Педсовет. Патриотического воспитания как систематическая и целенаправленная деятельность ДДТ по формированию у учащихся гражданского сознания
рабочая программа
Обобщение опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Педсовет.
Патриотического воспитания как систематическая и целенаправленная деятельность ДДТ по формированию у учащихся гражданского сознания.
Подготовил: Копарник Юлия Юрьевна,
методист МБУ ДО ДДТ
Киселёвск
Введение
Патриотическое воспитание – это систематическая целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Овладение теорией и практикой патриотического воспитания учащихся - одна из актуальных задач педагогического коллектива, направленная на создание системы патриотического воспитания в Доме детского творчества. Представленный опыт работы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленных на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, что определяет новизну представленного педагогического опыта. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Именно эта работа реализуется в процессе деятельности творческого объединения городской «Пост №1», православного военно – патриотического лагеря «Витязь», развития городского юнармейского движения. Перечисленные педагогические практики представлены в докладе.
Таким образом, система патриотического воспитания, созданная в нашем учреждении, помогает управлять процессом подготовки учащихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии гражданско - патриотической и военно-патриотической деятельности в рамках взаимодействия всех участников образовательного процесса в сфере дополнительного образования.
Цель, работы педагогического совета: развитие системы патриотического воспитания в учреждении, посредством обобщения и распространения педагогического опыта.
Реализуемые задачи:
- представить собственный опыт профессиональной деятельности;
- способствовать обмену эффективными педагогическими практиками, результативными методиками и технологиями.
Система патриотического воспитания в муниципальном бюджетном
учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества»
Киселёвского городского округа.
Дом детского творчества выполняет роль городской инструктивно – методической площадки, осуществляющей руководство и координацию процессом патриотического воспитания среди общеобразовательных учреждений Киселёвского городского округа в пределах своих полномочий, способствует обеспечению эффективного функционирования системы патриотического воспитания в городе в целом. Большую популярность в городе приобрело развитие юнармейского движения среди 16 общеобразовательных учреждений. Дом детского творчества координирует работу 41 городского военно - патриотического объединения, сплотив в своих рядах юнармейские отряды, отряды командиров юнармейских команд школ города, армейцев – инструкторов из числа активистов городского юнармейского движения, воспитанников творческого объединения «ПОСТ №1». Сегодня, в рядах юнармейцев, Дом детского творчества объединил 690 человек, обучающихся разного возраста, от 7 до 18 лет.
Наиболее значимые мероприятия военно-патриотической направленности – ежегодные 3 этапа городских смотров – конкурсов юнармейских команд, которые приобрели широкий масштаб среди разной возрастной категории учащихся. Городские смотры - конкурсы обеспечивают: возможность на деле проверить себя, свою готовность стать защитником своих родных, своего Отечества; возродить лучшие традиции военно-спортивных игр; сохранить спортивный азарт и рыцарский дух бескорыстного поединка, стремление к объединению усилий во имя достижения обшей цели и овладению военно-прикладными навыками, необходимыми для будущего защитника России. Военно-спортивная игра — это ролевая игра с элементами «военизации», в которой присутствуют термины и понятия, применяемые в военном деле. Каждое объединение ребят имеет свою форму одежды, шеврон. В своих взаимоотношениях члены объединения используют элементы, взятые из «Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации» и «Строевого устава Вооружённых Сил Российской Федерации».
Как результат проведения городских смотров – конкурсов юнармейских команд - отличные знания юнармейцев в различных областях: теоретической, строевой, физической, тактической, начальной военной, огневой, медико - санитарной подготовки. Армейцы владеют топографическими знаниями, общевоинскими знаниями, начальными навыками ведения рукопашного боя.
Высокую оценку своей деятельности получило творческое объединение городской «Пост №1» - структурное подразделение Дома детского творчества. Деятельность творческого объединения «Пост №1» реализуется на основании Программы, концепции, локальных актов.
«Пост № 1» у Вечного огня – своеобразный центр практической реализации системы героико – патриотического, интернационального, духовно - нравственного воспитания подростков и молодёжи города, что особенно актуально в этом году: ежедневные Минуты Памяти, Уроки мужества и Славы, вечера встреч и воспоминаний с ветеранами войны и труда, изготовление сувениров, оказание шефской помощи и поисковая работа, конкурсы рисунков и поделок «Великой Победе посвящается» вот неполный список мероприятий, в которых воспитанники не только принимают участие, но и сами являются организаторами.
Комплексная подготовка учащихся в творческом объединении «Пост №1» включает в себя изучение учебных циклов:
- «Организация караульной службы»;
- «Строевая подготовка»;
- «История воинской Славы России»;
- «Основы военной службы»;
- «Основы огневой и тактической подготовки»;
- «Военная топография»;
- «Медико – санитарная подготовка»;
- «Основы ведения рукопашного боя»;
- поисковую, проектную и исследовательскую деятельность.
Реализуется система знаний, умений и навыков в процессе практической деятельности обучающихся.
Творческое объединение «Пост №1» организует и проводит ежегодно «Вахту памяти» у Вечного огня, осуществляет шефскую помощь ветеранам войны и труда, ведёт поисковую работу; участвует в подготовке и проведении Дней Воинской славы России.
В результате деятельности: совершенствуется год от года организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность мероприятий патриотической направленности, используется потенциал традиционной народной культуры, библиотек, школьных и городского музеев, взаимодействие с общественными организациями (Совет ветеранов, ДОСААФ, Региональное отделение совет ветеранов Афганистана), муниципалитет, управление образования, военный комиссариат.
Духовно – нравственное воспитание – неотъемлемая часть патриотического воспитания. Ярким примером духовно – нравственного воспитания детей и подростков является деятельность православного военно - патриотического лагеря «Витязь». В процессе профильных учебных занятий по огневой, строевой, тактической, медицинской, начальной военной, общественно – государственной подготовке и духовно - нравственного воспитания на православных уроках при поддержке священнослужителей храма Божией матери «Скоропослушница» происходит формирование личности юнармейца.
Юнармейцы включаются в активную деятельность, посредством которой формируется система взаимодействия, происходит накопление опыта в организации подросткового досуга, в развитии лидерского потенциала и социальной активности. На сегодняшний день православный военно-патриотический лагерь «Витязь», сохраняя лучшие традиции, большое значение при организации профильной смены отводит реализации принципа самоуправления. Самоуправление, вызывая к жизни инициативу, открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования детского коллектива и социальной активности каждого армейца. Командирами взводов, отделений, инструкторами – армейцами в лагере являются активисты юнармейского движения из числа обучающихся творческого объединения «Пост №1» и городской юнармейской команды Дома детского творчества.
Основной состав – 50 человек - активисты городского юнармейского движения в возрасте от 7 до 17 лет.
При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и опекаемым.
В результате деятельности православного военно – патриотического лагеря «Витязь» значительно повышается уровень гражданско – патриотического, духовно - нравственного воспитания учащихся, социальной активности, развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями.
И как показатель эффективного развития патриотического воспитания - ежегодное участие юнармейцев Поста и городской юнармейской команды в областных Спартакиадах школьников Кемеровской области по военно - прикладным и техническим видам спорта, военно – спортивных играх «Победа», «Во славу Отечества».
Заключение
В ходе реализации патриотического воспитания стоит отметить: учреждению удалось добиться определённых положительных результатов в создании эффективных условий социализации подростков и межведомственного взаимодействия на примере организации деятельности профильного православного военно – патриотического лагеря «Витязь», творческого объединения «Пост №1», городского юнармейского движения.
- В плане обеспечения инструктивно – методической помощи, изучения и обмена передового опыта в области патриотического воспитания осуществляется сотрудничество с областным Центром военно – патриотического воспитания.
- Для проведения эффективной воспитательной работы патриотической направленности в течение учебного года и в летний период налажено взаимодействие с общественными организациями (Совет ветеранов, Региональное отделение совет ветеранов Афганистана), военный комиссариат, с представителями православной церкви.
- С целью практического обучения детей и подростков основам безопасного жизнеобеспечения, действиям при возникновении ГО и ЧС, оказанию первой медицинской помощи (на примере лагеря «Витязь») осуществляется межведомственное взаимодействие со службами экстренного реагирования: ГО и ЧС, скорой помощи, службой спасения, городским отделом внутренних дел.
- В рамках духовно – нравственного воспитания (на примере лагеря «Витязь») налажено взаимодействие с представителями православной церкви (знакомство с православной культурой, традициями русского народа, святынями и святыми России).
- Педагогический опыт отмечен «Золотой медалью» Кузбасского образовательного форума «Экспо – Сибирь», 2015, в конкурсе «Инновации в образовании».
В результате такого рода деятельности, направленной на межведомственное взаимодействие всех участников образовательного процесса в сфере дополнительного образования, создаются эффективные условия социализации подростков, наблюдается положительная динамика роста патриотического воспитания в учреждении и городе в целом, возрастание социальной активности детей, и молодежи, преодоление экстремистских проявлений, возрождение духовности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-450046-1400614752.jpg)
ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Современные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности
Доклад для выступленияна Педагогическом советеСовременные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-551577-1418673218.jpg)
Педагогический проект "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в детской школе искусств"
Проект рассчитан на реализацию силами коллектива преподавателей школы искусств, учащихся с привлечением родителей, других образовательных учреждений поселения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-448270-1421243250.jpg)
взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся
Мы уверены, что родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770197-1458402633.jpg)
Доклад «Роль изучения истории родного края в гражданско – патриотическом воспитании учащейся молодежи»
Россия… Родина… С чего начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она живет в нас всегда, до тех пор, пока живем мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дом...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/16/picture-774680-1734356658.jpg)
Формирование навыков безопасного поведения в контексте гражданско-патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общест...
Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста
Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-493644-1584725700.jpg)
Описание опыта работы на тему:«Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»
Описание опыта работы на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»...