Методический материал «Система профориентации, как средство трудовой социализации школьников с ОВЗ»
методическая разработка

Захарова Елена Михайловна

Важнейшим направлением  трудовой социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  является подготовка подростков к осознанному выбору профессии. Готовность к выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью. Ориентация на профессиональный труд и выбор  профессионального будущего у учащихся коррекционной школы выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Труд является одним из основных факторов, способствующий  развитию учащихся, он начинается с начального звена - уроки ручного труда, в среднем и старшем звене - уроки технологии, социально-бытовой ориентировки, воспитательная работа по профориентации. Труд в школе для детей с интеллектуальными нарушениями выступает не только как предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей, как средство преодоления дефектов ребенка. Профессионально – трудовое воспитание и обучение в коррекционной школе строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Трудовая подготовка и профессиональная ориентация в школе проходит по профилю – столярное, слесарное дело, штукатурно-малярное дело, сельскохозяйственный труд, подготовка младшего обслуживающего персонала, швейное дело. НА пороге выпуска из школы  не менее важным является учет «рынка возможного труда». Для успешной профессиональной подготовки школьника недостаточно определить доступную профессию. Необходимо еще знать, какой дефицит кадров в области  профессий испытывают предприятия города в данное время и в перспективе. В этом помогает тесное сотрудничество школы и центра занятости населения. Для школьников с отклонениями развития выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностям. Для нашей категории учащихся условно можно  выделить две группы профессий А и Б. Группа А - представляет неквалифицированные профессии, не требующие специального обучения, особых качеств личности (дворник, сторож, рабочий, грузчик). Группа Б - квалифицированные профессии (повар, штукатур - маляр, плотник, столяр, слесарь, швея, пекарь и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

Пояснительная записка……………………………………………………………     1                                                        

  1. Цель и назначение материала……………………………………………………       2
  2. Система профориентации, формы и методы работы……………………………     2
  3.  План мероприятий и результаты работы по профориентации…………………    3-4
  4. Стратегия продвижения образовательной инициативы…………………………     5

Используемая литература…………………………………………………………      5

Приложение к материалу (конспект занятия час общения «Мой выбор»,  презентация фотоотчёта о проделанной работе, буклеты « Куда пойти учиться»,  публикация статьи в газете «На берегах Уссури»).

Пояснительная записка

       Важнейшим направлением  трудовой социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  является подготовка подростков к осознанному выбору профессии. Готовность к выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью. Ориентация на профессиональный труд и выбор  профессионального будущего у учащихся коррекционной школы выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Труд является одним из основных факторов, способствующий  развитию учащихся, он начинается с начального звена -  уроки ручного труда, в среднем и старшем звене - уроки технологии, социально-бытовой ориентировки, воспитательная работа по профориентации. Труд в школе для детей с интеллектуальными нарушениями выступает не только как предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей. Профессионально – трудовое воспитание и обучение в коррекционной школе строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Трудовая подготовка и профессиональная ориентация  в школе проходит по профилю – столярное, слесарное дело, штукатурно-малярное дело, сельскохозяйственный труд, подготовка младшего обслуживающего персонала, швейное дело.  На пороге выпуска из школы  не менее важным является учет «рынка возможного труда». Для успешной профессиональной подготовки школьника недостаточно определить доступную профессию. Необходимо еще знать, какой дефицит кадров в области  профессий испытывают предприятия города в данное время и в перспективе. В этом помогает тесное сотрудничество школы и центра занятости населения. Для школьников с отклонениями развития выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностям. Для нашей категории учащихся условно можно  выделить две группы профессий А и Б. Группа А - представляет неквалифицированные профессии, не требующие специального обучения, особых качеств личности (дворник, сторож, рабочий, грузчик). Группа Б - квалифицированные профессии (повар, штукатур - маляр, плотник, столяр, слесарь, швея, пекарь и др.).  

  1. Цель и назначение материала.

Целью данной работы является: социализация учащихся коррекционной школы с интеллектуальными нарушениями, их дальнейшая успешная интеграция в социум, нацеленность на активную самостоятельную деятельность, осознанный выбор профессии, а значит и выбор учреждения профессионального образования.

То есть, наша целенаправленная работа должна привести подростка к выпуску из школы с твердым его намерением продолжить обучение по выбранной специальности и трудоустроиться после окончания обучения.

Назначение материала.

В данном методическом материале прослеживается система трудовой профориентации на 2018-2019 учебный год в 8 классе коррекционной школы - интерната, рассматривается процесс профессионального самоопределения: обозначена роль внеурочной деятельности в рамках профессионального самоопределения. Материал предназначен для педагогов общеобразовательных и коррекционных школ, для применения его во внеклассной и внешкольной работе профориентационной направленности.

  1. Система профориентации, формы и методы работы.

         Трудовое воспитание и профориентационная работа взаимосвязаны и  образуют общую систему. Эта система включает в себя уроки технологии (различные профили), социально-бытовой ориентировки, общественно-полезный труд,  сельскохозяйственные работы на пришкольном участке, внеклассные мероприятия, оформление различной наглядной  агитации. Урок технологии является главным предметом на протяжении всего обучения. Трудовая социализация – это один из механизмов реализации социальной адаптации. Трудовая социализация школьников - это специально организованный процесс (общественно полезного, производительного) труда, посредством которого осуществляется познание окружающего мира. Система профессиональной ориентации учащихся включает в себя следующие формы и методы:

  • Профессиональное просвещение и пропаганда (знакомство с рабочими профессиями, оформление стендов, изготовление буклетов);
  • Профессиональная психодиагностика и профконсультации (оказание помощи в выборе профессии конкретному воспитаннику);
  • Комплекс профориентационных мероприятий (беседы, экскурсии, игры, просмотр фильмов, создание презентаций профессий, выставки работ учащихся)
  • Работа с родителями (консультации, рекомендации для поступления в учебные заведения, знакомство с курсами ЦЗН)

  1. План мероприятий и результаты работы по профориентации.

План работы по профориентации на 2018 – 2019 учебный год.

Мероприятие

Сроки

Анкетирование  (выявление профессиональных интересов учащихся)

сентябрь

Дискуссия «Кем я могу стать в будущем».

сентябрь

Экскурсия в Лесозаводский Центр занятости населения (ЦНЗ)

(структура, направление работы, предлагаемые учебные заведения, для обучающихся с ОВЗ).

октябрь

Оформление презентации к открытому занятию «Повар», «Пчеловод».

Оформление стенгазеты «Профессии швейного производства».

ноябрь

Внеклассное мероприятие Час общения «Мой выбор».

ноябрь

Изготовление буклетов для родителей «Куда пойти учиться?».

декабрь

Родительское собрание «Выбор профессии - дело серьёзное».

Оформление стенда «Твоё профессиональное будущее»?».

декабрь

Классный час « Я бы в пекари пошёл пусть меня научат»

январь

1.Экскурсия на производственное  предприятие И.П.«Форостенко».

2.Дискуссия « Смогу ли я работать пекарем».

февраль

Размещение статьи «Моя профессия - моё будущее» в газетах «Всё обо всём»,

 «На берегах Уссури».

февраль

Квест-игра «Все профессии важны - все профессии нужны».

март

Беседа  «Профессия продавец» (отдел мясных и колбасных изделий).

март

1.Экскурсия на Лесозаводский мясокомбинат.

2.Дисскусия об увиденных профессиях на мясокомбинате.

апрель

Выставка  практических  работ по швейному делу.

апрель

Встреча с главным специалистом центра занятости Т.Я. Дудиной.

май

Результаты профессионального образования выпускников за два предыдущих года. 

         Для выявления наиболее характерных особенностей профессиональной подготовки учащихся  мы провели мониторинг  дальнейшего обучения выпускников за последние два года. Данные, полученные в результате мониторинга,  достаточно показательны, являются критерием  для определения степени решения коррекционной школы основной задачи - подготовки учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Анализ показал, что за два последних года большая часть  выпускников поступила в колледжи на рабочие специальности, причем наблюдается тенденция к увеличению % поступающих и заканчивающих обучение.

Информация за два года представлена в таблице.

2016-2017 г

2017- 2018 г

15 чел - выпускников

16 чел - выпускников

10 чел - профессиональные училища, курсы

12 чел - профессиональные училища, курсы

       

 Однако, хочется отметить, что в разные годы этот процент не одинаков, наблюдается волнообразная  картина: есть выпуски с практически 100% поступлениями выпускников в колледжи, а иногда процент поступлений ниже 50%. На эти показатели школа не всегда может повлиять, т.к. большая часть учащихся коррекционной школы – это дети из неблагополучных, малообеспеченных и даже социально опасных семей. Социально неблагополучные семьи не всегда могут дать возможность и стимулировать своих детей на обучение вне родного города, что является существенной проблемой многих выпускников.

       Профессиональных образовательных учреждений, имеющих лицензию на обучение   выпускников коррекционной школы в Лесозаводском городском округе нет. Получить профессиональное образование выпускники нашей школы могут в учреждениях других городов и поселков Приморского края. Кировский сельскохозяйственный технологический колледж, Черниговский сельскохозяйственный колледж, Спасский политехнический колледж, Уссурийский автомобильно – технический колледж.

То есть из вышесказанного видно, что проблема перед выпускниками актуальна, остра и требует внимания  не только педагогов, но и других служб.

  1. Стратегия продвижения образовательной инициативы:
  •  Выработать систему тесного сотрудничества  школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с центром занятости населения;
  •  Организовать взаимосвязь школы, семьи, службы занятости;
  •  Привлечь родителей учащихся для профориентационной работы;
  • Разработать план  профориентационной работы  на следующие  годы;
  • Создать на школьном сайте  раздел «Профориентация»

Список литературы

  1. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. — М.: Школа-пресс, 1994.
  2. Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. //журнал Дефектология. 1986. N6.
  3. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1966.
  4. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1988.
  5. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. — М.: Педагогика, 1990.
  6. Интернет -ресурсы

www.infomost.ru/pmuz/number   www.redline.ru/education.old/rubricator


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная образовательная среда как условие успешной социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью

Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве : материалы VI Международ-ной научно-практической конференции (г. Москва, 12 марта 2015 г.) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. - Москв...

Методическая разработка по профориентации «Все профессии нужны, все профессии важны»

Это мероприятие проводится с участием обучающихся нашего техникума в «День открытых дверей». Сотрудники и студенты принимают равноправное добровольное участие в организации внешней рекламы (предоставл...

Правовая викторина для профориентации школьников 8-9 класса

Викторина проводится в рамках дня открытых дверей для школьников Северного округа г. Москвы по основам правовых знаний и основана на использовании игровых технологий с целью привлечения школьников ...

Методическая разработка сценария для начальной школы "Мы школьниками стали" или "Путешествие по островам"

В сценарии в игровой форме, персоонажи Ученый кот, почтальон Печкин, Шапокляк пригглашают детей отправится в путешествие по островам конечная цель - остров "Мечты"...

«Новые технологии воспитания и социализации школьников в контексте стандарта второго поколения»

В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социа...

Методическая разработка онлайн урока, направленного на раннюю профориентацию младших школьников по профессии: 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» номинация: «Знакомство с миром профессий» тема: «Значимость электронных устройств в жизни

Данная методическая разработка составлена для проведения урока, направленного на раннюю профориентацию младших школьников.  Тема урока: «Значимость электронных устройств в жизни современног...

Методическая разработка мастер-класс в рамках профориентации школьников "Профитроли"

Методическая разработка мастер-класса для школьников по специальности 43.02.15 "Поварское и кондитерское дело"...