Формирование навыков безопасного поведения в контексте гражданско-патриотического воспитания.
статья на тему

Баранова Ирина Игоревна

Гражданско-патриотическое воспитание - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества. К инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком  смысле – целенаправленная деятельность, призванная  формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Воспитание безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. И именно навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях мы формируем у детей на нашем кружке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tulskaya_i.i.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тульская Ирина Игоревна

Педагог-организатор, педагог дополнительного образования

ГБОУ гимназии № 446

Формирование навыков безопасного поведения в контексте гражданско-патриотического воспитания.

Чтобы лучше понять и обозначить тему моего сегодняшнего выступления, я бы хотела ввести несколько дефиниций.

Гражданско-патриотическое воспитание - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества. К инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком  смысле – целенаправленная деятельность, призванная  формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Воспитание безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. И именно навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях мы формируем у детей на нашем кружке. Мы изучаем разнообразные сюжетно-ролевые ситуации, смотрим видеоролики, играем в викторины и разнообразные игры. В ходе работы кружка дети узнают много нового по разнообразным направлениям, таким как:

Безопасность в школе – в этом разделе изучается формальные и неформальные правила поведения в здании школы, ребята разрабатывают планы эвакуации при пожаре, пишут правила для младших школьников, обсуждают, как можно избежать тех или иных несчастных случаев.

Безопасность на дороге – в этом разделе изучаются ПДД для велосипедистов, машин, пешеходов. Изучаются знаки ПДД, что в последствие позволяет ребятам не только оценивать свое поведение на дорогах и избегать ДТП, но и проще сдавать на права.

Безопасность при чрезвычайных ситуациях – в этом направлении мы разбираем, какие чрезвычайные ситуации могут случиться (пожар, ограбление, нападение и пр.) Ребята формируют умения по возможности избегать таких происшествий, но также изучают, как вести себя, по необходимости, в том или ином случае. Мы учимся оказывать ПМП в абсолютно разных ситуациях, а также учимся определять, что могло случиться с человеком по видимым признакам (например, как отличить обморок от комы, или от диабетического припадка и пр.)

Безопасность на улице – посвящена, в основном, повторению тех основ, что мы изучаем в других разделах, но помимо этого включает дополнительные навыки по поведению на воде, в лесу, при походах, поездках на дачу и т.д. Ребята учатся анализировать собственный досуг и прогнозировать , какие ЧП могут произойти, и как можно их избежать.

И последний раздел – пожарное дело. Ребята изучают его с различных сторон. Узнают его историю, знаки пожарной безопасности, учатся оказывать ПМП при пожарах и ожогах. Мы сотрудничаем с местной пожарной частью, куда ходим на экскурсии, а также на тренировки по пожарно-прикладному спорту.

После 2 лет обучения по программе "Безопасный мир" у детей сформированы знания о: видах ПМП, причинах возникновения самых распространенных чрезвычайных ситуаций, правилах и последовательность действий при чрезвычайных ситуациях. Сформированы навыки: оказания основных видов ПМП, поведению в нестандартной ситуации, выполнению упражнений пожарно-прикладного спорта, написания агитсценариев, выступление с ними.

Камелия Галчева утверждает: "Целью воспитания детского безопасного поведения является формирование социальных компетенций, поведенческие и социальные умения, которыми можно пользоваться в любое время по предназначению без особых усилий со стороны личности, т. е. превратить их в стиль жизни. Формирование безопасного поведения - это часть системы патриотического воспитания и связано со здоровым воспитанием, потому что учить ребенка беречь самого себя и других, в сущности часть его культуры".

Через осмысление себя ответственным гражданином своей страны, через понимание того, что ты можешь способствовать разрешению конфликта, что ты можешь прийти на помощь нуждающимся, что ты знаешь, как вести себя в той или иной ситуации – через формирование этих навыков, навыков безопасного поведения, у ребенка появляется чувство причастности к судьбе нашей страны. Это дает ему возможность как-то повлиять на различные жизненные ситуации, сделать лучше свою жизнь и жизнь своих близких. Полюбить через это осознание, через эти возможности свою малую родину, и свою страну. А не это ли является истинным патриотизмом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг-психодрама для подростков по формированию навыка уверенного поведения в опасных ситуациях "Сказка ложь, да в ней намек"

Тренинг для  подростков  формирует навык противостояния давлению, повышению стрессоустойчивости, сплочению коллектива, может использоваться в рамках антинаркотических акций, профилактики нас...

Приемы нравственного воспитания студентов Формирование навыков культуры поведения и здорового образа жизни

Творчество предполагает самостоятельность в освоении и созидании ценностей образования, основанное на индивидуальности и оригинальности личности.По мнению В.А. Сластенина, организация образовательного...

Презентация по ПДДТТ. " Применение кейс-технологий в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге"

Меня очень заинтересовала работа с кейс-технологиями. Так как позволяет погрузить группу детей в проблемные ситуации и путем подбора решений найти выход. Дает возможность на практике использовать полу...

Публикация" СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ ПО ИГРОВЫМ ВИДАМ СПОРТА КАК ПРОДУКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ"

Пропаганда высоких стандартов физической формы и популяризация и поднятие престижа армейской службы – несомненно, важная и приоритетная задача, которая и реализовывалась в рамках гражданско-патр...

Реализация методической темы самообразования: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Для успешной реализации задачнеобходимо создание соответствующейпредметно-развивающейсреды и её умелое использование в процессе интеграции образовательных областей....