Адаптивная образовательная среда как условие успешной социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью
статья на тему
Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве : материалы VI Международ-ной научно-практической конференции (г. Москва, 12 марта 2015 г.) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. - Москва : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. – 305 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.5 КБ |
![]() | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.В.Воронова (Москва)
Адаптивная образовательная среда как условие успешной социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и молодежи имеет общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал, благосостояние ее граждан и их социально психологическая защищенность. Ухудшение здоровья детей имеет социальное обоснование, и зависит от многих негативных факторов. В последнее время наблюдается тенденция роста детей с осложнёнными формами развития. Такие дети составляют основной контингент обучающихся специальных (коррекционных) школ и нашей школы, в частности. Коррекционно - развивающая работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью в первую очередь направлена на формирование адаптивной избыточной образовательной среды, где осуществляется комфортное для ребёнка развитие его способностей, социальных компетенций. Современный педагогический опыт работы в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях направлен на решение вопросов интеграции детей с особенностями в развитии в естественную социальную среду. Особое внимание мы обращаем на интеграцию трёх процессов, составляющих суть образования - воспитание, обучение и развитие.
Предназначение системы образования:
Создание условий для свободного развития личности ребенка в границах культурных достижений человеческой цивилизации. Гармоничное развитие во всех сферах:
- физической
- интеллектуальной
- эмоциональной
- ценностной
- морально-волевой
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования.
Сегодня мы наблюдаем мощное размывание границ контингента детей общего и специального образования: практически в каждой из школ, входящих в состав как нашего, так и любого другого комплекса, есть «инклюзированные» дети, имеющие рекомендации комиссии по обучению по программам для детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития. Но стойкое нежелание родителей признать очевидное мешает специалистам образовательных учреждений определить необходимый и оптимальный для ребенка образовательный маршрут, создание социально-психологических условий для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
Процесс обучения таких детей характеризует низкий уровень работоспособности, повышенная утомляемость, быстрая истощаемость учебной деятельности. В случае выстраивания процесса обучения без учёта особенностей детей формируются состояния риска адаптационных процессов, а в последующем и школьная дезадаптация, что влечет за собой резкое снижение успеваемости, как наиболее яркое ее проявление. Ребёнок реагирует на такую ситуацию сначала в форме защиты (утрата учебной мотивации, поиск и утверждение себя в различной замещающей учение деятельности), а затем и протеста (активного или пассивного).
Первый, от кого зависит успех работы с детьми, это учитель. И не просто учитель, а человек с высоким уровнем профессиональной подготовки. Главный принцип работы педагога, как и врача: «Не навреди!». При обеспечении государственных гарантий доступности и равных возможностей для получения полноценного образования для каждого учащегося школы, перед обществом в целом и системой образования, в частности, встаёт вопрос о взаимной адаптации ребёнка к требованиям социума и социума к индивидуальным возможностям ребёнка.
Современное образование нацелено на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Помочь школе организовать образовательный процесс так, чтобы все перечисленные категории детей были успешными в обучении, и призван школьный ПМПк.
Консилиум – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процессы развития, обучения и адаптации детей с особенностями развития по разным направлениям, оказывающих специализированную помощь как учащимся, так учителям и родителям, которая проводится только с добровольного их согласия
Оценить особенности и уровень развития ребенка, возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение невозможно без взаимодействия со школьным психолого-педагогическим консилиумом. Психолого-медико-педагогический консилиум школы является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам). Консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий. Наш школьный консилиум является объединением специалистов различных профилей их всех структурных подразделений нашего комплекса: это и педагоги-дефектологи, логопеды как школьные, так и дошкольные, психологи, социальные педагоги. То есть специалисты, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения. Необходимость комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям нашего образовательного учреждения очевидна.
Целью организации Консилиума является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Организация условий для индивидуально-ориентированного подхода к учащимся в процессе воспитания и образования, определение индивидуальной траектории обучения и воспитания. Совершенствование системы и механизма комплектования классов, перевода учащихся в соответствии с актуальными и потенциальными возможностями в рамках образовательного учреждения.
ПМПк решает важные задачи по определению и конкретизации специальных условий, содержанию и способов организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; разработке индивидуальных программ психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также их корректировке на основе анализа эффективности; консультированию родителей (законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка; участию в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры педагогов, родителей, детей. Цель сопровождения – создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения», то есть активное направленное воздействие на социальные условия, в которых живет ребенок. Сфера нашей ответственности не ограничена рамками задач преодоления трудностей обучения.
Слаженная работа специалистов в составе ПМПк позволяет выработать и реализовать единую стратегию развития ребенка с проблемами и организацию поддержки его семье, решать «горячие» вопросы инклюзивной практики и повысить ответственность за результаты общей работы. Такой подход позволяет комплексно и эффективно решать проблемы ребенка и его семьи, оптимально используя ресурсы специалистов, участвующих в командной работе, на всех этапах психолого-педагогического сопровождения. Одной из концептуальных задач нашего школьного ПМПк является создание условий для качественного вариативного образования в соответствии с различными потенциальными возможностями и образовательными запросами учащихся.
Повышенная уязвимость указанной категории детей требует совершенствования образовательного процесса с учётом необходимости применения специальных методик, приемов, методов, организации специальной помощи (педагог, логопед, психолог).Наш ПМПк в данном случае выступает одним из координаторов осуществления взаимодействия всех участников образовательных отношений.Мы стараемся учитывать все тонкости в развитии нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальные возможности продвижения конкретного ребенка.
В современных ПМПк на первый план выходит задача своевременной диагностики и преодоления отклонений в развитии детей и подростков в адекватных для них условиях (обучения, воспитания, лечения), то есть задача определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными; вынесение заключения о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми; организация сопровождения с учетом выработанных рекомендаций. Изучение ребенка на психолого-медико-педагогической консультации не сводится только к накоплению данных о ребенке и разработке системы коррекционно-развивающих мероприятий. Вместе с этим мы уделяем большое внимание также психотерапевтически ориентированной работе с родителями и близкими ребенка. Участие родителей в реабилитационных мероприятиях является одним из решающих факторов эффективной развивающей и, тем более, коррекционной работы. Поэтому без привлечения родителей к коррекционному развитию собственного ребенка, без тесного и эффективного контакта со специалистами, постоянного взаимодействия не только с учителем, но и с другими специалистами школьного консилиума, эффективная реабилитация невозможна.
Таким образом, исходя из главной идеи психолого-медико-педагогического сопровождения — создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, можно сформулировать основные задачи деятельности психолого-медико-педагогического консилиума как определение путей и средств коррекционно-развивающей работы, учитывающей возможности ребенка получить более высокий образовательный результат каждого обучающегося на основе выявления у него несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и поведении. Мы в своей работе стараемся делать всё возможное, чтобы выполнить эту задачу, чтобы в нашем образовательном учреждении не было неуспешных учеников, чтобы все дети шли в школу с удовольствием, зная, что никаких негативных эмоций они здесь не получат.
Мы убеждены, что школа должна быть местом радости, спокойствия и сотрудничества.
Мы понимаем, что успешная социализация наших выпускников предполагает эффективную адаптацию их в обществе, способность противостоять трудностям в том случае, если они мешают их саморазвитию, самореализации. Главной задачей обучения и воспитания наших детей мы видим в развитии их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. В нашей школе обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Современный педагогический опыт работы в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях направлен на решение вопросов интеграции детей с особенностями в развитии в естественную социальную среду. Педагоги нашей школы осознают свою миссию в создании условий для формирования духовно и нравственно развитого человека, социально адаптированного, способного жить и трудиться в обществе, выбирающего здоровый образ жизни. Мы в своей работе стараемся использовать все возможные ресурсы и резервы школы и социума.
Вся воспитательная деятельность осуществляется через следующие формы работы:
- Коллективные творческие дела
- Проектная деятельность (индивидуальная и групповая):
учитель- ученик; ученик-ученик; ученик-родитель
- Социально-значимые мероприятия.
- Спортивные мероприятия
- Классные воспитательные часы
- Экскурсионная деятельность (посещение музеев и
выставочных залов Москвы и Подмосковья)
- Система дополнительного образования.
- Работа с семьей обучающихся
Все мероприятия, проводимые как в школе, так и за её пределами, имеют коррекционную направленность и оказывают корригирующее воздействие на личность учеников. В процессе воспитательной работы происходит развитие различных сторон личности умственно отсталого ребёнка, формируется умение работать и жить в коллективе.
Учащимся специальных коррекционных школ сложно участвовать на равных со своими сверстниками из массовых школ в фестивалях, конкурсах, соревнованиях в силу особенностей своего развития, но педагоги нашей школы находят возможности для участия наших детей в реализации окружных и городских конкурсных, фестивальных и т.д. программ. Ученики нашей школы не только участвуют, но и занимают призовые места.
Воспитательная деятельность школы направлена на формирование у детей навыков адаптивного поведения каждой возрастной группы с одновременной корригирующей сверкой их поведения с разработанными нормами.
Неоценимым в реализации этой задачи является работа по созданию, пополнению и сохранению школьного музея. В процессе этой работы происходит развитие различных сторон личности ребёнка с нарушением интеллекта, формируется умение работать и жить в коллективе.
Гражданско-патриотическое воспитание в рамках музейной педагогики - неотъемлемая часть работы на уроках истории, русского языка, чтения, рисования (плакаты, газеты, поздравления). Hа своих уроках учителя и учащиеся-экскурсоводы используют музейные материалы: видеофильмы, аудиозаписи, книги, фотографии, портреты, экспонаты военного времени, символику России и Москвы. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся глубже узнать историю Отечества. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения проектно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: учатся описывать исторические источники, работать с историческими документами, сопоставлять факты и др.
В нашей школе создан «Отряд особого назначения», участники которого постоянно участвуют в акциях, посвященных памятным датам отечественной истории, проводят встречи с ветеранами войны, труда и делают запись на видео их воспоминаний о пережитом, о военных и трудовых подвигах. Работа таких отрядов оказывает огромное воспитательное влияние на поведение юных активистов. Выполняемые дела «Отряда особого назначения» - это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых. На сегодняшний день деятельность подобных отрядов необходима и значима.
История Великой Победы сегодня живёт не только на страницах учебников, но и в макетах, которые создаются на занятиях объединений дополнительного образования. Все макеты являются экспонатами музея. Работа в рамках дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся с нарушениями интеллекта, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Привлечение к работе в музее учителей, родителей учащихся позволяет расширить сферу поиска новых экспонатов и разнообразить формы и методы работы музея. На уроках и классных часах используются материалы из личных архивов семей учащихся. Школьники с интересом делятся историями о подвигах своих родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Учащиеся школы организовывают поздравительные концерты, на которых читают стихи, поют, танцуют для ветеранов, а младшие школьники на уроках труда готовят поздравительные открытки и сувениры.
Особенно торжественно проводится празднование Дня Победы. Учащиеся с нетерпением ждут возможности выразить слова благодарности и отдать дань подвигу, который совершили участники Великой Отечественной войны.
В нашей школе каждый год проводятся мероприятия в честь воинов-интернационалистов. Школьники охотно принимают участие в митингах и возложении цветов, проводимых Управой района и Советом ветеранов в памятные даты у памятников М.С. Бабушкина и Е.М. Рудневой.
Школьный музей является местом, где проводятся награждения учащихся за достигнутые ими достижения в различных мероприятиях.
В процессе работы в школьном музее происходит развитие различных сторон личности ребёнка с нарушением интеллекта, формируется умение работать и жить в коллективе.
Мы стараемся сделать так, чтобы в будущем наши дети имели свой заработанный кусок хлеба, поэтому профориентационная работа в нашей школе является очень значимой. Она проводится с обязательным учётом способностей учеников к тому или иному виду труда, их возможностей и интересов. Определение профессиональной пригодности и профориентация осуществляется комплексно и начинается уже в начальной школе.
В большинстве своём наши выпускники интегрируются в обществе и адаптируются на своём уровне. Одни работают и получают зарплату за свой труд, другие, хоть и не могут работать, но являются помощниками по хозяйству в своих семьях, становятся достаточно независимыми и самостоятельными в быту. Наши выпускники создают семьи, у них появляются дети. Большинство из этих детей обучаются в условиях коррекционных школ. Мы делаем всё возможное, чтобы помочь им стать полноценными членами общества.
Терпение и настойчивость, любовь к ребёнку, многолетние упорные усилия педагогов и родителей сглаживают последствия ошибок природы и способствуют реализации права каждого человека на свою долю счастья и благополучия.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА
Институт искусств и креативных технологий
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
материалы VI Международной научно-практической конференции
12 марта 2015 года, г. Москва
Москва
Редакционно-издательский центр
2015
УДК 08
ББК 74
Т65
Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве : материалы VI Международ-ной научно-практической конференции (г. Москва, 12 марта 2015 г.) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. - Москва : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. – 305 с.
А.В. Воронова
АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (стр. 30-36)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая образовательная среда в условиях СПО.
Одним из важнейших направлений развития современного образования, является процесс гумманизации. Он подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагого...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-128820-1506343386.jpg)
Профессиональная ориентация - условие успешной социализации в обществе детей особой заботы
выступление на МО воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/12/picture-329737-1442081674.jpg)
Индивидуализация образовательного процесса как залог успешной социализации детей с ОВЗ
выступление...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/07/picture-922316-1494139770.jpg)
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА УРОКАХ ХИМИИ
Рассмотрены концепции модернизации образования и тенденции совершенствования системы профессиональной подготовки будущих специалистов и разносторонне развитых личностей в СПО на примере Ка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1348229-1632218153.jpg)
Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.
Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/31/picture-1397927-1648692211.jpg)
Проблема формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся экспериментальные данные, характеризующие особенности пред...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/15/picture-986228-1513326013.jpg)
Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса
Доклад "Создание информационной образовательной среды как условие эффективной модернизации образовательного процесса" освещает вопросы модернизации российского образования на совр...