинар практикум

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие твор...